СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок, посвященный Дню славянской письменности

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал для урока ко Дню славянской письменности

Просмотр содержимого документа
«Урок, посвященный Дню славянской письменности»

Урок, посвященный Дню славянской письменности


Учитель:

24 мая приходит на русскую землю праздник – День славянской письменности и культуры. Этот праздник пришёл к нам из Болгарии, где эта славная традиция существует уже больше ста лет. В нашей стране он стал отмечаться с 1986 года. В эти дни вспоминают создателей славянской грамоты Кирилла и Мефодия.

Русскому языку в том виде, к которому мы привыкли, всего чуть более 300 лет. Но у него, как и всякого человека, есть своя родословная, которая своими корнями уходит глубоко в историю и насчитывает более тысячи лет.

В нашем языке живет приставка пра -, которая помогает составить родословную и рассказать о своих предках вам и нашему языку, так: отец дедушки –это прадедушка, а мама дедушки – прабабушка, а ее мама – прапрабабушка... Наш язык тоже имеет своего предка — праязык.

Часто мы слышим: «Он похож на своего отца». Но мама спорит и говорит, что у тебя такие же глаза, как у ее дедушки, или волосы, как и у ее дяди, голос, как у ее тети... А бабушка вздыхает, что дедушкины черты в тебе едва заметны... Выходит, мы больше всего похожи на своего ближайшего родственника – папу, на дедушку - меньше и чуть-чуть – на прадедушку.

Так и русский язык имеет много общего со своим ближайшим родственником – отцом – древнерусским языком, но в нем сохранились и следы более древнего праязыка.

Таким праязыком для русского и всех славянских языков является исчезнувший праязык, который ученые называют праславянским (или общеславянским). Далекие предки нынешних славян – праславяне – говорили на общем языке.

До сих пор во всех славянских языках сохраняется много общего. Сравните несколько слов из разных славянских языков.

Русский

Болгарский

Польский

Чешский

человек
пёс
корова
нос
несу

човек
пес
крава
нос
неся

slowiek
pies
krova
nos
niose

иlovмk
pes
krova
nos
nesu









* Подумайте, почему похожи некоторые слова, принадлежащие к разным славянским языкам. Свой вывод запишите, закончив начатое высказывание.

Схожее звучание некоторых слов из разных славянских языков объясняется тем, что_________________________________


Праславяне занимали огромную территорию в Европе: от придонских областей на востоке до Одера на западе и нижнего течения Дуная и Черноморского побережья на юге. На таком огромном пространстве праславянский язык не мог быть единым на всей территории, в нем появляются черты, характерные для отдельных славянских племен.

Праславянский язык стал отцом для трех сыновей-языков: восточнославянского, западнославянского, южнославянского. Они, в свою очередь, позднее дали жизнь более мелким языкам-внукам (рис. 1).

Примерно 1,5 тысячи лет назад славянские племена стали образовывать государства. Восточные славяне, говорившие на восточнославянском языке, образовали государство Киевскую Русь. Поэтому этот язык и называют еще древнерусским. Восточнославянский (древнерусский) язык, когда в XII–XIII вв. распалась Киевская Русь, дал начало трем языкам-братьям: русскому, украинскому и белорусскому.

Сейчас и русский, и другие славянские народы имеют свою письменность, свои книги, могут читать и писать на своих языках. Но в далекие времена, более тысячи лет назад, этого не было. Славянские народы не имели своей письменности. В 863 году моравский князь Ростислав – глава одного из славянских государств, занимавшего территорию современной Чехии, обратился к византийскому императору Михаилу III с просьбой помочь ему организовать богослужение на праславянском языке. Такой переход требовал создания славянской письменности, письменного литературного славянского языка.

В ответ на просьбу Ростислава Византия посылает к нему так называемую Моравскую миссию, во главе которой находились два брата из знатной греческой семьи – Мефодий и Константин.

Константин и брат его Мефодий были родом из греческого города Фессалоники (по-славянски Солунь). Поэтому их и называли Солунскими братьями. Константин родился в 827 году, Мефодий был старше его на 10 лет. Оба они с детства знали славянский язык. Константин получил в Царь-граде великолепное образование: «овладел всей грамматикой, научился же и Гомеру, и геометрии, и диалектике, и всем философским учениям, а сверх того и риторике, и арифметике, и астрономии, и музыке, и всем прочим эллинским учениям». Славянскую азбуку Константин с помощью Мефодия создает еще до отъезда в Моравию. Византийский цезарь, увидев сделанное, отправил Константина, прозванного за свою мудрость Философом, в Моравию с этим даром, «что ценнее и больше всего серебра и золота, и драгоценных камней, и всего преходящего богатства».

В Моравии Кирилл и Мефодий приступили к переводу Священного Писания на славянский язык. Так создавался первый письменный язык славян, который сейчас большинство ученых называют старославянским.

