СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по творчеству С.Есени на "Тема родины в творчестве Есенина".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

К уроку прилагаются три презентации: по проверке знаний биографии и творчества поэта и проекты "Цветопись в лирике" и "Цвет и запах в лирике".

Просмотр содержимого документа
«Урок по творчеству С.Есени на "Тема родины в творчестве Есенина".»

Урок по творчеству Сергея Есенина

11 класс

Тема: «Моя лирика жива одной любовью...»

Лирический роман Сергея Есенина.


Цели урока:

обучающая:

осмысление учащимися особенностей творчества поэта Сергея Есенина, основных направлений его лирики, ключевых мотивов и образов поэтического творчества;

развивающая:

развитие умения анализа стихотворных произведений; организация самостоятельной творческой деятельности в группе, совершенствование умения отбирать необходимый материал по теме при разработке учебного проекта; активизация познавательной деятельности учащихся, их творческих способностей, направленных на раскрытие темы урока;

воспитательная:

формирование нравственных ценностей, духовное развитие обучающихся через обращение к поэтическому наследию Сергея Есенина, воспитание внимательного прочтения и отношения к его поэзии.

Задачи урока:

предметные:

воспитывать читателя, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного;

метапредметные:

формировать умение самостоятельно ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;

способствовать овладению обучающимися основами самоконтроля, самооценки;

формировать умения строить логическое рассуждение, делать выводы;

формировать умение организовывать учебное сотрудничество и совместную

деятельность с учителем и сверстниками; умение работать индивидуально и в группе;

формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

формировать умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

личностные:

формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

способствовать формированию нравственных чувств, коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

Используемые технологии:

технология деятельностного обучения,

технология личностно ориентированная обучения.

Тип урока: урок – исследование.

Форма урока: творческая мастерская.

Методы и приёмы:

объяснительно-иллюстративный метод: беседа с постановкой проблемных вопросов, выразительное и комментированное чтение художественного произведения;

исследовательский метод (кейс-метод): идейно-художественный анализ стихотворений, создание мини-проекта;

деятельностный подход: создание мультимедийной презентации (опережающие индивидуальные задания), создание кластера, сочинение синквейна;

интерактифные формы обучения: работа в группе;

творческий подход: написание эссе.

Форма обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.


Эпиграф к уроку

Есенин, дай на счастье нежность мне к березкам и

лугам, к зверькам и людям и ко всему другому на

земле, что мы с тобой так беззащитно любим.

Е.А.Евтушенко

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие учителя. Самоопределение к деятельности. Создание эмоционального настроя на урок.

Учитель:

-Из холодной зимы мы перенесёмся в зелёное лето, золотую осень и начнём урок песней на стихи Сергея Есенина. Сегодня он главный гость нашего урока, его соавтор.

Звучит песня на стихи Есенина. (2.2 мин.).

видео https://www.youtube.com/watch?v=S8pYdV3ymvg

-Уверена, что вы слышали и другие песни на стихи поэта. Среди исполнителей песен на стихи Есенина артисты самых разных жанров и направлений: известный актёр Сергей Безруков, мастер лирического романса, бард Олег Погудин, Александр Малинин, Александр Маршал, их поют представители шансона, рок-музыканты, поют простые люди и старшего поколения, и молодёжь.

На ваш взгляд, свидетельством чего является тот факт, что стихи поэта становятся песнями, их поют уже многие поколения, пели в 20 веке, будут петь и в 21-м?

Предполагаемый ответ:

- Стихи Есенина легко ложатся на музыку. В них душевные переживания, близкие людям независимо от времени.

- Есенин стал поистине народным поэтом, он близок народу. Это свидетельство его таланта.

Учитель:

В своё время Александр Блок справедливо заметил: «Гений всегда народен». А Есенин поистине гениальный поэт. Это общепризнанный факт.


2.Актуализация знаний.

Учитель:

- Сегодня и мы с вами бережно прикоснёмся к удивительному поэтическому слову Сергея Есенина. Наше занятие проведём в форме урока-мастерской, где каждый будет иметь возможность заняться творчеством, а ещё исследованием – исследованием творчества Сергея Александровича Есенина.

