СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по внеклассному чтению В.П.Кузнецов "Моя Родина"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема:       Василий Павлович Кузнецов «Моя Родина».

 

Цель:       - Познакомить с творчеством местного поэта В. П. Кузнецова и его       

                 биографией;

                - пробудить интерес к поэзии – помочь вызвать зрительные образы

                   при   чтении стихотворений, понять настроения, чувства поэта.

                -  прививать любовь к малой родине, воспитывать гордость за свой

                  край, за людей, проживающих в нашем крае и прославляющих его,

                  бережное отношение к  духовному наследию своего народа.

 

 

Оборудование.               

                                             Ход урока.

   1. Организация класса.

   2. Подготовительная работа.

                         Добрый день, дорогие ребята, уважаемое жюри, гости. Меня зовут Останина В. Н.  Я работаю в Порошевской школе учителем русского языка и литературы. Сегодня мы с вами проводим урок внеклассного чтения.

 

    Слайд. На экран выходит слово Родина (на фоне природы)

               На уроке будем говорить об очень важном слове. Это слово родина.

               Ребята, вы подумайте и скажите, с чем у вас ассоциируется это   

         слово?  

(это мой дом, мои друзья, лес, природа, поля, луга, школа, родители, дорога)

              Я поняла, что родина у вас – это место, где вы родились и живете. Я с вами согласна.  

                А моя родина – это деревня, где я родилась и выросла, это дом, где я сейчас живу, это моя семья, это мои дети и моя работа, школа. То, что близко и дорого именно мне.

  

   3. Проверка домашнего задания.

             . К сегодняшнему уроку вы подготовили мини-исследования «Образ родины в понимании разных поэтов».

                                          

                    а) Слово предоставляется 1 творческой группе.

 Назовите автора, название стихотворения, над которым вы работали, слова и выражения, в которых выражается образ родины и выразительное чтение стихотворения.

                                     (Мы исследовали стихотворение Н. В. Попова...)

                     а) Солнце вечернее, дай оглядеться:

                         Поле на взлобке. Покосы. Жнивье.

                         Снова со мною встречается детство.

                         Как повзрослело ты, детство мое!

 

                         Вот и деревня. Прямой и просторный

                         Тракт по родимой деревне ведет.

                         Автомашины сигналят задорно:

                         - Ну-ка, дорогу давай, пешеход!..

                                     («В родных местах» Н. В. Попов)  портрет

 

Слово предоставляется 2 творческой группе.                                

                         б) Низкий дом с голубыми ставнями,

                         Не забыть мне тебя никогда, -

                         Слишком были такими недавними

                         Отзвучавшие в сумрак года.

 

                        До сегодня мне еще снится

                        Наше поле, луга и лес,

                        Принакрытые сереньким ситцем

                        Этих северных бедных небес…

                                                                           (С.Есенин)  портрет

                                              

Слово предоставляется  3 творческой группе.

                        г) Почему, скажи, так ноет сердце

                            И зовет –

                                             сдержаться нету сил –

                            В край, где жил с бедою по соседству

                            И лаптей немало износил?

 

                            Вспоминать не хочется.

                                                                    Но все же

                            Родина – она твоя судьба.

                            Горьким детством вдвое мне дороже

                            Старая отцовская изба.

                                                            ( В. Климов)  портрет

             

         Спасибо, ребята. Вы очень вдохновенно, с чувством прочитали эти строки! Как вы думаете, почему по-другому прочитать их нельзя? Что воспевают поэты?

        

(Ответы детей: Авторы пишут о  том, что им близко, о родине, о доме)

 По словарю  Ожегова. Родина – 1.Отечество, родная страна

                                                  2.Место рождения, происхождения кого-нибудь.

 

    

Очень хорошие слова сказал о родине Ю. Яковлев

 

                         Слайд

         Как Волга берет начало из маленького ручейка, так Родина начинается у твоего дома. Родина начинается рядом с нами, где бы мы ни жили – на юге или на севере нашей страны. (Ю. Яковлев )

 

         Да, родина – это страна, где мы живем, край, округ, это наш Косинский  район, село. Это  и люди, которые славят ее своими делами и очень любят. Именно здесь в Косе проживает такой человек.

