4 класс
Классный час: «Урок Победы»
«Мы, потомки победителей, знаем, помним, чтим!»
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть,
Она, как сила, нам нужна…
Цели:
- расширить знания обучающихся о событиях Великой Отечественной войны;
- способствовать воспитанию патриотических чувств, гордости и уважения к прошлому своей Родины.
Задачи:
- воспитывать у обучающихся патриотические чувства, уважение к ветеранам войны, чувство гордости за свой народ, свою Родину.
- развивать интерес к истории своей семьи, нашей Родины, армии, народа;
Оборудование: рисунки обучающихся, фотографии военных лет членов семьи ВОВ.
Учитель: Сегодня мыс вами проведем не совсем обычный классный час.
Вы прослушаете отрывок песни и определите тему нашего классного часа.
Звучит песня “Журавли” в исполнении М. Бернеса
Ответы детей. Дети формулируют тему. Затем раскрывается доска и они читают тему и эпиграф.
Дети поясняют значения слов из эпиграфа.
-Какому событию посвящен этот год? (Году Памяти и Славы - 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.)
- А как вы думаете, почему мы должны помнить об этом событии?
Учитель: Все дальше уходят от нас лихие военные годы. Давно отшумели фронтовые грозы над русской землей. Перепаханы окопы, засыпаны рвы и воронки от взрывов. Но святой долг сегодняшнего поколения - никогда не забывать того, что сделали наши деды и прадеды. Священна память павшим. И мы помним, мы не смеем забыть ни одно мгновенье из той войны.
Есть события, над которыми время не властно, и, чем дальше в прошлое уходят годы, тем яснее становится их величие. К таким событиям относится Великая Отечественная война.
Ребята, вы родились и выросли на мирной земле. Вы хорошо знаете, как шумят весенние грозы, но никогда не слышали орудийного выстрела. Вы знаете, как обрываются сны, но вам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так, же просто, как весёлый утренний сон.
Ученик:
В сорок первом памятном году
Из гнезда фашистского Берлина
Всей земле, всем людям на беду
Ринулась железная лавина.
Учитель: Была самая короткая ночь 22 июня 1941 года. Люди мирно спали.
И вдруг: на улицах городов собралось много людей оттого, что изо всех уголков доносилось (звучит речь Левита о начале ВОВ)
— Война! Война!
На нашу Родину напали немецкие фашисты. Напали словно воры, словно разбойники. Они хотели захватить наши земли, наши города и сёла, а наших людей либо убить, либо сделать своими слугами и рабами.
Напав на Советский Союз, фашистская Германия вела агрессивную, несправедливую во всех отношениях войну. Гитлер прямо заявил: «Нам недостаточно разбить русскую армию и захватить Ленинград, Москву и Кавказ. Мы должны стереть с лица земли эту страну и уничтожить ее народ…». И для этих целей были применены самые жестокие и бесчеловечные методы: истребление женщин, стариков и детей, истязание военнопленных, насилие, грабежи, уничтожение памятников культуры.
Ученик: Началась Великая Отечественная война. Она продолжалась четыре года.
Нелёгким был путь к победе. Враги напали на нас неожиданно. У них было больше танков и самолетов. Наши армии отступали. Бои шли на земле, в небе, на море.
В ходе Великой Отечественной войны наша армия провела шесть гигантских битв и около 40 крупных наступательных операций:
Ученик:
Брестская крепость.
Брестская крепость стояла на самой границе. Атаковали её фашисты в первый же день войны. Думали: день - и крепость у них в руках. Целый месяц держались наши солдаты. А когда сил не осталось и фашисты ворвались в крепость, последний её защитник написал штыком на стене: «Я умираю, но не сдаюсь».
Ученик:
Битва под Москвой.
Сентябрь 41-го года. Враг подошел к столице.
Гитлер хотел захватить Москву. Он полагал, что стоит только его войскам войти в Москву – и советский народ будет покорён. Но этим планам не суждено было осуществиться.