- Мастерская – это совместная работа людей, совместная деятельность. В нашем случае – исследовательская.

Как вы думаете, а что же может стать продуктом нашего урока, результатом работы в нашей мастерской?

Предполагаемый ответ:

Новые знания, новый взгляд на творчество поэта, новые смыслы, наш собственный анализ стихотворений поэта, понимание созданных в них образов, идей.

Учитель:

- Мастерская даст возможность каждому из вас высказаться, стать соавтором новых знаний, поможет состояться нашему уроку. А в конце урока каждый из вас даст оценку своего труда в нашей мастерской. Я предложу вас сегодня различные формы творческой практической деятельности. И познакомлю вас с технологией заполнения оценочного листа вашей индивидуальной деятельности.

Оценочный лист.

- На предыдущих уроках мы познакомились с биографией поэта, периодизацией его творчества. Вы познакомились и со стихами поэта. Поэтому позвольте мне по законам жанра (а жанр у нас – урок) провести для актуализации дальнейшей работы проверку имеющихся у вас знаний.

Ответы к заданиям будут проецироваться на слайдах:

Задание 1

Укажите дату и место рождения поэта. Назовите сословие, к которому он принадлежал.

Слайд 2

21 сентября 1895 года, село Константиново Рязанского уезда. Родился в крестьянской семье.

Задание 2:

Какое образование получил Есенин и какую приобрёл профессию?

Слайд 3

Сначала окончил земское училище, затем церковно-учительскую школу в Спас-Клепиках, окончив которую приобрёл профессию учителя грамоты. Поступил на историко-философский факультет Московского городского народного университета А.Л.Шанявкого, но не закончил его.

Задание 3:

Назовите первые стихи Есенина. Какова их тематика?

Слайд 4

Стихи «Берёза», «Черёмуха», «Пороша». Это были стихи о чистоте и красоте русской природы.

Задание 4:

Как назывался первый сборник стихов С.Есенина? Какой смысл был заложен в название сборника стихов?

Слайд 5

«Радуница» (1916). Связь поколений.

Задание 5:

Кого можно считать «крёстным» Есенина в литературе?

Слайд 6

Александра Блока: «Стихи свежие, чистые, голосистые».

Задание 6:

Современники много высказывались о Есенине, о его стихах, манере поведения. Кто автор такого высказываний о поэте?

«Стихи он принёс завязанными в деревенский платок. С первых же строк мне было ясно, какая радость пришла в русскую поэзию»

Слайд 7

(С. Городецкий).

Задание 7:

Назовите модернистское течение, с которым связывал себя Есенин. Что декларировали сторонники этого течения?

Слайд 8

Имажинизм? Создание образа.

Задание 8

Известно ли вам что-либо об «Ассоциации вольнодумцев» Ордена имажинистов?

Слайд 9 – об «Ассоциации вольнодумцев»

Задание 9:

Какое прозвище получил Есенин в литературных кругах?

Слайд 10

Рязанский Лель. Позже появилась своеобразная визитная карточка: «певец берёзового ситца»

Задание 10:

Есенин – автор произведений разных жанров. Назовите известные вам жанры произведений, кроме стихотворений.

Слайд 11

Роман (повесть) «Яр», рассказы, очерки: «Бобыль и Дружок»; «Железный Миргород», «У белой воды», «Каленые червонцы» (Николины притчи), «Свеча воровская» (Николины притчи). Есенин – автор и двух пьес: «Пугачев» и «Страна негодяев», и поэтического трактата «Ключи Марии», в котором сформулированы его мировоззренческие взгляды на искусство.

Задание 11

Соотнесите отрывки из стихотворений С.Есенина со средствами художественной выразительности. У вас на столах мини-конспекты по теории литературы).

Слайд 12, 13

1) Полыхают зори, курятся туманы,

Над резным окошком занавес багряный (метафора).

2) Клен ты мой опавший, клен заледенелый,

Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой?

