План проведения урока в 7 классе по биологии.
Лабораторная работа по теме: »Знакомство с разнообразием брюхоногих и головоногих моллюсков».
Цель:выявить характерные черты строения двустворчатых и брюхоногих моллюсков и их приспособленность к среде обитания».
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Знакомство с многообразием моллюсков.Просмотр фильма,где показаны представители типа Моллюски:улитка,морское ушко,тридакна,ципрея,осьминог,кальмары.Краткий рассказ о каждом из представителей.
3.Работа с экспонатами и выполнение лабораторной работы.Учащимся раздаются листы для выполнения работы.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
Тема: Знакомство с разнообразием брюхоногих и головоногих моллюсков.
Цель:выявить характерные черты строения двустворчатых и брюхоногих
моллюсков и их приспособленность к среде обитания.
Оборудование: Моллюски
Ход работы
Задание I.
1.Рассмотрите предложенные вам раковины моллюсков. Разделите их на группы:
брюхоногих и двустворчатых.
2.У брюхоногих отметьте:
- наличие и отсутствие симметрии_______________________________________________
- вправо или влево закручена раковина___________________________________________
- имеется ли разница в числе завитков____________________________________________
- окраска ____________________________________________________________________
- размеры ____________________________________________________________________
- наличие выростов (бугорки, шипы т.д)__________________________________________
- перечислите из них виды, встречающиеся в нашей области _________________________
3. У двустворчатых моллюсков опишите:
- наружный слой створок раковин ____________________________________
- внутренний слой раковины ________________________________________
- количество лет___________________________________________________
- форма раковин ___________________________________________________
- окраска __________________________________________________________
размеры_________________________________________________________
ЗАДАНИЕ II.
1.Рассмотрите водных брюхоногих моллюсков: катушку и прудовика.
Сравните их строение и запишите результаты: Таблица
| Катушка | Прудовик |
Наличие раковины | | |
Форма раковины | | |
Наличие выступающих завитков | | |
Окраска | | |
Размеры | | |
2.Понаблюдайте за моллюсками, ползающими по стеклу.
- Опишите характер перемещения______________________________________________
- Понаблюдайте, поднимается ли моллюск к поверхности воды______________________
- если поднимается, то отметьте, через сколько минут подъем повторяется ____________________________________________________________________________
- наличие ноги________________________________________________________________
- наличие щупальцев на ноге____________________________________________________
- площадь подошвы ползающего моллюска_______________________________________
4. Моллюски Челябинской области.(презентация).
Представлены виды моллюсков:Катушка килеватая,Гастрокопта теэли ,Лимнея плащеносная.
5.Фильм-ролик :1.Меняющий цвет осьминог.
2.Осьминог,выпускающий чернила.
6.Домашнее задание:Оформление лабораторной работы.