Пояснительная записка
При подготовке к ЕГЭ по математике задания В7 вызывают значительную сложность у выпускников. Это, прежде всего, продиктовано неумением учащихся внимательно «вчитываться» в текст задачи. Выбранная иллюстрация разбора заданий предполагает закрепление у учащихся базовых предметных знаний и умений:
умение читать график функции и график производной функции,
умения понимать геометрический смысл производной,
умение находить угловой коэффициент касательной из прямоугольного треугольника,
нахождение промежутков возрастания (убывания) функции по графику её производной,
нахождение точек экстремума, максимума или минимума функции на отрезке по графику её производной,
умения находить по графику функции точки, в которых производная функции равна нулю.
умения понимать физический смысл производной
Цель: развивать у обучающихся навыки применения теоретических знаний по теме «Применение производной для решения задания В7 ЕГЭ».
Задачи:
Образовательные: обобщить и систематизировать знания учащихся по темам «Функция и производная », рассмотреть прототипы задач ЕГЭ по данной теме, предоставить обучающимся возможность проверить свои знания при самостоятельном решении задач.
Развивающие: способствовать развитию памяти, навыков самооценки и самоконтроля; формированию основных ключевых компетенций (сравнение, сопоставление, классификация объектов, определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, способность самостоятельно действовать в ситуации неопределённости, контролировать и оценивать свою деятельность, находить и устранять причины возникших трудностей).
Воспитательные: способствовать:
формированию у учащихся ответственного отношения к учению;
созданию положительной внутренней мотивации к изучению математики.
Оборудование и материалы для урока: ноутбук, презентация, карточки с заданиями.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.
Использование педагогических технологий: дифференцированное обучение, использование информационных технологий, взаимоконтроль, самопроверка.
Тип урока: урок обобщения и систематизации предметных знаний, умений, навыков.
Планируемые образовательные результаты
Личностные: | Метапредметные: | Предметные: |
Уметь исследовать функцию с помощью производной. Развивать активность и находчивость при решении задач, умение общаться в коллективе. | Увидеть роль и место математики в других дисциплинах и окружающей жизни. | Применять знания и умения в решении тестовых работ ЕГЭ |
Ход урока
1. Орг. момент, актуализация знаний, необходимых для практической части материалов ЕГЭ.
Тема нашего урока - повторение изученного материала. А что конкретно мы будем повторять - вы должны определить самостоятельно. Узнаем одно из математических понятий, входящее в тему урока. Для этого прослушайте загадку:
«Три ученика дали свои определения одному математическому понятию:
Это предел отношения приращения функции к приращению аргумента притом, что приращение аргумента стремиться к нулю
Это скорость изменения функции
Это мгновенная скорость движения
Что это за понятие?»
Одно из слов в теме мы узнали. Теперь вторая загадка.
Что это за понятие? Три варианта ответа учеников.
Это внутренние точки области определения функции, в которых производная равна нулю или не существует
Это точки максимума и минимума
На графике это «бугорки» и «впадины»
Даются точные определения точек экстремума и производной.
2. Сообщение темы и цели урока, мотивация учебной деятельности.
В ходе беседы формулируется тема и цель урока.
Итак, сегодня на уроке нам предстоит рассмотреть различные типы заданий В7 и способы их решения. Наша цель – научиться решать задания любой степени сложности, связанные, так или иначе, с исследованием функции по графику её производной. В ЕГЭ задания такого типа повторяются из года в год, причём формулировки вопросов постоянно изменяются.
Тема урока «Применение производной для решения задач». Откройте тетради, запишите число, классная работа.
3. Практическая часть.
Разберем типы задач, которые встречаются в ЕГЭ.
1 тип задач условно назовем « Монотонность функции и производная». Вспомним, как монотонность функции связана с производной?
По этой схеме мы можем дать ответы на многие вопросы тестов.