На Русь книги, написанные на старославянском языке, попали в XI веке, после принятия христианства. Этот язык был родственным древнерусскому, так что наши предки хорошо его понимали. Старославянское письмо они приспособили и для передачи своего языка. Напомним, что древнерусский язык является общим предком русского, украинского и белорусского языков.

С этого времени на Руси вплоть до XVII века существовали два языка: древнерусский и старославянский. Народ на Руси говорил на светском – древнерусском языке, который использовался для летописей и для другой литературы. Но в церкви служба шла на старославянском языке. На этом языке велось школьное обучение, писались и переводились книги, им пользовались грамотные люди того времени.

Существование двух языков не могло не сказаться и на влиянии старославянского языка на древнерусский.

Старославянский язык обогатил его словами, имеющими отвлеченное значение (благо, милосердие, добродетель, мужество); пополнил научную терминологию (Вселенная, изучение, искусство, истина, правило). Многие старославянизмы получили широкое распространение в русском языке: время, праздник, сострадание, храм, гордыня, порок, среда, пламя и многие другие.

Постепенно многие старославянизмы исчезли из русского языка. Значение некоторых известно теперь только ученым (например, перси – «грудь», выя – «шея»). Другие понятны и вам, хотя в своей речи вы употребляете их редко (очи, чело).

Писатели и поэты используют старославянские слова для придания речи торжественности, выразительности:

И сладкая слеза ланиту орошает.

(К.Батюшков)

Но только цвет ее чела

Был страшно бледен.

(М.Лермонтов)

Взглянет он тебе в очи – и полонит твою душу.

(М.Горький)

В текстах, когда следовало передать возвышенность минуты, ее трагичность или потрясение героя, поэты часто использовали слова, отстраненные от повседневной жизни, торжественные и звонкие старославянизмы. Особенно выразительны подобные высокие слова в тех текстах, где они употреблены подряд, где их много. Они как бы поддерживают друг друга среди слов-чужаков, и тогда чужаки сами получают возвышенный, торжественный тон. Смотрите, например, у Пушкина:

Волхвы не боятся могучих владык,

А княжеский дар им не нужен;

Правдив и свободен их вещий язык

И с волей небесною дружен.

Грядущие годы таятся во мгле;

Но вижу твой жребий на светлом челе.

Как видим, родословная современного русского языка уходит своими корнями в древнерусский и старославянский языки, которые берут свое начало из праславянского языка.


Дидактический материал

(распечатанные материалы на партах)

1. Прочитайте термины. Соедините стрелочками термины и их определения.

Праславянский (общеславянский) язык

Первый литературный язык славян, созданный Кириллом и Мефодием

Восточнославянский (древнерусский) язык

Общий язык славян (X в. до н.э. – I–V вв. н.э.)

Старославянский язык

Язык восточных славян Киевской Руси VI–XIII вв.


Примерный ответ обучающихся:

Праславянский (общеславянский) язык

Первый литературный язык славян, созданный Кириллом и Мефодием

Восточнославянский (древнерусский) язык

Общий язык славян (X в. до н.э. – I–V вв. н.э.)

Старославянский язык

Язык восточных славян Киевской Руси VI–XIII вв.

2. Прочитайте и сопоставьте тексты. Найдите черты сходства и различия. Сделайте вывод, какие из данных языков являются родственными и почему.

УЧИТЕЛЬ

ОБУЧАЮЩИЕСЯ



Русский язык: Я оставил Пугачева и вышел на улицу. Ночь была тихая и морозная. Месяц и звезды ярко сияли, освещая площадь и виселицу. В крепости все было спокойно и темно.

(А.Пушкин. Капитанская дочка)








Родственными являются русский и болгарский языки, потому что у них есть схожие слова и по звучанию, и по грамматическим признакам, и по значению.

Например, слова оставил-оставих, тихая-тиха, морозная- мразовита, месяц-месецьт и т.д. Эти слова похожи по звучанию, у них одинаковые грам. признаки (гл. оставил, прил. морозная, сущ. месяц), лексическое значение слов тоже одинаковое.

Болгарский язык: Аз оставих Пугачов и излязох на улицата. Нощта беше тиха и мразовита. Месецът и звездите светяха силно и осветяваха площада и бесилката. Навсекъде в крепостта беше спокойно и тъмно.

(Перевод С.Андреева)


Татарский язык: Мин Пугачев яныннан урамга чыктым. Тqн тыныч hэм салкым иде. Ай белэн йолдызлар, яп-якты булып янып, мэйданны hэм дар агачаларын яктырталар. Крепстьта тыныч hэм карангы.

(Перевод А.Шамова)

Татарский язык не является родственным, так как нет сходства на фонетическом уровне.