         И наш сегодняшний урок мы посвящаем такому человеку, патриоту –  

Василию Павловичу Кузнецову, нашему косинскому поэту.

 

                    ( Слайд) портрет

 

           Познакомимся с его стихотворением «Родина».                 

     а) Словарная работа.

             Верста – 1. столб, выкрашенный в черно-белый цвет

                             2. старая русская мера длины = 1, 06 км

                                  (напечатать)

             Зачарует – подберите синонимы: заколдует, загипнотизирует, увлечет, покорит, приведет в восторг.

          Мы  высказывали свои мнения, собственные рассуждения о родине, о значении этого слова. Прочитаем стихотворение и узнаем Что значит родина для поэта?

 

      б)  Первичное чтение.

 

                                        

  Чтение стих. учителем.

                          

        в) Проверка восприятия. Подтвердите словами из текста.

                                              

                          сенокос

                        грибной сезон

                        рыбалка

                        зорька ранняя

                        красота реки

                       названия сел и деревень

     

                       ( Слайд. Природа.  Река.) Выходят слова

.

Какие чувства испытывает автор? (помочь, если будут затрудняться. И выражает в своем стих-и грусть)

          радость от общения с природой?( …зачарует красота реки…)

          гордость за свой край (…хорошо, что рядом есть такое…)

          грусть  (…вот еще одно уходит лето….,  …нам считает кто-то наши годы…)

                 В. П. Кузнецов пишет очень просто, доступно; выражает свои мысли понятно. Он знает свои родные места. Пишет о деревнях и селах.

           Поэт любит природу, знает его деревни, людей, а еще больше любит свое село, в котором родился и живет. Одно из стихотворений посвятил Косе.

 

                      ( Слайд Коса)Песня.

         Это ваше родное село, вы привязаны к нему, по-своему любите его. Я думаю, это стихотворение будет вам близким.

 

  Самостоятельное чтение. Подготовить выразительное чтение

Какие непонятные слова встретились?

Чтение стихотворения. Определите основную мысль стихотворения. (Любовь к своему селу)

(А я считаю и к своим людям тоже)

 

       Почему вы так решили?

 

       В этом стихотворении поднята проблема, которая присутствует в районе  в наше время. Какая? (Люди уезжают из родного села.)

 

       Почему  автор не хочет уехать из Косы?

       Найти строчки, которые говорят, что Коса – это самое дорогое место автора. (даже холодные туманы кажутся теплей и родней)

 

Как называет автор наши места? (край медведей, Ошместа) Почему?

 

(Лесной, своеобразный, богатый край. Таких мест мало осталось. Может быть, поэт хочет показать своеобразие края, а может просит беречь его, а может гордиться)

 

               Вывод: Сегодня мы прочитали стихотворения великих поэтов Н. Рубцова и С. Есенина, коми-пермяцких поэтов Н. Попова и В. Климова и увидели, что наш земляк не менее талантлив. Очень умело и чутко раскрывает свою душу и учит любить свой край так же незабвенно, как он сам. Это патриот, это человек с большой буквы.

 

            Это стихотворение автобиографичное. Что узнали о жизни поэта из этого стих-я?

 

              (друзья разъехались, но помнит их, много ездил по России)

 Поднимите руки, кто встречался с ним, знает его как поэта. Судьба его была нелегкой. Но это прекрасный человек. Мы можем узнать  о нем больше из рассказа   ….. (Слово ученику)

   

          «О себе».

  .     Как радостно от того, что наш район богат талантливыми  людьми, как В. П. Кузнецов. Они доказывают любовь своими делами.

               

  Приближается юбилей: Косинскому району 23 февраля исполняется  85 лет.

 

                Слайд 85лет Косинскому району.

 

 

                В свет выпущены 2 книги поэта:

                             «Итоги», 1993

                              «Лихолетье» 2003

             Много стихов напечатано в «Книге Памяти»

              Можно увидеть его стихи и в районной газете «Коми-пермяцкие вести». Надеемся, что увидим еще не один сборник его стихов.

          Свои стихи он посвящает друзьям, работе, семье, любимым местам. Можете сами взять в библиотеках эти книги и прочитать.

           Я буду рада, если вас заинтересовало его творчество

 

Дома написать сочинение-рассуждение о своей косинской земле

          «За что я люблю свой край, свое село» .

 

         Спасибо за работу.