Одна пара учеников задает вопросы, другая – отвечает на них. И наоборот. (Учитель дополняет)
Исследуйте функцию у =f (x) на экстремум и укажите количество ее точек минимума.
Найдите точку экстремума функции у =f (x) на отрезке [– 6; –1]
Найдите промежутки возрастания функции у =f (x).
Найдите промежутки возрастания функции у =f (x). В ответе укажите сумму целых точек, входящих в эти промежутки.
Найдите промежутки убывания функции у =f (x). В ответе укажите длину наибольшего из них.
В какой точке отрезка [– 4; –1] функции у =f (x) принимает наибольшее значение?
В какой точке отрезка [– 4; –1] функции у =f (x) принимает наименьшее значение?
Найдите количество точек, в которых касательная к графику функции параллельна прямой у = 3.
Найдите количество точек, в которых касательная к графику функции f(x) параллельна прямой y = 2x -5 или совпадает с ней.
К графику функции y = f(x) провели касательные под углом 135°
к положительному направлению оси Ох. На рисунке изображён
график производной функции. Укажите количество точек
касания
Какие еще вопросы можно задать к графику функции?
Определите количество целых точек, в которых производная функции положительна.
Найдите количество точек, в которых производная функции y = f (x) равна 0.
В какой из точек -7,-6, -4 производная принимает наибольшее (наименьшее) значение.
Найти сумму точек экстремума функции.
Итак, рассмотрев типовые задачи 1 группы можно сказать, что для их решения нужно помнить о том, как связаны монотонность функции и ее производная.
2 тип задач – на применение механического смысла производной
Может быть и такое задание.
На рисунке изображен график функции y=f(x). Прямая, проходящая через начало координат, касается графика этой функции в точке с абсциссой 8. Найдите f'(8).
Важно помнить, что тангенс острого угла прямоугольного треугольника — это отношение противолежащего катета к прилежащему. Подведем итог решения задач второго типа: не смотря на разнообразные формулировки задач, их решение сводится к равенству f `(x0) = tg α = k
3 тип задач – на применение механического смысла производной
Вспомним, в чем заключается физический смысл производной.
Точка движется прямолинейно по закону x(t) = 2t3 + t – 3. Найти скорость в момент времени t. В какой момент времени скорость будет равна 7 м/с (х – координата точки в метрах, t – время в секундах). Как вы думаете как её решить.
Самостоятельная работа. Проверим, то как вы усвоили способы решения рассмотренных задач.
Карточки.
Материальная точка движется прямолинейно по закону , где x — расстояние от точки отсчета в метрах, t – время в секундах, измеренное с начала движения. В какой момент времени (в секундах) ее скорость была равна 4 м/с?
Проверка по образцу.
Защита выполненных заданий.
2) Что вы можете сказать о производной функции, которую описывает поговорка "Чем дальше в лес, тем больше дров".
Ответ: производная положительна на всей области определения, т.к. эта функция – монотонно возрастающая. Я вам желаю, чтобы производная подготовки к экзамену была положительной.
Итог урока. Сегодня мы с вами рассмотрели задания по теме «Применение производной для решения задач», наиболее часто встречающиеся в ЕГЭ. Чем больше разнообразных методов решения подобных задач вы будите знать, тем легче вам будет решать нестандартные задания, что, несомненно, придаст вам уверенности в себе и поможет успешно пройти итоговую аттестацию.
- Подведем итог нашей работы. Какова была цель урока? Как вы считаете, достигнута ли она?
-Посмотрите на доску и одним предложением, выбирая начало фразы, продолжите предложение, которое вам больше всего подходит.
Я почувствовал…
Я научился…
У меня получилось …
Я смог…
Я попробую …
Меня удивило, что …
Мне захотелось…
-Можете ли вы сказать, что в ходе урока произошло обогащение запаса ваших знаний?
-Итак, вы повторили теоретические вопросы о производной функции, применили свои знания при решении прототипов заданий ЕГЭ (В7).
Спасибо за работу!