Или что увидел? Или что услышал?

Словно за деревню погулять ты вышел... (олицетворение).

3)Заметался пожар голубой,

Позабылись родимые дали.

В первый раз я запел про любовь

В первый раз отрекаюсь скандалить (анафора).


Учитель:

Вы продемонстрировали хорошее знание биографии поэта и отдельных вопросов его творчества. Оцените свои знания фактов биографии поэта в оценочном листе на первом этапе урока, целью которого было актуализировать ваши знания по теме урока.

Перейдём к нашему основному на сегодняшнем уроке разговору о Сергее Есенине.

3. Определение темы урока:

побуждающий диалог

мотивация к изучению темы

постановка цели и задач

Учитель:

Мы определились с формой урока – урок-творческая мастерская. Но нужно дать название нашему уроку, определить тему. Вы достаточно, согласно домашнему заданию, уже прочитали стихов поэта. Какими они вам представляются? Какая, на ваш взгляд, главная их черта?

Предполагаемый ответ:

Стихи Есенина очень лиричны, то есть очень личные, в них раскрывается внутренний мир поэта.

Учитель:

Да, согласна с вами и хочу предложить вам такое название урока: «Лирический роман Сергея Есенина». А что такое лирика?

Предполагаемый ответ:

Лирика – это чувства, переданные в стихах, исповедь души, рассказ о жизни –

то есть обо всём, что важно поэту.

Учитель:

У самого Есенина есть такое признание: «Моя лирика жива одной большой любовью...»

Любовью к чему, по вашему мнению, жива поэзия Есенина? О чём он пишет с любовью?


Предполагаемый ответ:

Он любит родной край, природу, всё живое, пишет о родном доме, о любви к родной земле, о любви к женщине, к матери, возвращается в детство и пишет о самых ярких событиях детства, пишет о людях, дорогих сердцу, пишет о тех преобразованиях в стране, свидетелем которых является.

Учитель:

Вы перечистили основные темы лирики Есенина. Каким главным поэтическим образом можем объединить всё перечисленное? Конечно, это образ Родины, образ России, образ Руси. Откроем всю есенинскую фразу-признание: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины основное в моем творчестве».

Так мы вместе сформулировали тему урока: «Образ Родины в лирике Сергея Есенина». Сделайте запись в тетради.

Слайд 14 с темой урока.


4 Создание проблемной ситуации.

Учитель:

Поэт сам говорит о своей главной в жизни любви – любви к Родине. Как в таком случае быть с остальными «объектами» любви лирического романа Есенина? Как они взаимосвязаны между собой? Как соотносятся с основным чувством поэта? В каких художественных формах, образах отражены эти линии в его поэзии учебная проблема.

Лирический роман подразумевает любовную интригу, наличие любовных линий. Вот это и будет целью урока-исследования: проследить линии лирического романа Есенина, определить основные образы и мотивы его лирики. И первой задачей урока будет определение объектов лирики Сергея Есенина.


5 Формы работы на уроке

Работа в группах. Кейс-метод.

Предлагаю вам поработать в группах и выполнить практическую работу. Мы начинаем читать «Лирический роман Сергея Есенина».

Задание:

Каждая группа получает кейс материалов для работы. Задача каждой из групп – определить, какая любовная линия отражена в предложенных стихотворениях, изменяется ли она со временем (предложены стихотворения разных лет) - сравните предложенные стихи, выделите художественные средства выразительности, которые поэт использует для выражения своих чувств, создания определённых образов. Примерами стихотворений подтвердите свои размышления. Обязательно одно из стихотворений каждой группе нужно будет выразительно прочитать (по вашему выбору). Итогом вашего мини-исследования станет создание кластера. Роли в каждой группе распределяет руководитель группы.

Конечный результат нашего проекта «Лирический роман Сергея Есенина» зависит от работы всех групп. Удачи вам в выполнении проекта. Время работы 10-12 минут. (Каждая группа получает лист самоконтроля, сборники стихов поэта, листы бумаги, цветные карандаши – для создания кластера.).

