Этапы урока | Виды работы, формы, методы, приемы. | Содержание педагогического взаимодействия | Формируемые УУД |
| | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | личностные | Коммуникативные | регулятивные | познавательные |
1. Мотивация к учебной деятельности 1мин. | Словесное приветствие. | - Здравствуйте! Садитесь! Дорогие ребята! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами. | Проверяют готовность к уроку, приветствуют учителя. | самоопределение | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, слушание учителя | Самоконтроль, организация своей учебной деятельности | Формирование положительной мотивации |
2. Тема и цели | Постановка целей урока | -Давайте запишем число и тему урока. Ребята, назовите, пожалуйста, цели урока. Чем мы сегодня будем заниматься? | Отвечают на вопросы учителя. Формулируют цели | самоопределение | Сотрудничество с учителем и сверстниками | постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно | Построение логической цепи рассуждений |
3.Актуализация знаний | Беседа, работа с текстом | В нашем мире много всего красивого, чудесного, интересного. Мы любуемся синим небом, глубокими реками, цветочными полянами. Все это помогают нам представить и выразить имена существительные. Давайте прослушаем стихотворение: Всему название дано- И зверю, и предмету. Вещей вокруг полным-полно, А безымянных- нету! И все, что может видеть глаз- Над нами и под нами,- И все, что в памяти у нас,- означено словами О какой части речи это стихотворение? Что автор сказал об имени существительном? Как назвал эту часть речи? Давайте назовем все, что нас окружает в кабинете. Какую часть речи вы назвали? Давайте вспомним, что это за часть речи. В гостях всегда много угощения, давайте их попробуем. (на доске развешаны бублики, конфеты, дети их снимают, читают вопрос и отвечают)
Вопросы: Что такое морфология? На какие вопросы отвечают имена существительные? Что обозначают? Какие постоянные морфологически признаки существительных вы знаете? Какими членами предложения может быть существительное? Как изменяются существительные? Какие существительные относятся к 1,2,3 склонению? Что такое нарицательные существительные? Приведите примеры. Какие имена существительные называются собственными? Давайте определим синтаксическую роль имени существительного. Посмотрите на экран, перед вами предложения, найдите существительное, определите его синтаксическую роль. Предложения: Учитель начал урок. Школа -наш дом родной. Зимой в лесу очень хорошо. Молодцы! А теперь давайте все обобщим. Что же это за часть речи - имя существительное?(один ученик отвечает). | Вспоминают, изученный ранее материал (понятия, факты). Отвечают на вопросы, обобщают материал | Совершенствуют имеющиеся знания | высказывают и обосновывают свою точку зрения. Сотрудничество с учителем и сверстниками | принимают и сохраняют учебную задачу. | выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза. |
4.Синтаксическая диктовка (звучит классическая музыка) | Работа с текстом, комментированное письмо, беседа, работа с цитатой. Индивидуальная работа | Ребята, давайте запишем в тетрадочках отрывок из стихотворения А. А. Фета и попробуем определить, какова роль имени существительного. Шепот, робкое дыханье. Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья. Учитель: Какие орфограммы вам встретились? Какова роль имени существительного? Л. Н. Толстой сказал об этом стихотворении: «В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение- картина». Как вы понимаете слова писателя? (В это время трое учеников работают с карточками в тетрадях, один на доске). Задание: Выпишите существительные, определите их склонение. Я ехал на метро. Делу время, потехе час. Мама купила колбасу салями. Машина мчалась по шоссе. Я видел в зоопарке шимпанзе. За окном ночь. Стихотворение на слайде. Учитель: А здесь какова роль существительных? Вечер. Поле. Огоньки. Дальняя дорога. (С помощью существительных нарисованы картины природы). | Вспоминают, изученный ранее материал (понятия, факты). Записывают предложение, находят и обозначают орфограммы, отвечают на вопросы, делают выводы, выполняют индивидуальную работу на карточках | Совершенствуют имеющиеся знания | Сотрудничество с учителем и сверстниками. Высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Принимают и сохраняют учебную задачу. | Выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации |
5.Повторение склонения существительных | Беседа, работа с карточками | (Проверяем работу у доски) Что вы можете сказать о склонении существительных? Что такое несклоняемые имена существительные? Как определить их род? Ребята, посмотрите, сколько среди угощения меда. Давайте его попробуем. За бочонком с медом интересное задание. ( С другой стороны бочонка расположены рисунки: салями, кофе, город Сочи и др. Необходимо определить род существительных.)  


