(К) Актуализация знаний. Целепологание. -Разгадай ребус: (К) Формулирование темы и цели урока. - Разнообразна и удивительна наша планета - Сегодня на уроке мы будем продолжать постигать тайны нашего общего дома – замечательной планеты Земля. (Проблемная ситуация). Дима с папой собираются на Северный полюс, а Маша с мамой на Южный. Помогите собрать вещи в дорогу. (дети в парах работают по карточке , вещи: сандалии, шуба, шляпа, варежки, шапка, шорты, майка, валенки, зонтик от солнца) -Что выбрали для поездки на Северный полюс? Почему? (На Северном полюсе холодно) -Что выбрали для поездки на Южный полюс? (На Южном полюсе тепло-житейские представления). Предъявление научного факта (слайды ) Побуждение к осознанию противоречия -Что вы думали сначала? Побуждение к проблеме -А что оказывается на самом деле? Какой же возникает вопрос? - Как будем искать ответ на наши вопросы? (К) Работа с учебником. -Вспомните. Во втором классе ты узнал, что погода – это состояние воздуха в данное время в данной местности. В значительной степени погода зависит от времени года и природных условий. Например, на Крайнем Севере зима суровая, лето холодное. В пустыне всегда – и зимой, и летом – высокая температура. Такая характерная (регулярно повторяющаяся) смена погодных условий в течение года называется климатом. Исследователи доказали, что на нашей планете есть несколько климатических поясов. Каждый из них характеризуется своим рельефом поверхности земли, типом погоды, растительным и животным миром. Опорные слова к теме урока. (основные понятие на уроке) КЛИМАТ ПОГОДА ВОЗДУХ КЛИМАТИЧЕСКИЙ ПОЯС ПОЛЯРНЫЙ УМЕРЕННЫЙ ТРОПИКИ (учитель дает 1 минуту на запоминание, затем закрывает слова, дети пишут по памяти. Проверка, дети проговариваю слова) (И) Исследуй Внимательно рассмотри карту Земли. Изучи климатические пояса. Объясни, почему климатические зоны называют (П) Работа в парах. Что такое полюс? Какие полюсы есть у Земли? Покажи Северный и Южный полюсы Земли. (К) Работа с учебником. Полярный климат характерен для Северного и Южного полюсов. Здесь лето короткое, а в местах, близких к полюсам, вечная мерзлота. Расскажи, что ты знаешь о растениях и животных полярного пояса. Умеренный пояс распространён на всей территории Казахстана и отличается сложным климатом. Тут и леса, и степи, и горы, и равнины. В поясе умеренного климата очень богатый животный мир. (К) Физминутка Первичное закрепление с проговариванием. (Г) Работа в группах. Группа 1. Рассмотри картинки. Какие растения и животные встречаются в умеренном климатическом поясе? Что ты знаешь о них? Группа 2. -Что такое экватор, тропики? Особенности тропического и экваториального климата – тёплая зима, жаркое лето. Количество осадков зависит от удалённости от морей и океанов. Растения и животные этого климатического пояса приспособились к природным условиям. Группа 3. На карте исследуйте и определите климат нашего края. Защита своих работ. Выполнение заданий в тетради ученика. Дифференциация по усмотрению учителя. Обобщение -назовите по памяти опорные слова. -дайте характеристику определениям. Ответ на вопросы по теме (да-нет) 1.Погода - это состояние воздуха, в данное время и в данной местности? 2.Погода зависит от времени года и погодных условий? 3. На крайнем Севере зима теплая, а лето- холодное? 4. Регулярно повторяющаяся смена погодных условий называется - климат? 5. На планете два климатических пояса? 6. На карте желтым цветом обозначен умеренный климат? 7. Полярный климат характерен для Северного и Южного полюсов? 8. Белый медведь живет на Южном Полюсе? 9. Тропическому климату характерна -теплая зима, жаркое лето? 10.Белка и волк обитают в умеренном климате? |