Реализация проектов

«Открытие» нового знания.

1 группа – стихи о природе разных лет; линия любви к природе, всему живому. Стихотворения: «Белая берёза», «Задремали звезды золотые», «Отговорила роща золотая», «Клен ты мой опавший, клен заледенелый», «Сторона ль моя сторонка…».

2 группа стихотворения о родном доме, отчем крае, матери, родных.

Стихотворения: «Я покинул родимый дом», «Край ты мой заброшенный...», «Низкий дом с голубыми ставнями», «Я снова здесь, в семье родной…», «Гой ты, Русь, моя родная…», «Письмо матери».

3 группа – стихотворения, в которых основной является тема детства:

«Песнь о собаке», «Лисица», «Корова», «Табун» (1915), «Прощай, родная пуща…» (1916), «Этой грусти теперь не рассыпать…», «Эх вы, сани…», «Не жалею, не зову, не плачу».

4 группа стихотворения о Родине, о России.

Стихотворения: «Край любимый! Сердцу снятся», «Гой ты, Русь, моя родная», «О Русь - малиновое поле», «Спит ковыль. Равнина дорогая...»

Работают в течение 10-12 минут.

Первичная проверка понимания обозначенной темы и проблемы урока.

Первичное закрепление. Выводы по работам групп.


Предполагаемые результаты и ответы учеников

группа: любовная линия - ПРИРОДА

1) Природа для Есенина неразрывно связана с чувством Родины. Природа олицетворена, одухотворена поэтом. Поэтом создан образ живой природы. Она радуется и грустит вместе с поэтом. Есенин чувствует природу по-народному. Стихи, которые мы анализировали, вошли в цикл «Радуница». В них деревенская Русь светится радостью земледельческого труда и веселья праздничного досуга с хороводами, тальянками и припевками «девчоночек лукавых». Примеры из стихов сборника «Радуницы».

Поэзия Есенина о природе – это любовь ко всему живому. Хотя трудно найти чисто пейзажные стихотворения, у него природа как бы растворена в лирике.

Чтение стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная…»

3) Есенин очень часто изображает зори, закаты, снег, дождь, ветер, тучи, озера.

Примеры:

Вот описание зари: «Выткался на озере алый свет зари…», а месяц у Есенина – «кудрявый ягненочек», который «гуляет в голубой траве», «за темной прядью перелесиц, в неколебимой синеве». Обилие эпитетов делают стихи очень яркими, живыми.

4) Поэт рисует в своих стихах мир растений. Особенно часто встречается образ дерева. Образ девушки постоянно связан с образом тонкой березки, образ души с весенним цветением, образ лирического героя – с кленом; поэт узнаёт себя в клёне, который «стережёт голубую Русь».

Примеры: «Белая берёза под моим окном…», «Клён ты мой опавший, клён заледенелый…», «Сыплет черёмуха снегом…», «Черёмуха душистая с весною расцвела…».

В своих стихах поэт использует цветовую символику, метафоры, сравнения: «на ветках облака, как слива», «златится спелая звезда», «золотою лягушкой луна распласталась на тихой воде», «заря на крыше, как котёнок, моет лапкой рот».

6) Стихи о природе – это стихи о себе, о своей жизни, это лирическая, душевная исповедь Есенина, особенно в последний период его жизни. Это угадывается в стихах «Отговорила роща золотая», «Несказанное, синее, нежное...», «Клён ты мой опавший». Чтение стихотворения. Презентация кластера.


Учитель

Человек и природа слиты у Есенина воедино. В природе поэт видит источник вдохновения: «Стихов моих грусть я кормил резедой и мятой». Представление о природе и человеке роднит Есенина с народным представлением, но главное в его поэзии – само отношение к природе и человеку. Значение его стихов для нас велико прежде всего потому, что они говорят о великой ценности всего живого на земле.

Слайд 15

Русское поле; лес и река; березка над прудом; «черная, потом пропахшая выть», золотая роща; красногривый жеребенок, скачущий за паровозом; щенок, встречающий поэта заливистым лаем; косари на лугу; пахарь в поле; крестьянка-мать; старый дед; «девушка в белом» и « девушка в голубом» - все живое вызывает в сердце Есенина глубокую нежность.

