СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок. Почва и ее состав. 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок окружающего мира. 3 класс

Просмотр содержимого документа
«Урок. Почва и ее состав. 3 класс»

Тема урока: Почва и ее состав.



Цель:

1. Формирование умений учебного сотрудничества- умений договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности.

2.Формирование обще учебных умений и навыков- работа с учебными текстами, участие в диалоге. Овладение первоначальными умениями постановки опытов.

3.Изучение состава почвы.

Оборудование и наглядные пособия:

Учебники, тетради для самостоятельной работы, блюдечки с почвой, стеклянные палочки, ручные лупы, стаканчики с водой, стеклянный стакан, воронка, бумажный фильтр, пипетка, предметное стекло, штатив, спиртовка, спички.



Ход урока.

I.Организационный момент.

Шестое заседание клуба «Мы и окружающий мир» начинаем.

-Какое сегодня число? (15 февраля)

-Послушаем сообщение ребят, что это за день по народному календарю.

1. По народному календарю 15 февраля -Сретение.

Для русских крестьян Сретение было днем, в котором «зима с летом встретились»:

«Солнце на лето, зима на мороз», «Зима весну встречает, заморозить красную хочет, а сама от своего хотенья только потеет». В связи с этим к Сретению приурочивалось много примет, связанных с будущим урожаем.

2. «Если на Сретение оттепель- урожая кот наплачет»

«На Сретение капель- урожай на пшеницу; ветер- плодородие фруктовых деревьев»

3. Так крестьяне верили, что снег, выпавший утром этого дня, предвещает богатый урожай ранних хлебов, вечером- поздних. Капель на Сретение говорит о добром урожае пшеницы, сильный ветер сулит богатый урожай фруктов.



II.Планирование урока. Целеполагание.

-Представьте себе, что вы работаете в учебной лаборатории. Сегодня на уроке вы не просто ученики, а научные сотрудники. Поэтому будьте внимательны, наблюдательны, аккуратны.

-В нашу лабораторию пришла посылка.

-Ребята, поступила просьба, изучить данный материал.

-Как вы думаете, что это такое? (почва)

-Кто догадался, чем сегодня будем заниматься в нашей лаборатории?

-Объектом нашего изучения будет почва.

-И тема урока «Почва…»



III. Работа по теме урока.

1.-Что же такое почва?(почва-верхний, темный слой земли)

-Чем удивительна почва? (ответы детей по домашнему тексту.)

-Что дает почва растениям? (жизнь)

-Основное свойство почвы – плодородие.

-Как вы понимаете смысл этого слова? Прочитаем его значение в словаре.

-Итак, какое же основное свойство почвы? (плодородие)



IV. Физкультурная минутка. А сейчас производственная гимнастика.

Раз-подняться, потянуться.

Два-согнуться, разогнуться.

Три - в ладоши 3 хлопка,

Головою 3 кивка.

На 4- руки шире,

5- руками помахать,

6- за парту тихо сесть.



V.Практическая работа.

-Что же, по-вашему, делает почву плодородной?

-Чтобы узнать, что растения получают из почвы, изучим ее состав, проведем опыты, понаблюдаем.

-Работать будем по инструкциям, результаты опытов и наблюдений будем записывать в тетрадь.

-У вас на столе лежит все необходимое для опытов и наблюдений.

-На моем опытном столе также есть приспособления для опытов. Это – штатив, спиртовка, выпариватель (тарелка).

-При проведении опытов необходимо соблюдать правила техники безопасности:

*внимательно слушать объяснения и указания учителя;

*соблюдать дисциплину и порядок во время проведения опытов;

*выполнять только работу, определенную учебным заданием;

-Опыты со спиртовкой буду проводить я. Вы должны внимательно наблюдать за моими действиями, чтобы точно определить результат опыта.

-Итак, приступаем.

-На столе инструкции.

ОПЫТ 1

-Проговаривайте инструкцию друг другу.

Цель: доказать, в почве присутствуют... (перегнивающие остатки корешков и листьев растений, части тел насекомых, червей и других мелких животных, т.е. органические вещества).

Инструкция:

  • разрыхлите палочкой комочек почвы; рассмотрите ее под лупой; определите цвет;

  • найдите полусгнившие остатки корешков и листьев растений, части тел насекомых, червей и других мелких животных;

  • запишите вывод по результатам своих наблюдений;

Вывод: в почве присутствуют перегнивающие остатки корешков и листьев растений, части тел насекомых, червей и других мелких животных.

-Эти перегнивающие остатки мы можем назвать одним словом – перегной.





ОПЫТ 2

-В паре проговорите инструкцию.

-Чем объясняется появление пузырьков?

-О чем свидетельствует опыт?

-Запишите вывод в тетрадь.

Цель: доказать, что в почве присутствует... (воздух).

