Тема урока «Есенин – чудо поэзии…».
Цель: выявить особенности поэтического мастерства С.А.Есенина на основе материалов о жизненном и творческом пути поэта
Задачи:
Образовательная:
познакомить студентов с основными направлениями лирики поэта, показать истоки народности творчества С.А.Есенина; закрепить навык самостоятельной работы в группах;
Развивающая:
Развивать умения подбирать и отбирать необходимый материал по теме; умения работать с текстом и анализировать его;
Воспитывающая:
воспитывать у учащихся интерес к изучению литературы, любовь и бережное отношение к поэзии С.А.Есенина.
Оборудование: портрет, учебники и сборники стихотворений С.А.Есенина.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Студенты сидят по группам.
II. Предварительная подготовка
Каждая группа должна была подготовить эпиграф к уроку.
Принести сборники стихотворений С.Есенина.
Группы предлагают свои эпиграфы. Выбирается самый удачный и записывается на доске и в тетрадях после темы.
«Есенин – это чудо поэзии. И как о всяком чуде, о нём трудно говорить. Чудо нужно пережить. И надо в него верить. Чудо есенинской поэзии не только убеждает, но и всегда волнует, как проявление большого человеческого сердца.
Павло Тычина
План урока (написан на доске заранее)
«Тебе, о Родина, сложил я песню эту» (Тема Родины, России в творчестве поэта).
Родина – это и «страна березового ситца». (Стихотворения о природе).
«Для зверей приятель я хороший» (Поэзия С.Есенина о природе – это и любовь ко всему живому).
«Много женщин его любило, да и он любил не одну…» (Любовная лирика С.Есенина).
III. Вступительное слово учителя
Сегодня на уроке мы познакомимся с гениальным поэтом Сергеем Есениным.
Сергея Александровича Есенина представлять, кажется, не надо - это самый читаемый в России поэт.
У гениального поэта гениально и его творчество, произведения, написанные в начале 20 столетия, актуальны, интересны, читаемы и сегодня. Есенин народный, национальный поэт не только потому, что он родился в самой что ни на есть российской деревне, что писал о родной природе, что язык его стихотворений прост и понятен, но и потому, что каждый человек в России хоть однажды переживал те же чувства, что и Есенин.
Современники отмечали необычайно стремительное вхождение его в литературу. Максим Горький писал: “Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии…”
Краткое сообщение студентов о жизненном и творческом пути С.Есенина.
Сергей Есенин родился 21 сентября (3 октября по старому стилю) 1895 г. в селе Константиново Кузьминской области Рязанской губернии в крестьянской семье. Сам поэт в автобиографической статье “О себе” рассказывает так:
“С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло все моё детство”
Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку. Потом они учили меня плавать. Один дядя (д. Саша) брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня бельё и, как щенка, бросал в воду. Я неумело и испуганно плескал руками и, пока не захлебывался, он все кричал: “Эх, стерва! Ну, куда ты годишься? ”
“Стерва” у него было слово ласкательное. После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавал за подстреленными утками по озерам.
…Бабушка любила меня до бесконечности. По субботам меня мыли, стригли ногти, гарным маслом гофрили голову, потому что не один гребень не брал кудрявых волос. Но масло мало помогало. Всегда я орал благим матом и даже теперь какое-то неприятное чувство имею к субботе.
Так протекало моё детство. Когда же я подрос, из меня очень захотели сделать сельского учителя и потому отдали церковно-учительскую школу, окончив которую я должен был поступить московский учительский институт. К счастью, этого не случилось. Стихи я начал писать рано, лет с девяти, но сознательное творчество отношу к 16-17 годам”.
В 1912 г. Есенин окончил Спас-Клепиковскую учительскую школу и приехал в Москву, где работал в конторе у купца корректором в типографии, в течение полутора лет учился в университете Шанявского. В марте 1914 г. он приехал в Петербург, где оставался до призыва в армии 1916 г. Это важный период в жизни и творчестве поэта.
Он пишет: “Там меня встретили весьма радушно. Первый кого я увидел, был Блок”.
Второй - Городецкий. Когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что я первый раз увидел живого поэта.
