ОСНОВЫ МОЛЕКУЛЯРНО-КИНЕТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
При выполнении практической работы необходимо придерживаться следующих правил:
1. Название практической работы сформулировать самостоятельно.
2. Цель работы сформулировать самостоятельно. Цель работы должна быть конкретной, четко сформулированной, чтобы ясно выделить вопрос, на который мы хотим получить ответ.
3. Перечень используемых приборов и материалов.
4. Ход работы, в котором отображаются ваши наблюдения.
Можно ход работы оформить в виде таблицы:
Действия. | Наблюдения. | Рисунок |
В некоторых работах результаты представляют в виде графика, причем нанесенные точки соединяются не ломаной кривой, а плавной линией, которая должна проходить в границах погрешностей отдельных элементов.
5. Результаты вычислений, если такие имеются.
6. Вывод. Например, можно начать следующим образом: «На основе полученных данных можно сделать следующие выводы: (и перечисляем к каким выводам в результате проделанной работе вы пришли)». Вывод можно сделать в творческой форме.
Практическая работа № 1 Поверхностное натяжение жидкостей.
Приборы и материалы: два стакана с горячей и холодной водой, пипетка медицинская, кусочек пластилина, петля проволочная, проволочное кольцо диаметром 3 – 4 см, мыльный раствор, тальк, кусочек мыла, немного сахара, соль.
Ход работы:
Опыт с пластилиновым шариком.
а) Скатать из кусочка пластилина шарик диаметром 2-3 мм. Осторожно положить его на поверхность воды при помощи проволочной петли. Рассмотреть и зарисовать форму воды около шарика. Какие силы действуют на шарик, находящийся на поверхности воды? Почему шарик удерживается на поверхности воды?
б) Погрузить шарик в воду. Что происходит с шариком? Почему шарик тонет?
в) Положите шарик на поверхность воды при помощи проволочной петли. Капните пипеткой каплю мыльного раствора. Почему шарик тонет? Опишите свои наблюдения.
Контрольные вопросы: 1. Какой физический смысл поверхностного натяжения жидкости? 2. От чего зависит поверхностное натяжение жидкости? 3. Почему поверхностное натяжение жидкости меняется с изменением температуры? Запишите вывод по проделанной работе.
Опыт с проволочным кольцом
а) Опустить проволочное кольцо в стакан с мыльной водой, а затем осторожно вынуть ее из воды. В кольце образовалась пленка.
б) Проткнуть пленку в одной половине кольца, разделенного нитью. Запишите, что вы наблюдаете. Объясните это явление. Почему нить прогнулась в сторону оставшейся пленки?
3. Опыт с пипеткой.
а) Набрать в пипетку воды. Держа пипетку над стаканом, слегка нажимать на резиновый баллончик, при этом образуются капли.
б) Пронаблюдайте, как образуются капли.
Опишите и зарисуйте поэтапно этот процесс. Почему каплям нужно время, чтобы оторваться и упасть?
4. Выяснение зависимости силы поверхностного натяжения жидкости от температуры и наличия примесей в жидкости.
опыт 1. Скатайте из кусочка пластилина шарик диаметром 2-3 мм.
Положите его с помощью проволочной петли сначала на поверхность холодной воды, а затем – горячей.
Сравните результаты опытов и объясните их.
Ответьте на вопросы:
Зависит ли коэффициент поверхностного натяжения воды от температуры?
По какому признаку об этом можно судить?
опыт 2. Посыпьте тальком поверхность холодной воды в стакане. (тальк – детская присыпка)
Для этого закройте отверстие в пробирке кусочком марли и просейте тальк над водой.
0пыт 3. Коснитесь поверхности воды кусочком мыла, а затем посыпьте сначала сахар, потом соль. Что при этом наблюдается?
Ответьте на вопросы:
Как изменился коэффициент поверхностного натяжения воды при растворении мыла?
Как изменился коэффициент поверхностного натяжения воды при растворении сахара?
Как изменился коэффициент поверхностного натяжения воды при растворении соли?
Сделайте выводы и приведите примеры, в которых наблюдается явление поверхностного натяжения.