Ученики::
Блокада Ленинграда.
8 сентября 1941 года гитлеровцам удалось замкнуть блокадное кольцо вокруг Ленинграда. Героическая оборона Ленинграда, которая длилась 900 дней Город находился в кольце вражеской блокады. На долю его жителей выпали большие трудности. Они жили под постоянными бомбежками и обстрелами, мерзли, умирали от голода. Не было ни одной ленинградской семьи, которая не потеряла бы своих близких. Жизнь ленинградцев во время блокады – каждодневный подвиг.
Истощенные голодом, обессилевшие и измученные непрерывными бомбежками и обстрелами, ленинградцы жили в неотапливаемых комнатах с заделанными картоном окнами, потому что стекла были выбиты взрывной волной. Тускло светили коптилки. Замерзали водопровод и канализация. За водой для питья приходилось ходить на набережную Невы, с трудом спускаться на лед, брать воду в быстро мерзнущих прорубях, а потом под обстрелом доставлять ее домой. Остановились трамваи, троллейбусы, автобусы. Основной «транспорт» жителей города – детские саночки. На них везли разрушенную мебель для отопления, воду из проруби в бидончиках или кастрюльках, тяжело больных и умерших, завернутых в простыни (дерева на гробы не было). Смерть входила во все дома. Изнуренные люди умирали прямо на улицах. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибли от голода.
Враги надеялись, что голодающие, мерзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и в конце концов сдадут его. Но фашисты просчитались. Те, кто пережил блокаду, до сих пор помнят глубокую человечность безмерно страдавших ленинградцев, их доверие и уважение друг к другу.
В январе 1943 года вражеское кольцо блокады было прорвано. Ленинград получил связь с Большой землей. Это означало, что ленинградцы больше не будут умирать от голода. Вместе с ними эту победу отмечали все советские люди.
Окончательный разгром фашистских войск под Ленинградом был завершен 27 января 1944 года.
Ученики:
Сталинградская битва.
Сталинградская битва была самой ожесточённой из всех битв ВОВ. Защитники Сталинграда были сильнее смерти. Они сражались за каждый дом, за каждый этаж целых 200 дней, и они победили. « Ни шагу назад! Стоять насмерть! За Волгой для нас земли нет!» - так поклялись бесстрашные защитники города. Сто двадцать дней и ночей фашисты рвались на эту высоту, но так и не смогли захватить ее полностью. Вершина кургана много раз переходила из рук в руки, но все же осталась в руках ее защитников.
В период Сталинградской битвы местом самых ожесточенных боев стал Мамаев курган, защитники Сталинграда называли его главной высотой России. Этому историческому памятнику была посвящена песня «На Мамаевом кургане тишина…» (слушают отрывок песни)
Курская битва.
Ученик:
50 дней шли ожесточённые бои на земле и в воздухе под Курском. 12 июля под Прохоровкой произошло крупнейшее в истории второй мировой войны танковое сражение, которое закончилось победой советских танкистов.
Освобождение городов: Орла и Белгорода Москва салютовала 12 артиллерийскими залпами из 120 орудий. Это был первый салют Великой Отечественной в годы войны, который стал традицией и продолжается и в наши дни. Победы под Курском и затем в битве за Днепр закрепили коренной перелом в Великой Отечественной войне
Ученик:
Битва за Берлин.
Берлинская наступательная операция - одна из последних стратегических операций советских войск и продолжалась 23 дня - с 16 апреля по 8 мая 1945 года
Конец апреля и первые дни мая 1945 года - время решительного штурма фашистской столицы. С продвижением советских войск к центральной части города сопротивление гитлеровцев резко усилилось. Каждую улицу, каждый дом приходилось брать с боя.
Солдат Николай Масалов на одной из берлинских улиц, рискуя жизнью, под огнём врага вынес с места боя плачущую немецкую девочку.
