СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-повторение "В мире синтаксиса и пунктуации"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщить и систематизировать знания, полученные по теме "Сложные предложения".

Закрепить навыки пунктуации в сложных предложениях.

Просмотр содержимого документа
«Урок-повторение "В мире синтаксиса и пунктуации"»

Урок-повторение

Урок-повторение "В мире синтаксиса и пунктуации"

ЛЕКСИКО-СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТ А Русские легенды уверя…т что однажды Зима с Ветром и Стуж…й решила что (не) пустит на землю Весну. Все цветы и(з,с)пугавшись Зимы поникли а подснежник напомина…щий снежную сережку выпрямив стебелек смело ра(з,с)правил лепестки. Когда солнце замет…ло подснежник оно согрело землю и открыло дорогу Весне.

ЛЕКСИКО-СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТ А

  • Русские легенды уверя…т что однажды Зима с Ветром и Стуж…й решила что (не) пустит на землю Весну. Все цветы и(з,с)пугавшись Зимы поникли а подснежник напомина…щий снежную сережку выпрямив стебелек смело ра(з,с)правил лепестки. Когда солнце замет…ло подснежник оно согрело землю и открыло дорогу Весне.
Итак подснежники ве(стн,сн)ики весны первыми вступа…т в единоборство с суровой зимой. Внезапно появляющ…ся среди снега они зацветая пр…дставляют уд…вительное зрелище кажется что на землю набросили белое кружевное одеяло сотка(нн,н)ое из пушинок снег(?)пада и из бликов маленьких ослепительно белых цветов. Ра(з,с)цветая в окружении… снегов подснежник первая песня весны напомина…т конеч(?)но снежинку.
  • Итак подснежники ве(стн,сн)ики весны первыми вступа…т в единоборство с суровой зимой. Внезапно появляющ…ся среди снега они зацветая пр…дставляют уд…вительное зрелище кажется что на землю набросили белое кружевное одеяло сотка(нн,н)ое из пушинок снег(?)пада и из бликов маленьких ослепительно белых цветов. Ра(з,с)цветая в окружении… снегов подснежник первая песня весны напомина…т конеч(?)но снежинку.
Как только осядут снега и появят(?)ся пр…талины подснежник выставляет любопытный вен(?)чик и ра(з,с)качиваясь на тонком стебельке начинает подпевать ручейкам. Люди говорят что если пр…слушаеш(?)ся то услышиш(?) звон его прозрач(?)ных колокольчиков. Они звенят что(бы) ра(з,с)будить пр…роду которая спит крепким сном. Утром подснежник подн…мается живым ф…нариком (на)встречу теплу вечером же он наклоня…тся и пряч…т
  • Как только осядут снега и появят(?)ся пр…талины подснежник выставляет любопытный вен(?)чик и ра(з,с)качиваясь на тонком стебельке начинает подпевать ручейкам. Люди говорят что если пр…слушаеш(?)ся то услышиш(?) звон его прозрач(?)ных колокольчиков. Они звенят что(бы) ра(з,с)будить пр…роду которая спит крепким сном.
  • Утром подснежник подн…мается живым ф…нариком (на)встречу теплу вечером же он наклоня…тся и пряч…т "снежную каплю" под защиту снега.
  • Благ(?)дарим тебя первый весенний цветок за то что ты украшаеш(?) нашу жизнь.
Задания к тексту Определите тему и основную мысль текста. Прочитаем еще раз название текста и выделим ключевое слово. Каково лексическое значение слова

Задания к тексту

  • Определите тему и основную мысль текста.
  • Прочитаем еще раз название текста и выделим ключевое слово.
  • Каково лексическое значение слова "подснежник", от какого слова оно образовано? Поработаем со словарем.
  • Запишите толкование значения слова "подснежник", используя сложное предложение, в котором в одном из простых предложений, входящих в состав СП, ставится тире между подлежащим и сказуемым.
Работа с предложением  Подснежник – это растение с белыми цветками, которые распускаются после таяния снега. Вопросы классу. Подчеркните грамматические основы предложения. Объясните знаки препинания. Укажите вид данного сложного предложения. Составьте схему. Каковы отличительные признаки СПП? Найдите в тексте предложение, в котором тоже ставим тире? Почему ставим тире? Подберите синонимы к слову вестник .

Работа с предложением

Подснежник – это растение с белыми цветками, которые распускаются после таяния снега.

Вопросы классу.