Городецкий свел меня с Клюевым, о котором я раньше не слыхал…
Белый дал мне много в смысле формы, а Блок и Клюев научили меня лиричности”
Вскоре стихи Есенина начинают появляться в газетах и журнал, а в 1916 г. вышел первый сборник “Радуница”.
Мировоззрение Есенина складывалось под влияньем русской природа. Природа и Родина для поэта - неразрывные понятия.
Есенин стал свидетелем таких драматический исторический событий, как Первая мировая война, революция, Гражданская война. Он не мог не отозваться на них, поэтому мотивы и образы “Радуницы” сменились другими. Время требовало от поэта иных образов, выражающих его отношение к происходящему. Есенин не только высказывал свою гражданскую позицию в стихах, но и утверждал и своими поступками.
Так после Февральской революции, он покидает армию, о чем впоследствии напишет в поэме “Анна Снегина”, мотивируя своё решение.
Есенин признавался, что “в годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном” он как и многие русские интеллигенты, ожидал, прежде всего, не политического переворота, а “революцию духа”, надеялся на нравственное перерождение мира, России и отдельного человека.
Стремительно меняющая реальность заставляет поэта искать новые поэтический язык, новый ритм. 1919 г. эти искания привели его в группу имажинистов.
Слово “имажинист” произошло от английского и французского , image - образ. Имажинисты считали создание художественного образа самоцелью.
Поиски образности в русле имажинизма не увели Есенина от национальных корней, а лишь усилили интерес к народному образу, подтолкнули к поискам образности в русском языке.
Поэт надеялся, что революция возродит этот национальный дух, но этого не произошло. Есенин скоро убедился, что его мечтам о “революции духа” не суждено сбыться. Это вызвало у него пессимизм и отчаяние. В стихах этого периода исчезает яркость и свежесть красок, появляется черный цвет, который становиться преобладающим на есенинской палитре. Лирический герой предчувствует гибель дорого ему мира, а вместе с ним - свою гибель:
Летом 1921 г. в Москву из-за границы прибыла на гастроли знаменитая танцовщица А. Дункан.
Есенин и Айседора Дункан - это одна из важных и ярких страниц в жизни Есенина. История их большой любви, которую Луначарский назвал “горьким романом”, не может не тронуть силой и трагичностью чувств двух необыкновенных людей.
. Его жизнь оборвалась в ночь с 27 по 28 декабря 1925 г. в номере гостиницы “Англетер” В Ленинграде. До сих пор точно не установлено было это убийство или самоубийство.
С. Есенин похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве. Трагически замолчал русский соловей, но как и к Пушкину, и к Лермонтову к нему не зарастает “народная тропа”.
Задание:
Каждой группе дано задание и список стихотворений С.Есенина, рекомендуемых по этой теме. Студенты могут работать по этому списку выборочно, заменять стихотворения по своему усмотрению.
Они находят эти стихотворения, готовятся к выразительному чтению. 2-3 стихотворения они должны устно проанализировать.
По своей теме они должны составить небольшие проекты.
Защита проекта – это раскрытие темы. Принимают участие все учащиеся группы, предварительно распределив этот материал между собой.
Можно предложить для всей группы интересный вопрос по своей теме.
IV. Работа в группах
1 группа
С.Есенин – единственный среди русских лириков поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о Родине в особый раздел. Всё, написанное им, проникнуто «чувством Родины». Как писал сам поэт: «Чувство Родины – основное в моем творчестве».
Родина – Россия была для Есенина началом всех начал. Даже имя он произносил с восхищением: «Россия … какое хорошее слово… и «роса», и «сила», и «синее что-то»…
«Нет поэта без Родины» – так сказал С.Есенин. Для нее берег он самые заветные слова:
Стихотворение «Русь моя, деревянная Русь!»
«О пашни, пашни, пашни»
Есенин – поэт – патриот. Он часто повторял: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве».
Есенин считал себя певцом русской деревни, он с болью воспринимал перемены, происходящие в русской деревне, ему было жаль Русь уходящую:
Стихотворение «Край ты мой, заброшенный, Край ты мой пустырь…»
Стихи С.Есенина о родине – это целый мир, он живет, движется, переливается всеми цветами радуги. Это задушевная песня о великом и вечном – о России.
Стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная…»
И конечно же, стихи о родине – это стихи о родном доме, о матери. Сколько нежности и теплоты звучит в них! семья для Есенина была неотделима от Родины.