Николай Иванович вспоминал так: «Под мостом я увидел трехлетнюю девочку, сидевшую возле убитой матери. Она все теребила мать за поясок и звала: «Муттер, муттер!» Раздумывать тут некогда. Я девочку в охапку – и обратно. А она как заголосит! Я ее на ходу и так, и эдак уговариваю: помолчи, мол, а то откроешь меня. Тут и впрямь фашисты начали палить. Спасибо нашим – выручили, открыли огонь со всех стволов». В этот момент Николай был ранен в ногу. Но не бросил девочку, донес до своих.
Этому событию в Берлине был воздвигнут памятник «Советскому солдату, спасшему жизнь немецкой девочке»
( показ памятника)
Учитель: Прогремели великие битвы: Московская, Сталинградская, битва на Курской дуге. 250 дней не сдавался врагу героический Севастополь. 900 дней в страшной блокаде держался мужественный Ленинград. Отважно сражался Кавказ. На Украине, в Белоруссии, в других местах громили захватчиков грозные партизаны. Миллионы людей, в том числе и дети, трудились у заводских станков и на полях страны. Советские люди (Советский Союз - так называлась в те годы наша страна) делали всё, чтобы остановить фашистов. Даже в самые тяжёлые дни они твёрдо верили: «Враг будет разбит! Победа будет за нами!»
Чудеса героизма и храбрости проявили наши люди, защищая от фашистов родную землю.
В каждой семье есть свои герои – и кто воевал, и кто в тылу приближал Победу. Живых свидетелей уже очень мало, и семейные истории превращаются в легенды, отрывочные сведения. Мы обязаны ПОМНИТЬ их - ибо: «Кто умер, но не забыт – тот бессмертен» (Лао Цзы).
Выступления подготовленных учеников о героях своей семьи :
( Начиная словами : Есть такой герой и в моей семье……)
Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим.
(Минута молчания)
Учитель:
Рефлексия: Давайте составим синквейн со словом (война)
Итог: Каждый год весной души погибших солдат возвращаются в родные края, посмотреть на мирную счастливую жизнь людей, ради которых они отдали свои жизни.
Берегите Россию – нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце, этот хлеб на столе
И родное оконце в позабытом селе…
Берегите Россию, без неё нам не жить.
Берегите её, чтобы вечно ей быть
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию – нет России другой!
На уроках технологии мы с вами сделали очень красивых голубей. Теперь мы их прикрепим к нашим шарикам и запустим их в небо.
ученик: Мы запускаем в небо голубей
Невинно белых, сказочно красивых,
ученик: Чтобы всегда над Родиной моей
На
синем небе солнце нам светило.
ученик : Мы отпускаем в небо голубей
Знак мира, счастья и свободы,
ученик : Чтобы цвели сады, в горах журчал ручей,
ученик : Чтоб занимались мирные восходы,
ученик : Чтоб по весне к нам аист прилетел
ученик : И свил гнездо на дереве высоком,
ученик: И трактора на поле вышли к сроку.
Учитель: Выпуская птиц в небо, мы отпускаем свои желания. Давайте запомним этот Год Памяти и Славы.
Пусть мирных дней отсчёт ведёт Отчизна!
Людьми пусть правят только МИР и ДОБРОТА!
Пусть будет ДЕНЬ ПОБЕДЫ над фашизмом –
ПОБЕДОЙ МИРА на Планете НАВСЕГДА!..
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма
· Что? Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
· Какая? Вторая строка — два слова, они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
· Что делает? Третья строка — образована тремя глаголами, описывающими характерные действия объекта.
· Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
· Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
Почти что поэтический сборник: трогательный, настоящий, живой.
Война!
Жуткая и кровопролитная.
Убивает, обделяет, разлучает.
Война идёт, воюет взвод!
Победа!
9 мая
Торжественное, радостное.
Восхищает, радует, напоминает.
День Победы.
Победа!
Победа.
Яркая, великая.
Спасает, славит, оканчивает.
Победа кончает войну.
Мир.