СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Закон сохранения в механике"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

7 класс Урок по физике «Закон сохранения в механике»

Цели урока:

1.Образовательная: Сформировать знания учащихся о законе сохранения энергии, о превращении одного вида энергии в другой, о не сохранении механической энергии в случаях действия сил трения.

2.Развивающая: Развивать научное мировоззрение, операции логического мышления, при изучении данной темы; совершенствовать общеучебные умения; развивать коммуникативные качества учащихся; повышать познавательную активность.

3.Воспитательная: Воспитывать:

  • Мотивы учения, добросовестности;
  • Дисциплинированность;
  • вести аккуратные записи в тетрадях;
  • толерантно относиться к друг к другу при устных ответах.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения:

  • Информационные,
  • Репродуктивные,
  • Наглядные.

Природа  никогда не изменит

великим законам  сохранения.

Даниил Бернулли

  1. Оргмомент.
  2. Актуализация знаний.
    • Сигнальные карточки – физические величины, изученные в 7 классе (учащиеся показывают необходимую величину, названную учителем).
    • Опрос или взаимоопрос учащихся по теме «Энергия. Кинетическая и потенциальная энергии»

Например:

  1. Что называют энергией?
  2. Кинетическая энергия…
  3. Потенциальная энергия…
  4. Кинетическая энергия зависит…и вычисляется по формуле….
  5. Потенциальная энергия зависит… и вычисляется по формуле….
  6. Единица измерения энергии…
  1. Изучение нового материала.
    • Мотивация – Рабочая тетрадь № 218 (выполняется совместно со всеми учащимися);

ПО СТРАНИЦАМ ИСТОРИИ:

  • Истоки открытия закона сохранения энергии уходят в глубокую древность.  «Из ничего ничего не бывает» - так древние греки выражали идею сохранения. Золотым правилом» механики («что выигрываешь в силе, то проигрываешь в расстоянии») пользовался еще Архимед.
  • Считается, что идея использования силы пара для превращения ее в энергию движения принадлежит Герону Александрийскому, жившему в 1 веке нашей эры и создавшему эолипил - "шар Эола"
  • Рене Декарт  (1596-1650 гг.) - Сформулировал закон сохранения количества движения: «Если одно тело сталкивается с другим, оно не может сообщить ему никакого другого движения, кроме того, которое потеряет во время этого столкновения, как не может отнять у него больше, чем одновременно приобрести себе».
  • Христиан Гюйгенс (1629-1695 гг.) - Исследуя удар шаров, доказал, что сохраняется неарифметическая, а векторная сумма их количеств движения.
  • Готфрид Лейбниц (1646-1716 гг.) - Дает свой закон – сохранения  «живых сил». Под живой силой Лейбниц понимал величину mv2 ,то есть удвоенную кинетическую энергию тела.
  • Томас Юнг (1773-1829 гг.) - Ввел понятие   кинетической энергии. Под словом «энергия» понимал «способность тела совершать работу вследствие приобретении скорости».
  • Сади Карно (1796-1832 гг.) - Впервые в его работах было упомянуто понятие потенциальной энергии, которое вошло во всеобщее употребление в середине  19 века благодаря трудам шотландского ученого Уильяма Ранкина.
  • в 1758 году Михайло Васильевич Ломоносов писал: «Самые первые начала механики…еще находятся в периоде обсуждения, и наиболее выдающиеся ученые этого столетия не могут прийти к соглашению о них»
  • Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765 гг.) - В 1748 году М.В. Ломоносов писал: «встречающиеся в природе изменения происходят так, что если б к чему-либо нечто прибавилось, то это отнимается у чего-то другого…Тело, своим толчком побуждает другое к движению, столько же теряет от своего движения сколько сообщает другому, им двинутому».
  • В середине 19 века немецким врачом и физиологом Р. Майером, английским физиком Дж. Джоулем и немецким врачом и естествоиспытателем Г. Гельмгольцем примерно в одно и тоже время был установлен закон сохранения и превращения энергии как   всеобщий закон природы
  • Один из самых основных законов природы – закон сохранения энергии. Это не только физический закон. Он применим:
  • В астрономии (для расчета движения планет и звезд);
  • В космонавтике (для расчета движения космических кораблей и спутников);
  • В технике (для расчета движения и работы различных машин и механизмов);
  • В химии;
  • В биологии и т.д.

Одним из следствий закона сохранения и превращения энергии является утверждение о невозможности создания «вечного двигателя» (perpetuum mobile) – машины, которая могла бы неопределенно долго совершать работу, не расходуя при этом энергии.

  • Примеры по рисункам учебника 122, 123.
  • Превращение энергий. Е=Ек+Еп=const
  • Закон сохранения энергии: если между телами действуют только силы тяжести и упругости, то полная механическая энергия сохраняется.
  • При наличии сил трения механическая энергия не сохраняется.
  1. Закрепление.
    1. Объясните, какие превращения энергии и почему происходят в следующих случаях:

А) при движении мяча, брошенного вверх;

Б) при скатывании шара с наклонной плоскости;

В) при падении потока воды в водопаде;

Г) при падении пластилинового шарика на пол.

  1. Как был установлен закон сохранения энергии в механике?
  1. Что убеждает нас в справедливости закона сохранения механической энергии? Ответ обоснуйте.
  1. Подведение итогов урока.
  2. Домашнее задание. § 39, страница 131 (таблица); Рабочая тетрадь № 224, 225.

Используемая литература:

1. Физика. 7 класс : учебник для общеобразоват. учреждений/ Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевская. – М.: Дрофа, 2006.

2. Физика. 7 кл.: Тематическое и поурочное планирование/  Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевская. – М.: Дрофа, 2002. – 96 с.: ил.

3. Интернет ресурсы