Урок математики в 5 «Г» классе
МБОУ «СШ № 34» города Смоленска
учитель Панова Лина Петровна
Эпиграф: «… школа должна научить учиться, научить жить, научить жить вместе, научить работать и зарабатывать…» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).
Цель урока: создание условий для обобщения и систематизации учебной информации: вычисления дроби от числа, чтения диаграмм, вычисления процентов от числа, вычисления площади прямоугольника, округления числа, вычисления скорости.
Задачи урока:
формировать умение осуществлять информационный поиск;
извлекать информацию из различных источников, анализировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи;
формирование культуры умственного труда, культуры межличностного общения через организацию работы в группах.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Формы деятельности: групповая, индивидуальная.
Оборудование: интерактивная доска, презентация к уроку, приложения 1- 8
Аннотация к уроку.
Материал урока содержит комплексное задание, позволяющее проверить не только знания по конкретному предмету, но и оценить метапредметные и личностные результаты обучающихся. Урок составлен так, что способствует формированию ключевых компетентностей, развитию функциональной грамотности, а значит, готовит школьника к дальнейшему активному участию в жизни общества.
На уроке проверяется одна из версий происхождения слова «математика». Она связана с греческим словом «матема», что означает урожай, сбор урожая. Разметка земельных участков, подготовка необходимого количества посевного материала, подсчет собранного урожая требуют серьезных математических знаний. На уроке выполняются практико-ориентированные задачи, которые встречаются в конкретных жизненных ситуациях.
Технологическая карта урока
Основные этапы организации учебной деятельности | Цель этапа | Содержание педагогического взаимодействия |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
1. Постановка учебных задач | Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи | Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва. | Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему. | Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу |
2. Совместное исследование проблемы, работа в группе | Поиск решения учебной задачи. | Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение. | Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения | Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий | Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения |
3.Моделирование | Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта | Организует учебное взаимодействие учеников группы и следующее обсуждение вариантов ответов | Фиксируют в таблицы, круговую диаграмму найденные значения. | Воспринимают ответы обучающихся | Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. |
4. Конструирование нового способа действия. | Построение ориентированной основы нового способа действия. | Организует учебное исследование для выполнения задания. | Проводят коллективное исследование, конструируют способ действия для получения результата. | Участвуют в обсуждении текста комплексного задания | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль |
5. Переход к этапу решения частных задач | Первичный контроль за правильностью выполнения заданий по тексту | Оценивает выполнение каждого задания. | Осуществляют работу по выполнению комплексного задания . | Учатся формулировать собственное мнение и позицию | Осуществляют самоконтроль |
6. Применение общего способа действия для решения частных задач. | Коррекция отработки способа | Организует групповую, практическую работу, корректирует. | Отработка операций, в которых допущены ошибки. | Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия | Самопроверка. Осуществляют пошаговый контроль по результату |
7. Контроль на этапе окончания учебной темы. | Контроль. | организация групповой коррекционной работы, - контрольно-оценивающая деятельность | Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат. | Рефлексия своих действий | Осуществляют пошаговый контроль по результату |
| | | | | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Организация выполнения комплексного задания.
Для его выполнения класс делится на 4 группы
Группа 1. Капитан Маркин Никита (Прокушенкова К., Черников В., Басистова О., Внученков Н.)
Группа 2. Капитан Скутенков Артем (Кривенков А., Михайлов А., Фефелова А., Беленков А.)
Группа 3. Капитан Криволапова Екатерина (Щетникова Ю., Тарасенкова Е., Голубев А., Остапенко Я.)
Группа 4. Капитан Иванкин Никита ( Капустин И., Кулаковский Т., Кошкин Д., Ермоленкова А., )
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Лист самоконтроля, контроля
ФИО учащихся | Задания 1-8 |
самооценка за урок | задание 1 | задание 2 | задание 3 | задание 4 | задание 5 | задание 6 | задание 7 | задание 8 | оценка капитана | умение работать в группе | оценка за урок | рефлексия |
Маркин Н. | | | | | | | | | | | | | |
Внученков Н | | | | | | | | | | | | | |
Черников В | | | | | | | | | | | | | |
Басистова О | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
Лист самоконтроля, контроля
ФИО учащихся | Задания 1-8 |
самооценка за урок | задание 1 | задание 2 | задание 3 | задание 4 | задание 5 | задание 6 | задание 7 | задание 8 | оценка капитана | умение работать в группе | оценка за урок | рефлексия |
Иванкин Н | | | | | | | | | | | | | |
Капустин И | | | | | | | | | | | | | |
Кулаковский Т | | | | | | | | | | | | | |
Ермоленкова А | | | | | | | | | | | | | |
Кошкин Д | | | | | | | | | | | | | |
Лист самоконтроля, контроля
ФИО учащихся | Задания 1-8 |
самооценка за урок | задание 1 | задание 2 | задание 3 | задание 4 | задание 5 | задание 6 | задание 7 | задание 8 | оценка капитана | умение работать в группе | оценка за урок | рефлексия |
Скутенков А | | | | | | | | | | | | | |
Кривенков А | | | | | | | | | | | | | |
Михайлов А | | | | | | | | | | | | | |
Фефелова А | | | | | | | | | | | | | |
Беленков А | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
Лист самоконтроля, контроля
ФИО учащихся | Задания 1-8 |
самооценка за урок | задание 1 | задание 2 | задание 3 | задание 4 | задание 5 | задание 6 | задание 7 | задание 8 | оценка капитана | умение работать в группе | оценка за урок | рефлексия |
Криволапова Е | | | | | | | | | | | | | |
Щетникова Ю | | | | | | | | | | | | | |
Тарасенкова Е | | | | | | | | | | | | | |
Голубев А | | | | | | | | | | | | | |
Остапенко Я | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Текст. Записки путешественника Робина.