  • Подчеркните грамматические основы предложения. Объясните знаки препинания.
  • Укажите вид данного сложного предложения. Составьте схему.
  • Каковы отличительные признаки СПП?
  • Найдите в тексте предложение, в котором тоже ставим тире? Почему ставим тире?
  • Подберите синонимы к слову вестник .
Работа по группам I ГРУППА. Найдите глаголы и объясните пропущенные в них орфограммы. Сгруппируйте их по видам орфограмм. II ГРУППА. Иллюстрацией каких орфографических правил могут быть слова с пропущенными орфограммами, кроме глаголов. III ГРУППА. Произведите на материале текста разные виды разбора: сотканный2, раскачиваясь2, уверяют1, испугавшись3, прозрачных3 (колокольчиков).

Работа по группам

  • I ГРУППА. Найдите глаголы и объясните пропущенные в них орфограммы. Сгруппируйте их по видам орфограмм.
  • II ГРУППА. Иллюстрацией каких орфографических правил могут быть слова с пропущенными орфограммами, кроме глаголов.
  • III ГРУППА. Произведите на материале текста разные виды разбора: сотканный2, раскачиваясь2, уверяют1, испугавшись3, прозрачных3 (колокольчиков).
ПОДУМАЙ И ОТВЕТЬ I ряд. Найдите в тексте обособленные определения и обстоятельства, сформулируйте условия их обособления. Прочитайте текст без обособленных определений и обстоятельств, выясните, какие смысловые оттенки утрачены в предложениях. II ряд. Найдите обособленные приложения. Обратите внимание на знаки препинания при них. Выясните, можно ли тире заменить запятой. III ряд. Какие вводные слова используются в тексте. Подберите к вводным словам синонимы и составьте с ними предложения.

ПОДУМАЙ И ОТВЕТЬ

  • I ряд. Найдите в тексте обособленные определения и обстоятельства, сформулируйте условия их обособления. Прочитайте текст без обособленных определений и обстоятельств, выясните, какие смысловые оттенки утрачены в предложениях.
  • II ряд. Найдите обособленные приложения. Обратите внимание на знаки препинания при них. Выясните, можно ли тире заменить запятой.
  • III ряд. Какие вводные слова используются в тексте. Подберите к вводным словам синонимы и составьте с ними предложения.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ "СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ"

  • Какие предложения мы называем сложными?
  • На какие группы делятся сложные предложения?
  • Какие предложения называются сложносочиненными? Какие сложноподчиненными?
  • Каковы правила постановки знаков препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложениях?
  • Какие сложные предложения называются бессоюзными?
  • Какие знаки препинания ставятся между частями БСП?
  • Что вы знаете о сложных предложениях с различными видами связи?
Дифференцированные задания группам Найдите в тексте сложные предложения, расставьте знаки препинания, подчеркните грамматические основы предложений, составьте схемы. I ГРУППА – СПП. Указать главные и придаточные предложения и их значения, чем присоединяются придаточные предложения к главному – союзами или союзными словами. II ГРУППА – ССП и БСП. Как в них связываются простые предложения? III ГРУППА – сложные предложения с различными видами связи. Синтаксический разбор сложного предложения с различными видами связи

Дифференцированные задания группам

  • Найдите в тексте сложные предложения, расставьте знаки препинания, подчеркните грамматические основы предложений, составьте схемы.
  • I ГРУППА – СПП. Указать главные и придаточные предложения и их значения, чем присоединяются придаточные предложения к главному – союзами или союзными словами.
  • II ГРУППА – ССП и БСП. Как в них связываются простые предложения?
  • III ГРУППА – сложные предложения с различными видами связи. Синтаксический разбор сложного предложения с различными видами связи
КОНСТРУИРОВАНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ Перестройте простое предложение, запишите его, расставляя знаки препинания, подчеркните грамматические основы, составьте схемы. 1 вариант. Первое простое предложение из второго абзаца в БСП. 2 вариант. Последнее простое предложение из второго абзаца в СПП. 3 вариант. Два простых предложения (первое и последнее из второго абзаца) в ССП.

КОНСТРУИРОВАНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

  • Перестройте простое предложение, запишите его, расставляя знаки препинания, подчеркните грамматические основы, составьте схемы.
  • 1 вариант. Первое простое предложение из второго абзаца в БСП.
  • 2 вариант. Последнее простое предложение из второго абзаца в СПП.
  • 3 вариант. Два простых предложения (первое и последнее из второго абзаца) в ССП.
Домашнее задание Синтаксический разбор сложных предложений (6 – 8), выписанных из художественной литературы.

Домашнее задание

  • Синтаксический разбор сложных предложений (6 – 8), выписанных из художественной литературы.