Поэт Евгений Евтушенко считал эту черту самой характерной для дарования Есенина. Обращаясь в стихах к поэту, он написал:

Есенин, дай на счастье нежность мне к березкам и

лугам, к зверькам и людям и ко всему другому на

земле, что мы с тобой так беззащитно любим.


А ещё одна особенность поэзии Сергея Есенина в том, что стихи его разноцветные, полны запахов и звуков.

Как использует поэт цветопись – узнаем из презентации мини-проекта «Краски, запахи и звуки в лирике Сергея Есенина». Это задание было опережающего характера и дано как индивидуальное до урока.

Второй мини-проект «Запахи и звуки в лирике Есенина» расширит ваши представления об особенностях стиля поэта.

Индивидуальные задания.

Презентации 1

Презентация 2


2 группа: любовная линия – ОТЧИЙ КРАЙ, СЕМЬЯ, РОДНЫЕ ЛЮДИ.

1) Стихи о родном доме, отчем крае, о матери наполнены нежностью и теплотой. И чувствуется, что семья для Есенина была неотделима от Родины. Взаимоотношения с близкими людьми переданы на фоне природы, а связь с природой у Есенина очень тесная. И сама природа воспринимает Есенина как часть себя. Так же, как мать грустит о своём сыне, природа грустит о нём в своей разлуке:

Не вернусь я в отчий дом,

Вечно странствующий странник.

Об ушедшем над прудом

Пусть тоскует конопляник.

В стихотворениях «Я покинул родимый дом…», «Исповедь хулигана», «Письмо матери» «Ответ», «Письмо сестре» «Мелколесье. Степь и дали…» созданы образы родных Есенину людей. Особенно нужно выделит образ матери. Он проходит через всё творчество поэта, начиная со стихотворения «Матушка в купальницу по лесу ходила» (1912 год), и заканчивая стихотворением «Снежная замять дробится и колется…» (1925 год). Любовь к матери, к её проникновенным песням Есенин сохранил и пронёс через всю жизнь. Известно, что мать Есенина, Татьяна Федоровна была неграмотной. Но многие стихи сына знала наизусть. Она никогда не читала вслух, а только пела. И каждое стихотворение на свой лад. С поразительной тонкой музыкальной чуткостью подбирала она мотивы напевов к стихам сына.

В «Письме к матери» читаем:

Ты жива ещё, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!..

……..

Так забудь же про свою тревогу,

Не грусти так шибко обо мне.

Не ходи так часто на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.


Читая эти строки, мы видим, как старенькая мать стоит на ветру и вглядывается в туманную даль. Вдалеке стоит избушка, а над ней – «тот вечерний несказанный свет», который так дорог поэту. Этот свет оживляет воспоминания об отчем крае, милой малой родине. Поэт мечтает «скорее от тоски мятежной воротиться в низенький» свой дом.

Образ дома достаточно широко представлен в лирике поэта. Здесь и пространство, и красный угол, и утварь, и окно. В таких стихотворениях, как «Отговорила роща золотая…» (1924), «Не жалею, не зову, не плачу…» (1921), лирический герой размышляет о прожитой жизни, о молодости. Это стихотворение-монолог. По количеству изобразительных средств, используемых в нём, и щемящей душу минорной тональности – можно назвать шедевром лирики Есенина.

Чтение стихотворения. Презентация кластера.


3 группа: любовная линия – МИР ДЕТСТВА

1) В стихотворениях Есенина очень часто всплывают образы детства, которые также неразрывно связаны с природой родного края. Это стихи «Песнь о собаке», «Лисица», «Корова». Кажется, каждая строчка проникнута живой радостью и любовью к малой родине и счастливому детству. Эти образы идут с поэтом по жизни. И в радости, и в горе поэт обращается к ним.