Инструкция:

  • опустите в стакан с водой комочек сухой почвы. Что вы наблюдаете?

  • сделайте вывод.

Вывод: в почве присутствует воздух.

ОПЫТ 3

-Проговорите инструкцию в парах.

-Белый тонкий налет – это минеральные соли. Минеральные соли содержатся в почве и могут растворяться в воде.

Цель: доказать, что в почве содержатся... (минеральные соли)

Инструкция:

  • профильтруйте воду, в которой со вчерашнего дня находилась почва;

  • с помощью пипетки поместите несколько капель на чистое стекло;

  • подержите стекло над огнем горелки;

  • сделайте вывод;

Вывод: в почве содержатся минеральные соли.

ОПЫТ 4

-Чем объяснить, что стекло становится влажным?

-Откуда появилась вода на стекле?

-Что доказывает этот опыт?

-запишите вывод в тетрадь.

Цель: доказать, что в почве содержится... (вода)

Инструкция:

  • нагрейте на огне баночку с почвой;

  • подержите над почвой холодное стекло. Понаблюдайте, что будет происходить.

  • сделайте вывод;

Вывод: в почве содержится вода.

ОПЫТ 5

-Проговорите инструкцию.

-Что вы увидели, почувствовали?

-Что содержится в почве?

Цель: доказать, что в почве содержится ... (перегной).

Инструкция:

  • если мы будем продолжать нагревать почву, то вскоре увидим дым и почувствуем неприятный запах. Это сгорает часть почвы, которая состоит из перегнивших остатков растений и мелких животных;

  • обратите внимание на цвет прокаленной почвы. Сравните цвет с обычной почвой; (следовательно, цвет почве придает перегной)

  • сделайте вывод;

Вывод: в почве содержится перегной.

ОПЫТ 6

-Проговорите инструкцию.

После того, как вода отстоится на дно осядет песок и глина (нерастворимые вещества)

Цель: доказать, что в почве присутствуют... (нерастворимые вещества).

Инструкция:

  • насыпьте в стакан с водой немного прокаленной почвы;

  • размешайте ее стеклянной палочкой;

  • дайте воде отстояться;

  • что вы наблюдаете?

  • запишите вывод.

Вывод: в почве присутствуют нерастворимые вещества- песок и глина.



VI. Обобщение.

1.(на доске таблички с названиями:ПЕРЕГНОЙ, ВОЗДУХ, ПЕСОК И ГЛИНА, ВОДА, МИНЕРАЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА).

-Посмотрите на доску. Что у нас получилось?

-Попробуйте обобщить понятия. Части чего, какого целого мы разложили на доске? (почвы). (СОСТАВ ПОЧВЫ)

-Что входит в состав почвы?

-Кто еще уточнит, что еще есть в почве?

-Что же делает почву плодородной?

-Вернитесь к определению почвы. Уточните понятие. Какое слово надо добавить? (ПЛОДОРОДНЫЙ)

-Запишите вывод к себе в тетрадь. (с.14)



Состав почвы



перегной

вода







воздух

песок и глина

минеральные вещества







VII. Итог урока.

-Есть такая наука – почвоведение. (табличка на доске.)

-Как вы думаете, что это за наука?

-Это наука о почвах- почвоведение.

-Ее основоположником, создателем был русский ученый Василий Васильевич Докучаев. Он говорил, что почва для нас дороже нефти, угля, золота.

1.Еще в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Ее брали с собой в далекие странствия, потому что считали, что она придает силы и помогает во всем в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи, песни. Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда и она будет нас радовать богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.

2.Стекло, бумага, целлофановые пакеты – не входят в состав почвы, а только наносят вред, засоряя ее. Бумага может пролежать в почве до полного разложения более 2 лет, консервная банка – 90 лет, полиэтиленовый пакет – более 200 лет, а стекло – до 1000 лет.

- Наш рабочий день в лаборатории подошел к концу.

-И заседание нашего клуба также подходит к концу.

-Предлагаю подвести итоги заседания. Прочитайте учебник на с. 38.

-Выделите основные мысли. Подведите итог.

- Итак, что же растения получают из почвы?

1.Во-первых, воздух. Корни растений дышат воздухом, который находится в почве.

2.Во-вторых, воду. Вместе с водой растения поглощают питательные вещества.

-Откуда же они берутся?

3.Остатки погибших растений, животных, перерабатывают бактерии и насекомые, и почва постоянно пополняется перегноем и минеральными солями. Следовательно, в почве имеются все вещества, необходимые для роста и развития растений.

У.с.35-38.

Т.с.14 № 16.









Оформление доски:

Наука-почвоведение

верхний, темный слой земли.

Минеральные соли

Песок и глина

воздух

вода

перегной

Состав почвы









почвы

Почва

плодородие

плодородный

портрет

Василий Васильевич Докучаев