СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-практикум "Деепричастие как часть речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок-практикум "Деепричастие как часть речи"»

Конспект урока по русскому языку. 7 класс

Деепричастие как часть речи

Цели: дать понятие о деепричастии как части речи; показать связь деепричастий с глаголами и наречиями; расширить речевую компетентность учеников.

Методические приемы: объяснительный диктант, объяснения учителя, повторение изученного, работа над исправлением речевых ошибок.

Ход урока

  1. ОНУ

– О чем, по-вашему, пойдет речь на сегодняшнем уроке?

– Какие цели вы ставите перед собой?

  1. Разминки. Орфоэпическая: не балуйся, торты, туфля, каталог, донельзя, договор, жалюзи, красивее. Орфографическая: афоризм (оригинальная, законченная мысль, изречённая или записанная в лаконичной запоминающейся форме и впоследствии неоднократно воспроизводимая другими людьми), аккомпанемент (музыкальное сопровождение), авторитет (общепризнанное значение, влияние, общее уважение), аплодисменты (рукоплескания), аккумулятор (устройство для накопления энергии для последующего её использования). Лексика: априори – то, что известно заранее и не требует доказательств. Аутентичность –подлинность, действительность чего-либо, его соответствие первоисточнику. Альтруизм – бескорыстная забота и действия, которые человек совершает во благо других, не думая о себе.

III.        Изучение темы «Деепричастие как часть речи»

1. Слово учителя.

Мы закончили большую, сложную тему - «Причастия». В начале разговора о причастии упоминалась сходная с ним по звучанию часть речи, которую мы начнем изучать сегодня - это деепричастие.

Часть «дее» означает близость этой части речи к действию, I то есть к глаголу. Подберем слово, в которое тоже входит «дее» дееспособный, то есть способный к действию. Можно сказать, что

  и деепричастие способно к действию. Оно обозначает добавочное действие. Сравним два предложения (запишем их на доске и в тетрадях): Маки осыпались и роняли на землю лепестки. Маки осыпались, роняя на землю лепестки.

  • Какое из этих предложений точнее, выразительнее?

  • Как выражены действия в этих предложениях? (В первом предложении — однородными сказуемыми - осыпались и ро­няли, во втором - сказуемым осыпались и добавочным дейст­вием роняя. Употребление однородных сказуемых не совсем точно: понятно, что одно сказуемое подразумевает дру­гое, второе кажется излишним. Предложение с добавочным действием делает картину более образной, дополняет ее, добавляет выразительности.

Вы уже поняли, что добавочное действие выражено новой для нас частью речи - деепричастием.

Глагольные признаки деепричастия налицо: деепричастия обозначают добавочное действие, образуются от глаголов, как и глаголы, имеют вид. Определим его. Поставим вопрос от глагола.

(Осыпались что делая? -роняя - несовершенный вид.)
Мы видим, что деепричастие связано в предложении с другими словами {роняя что? - лепестки; роняя куда? - на землю).

Рассмотрим другое предложение:

Монета упала, звеня и подпрыгивая.

Определим добавочное действие. (Упала что делая? звеня и под­прыгивая - однородные деепричастия не имеют зависимых слов.)

-     Какой еще вопрос можно поставить к деепричастию? (Как?)

-     Для какого члена предложения характерен такой вопрос? (Для обстоятельства.)

-     Какая часть речи чаще всего отвечает на вопрос «как?» (На­речие.)

Вывод: кроме глагольных признаков, деепричастие имеет и на­речные признаки; оно не изменяется, в предложении служит об­стоятельством.

2. Изучение теоретического материала учебника (с. 73-74).

IV. Выполнение упражнений

1.           Упражнение 159: комментированное письмо. Обратим вни­мание на запятые, уже поставленные в тексте.

-           Какова роль этих знаков препинания? (Выделительная.)

2.          Упражнение 160: устно.

3.          Упражнение 161: работа над исправлением речевых ошибок.
Комментарий. Обратим внимание учеников на то, что именно в предложениях с деепричастиями очень часто допускаются речевые ошибки, призовем их быть осторожнее и внимательнее с деепри­частиями.

Запомним: и основное, и добавочное действия (глагол-сказуе­мое и деепричастие-обстоятельство) относятся к одному и тому же действующему лицу.

В некоторых предложениях употребление деепричастий невоз­можно. При исправлении ошибок обычно приходится пользоваться синтаксической синонимией.

Запишем исправленные варианты:

2-е предложение: Открываясь, дверь громко скрипнула. Или: Открывая дверь, я услышал громкий скрип. Или: Открывавшаяся, дверь громко скрипнула.

4-е предложение: Заканчивая чертёж, я сломал карандаш. Или: Когда я заканчивал чертеж, у меня сломался карандаш.

Ошибка в том, что основное и добавочное действие относятся к разным действующим лицам. Получается, что чертеж заканчивал карандаш.

5-е предложение: Возвращаясь домой, я попал под дождь. Или: Когда я возвращался домой, шел дождь.

8-е предложение: Прочитав рассказ, я подумал, что он слишком грустный. Или: Прочитанный рассказ показался мне слишком грустным.

V. Отличия наречия и деепричатия.

Различить наречия и деепричастия бывает довольно сложно. У этих частей речи есть ряд общих признаков. И наречие, и деепричастие не изменяются. Оба они могут быть образованы от глаголов (деепричастия вообще образуются только от глаголов). Оба выполняют в предложении функцию обстоятельства.

Особую трудность представляют случаи, когда нужно различить деепричастия и наречия, перешедшие в эту категорию из деепричастий. Это слова типа «шутя», «молча», «стоя». Здесь обязательно нужен контекст, какое-то конкретное предложение.

Основное отличие таких наречий и деепричастий состоит в их значении. Наречия обозначают признак какого-то действия, а деепричастие – добавочное действие. То есть в случае с причастием предмет или лицо совершает одно действие, а в случае с деепричастием таких действий будет два. Приведем для наглядности примеры.

Он шутя забивал гвозди кулаком. Здесь «шутя» - это наречие, обозначает признак действия. От глагола задаем вопрос «как?». Действие всего одно – забивал. Человек при этом вовсе не говорил шутки. Слово «шутя» можно заменить другим наречием – «легко».

Всю дорогу он ехал, непрестанно шутя.  В этом случае «шутя» уже будет деепричастием. К нему задаем вопрос «что делая?». В предложении говорится о двух действиях. Человек ехал и при этом шутил.

VI. Рефлексия.

– Что нового вы узнали на уроке?

– Для чего вам могут пригодиться эти знания?

– Достигли ли мы цели урока?


2