СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок Победы! (региональный этап)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Победитель регионального этапа Международного конкурса

Просмотр содержимого документа
«Урок Победы! (региональный этап)»

Уроки Победы Ждан Галина Юрьевна,  учитель русского языка и литературы высшей категории  МАОУ СОШ №13 г. Калининград

Уроки Победы

Ждан Галина Юрьевна,

учитель русского языка и литературы высшей категории

МАОУ СОШ №13

г. Калининград

Урок Победы 1фото дети в окопе Аудио - звук пикирующего бомбардировщика, взрыв

Урок Победы

1фото дети в окопе

Аудио - звук пикирующего бомбардировщика, взрыв

Ре́квием  (от лат. requies «покой», «упокоение») — заупокойная месса (лат. Missa pro defunctis) в католической церкви латинского обряда. Начиная с эпохи барокко композиторский  реквием  — высокий жанр концертной духовной музыки; - в литературе это многоголосное циклическое произведение трагически - траурного характера.

Ре́квием  (от лат. requies «покой», «упокоение»)

  • — заупокойная месса (лат. Missa pro defunctis) в католической церкви латинского обряда. Начиная с эпохи барокко композиторский  реквием  — высокий жанр концертной духовной музыки;
  • - в литературе это многоголосное циклическое произведение трагически - траурного характера.
«Реквием» Роберт Рождественский Но зачем она им, эта слава,—  мертвым?  Для чего она им, эта слава,—  павшим?  Все живое —  спасшим.  Себя —  не спасшим.  Для чего она им, эта слава,—  мертвым?.. Если молнии в тучах заплещутся жарко,  и огромное небо  от грома  оглохнет,  если крикнут все люди земного шара,—  ни один из погибших  даже не вздрогнет .

«Реквием» Роберт Рождественский

  • Но зачем она им, эта слава,— мертвым? Для чего она им, эта слава,— павшим? Все живое — спасшим. Себя — не спасшим. Для чего она им, эта слава,— мертвым?..
  • Если молнии в тучах заплещутся жарко, и огромное небо от грома оглохнет, если крикнут все люди земного шара,— ни один из погибших даже не вздрогнет .
Проблемный вопрос урока   Зачем слава людям, павшим в годы Великой Отечественной войны? Почему мы должны помнить о павших и том, какой ценой досталась нам Победа?

Проблемный вопрос урока

  • Зачем слава людям, павшим в годы Великой Отечественной войны?
  • Почему мы должны помнить о павших и том, какой ценой досталась нам Победа?
Анализ поэтического текста Название  стих-ния О поэте 1 Тема 2 Проблема 3 Авторская позиция 4 Идея

Анализ поэтического текста

Название

стих-ния

О поэте

1

Тема

2

Проблема

3

Авторская позиция

4

Идея

Группа 1. Юлия Друнина  Я только раз видала рукопашный,  Раз наяву. И тысячу - во сне. Кто говорит, что на войне не страшно,  Тот ничего не знает о войне.

Группа 1. Юлия Друнина

Я только раз видала рукопашный,

Раз наяву. И тысячу - во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

Группа 2. Н. Коржавин «Дети в Освенциме» Мужчины мучили детей. А дни всё шли, как смерть страшны, Умно. Намеренно. Умело. Творили будничное дело, Трудились - мучили детей. И дети стали образцовы. И это каждый день опять: Но их всё били.  Кляня, ругаясь без причины... Так же. А детям было не понять,  Снова. Чего хотят от них мужчины. И не снимали с них вины.  Они хватались за людей.  За что - обидные слова, Побои, голод, псов рычанье?  Они молили. И любили. Но у мужчин

Группа 2. Н. Коржавин «Дети в Освенциме»

Мужчины мучили детей.

А дни всё шли, как смерть страшны,

Умно. Намеренно. Умело. Творили будничное дело, Трудились - мучили детей.

И дети стали образцовы.

И это каждый день опять:

Но их всё били.

Кляня, ругаясь без причины...

Так же.

А детям было не понять,

Снова.

Чего хотят от них мужчины.

И не снимали с них вины.

Они хватались за людей.

За что - обидные слова,

Побои, голод, псов рычанье?

Они молили. И любили.

Но у мужчин "идеи" были, Мужчины мучили детей.

И дети думали сперва,

Я жив. Дышу. Люблю людей.

Что это за непослушанье.

Но жизнь бывает мне постыла,

Они представить не могли

Как только вспомню: это - было! Мужчины мучили детей!

Того, что было всем открыто:

По древней логике земли,

От взрослых дети ждут защиты.

Группа 3. Отрывок из поэмы Р. Рождественского Пламя ударило в небо!—  ты помнишь,  Родина?  Тихо сказала: «Вставайте на помощь…»  Родина.  Славы никто у тебя не выпрашивал,  Родина.  Просто был выбор у каждого:  я или Родина. «Реквием» Разве погибнуть ты нам завещала,  Родина?  Жизнь обещала,  любовь обещала,  Родина. Разве для смерти рождаются дети,  Родина?  Разве хотела ты нашей смерти,  Родина?

