Урок-практикум – это одна из форм организации образовательного процесса, направленная на получение практических навыков на основе теории. На нем ученики делятся на несколько групп и выполняют работу. Она может быть или одинаковой, или немного отличающуюся друг от друга. Это зависит от числа обучающихся.
Управление уроком-практикумом осуществляется при помощи плана (для учителя) и инструкций (для учеников), в которых прописываются действия участников.
Несомненным плюсом урока-практикума можно назвать то, что он подходит для всех – и для учеников младших классов (с 1 по 4), средних классов (с 5 по 8) и старших (с 9 по 11) классов, и для студентов, проходящих курс начального профессионального образования (НПО), среднего профессионального образования (СПО) и высшего профессионального образования (ВПО).
Когда можно и даже нужно проводить урок-практикум?
В следующих случаях стоит отдавать предпочтение уроку-практикуму:
при прохождении новой темы, если информация доступна для обработки без посторонней помощи;
при обобщении новой темы;
при изучении способов решения проблем – например, уравнений.
Наибольшей популярностью уроки-практикумы пользуются в естественно-научных дисциплинах – биологии, химии и физике и особенно в процессе профессиональной подготовки
Цель и задачи урока-практикума
Целью урока-практикума является закрепление материала посредством заданий разной сложности. К его задачам относится:
Проверка уровня освоенности темы.
Формирование:
навыка коллективной деятельности;
навыка само- и взаимопроверки;
навыка объективной само- и взаимооценки.
Развитие:
умения объяснять – связывать несколько мыслей в одну с применением принципов логики;
умения выделять главное в большом объеме информации.
Воспитание:
коммуникативности;
ответственности, любви к труду;
уважительного отношения к другим людям, вне зависимости от того, что они говорят.
Повышение интереса к предмету.
Проявление творческих способностей.
Виды урока-практикума
Есть несколько видов урока-практикума:
установочные;
иллюстративные;
тренировочные;
исследовательские;
творческие;
обобщающие.
Формы урока-практикума
Имеют место две формы урока-практикума:
практическая работа;
лабораторная работа.
Урок-практикум в форме практической работы вырабатывает конструктивные умения, а урок-практикум в форме лабораторной работы – экспериментальные.
По поводу лабораторной работы, т.е. учебного эксперимента, следует отметить один важный момент. У него, в отличие от научного эксперимента, уже есть итог, правда, о нем не знают обучающиеся.
Типы урока-практикума
Типы урока-практикума:
урок-практикум углубления теории;
урок-практикум групповой обработки информации;
урок-практикум индивидуальной обработки информации;
урок-практикум контроля;
урок-практикум зачет;
урок-практикум комбинированного типа, сочетающий в себе несколько типов, например, урок-практикум группой обработки информации и урок-практикум зачет.
План урока-практикума
План урока-практикума включает в себя:
Сообщение темы, цели и задач урока-практикума.
Мотивация к уроку-практикуму.
Ознакомление с планом и инструкциями урока-практикума.
Подготовка учебной литературы и оборудования к уроку-практикуму.
Непосредственное проведение урока-практикума.
Выводу по уроку-практикуму.
Организация урока-практикума
Первое, что необходимо сделать для организации урока-практикума – конечно же, определиться с темой, целями и задачами. Далее:
Немного ускориться в прохождении курса. Это необходимо для того, чтобы освободить как минимум два учебных часа на урок-практикум.
Написать план (для учителя) и инструкции (для учеников). Требования должны соответствовать уровню подготовки обучающихся: сильным следует давать сложные задания, а слабым более «лояльные».
Подготовить учебную литературу и оборудование. Нехватку или отсутствие оборудования можно компенсировать творческим заданием или контрольной работой в письменном виде.
Индивидуальный подход в организации урока-практикума
Несмотря на то, что на рассматриваемом нами уроке используется групповой подход, это не отменяет другого – индивидуального подхода в виде:
выполнении работы по образцу из учебника или с листа от учителя;
выполнении работы с таблицами и схемами;
выполнении работы с учебной литературой, в частности, словарями и справочниками.
На то, как пройдет урок-практикум, влияет, во-первых, уровень освоенности темы учениками и, во-вторых, опыт учителя. На таком уроке знания усваиваются намного лучше, так как складывается неформальная обстановка.