Урок-практикум в 7 классе
Тема: « Голубые глаза зимы » (Комплексный анализ текста)
Цели урока:
продолжить формирование и закрепление у учащихся навыков исследовательской деятельности с текстом;
закрепить навыки правописания причастий;
отработать постановку знаков препинания в предложениях с причастными и деепричастными оборотами, развивать чувство прекрасного, любви к родной природе.
Оборудование урока:
репродукции картин с изображением зимней природы (А.А. Пластов «Первый снег», К.Ф. Юон «Русская зима», И.И. Шишкин «Зима» и др.);
музыка Свиридова «Метель».
Ход урока.
Вступительное слово учителя.
- Ребята, прочитайте внимательно тему урока и продумайте, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?
- Что представляет собой тема урока? (метафора) Что стоит з а этой метафорой ?
- О каких красках мы будем говорить?
- Посмотрите в окно. Что вы увидели? Только ли белый снег?
- А как видят зиму поэты, писатели?
- Давайте послушаем, каким настроением проникнуты подобранные вами дома стихотворения, и обогатим нашу речь находками мастеров слова. А вот каким увидел снег поэт Н. Браун. (См. приложение №1).
Сообщение целей урока.
- Сегодня мы познакомимся с наблюдениями С. Иванова «Каким бывает снег?»
- Давайте вместе прочитаем отрывок. (См. приложение №2).
Работа с текстом.
Задания.
Докажите, что это текст. О чем рассказывается в этом отрывке? Озаглавьте его. Что отразили вы в заглавии?
К какому стилю речи можно отнести этот текст? Обоснуйте свой ответ. Назовите слова, употребленные в переносном значении.
А к какому типу речи мы его отнесем?
Каким способом связаны предложения?
К какому времени относятся формы глаголов? Чего достигает автор, используя форму настоящего времени?
Докажите, что слово свежий (воздух)- многозначное, подберите к нему синоним.
Выпишите из текста причастия, выделите в них суффиксы, укажите их вид и время. Какова их роль в тексте?
Найдите в тексте предложения с обособленными причастными оборотами. Запишите их. Сделайте синтаксический разбор 1 предложения.
Объясните знаки препинания в последнем предложении.
Объясните орфограммы:
- безударные гласные в корне, проверяемые ударением;
- правописание безударных окончаний прилагательных и причастий.
Найдите в тексте слова, в которых больше букв, чем звуков; больше звуков , чем букв.
Произведите все виды разбора, указанные в тексте.
Ребята, перед вами репродукции картин, на которых изображены зимние пейзажи. Напишите сочинение - миниатюру о том , что вы видите на картине, используя деепричастные и причастные обороты. (Звучит музыка Свиридова «Метель»). В этом вам поможет стихотворение И.А. Бунина «Первый снег». (См. приложение №3).
Чтение нескольких работ.
Подведение итогов урока.
Что понравилось на уроке? Что узнали нового?
Д/задание. Напишите сочинение - миниатюру «Вид из моего окна»
Приложение №1
Текст.
Погода по-зимнему великолепная. Воздух прозрачен и свеж. Красное солнце, как ярко начищенный2 медный таз, высоко висит над перистыми2 облаками. Небо похоже на синий застывший ледок.
Тяжелым холодным одеялом покрыта3 земля на долгие месяцы…
Морозная мгла колючим инеем оседает на сучья, на ветви деревьев, которые блестят5 на солнце и кажутся вылитыми из чистого серебра.
В саду стоят посеребренные деревья колыш…щиеся от порывов неожиданно налетающ… ветерка4. Они сбрасывают искрящиеся снежинки, которые, плавно кружась, попадают в полосу света струящ…ся из окна.
(По С. Иванову)
Приложение №2
Николай Браун
Разве снег, с высот летящий
На леса, поля и чащи,
Разве он, как мертвый мел,
Только бел, бел, бел?
Весь игольчатый с мороза
На заре он нежно-розов.
Он вдали, в тени, в низине
Голубой и даже синий.
Приложение №3
И.А. Бунин
Первый снег
Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ярким пурпуром зажглися
Пред закатом небеса.
Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На пруды, на сад пустынный
Первым снегом понесло.
И сегодня над широкой
Белой скатертью полей
Мы простились с запоздалой
Вереницею гусей.