2) Особенно нужно сказать о любви Есенина к животным. «Братья наши меньшие» - именно так, благодаря Есенину, мы говорим о тех, кто безмолвным взглядом смотрит на нас с надеждой или страхом… Любовь поэта к родной земле, память о ней переходит в жалость ко всему живому, потому что по-детски обострённое чувство жалости, боль о «меньших братьях» оборачиваются способностью словом передавать состояние их души, говорить от их имени. Стихи «Песнь о собаке», «Лисица», «Корова» - это не просто стихи о животных, это стихи о жестокости человека, ранящего душу человека.

3) Обращение поэта к образам животных связано с его эмоциональным состоянием. В одном случае он обращается к ним для того, чтобы показать какие-то события, выразить личные переживания. В других – для того чтобы точнее, глубже предать красоту природы родного края. Конь, корова, ворон, соловей, телята, кошка, голубь, журавль, овца, кобыла, собака, жеребёнок – образы, которые воспроизводят мир детства поэта. Но чаще всего Есенин обращается к образам коня, собаки, коровы.

4) Образ коня встречается в стихотворениях «Табун» (1915), «Прощай, родная пуща…» (1916), «Этой грусти теперь не рассыпать…» (1924). В стихотворении 1920 года «Сорокоуст» Есенин вводит его как символ старой патриархальной деревни, ещё не осознавшей перехода к новой жизни. Образом прошлого, которое пытается всеми силами бороться с переменами, становится жеребёнок, скачущий за поездом.. А в стихотворении «Эх вы, сани…» (1924) поэт проводит параллель между своей жизнью и жизнью коня, между счастливым детством и старостью. Отрывок из стихотворения.

5) Поэт, вспоминания о детстве, юности, первой любви, обращается также и к образу собаки. Поэт осознаёт невозвратность того, что миновало:

Мне припомнилась нынче собака.

Что была моей юности друг. («Сукин сын»)

- Образ родительского дома – один из ярких образов детства, и символом домашнего тепла, уюта является кошка:

Старый кот к махотке крадётся

На парное молоко («В хате», 1914).

6) Нужно назвать ещё раз стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу». Вот послушайте: «яблонь дым» - мимолётность счастья, детства, юности; яблоня и яблоки в народной поэзии – символ молодости, дым – символ мимолётности. Известная строчка «страна берёзового ситца» - страна детства, пора самого прекрасного времени в жизни человека. Есенин пишет: «шляться босиком» (можно провести параллель с выражением «босоногое детство».

В стихотворении прошлое («страна берёзового ситца не заманит шляться босиком»), настоящее («дух бродяжий!»), грустные думы о будущем «увяданья золотом охваченный») – все сливаются в единую картину человеческой жизни. А образ-символ розового коня создаёт и усиливает ощущение прошедшего детства.

Презентация кластера.


4 группа: любовная линия – РУСЬ, РОССИЯ, РОДИНА

Сергей Есенин – поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о Родине в особый раздел. Всё, написанное им, проникнуто «чувством Родины». Например, в стихотворении «Гой ты, Русь моя родная» рисуется образ родины-рая.

Пример:

Есенин народный, национальный поэт не только потому, что он родился в самой, что ни на есть, российской деревне, что писал о родной природе, что язык его стихотворений прост и понятен, но и потому, что каждый человек хоть однажды переживал те же чувства, что и Есенин. Сергей Александрович Есенин выразил национальный характер, национальные настроения, мечты, сомнения, надежды. Родина – Россия была для Есенина началом всех начал. Даже имя её он произносил с восхищением: «Россия ... какое хорошее слово... и «роса», и «сила», и «синее что-то».

Чтение стихотворения «О Русь – малиновое поле...».

«Нет поэта без Родины», – так сказал Сергей Есенин. Для нее берёг он самые заветные слова.

Чтение стихотворения «Спит ковыль. Равнина дорогая».

Есенин считал себя певцом русской деревни, он с болью воспринимал перемены, происходящие в русской деревне, ему было жаль Русь уходящую:

Чтение стихотворения «Край ты мой, заброшенный, Край ты мой пустырь...