(По мотивам Д.Дефо «Робинзон Крузо»)
На двенадцатый день нашего плавания подул с северо-востока ветер с такой угрожающей силой, что кораблю пришлось, отдавшись во власть урагана, плыть, куда гнали нас волны. Судно могло каждую минуту расколоться надвое. Нам осталось одно: позаботиться о спасении собственной жизни.
После катастрофы я остался один. Волны вынесли меня на берег острова. Мне было тогда всего лишь 25 лет…
Из полузатонувшего корабля я перевез некоторые вещи. В кубрике я обнаружил продукты: кофе, пшеничные зерна, картофель, чай, шоколад и сахар. Пшеничных зерен было всего три горсти, а картофелин - два десятка. На моем острове росли фрукты: сытные бананы, манго, лимоны и сладкие ананасы.
Я нашел участок плодородной земли, с большим трудом обработал его и посадил картофель и пшеницу. Мой небольшой огород выглядел так (смотри план).
План огорода
Вскоре я собрал первый урожай. Небольшую часть урожая я оставил для пропитания, а остальное снова посадил. Для этого мне пришлось увеличить пшеничное поле увеличить на 45%, а картофельное поле на 55%.
Питание мое, надо признать, было довольно скудным: 70% рациона составляли фрукты, которые в изобилии росли на острове, 20%- рыба, которую мне удавалось поймать возле берега, 9%- мелкая живность, обитающая на острове. И только 1%- хлеб, который мне удалось испечь через год упорного земледелия.
Чтобы не превратиться в дикаря, я не позволял себе лениться. Мой сон составлял не более 1/3 суток, 3/6 суток составляла разнообразная работа, оставшееся время уходило на поиски пищи и непродолжительный отдых.
Я научился плести, как и древние люди, разнообразные вещи из растительных волокон, гибких прутьев, волос. Это были веревки, корзины, сети. Во время путешествия по острову я нашел глину и, добавляя в нее воду, делал простейшую посуду, которая после обжигания становилась твердой. Место это было недалеко, но из-за густых зарослей приходилось довольно долго до него добираться. Предполагаю, что первые дни я преодолевал не более четверти километра за полчаса. Правда, через неделю тропа заметно расширилась, и мне удавалось уже проходить полкилометра за 0,4 часа.
Мое проживание на острове оказалось на 3 года дольше, чем моя праздная жизнь до того, как я оказался там.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5.
Комплексное задание 1-8
1.Внимательно прочитайте текст «Записки путешественника Робина».
2.В тексте найдите размеры участка, на котором Робин посадил пшеницу. Найдите площадь пшеничного поля и заполните таблицу №1:
Таблица №1
3.Найдите в тексте информацию об увеличении пшеничного поля. Определите площадь нового поля. Результат округлите до десятых. Заполните таблицу №2:
Таблица №2
4.Найдите в тексте информацию о том, как Робин ходил за глиной. Определите скорость Робина в км/ч в первые дни. Заполните таблицу №3:
Таблица №3
5.Найдите в тексте информацию о рационе питания Робина. На круговой диаграмме подпишите сектора.
Круговая диаграмма №1
6.Найдите в тексте режим дня Робина. Сколько времени (в часах) Робин спал? Сколько времени (в часах) Робин работал? Заполните таблицу №4:
Таблица №4
7.Сколько лет Робин прожил на острове? Сколько лет ему было в конце его пребывания на острове? Запишите свои ответы в таблицу №5:
Таблица №5
8.Как звали дикаря, которого встретил Робин на острове? Выберите номера ответа (ответов) из перечисленных и запишите его (их) в таблицу.1) В тексте об этом не сказано; 2) Пятница; 3) Суббота; 4) Воскресенье. Таблица №6
ПРИЛОЖЕНИЕ 5.
Критерии оценки выполнения заданий:
Задание 2.
Найдена в тексте информация о размерах участка-1балл;
Правильно найдено числовое значение площади участка, засеянного пшеницей-1 балл;
Правильно указаны в ответе единицы измерения площади-1 балл.
Задание 3.
Правильно определено числовое значение площади старого поля-1 балл;
Правильно вычислено числовое значение площади нового поля-3 балла;
Правильно указаны в ответе единицы измерения площади-1 балл;
Правильно выполнено округление числа-1 балл.
Задание 4.
Найдена в тексте информация о времени -1 балл;
Найдена в тексте информация о расстоянии – 1 балл;
Правильно найдена скорость Робина – 2 балла;
Правильно указаны единицы измерения скорости – 1 балл.
Задание 5.
Правильно подписаны все сектора – 4 балла;
Правильно подписаны 3 сектора -3 балла;
Правильно подписаны 2 сектора – 2 балла;
Правильно подписан 1 сектор – 1 балл.
Задание 6.
Правильно вычислено время сна Робина – 1 балл;
Правильно вычислено время работы Робина – 1 балл;
Задание 7.
Правильно вычислено время пребывания Робина на острове – 1 балл;
Правильно вычислен возраст Робина в конце пребывания Робина на острове – 1 балл
Задание 8
Выбран ответ 1- 1 балл;
Выбран ответ 2 – 1 балл;
Выбран ответ 21 или 12 – 1 балл.
Максимум: 23 балла.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Ответы к заданиям:
2. Таблица №7
3.Таблица №8
4. Таблица №9
5. Диаграмма №1
6. Таблица №10
7. Таблица №11
8. Таблица №12
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
Рефлексия
Закончите предложение ………..
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…