Группа 3. Отрывок из поэмы Р. Рождественского

Пламя ударило в небо!— ты помнишь, Родина? Тихо сказала: «Вставайте на помощь…» Родина. Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина. Просто был выбор у каждого: я или Родина.

«Реквием»

Разве погибнуть ты нам завещала, Родина? Жизнь обещала, любовь обещала, Родина.

Разве для смерти рождаются дети, Родина? Разве хотела ты нашей смерти, Родина?

Группа 4. Анна Ахматова «Мужество» Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет. Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова,- И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесем, И внукам дадим, и от плена спасем  Навеки!

Группа 4. Анна Ахматова «Мужество»

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,-

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки!

Факт 1

Факт 1

Факт 2 1946 год 75% жителей земли считают, что победу в Великой Отечественной войне одержал Советский Союз. 2016 год 25% - США.   75% жителей земли считают, что победу в Великой Отечественной войне одержали США. 25% - Советский Союз.

Факт 2

1946 год

75% жителей земли считают, что победу в Великой Отечественной войне одержал Советский Союз.

2016 год

25% - США.

  75% жителей земли считают, что победу в Великой Отечественной войне одержали США.

25% - Советский Союз.

Факт 3 Депутат Законодательного собрания публично заявил, что Ленинград следовало бы сдать войскам гитлеровской Германии в годы Великой Отечественной войны, тогда жертв было бы меньше.  В блокаду умерли от голода более 600 000 тысяч человек.

Факт 3

  • Депутат Законодательного собрания публично заявил, что Ленинград следовало бы сдать войскам гитлеровской Германии в годы Великой Отечественной войны, тогда жертв было бы меньше.
  • В блокаду умерли от голода более 600 000 тысяч человек.
Факт 4

Факт 4

Факт 5  Послевоенная песня Были чёрными берёзы,  Долгими – года.  Были выплаканы слёзы  Вдовьи навсегда.  Вот опять пронзает лето  Солнечная нить.  Только не забыть бы это!  Лишь бы не забыть!  Эта память – верьте, люди,  Всей земле нужна.  Если мы войну забудем, -  Вновь придёт война ! Задохнулись канонады.  В мире – тишина.  На большой земле однажды  Кончилась война.  Будем жить, встречать рассветы,  Верить и любить,  Только не забыть бы это!  Лишь бы не забыть!  Как всходило солнце в гари  И кружилась мгла.  А в реке – меж берегами–  Кровь-вода текла.  Р. Рождественский  1984 г.

Факт 5

Послевоенная песня

Были чёрными берёзы, Долгими – года. Были выплаканы слёзы Вдовьи навсегда. Вот опять пронзает лето Солнечная нить. Только не забыть бы это! Лишь бы не забыть! Эта память – верьте, люди, Всей земле нужна. Если мы войну забудем, - Вновь придёт война !

Задохнулись канонады. В мире – тишина. На большой земле однажды Кончилась война. Будем жить, встречать рассветы, Верить и любить, Только не забыть бы это! Лишь бы не забыть! Как всходило солнце в гари И кружилась мгла. А в реке – меж берегами– Кровь-вода текла.

Р. Рождественский

1984 г.

Во все времена бессмертной Земли  помните!  К мерцающим звездам ведя корабли,—  о погибших  помните! Встречайте трепетную весну,  люди Земли.  Убейте войну,  прокляните  войну,  люди Земли! Мечту пронесите через года  и жизнью  наполните!..  Но о тех,  кто уже не придет никогда,—  заклинаю,—  помните! Люди!  Покуда сердца стучатся,—  помните!  Какою  ценой  завоевано счастье,—  пожалуйста, помните! Песню свою отправляя в полет,—  помните!  О тех,  кто уже никогда не споет,—  помните! Детям своим расскажите о них,  чтоб  запомнили!  Детям детей  расскажите о них,  чтобы тоже  запомнили!
  • Во все времена бессмертной Земли помните! К мерцающим звездам ведя корабли,— о погибших помните!
  • Встречайте трепетную весну, люди Земли. Убейте войну, прокляните войну, люди Земли!
  • Мечту пронесите через года и жизнью наполните!.. Но о тех, кто уже не придет никогда,— заклинаю,— помните!
  • Люди! Покуда сердца стучатся,— помните! Какою ценой завоевано счастье,— пожалуйста, помните!
  • Песню свою отправляя в полет,— помните! О тех, кто уже никогда не споет,— помните!
  • Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили! Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!
Домашнее задание Напишите сочинение – эссе. Ключевое слово «помнить». Тему сформулируйте самостоятельно.

Домашнее задание

  • Напишите сочинение – эссе. Ключевое слово «помнить». Тему сформулируйте самостоятельно.