| Вспоминают, изученный ранее материал | Совершенствуют имеющиеся знания | Сотрудничество с учителем и сверстниками. Высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Принимают и сохраняют учебную задачу. | Выполняют учебно-познавательные действия |
6.физкультминутка | | А вы, я вижу, немного устали. Без физ. минутки не обойтись. Давайте встанем! Посмотрите вверх, вниз, направо, налево, нарисуйте глазами круг, затем первую букву своего имени, закройте глаза, откройте, быстро поморгайте. Спасибо, садитесь! | Выполняют элементарные физические упражнения | понимают значение здоровьесберегающих элементов урока | | | |
7.Выполнение тренировочных упражнений | Игра, работа с карточкой с дифференцированными заданиями, работа с текстом, конструирование предложений | Ребята, в этом разделе мы с вами изучили много орфограмм. Назовите эти орфограммы. После угощения можно немного поиграть. Игра «Бумеранг». Игра. Учитель бросает мяч, называет слово, ученики объясняют орфограмму. Сварщик, недруг, ключом, сучок, зайчонок, не друг, а враг, зачинщик, овражек, горошек, карандашик, на опушке, на лекции. А теперь самостоятельно найдите данные орфограммы. (задания у каждого на карточках). Задание: Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясняя орфограммы. (Дифференцированное задание) Повторение существительных общего рода. Учитель: в гостях всегда очень весело, вот и я приготовили для вас смешные стишки – дразнилки. (дети читают стишки). Стихи: Плакса, вакса, гуталин, На носу горячий блин. Плакать не годится. Можно простудиться. Жадина-говядина Три копейки дадено. На четвертую копейку Расшибется об скамейку. Рёва-корова, дай молока, сколько стоит - тря пятака! А теперь закончите стихотворение. Что за шум, что за рев? Тут не стадо ли коров? Нет, это не коровушка Это Таня……..ревушка. О чем эти стишки? Что это за существительные? Какие ещё существительные общего рода вы знаете? (слайд с картинками, изображающими какую-либо профессию)  
Задание: Составьте предложения, используя названия профессий и ставя глагол – сказуемое в нужном роде. 1 ряд- простое предложение с однородными членами предложения. 2 ряд-ССП, 3 ряд- СПП. (проверка работ) Задание: Исправьте ошибки (на слайде). Тетрадь Анны Суховой, учебник Пастернак Евгения, Ручка Кати Диденко, книга Тараса Шевченко, роман Этель Войнича, рассказы о Шерлок Хомсе, словарь Вл. Даль. (проверка работ) | Вспоминают, изученный ранее материал, работают самостоятельно, конструируют предложения, исправляют ошибки, Отвечают на вопросы, В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают вывод. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают | приобретают мотивацию процесса образования; стремятся к приобретению новых знаний. | формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Формируем умение принимать, сохранять цели и следовать им в УД. Формируем умение контролировать процесс и результаты УД.
| устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных действий свою точку зрения |
9проверка домашнего задания. (необходимо было сочинить сказку, рассказ, стихотворение об имени существительном.
| | Ребята, дома вы сочиняли сказку. Давайте послушаем несколько человек. Остальные сдадут дз | Зачитывают мини -сочинения | приобретают мотивацию процесса образования; стремятся к приобретению новых знаний | формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. | Узнают информацию от своих одноклассников, анализируют ее |
10.Подведение итогов. Рефлексия | | Какую часть речи мы сегодня повторяли? Что вы теперь знаете об имени существительном? Поставьте смайлик, символизирующий ваше настроение  | Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, высказывают оценочные суждения. | понимают, в чем значение литературы для человека | умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; | Осуществлять итоговый контроль по результату; Уметь оценивать свою деятельность; Способность к рефлексии. | рефлексия |
11 домашнее задание | Объяснение учителем | В таких гостях, конечно, хочется задержаться подольше. Но нам пора уходить. Записываем домашнее задание. А в следующий раз мы с вами пойдем в гости к имени прилагательному. Ответить на вопросы, выполнить упражнение | Слушают и записывают | | | | умение делать выбор и обосновывать его. |