3. Как вы знаете, в современном русском языке сохранилось много старославянизмов. Одной из примет старославянского происхождения являются сложные слова, первой частью в которых выступают слова: благо-, велико-, добро-, душе-, зло- (благодарить, великодушие, добродетель, злословие и др.)

А теперь попробуйте сами разобраться в словах, пришедших из старославянского языка; для этого установите значения составляющих их частей, соотнеся с русскими словами современного языка:

УЧИТЕЛЬ

ОБУЧАЮЩИЕСЯ

благо-денствие – благо + день,

т.е. хорошие, счастливые дни;
благо-дарить – ...;
благо-детель – ...;
благо-ухание – ...;
благо-получие – ...;
благо-родный – ... .
(Благо в старославянском языке означало «добро, счастье».)

Благо+день, благой день, хороший день

Благо+дарить, дарить добро

Благо+деятель, тот, кто делает добро

Благо+пах, запах, хороший запах

Благо+получить, добро от кого-то получить

Благо+род, из хорошей семьи


Старославянский язык

А все же до жалости редко

Среди почитаемых книг

Мы ищем язык наших предков –

Для нас неудобный язык.

Пускай не во всем он понятен

И мудрым ученым порой,

И белых в нем более пятен,

Чем даже на карте земной, -

Но вслушайтесь в давнюю эту

Эпоху, за каждой строкой

В словах легковесности нету,

Поспешности нет никакой!

Над лунным челом летописца

Татарские кони храпят.

И все ж принимает страница

Не каждое слово подряд:

Когда они слабы и мелки,

Негоже и браться за труд,

Над ним не секундные стрелки,

Смертельные стрелы поют.

И долгий подсказывал опыт,

Что выразить может верней

Коней несмолкающий топот,

Звон лат, и монет, и церквей,

Набата отверстое горло,

Рев рога и дробь топора,-

Не наше ленивое «ОРО»,

А страшное грозное «РА»!

Великих высот достигали

Два слога в звучанье стальном,

Двумя оставаясь слогами

В воинственном слоге одном.

И с краткостью – признаком силы

Слова обретали тогда

Летящую тяжесть секиры.

Спокойною грузность плода…

Да здравствует старославянский!

В нем кровь замешалась и пот!

Густой, непрозрачный и вязкий,

Тяжелый. Как сотовый мед!

Как капли его золотые,

Живут и сейчас в языке

Слова налитые, густые. –

Хоть каждое взвесь на руке.

Они веселы и суровы.

До наших времен донесли

Значительность каждого слова

В начале российской земли.


О. Дмитриев

Перечислите особенности старославянского языка, отмеченные автором стихотворения. Приведите примеры старославянизмов в современно русском языке.


Загадки о книге и письменности:

Не куст, а с листочками, не рубаха, а сшита, не человек, а рассказывает (Книга).

Семя плоско, поле гладко, кто умеет, тот и сеет, семя не всходит, а плод приносит (Гусиное перо).

Носила меня мать, уронила меня мать, подняли меня люди, понесли в торг торговать, отрезали мне голову. Стал я пить и ясно говорить (Книга).

Говорит она беззвучно, а понятно и не скучно. Ты беседуй чаще с ней –станешь вчетверо умней (Книга).

Хоть не шляпа, а с полями, не цветок, а с корешком. Разговаривает с нами всем понятным языком (Книга).


Пословицы о книге и письменности:

Не красна книга письмом, а красна умом.

Книга хороша, да начетчики плохи.

Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

Не всякий, кто читает, в чтении силу знает.

Книга – друг человека.

Кто много читает, тот много знает.

Одна книга тысячу людей учит.

Книги читать – не в ладушки играть.

Умен, как поп Семен: книги продал, да карты купил, забился в овин да играет один.

Много читает, а дела не знает.

Читай, книгочей, не жалей очей.

Книга книгой, да и своим умом двигай.

Хлеб питает тело, а книга –  разум.

Ум без книги, как птица без крыльев.

Золото добывают из земли, а знания из книг.

Испокон века книга растит человека.

Прочел новую книгу – встретился с другом.

СЛОВО УЧИТЕЛЯ:

В конце урока мне вновь хотелось бы обратиться к словам Д.С. Лихачева: « Знание истории своего народа, знание памятников его культуры открывает перед человеком целый мир – мир, который не только величественен сам по себе, но который позволяет по-новому увидеть и оценить современность. Знание прошлого – это понимание современности. Современность – это итог прошлого, а прошлое – это ещё неразвившееся будущее».

  С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребёнок ещё не научился говорить, как следует, а его слух уже ловит журчание бабушкиных сказок, колыбельные песенки мамы. А сказки, прибаутки, песенки – это язык. И так всю жизнь, до глубокой старости, человек находится в мире языка. Без языка немыслимо ни на шаг двинуть вперёд науку, технику, ремёсла, то есть саму жизнь. Поэтому, ребята, изучайте свой родной русский язык. Всего вам доброго!