Тема: Василий Павлович Кузнецов «Моя Родина».
Цель: - Познакомить с творчеством местного поэта В. П. Кузнецова и его
биографией;
- пробудить интерес к поэзии – помочь вызвать зрительные образы
при чтении стихотворений, понять настроения, чувства поэта.
- прививать любовь к малой родине, воспитывать гордость за свой
край, за людей, проживающих в нашем крае и прославляющих его,
бережное отношение к духовному наследию своего народа.
Оборудование.
Ход урока.
1. Организация класса.
2. Подготовительная работа.
Добрый день, дорогие ребята, уважаемое жюри, гости. Меня зовут Останина В. Н. Я работаю в Порошевской школе учителем русского языка и литературы. Сегодня мы с вами проводим урок внеклассного чтения.
Слайд. На экран выходит слово Родина (на фоне природы)
На уроке будем говорить об очень важном слове. Это слово родина.
Ребята, вы подумайте и скажите, с чем у вас ассоциируется это
слово?
(это мой дом, мои друзья, лес, природа, поля, луга, школа, родители, дорога)
Я поняла, что родина у вас – это место, где вы родились и живете. Я с вами согласна.
А моя родина – это деревня, где я родилась и выросла, это дом, где я сейчас живу, это моя семья, это мои дети и моя работа, школа. То, что близко и дорого именно мне.
3. Проверка домашнего задания.
. К сегодняшнему уроку вы подготовили мини-исследования «Образ родины в понимании разных поэтов».
а) Слово предоставляется 1 творческой группе.
Назовите автора, название стихотворения, над которым вы работали, слова и выражения, в которых выражается образ родины и выразительное чтение стихотворения.
(Мы исследовали стихотворение Н. В. Попова...)
а) Солнце вечернее, дай оглядеться:
Поле на взлобке. Покосы. Жнивье.
Снова со мною встречается детство.
Как повзрослело ты, детство мое!
Вот и деревня. Прямой и просторный
Тракт по родимой деревне ведет.
Автомашины сигналят задорно:
- Ну-ка, дорогу давай, пешеход!..
(«В родных местах» Н. В. Попов) портрет
Слово предоставляется 2 творческой группе.
б) Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда, -
Слишком были такими недавними
Отзвучавшие в сумрак года.
До сегодня мне еще снится
Наше поле, луга и лес,
Принакрытые сереньким ситцем
Этих северных бедных небес…
(С.Есенин) портрет
Слово предоставляется 3 творческой группе.
г) Почему, скажи, так ноет сердце
И зовет –
сдержаться нету сил –
В край, где жил с бедою по соседству
И лаптей немало износил?
Вспоминать не хочется.
Но все же
Родина – она твоя судьба.
Горьким детством вдвое мне дороже
Старая отцовская изба.
( В. Климов) портрет
Спасибо, ребята. Вы очень вдохновенно, с чувством прочитали эти строки! Как вы думаете, почему по-другому прочитать их нельзя? Что воспевают поэты?
(Ответы детей: Авторы пишут о том, что им близко, о родине, о доме)
По словарю Ожегова. Родина – 1.Отечество, родная страна
2.Место рождения, происхождения кого-нибудь.
Очень хорошие слова сказал о родине Ю. Яковлев
Слайд
Как Волга берет начало из маленького ручейка, так Родина начинается у твоего дома. Родина начинается рядом с нами, где бы мы ни жили – на юге или на севере нашей страны. (Ю. Яковлев )
Да, родина – это страна, где мы живем, край, округ, это наш Косинский район, село. Это и люди, которые славят ее своими делами и очень любят. Именно здесь в Косе проживает такой человек.
И наш сегодняшний урок мы посвящаем такому человеку, патриоту –
Василию Павловичу Кузнецову, нашему косинскому поэту.
( Слайд) портрет
Познакомимся с его стихотворением «Родина».
а) Словарная работа.
Верста – 1. столб, выкрашенный в черно-белый цвет
2. старая русская мера длины = 1, 06 км
(напечатать)
Зачарует – подберите синонимы: заколдует, загипнотизирует, увлечет, покорит, приведет в восторг.
Мы высказывали свои мнения, собственные рассуждения о родине, о значении этого слова. Прочитаем стихотворение и узнаем Что значит родина для поэта?
б) Первичное чтение.
Чтение стих. учителем.
в) Проверка восприятия. Подтвердите словами из текста.
сенокос
грибной сезон
рыбалка
зорька ранняя
красота реки
названия сел и деревень
( Слайд. Природа. Река.) Выходят слова
.
Какие чувства испытывает автор? (помочь, если будут затрудняться. И выражает в своем стих-и грусть)
радость от общения с природой?( …зачарует красота реки…)
гордость за свой край (…хорошо, что рядом есть такое…)
грусть (…вот еще одно уходит лето…., …нам считает кто-то наши годы…)
В. П. Кузнецов пишет очень просто, доступно; выражает свои мысли понятно. Он знает свои родные места. Пишет о деревнях и селах.
Поэт любит природу, знает его деревни, людей, а еще больше любит свое село, в котором родился и живет. Одно из стихотворений посвятил Косе.
( Слайд Коса)Песня.
Это ваше родное село, вы привязаны к нему, по-своему любите его. Я думаю, это стихотворение будет вам близким.
Самостоятельное чтение. Подготовить выразительное чтение
Какие непонятные слова встретились?
Чтение стихотворения. Определите основную мысль стихотворения. (Любовь к своему селу)
(А я считаю и к своим людям тоже)
Почему вы так решили?
В этом стихотворении поднята проблема, которая присутствует в районе в наше время. Какая? (Люди уезжают из родного села.)
Почему автор не хочет уехать из Косы?
Найти строчки, которые говорят, что Коса – это самое дорогое место автора. (даже холодные туманы кажутся теплей и родней)
Как называет автор наши места? (край медведей, Ошместа) Почему?
(Лесной, своеобразный, богатый край. Таких мест мало осталось. Может быть, поэт хочет показать своеобразие края, а может просит беречь его, а может гордиться)
Вывод: Сегодня мы прочитали стихотворения великих поэтов Н. Рубцова и С. Есенина, коми-пермяцких поэтов Н. Попова и В. Климова и увидели, что наш земляк не менее талантлив. Очень умело и чутко раскрывает свою душу и учит любить свой край так же незабвенно, как он сам. Это патриот, это человек с большой буквы.
Это стихотворение автобиографичное. Что узнали о жизни поэта из этого стих-я?
(друзья разъехались, но помнит их, много ездил по России)
Поднимите руки, кто встречался с ним, знает его как поэта. Судьба его была нелегкой. Но это прекрасный человек. Мы можем узнать о нем больше из рассказа ….. (Слово ученику)
«О себе».
. Как радостно от того, что наш район богат талантливыми людьми, как В. П. Кузнецов. Они доказывают любовь своими делами.
Приближается юбилей: Косинскому району 23 февраля исполняется 85 лет.
Слайд 85лет Косинскому району.
В свет выпущены 2 книги поэта:
«Итоги», 1993
«Лихолетье» 2003
Много стихов напечатано в «Книге Памяти»
Можно увидеть его стихи и в районной газете «Коми-пермяцкие вести». Надеемся, что увидим еще не один сборник его стихов.
Свои стихи он посвящает друзьям, работе, семье, любимым местам. Можете сами взять в библиотеках эти книги и прочитать.
Я буду рада, если вас заинтересовало его творчество
Дома написать сочинение-рассуждение о своей косинской земле
«За что я люблю свой край, свое село» .
Спасибо за работу.