Стихи Сергея Есенина о родине – это целый мир, он живет, движется, переливается всеми цветами радуги. Это задушевная песня о великом и вечном – о России. Когда читаешь такие стихотворения, как «Cыплет черёмуха снегом …», «Край любимый! Сердцу снятся…», будто наяву видишь поля с их «малиновой ширью», синь озёр и рек, баюкающий «мохнатый лес» с его «стозвоном сосняка», «тропу деревень» с «придорожными травами», нежные русские берёзы с их радостным приветом, и поневоле сердце, как и у Есенина, «васильками светится», и «горит в нем бирюза».

В бурные революционные годы поэт говорит уже о «воспрянувшей Руси», грозной стране. Она видится теперь Есенину огромной птицей, приготовившейся к дальнейшему полёту («О Русь, взмахни крыльями»), обретающей «иную крепь», счищающей с себя старый чёрный дёготь. Появляющийся у поэта образ Христа символизирует и образ прозрения, и одновременно новые муки и страдания. И поэт мучительно переживает крах своих иллюзий. Тем не менее, в стихотворении «Исповедь хулигана» он вновь повторяет:

Я люблю Родину.

Я очень люблю Родину!

В стихотворении «Русь уходящая» Есенин уже определённо говорит о том старом, что умирает и с неизбежностью остаётся в прошлом. Поэт видит людей, уверовавших в будущее. Пусть робко и с опаской, но «они о новой жизни говорят».

На протяжении творческого пути Есенина претерпевает изменение образ России в его стихах. В ранний период творчества Русь – сельская, патриархальная, пусть убогая, но полная затаенной прелести и силы. Разлюбив “нищую” Россию после возвращения из Америки, поэт в своем образе Руси новой сохранил и по-новому выразил прелесть родной земли. Он пытается увидеть через «каменное и стальное» образ иной страны: Мне теперь по душе иное... Но, несмотря на эти слова, Есенин не оставляет своей любимой темы, темы Руси крестьянской…

Презентация кластера


7. Включение нового знания в систему знаний. Закрепление. Обобщение.

Учитель:

Решение проблемного вопроса.

Какие же выводы о взаимодействии любовных линий лирического романа Сергея Есенина мы можем сделать, прослушав результаты ваших мини-исследований?

Предполагаемый ответ:

Главная тема, основная линия лирического романа Есенина – Россия. Почти всё, о чём писал поэт, было о родине. Берёзы, клёны, тополя, алые закаты, плакучие ивы, перламутровые росы – всё это Россия. И родное село, и Ока, и Москва, и мать, и отец, и сёстры – это тоже Россия. Тема Родины звучит во всём: она неотделима от любви к природе, отчему дому, к женщине. Всё проникнуто сильным поэтическим чувством поэта – чувством любви к Родине.


Учитель

1) Поэт Дмитрий Семеновский, хорошо знавший Есенина, писал поэту Владиславу Ходасевичу: «… он (Есенин) говорил, что всё его творчество – о России, что Россия – главная тема его стихов». И читая стихи Есенина, я понимаю, что это было именно так. Все произведения Есенина – венок из песен, сплетённый Родине».

Тебе одной плету венок,

Цветами сыплю стёжку серую.

О Русь, покойный уголок,

Тебя люблю, тебе и верую.


И даже в конце своей жизни в период душевного надлома, душевного кризиса чувство Родины остаётся спасительным. Есенин пишет в стихотворении «Русь советская»:

Но и тогда,

Когда во всей планете

Пройдет вражда племен,

Исчезнет ложь и грусть,

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь».


Учитель:

Творчески и достаточно глубоко для вашего возраста вы провели исследование особенностей лирики Есенина. Вывод из всего сказанного сделаем в форме синквея. Строки синквея должны отразить ваше восприятие и ощущение поэта, понимание его лирики. Темы синквейна: «Есенин», «Стихи» ( Есенина), «Лирика» (Есенина), «Природа» (у Есенина).


Свой синквейн запишите на лист самоконтроля.

Напоминаю вам схему состаypeу