2 группа
Но родина для С.Есенина – это и «страна березового ситца»
Природа и родина для поэта не просто слова, это неразрывные понятия. Природа олицетворена, одухотворена С.Есениным. Мы видим образ живой природы:
«Сыпь ты, черемуха, снегом,
Пойте вы, птахи, в лесу…»
«Край ты мой заброшенный, край ты мой пустырь…»
«Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных,
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных…»
«Черная, потом пропахшая выть!
Как мне тебя не ласкать, не любить?»
(Образ живой природы создается обращениями.)
– Вспомним стихи, которые вы уже учили раньше. («Береза», «Пороша», «Черемуха», «Поет зима, аукает» и др.)
Природа всегда прекрасна в поэзии С.Есенина, даже тогда, когда
Стихотворение «Нивы сжаты, рощи голы…»
Она прекрасна, когда превращается в
Стихотворение «Несказанное, синее, нежное…»
Русская природа радуется и грустит вместе с поэтом, вселяет в него надежду, плачет над его несбывшимися мечтами!
Стихотворение «Зеленая прическа!...», «Закружилась листва золотая», «Отговорила роща золотая….», «Клен ты мой опавший…» и т.д.
Задания для всех учащихся:
– Найдите примеры цветового изображения. Какие цвета преобладают в стихах С.Есенина?
– Какие явления природы чаще всего изображает Есенин?
3 группа
Поэзия Есенина о природе дополняется еще одной весьма заметной особенностью.
Поэзия Есенина о природе – это любовь ко всему живому: «Для зверей приятель я хороший». он наделяет их (зверей, птиц, домашних животных) человеческими чувствами, рассказывает о них с неизменной нежностью.
«И зверье, как братьев наших меньших, никогда не бил по голове»,
«Каждый стих мой душу зверя лечит».
«Звери, звери, придите ко мне в чашки рук моих злобу выплакать».
Стихотворение «Песнь о собаке», «Корова», «Лисица», «Табун».
Есть у Есенина прекрасное Стихотворение «Собаке Качалова» (звучит история создания этого стихотворения)
Выразительное чтение и анализ стихотворения.
4 группа
О любви пишет С.Есенин уже в самых ранних своих стихах, истоки которых – в песенном русском фольклоре. В этих стихах любовь к женщине сливается с любовью ко всему земному, любимая часто представляется в образе природы, которая олицетворена.
Стихотворение «Зеленая прическа, девическая грудь, О тонкая березка, что загляделась в пруд?»
Настроения любовной лирики меняются в «городских» стихах поэта.
Земная «девушка-природа» стала воспоминанием, мечтой:
Стихотворение «Зеленая прическа», «Вот оно, глупое счастье»
Меняется тональность любовной лирики в городском цикле стихотворений «Москва рыбацкая» (1923). Поэтичность, нежность сменил озлобленный цинизм, цинизм как защитная реакция, как отчаяние. любовь низведена до плотской, до животной потребности, но в конце стихотворения – жалобное раскаяние: «Дорогая, я плачу, прости меня…»
Цикл стихотворений «Любовь хулигана» (1923 г., возвращение С.Есенина из-за границы).
Эти стихотворения отличаются отречением от «кабацкого» прошлого, очищением, спасением через любовь. К лирическому герою приходит обновление. Трагический пафос сменяется лиричностью, задушевностью, откровенностью.
Стихотворения:
«Заметался пожар голубой»
«Пускай ты выпита другим»
«Дорогая, сядем рядом…»
«Мне грустно на тебя смотреть»,
«Вечер черные брови насупил» и др.
«Персидские мотивы» (1924-1925 г.) – этот цикл стихотворений попытка обрести согласие с самим собой и с миром. Романтический союз северянина и южанки. Стихи написаны на Кавказе, но на темы, сюжеты, тональность, сам образ любви повлияла персидская лирика. Любимая в персидской лирике превосходит своей красотой саму природу.
«Шаганэ ты моя, Шаганэ!»
«Я спросил сегодня у менялы…»
«Ты сказала, что Саади…»
V. Отчеты групп с использованием своих проектов
VI. Итог урока.
Выводы. Самоанализ и самооценка деятельности на уроке.