07.05..2024г.
Урок русского языка в 6А класс «Употребление наклонений глагола»
Цель: Закрепить знания о наклонении глагола, полученные на предыдущих уроках, отработать умения и навыки использования в речи разных наклонений глагола; способствовать развитию творческих умений; формировать устойчивый интерес школьников к русскому языку.
Вид урока: комбинированный
Форма урока: практикум
Ход урока
Проверка домашнего задания
Запись темы урока
II. Разминка на закрепление ЗУН о наклонениях глагола
«Заполни таблицу» (на доске). Учащиеся выходят к доске «по цепочке».
Неопределенная форма глагола | Изъявительное наклонение (любое время) | Условное наклонение | Повелительное наклонение ( 1-е лицо) | Повелительное наклонение ( 2-е лицо) |
рисовать | | | | |
красить | | | | |
спрятать | | | | |
быть | | | | |
капать | | | | |
(не) греметь | | | | |
ехать | | | | |
мечтать | | | | |
положить | | | | |
лечь | | | | |
(не) ложиться | | | | |
выйти | | | | |
( Можно составить с данными глаголами текст с ошибками для редактирования его учащимися)
2. Повторение. Различение повелительного наклонения от формы будущего времени изъявительного наклонения
а) Запись в грамматическую тетрадь.
«Говори правильно»: ляг – лягте, клади – кладите, положи – положите, беги – бегите.
б) Вопрос классу:
-Чем отличаются две фразы
Вы бегите! (повел. накл.)
и
Вы бежите? (изъяв. накл.)
в) Запись предложений под диктовку с объяснением. (Выделяем суффикс и окончание)
Отыщите значение слова в толковом словаре.
Когда вы отыщете, составьте с ним предложение.
Когда вы дышите, легкие очищаются. Во время зарядки дышите ровно.
Вычеркните неудачные обороты – и сочинение станет лучше.
Когда вычеркнете неудачные обороты – сочинение станет лучше.
(Постановка тире в последних предложениях – действие и его результат)
III. Изучение нового материала
(На доске в столбик записаны предложения)
Принеси, пожалуйста, тетрадь. (форма просьбы)
Быстро принеси тетрадь! (форма приказа)
Принеси-ка тетрадь, я посмотрю, что ты сделал. (форма с постфиксом (частицей)-ка)
Не мог бы ты принести мне тетрадь? (вежливая форма)
- Определите, какой оттенок имеет каждое предложение, с помощью чего этот оттенок достигнут.
Вывод: используя разные формулировки, переставляя слова в предложении, можно добиться совершенно разного оттенка своих высказываний.
Повелительное наклонение употребляется с частицами –ка, пусть, пускай, например:
Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром, французу отдана.
В форме повелительного наклонения может выступать глагол 3 лица ед. и мн. числа с частицей да.
Да здравствует мир! (По цели высказывания такие предложения побудительные)
IV. Тренировочное упражнение
1. Работа с таблицей (распечатано)
Н.ф. глагола | Форма приказа | Форма просьбы | Форма с постфиксом -ка | Вежливая форма |
принести | Принеси мне книгу! | Принеси книгу, пожалуйста. | Принеси-ка книгу | Вы не могли бы принести книгу |
подойти | | | | |
дать | | | | |
вернуть | | | | |
выйти | | | | |
убрать | | | | |
подвинуться | | | | |
Взаимопроверка.
V. Словарная работа.
Запись слов в словарики: фасоль, салат, винегрет, сельдерей, звонит, звонят.
VI . Закрепление изученного материала. Работа с учебником. П. 98
2. Выполнение упражнения 696. (устно)
-Используя «волшебные слова», выразите разными способами просьбу.
3. Выполнение упражнения 698. (устно) «Рецепт»
Затем, на примере данного текста, написать (составить) какой-либо рецепт. Творческое задание «Рецепт». Работа в группах.
VII. Самостоятельная работа. (Работа с текстом)
На другой же день приступила она к исполнению своего плана. Послала купить на базаре толстого полотна, синей китайки и медных пуговок, с помощью Насти скроила себе рубашку и сарафан, засадила за шитье всю девичью, и к вечеру все было готово. Лиза примерила обнову и призналась пред зеркалом, что никогда еще так мила самой себе не казалась. Она повторила свою роль, на ходу низко кланялась и несколько раз потом качала головою, наподобие глиняных котов, говорила на крестьянском наречии, смеялась, закрываясь рукавом, и заслужила полное одобрение Насти. Одно затрудняло ее: она попробовала было пройти по двору босая, но дерн колол ее нежные ноги, а песок и камушки показались ей нестерпимы. Настя и тут ей помогла. Он сняла мерку с Лизиной ноги, сбегала в поле к Трофиму – пастуху и заказала ему пару лаптей по той мерке. (По А.С.Пушкину)
Задание: Выписать из текста все глаголы. Образовать от них формы всех наклонений. Для удобства можно глаголы выписать в столбик, а формы наклонений записывать рядом с соответствующим глаголом в строчку.
VIII. Домашнее задание: П. 98, упр. 697 или упр.700; упр.702 (подготовиться к диктанту)
Приложение
Н.ф. глагола | Форма приказа | Форма просьбы | Форма с постфиксом -ка | Вежливая форма |
принести | Принеси мне книгу! | Принеси книгу, пожалуйста. | Принеси-ка книгу | Вы не могли бы принести книгу |
подойти | | | | |
дать | | | | |
вернуть | | | | |
выйти | | | | |
убрать | | | | |
подвинуться | | | | |
VI. Самостоятельная работа. (Работа с текстом)
На другой же день приступила она к исполнению своего плана. Послала купить на базаре толстого полотна, синей китайки и медных пуговок, с помощью Насти скроила себе рубашку и сарафан, засадила за шитье всю девичью, и к вечеру все было готово. Лиза примерила обнову и призналась пред зеркалом, что никогда еще так мила самой себе не казалась. Она повторила свою роль, на ходу низко кланялась и несколько раз потом качала головою, наподобие глиняных котов, говорила на крестьянском наречии, смеялась, закрываясь рукавом, и заслужила полное одобрение Насти. Одно затрудняло ее: она попробовала было пройти по двору босая, но дерн колол ее нежные ноги, а песок и камушки показались ей нестерпимы. Настя и тут ей помогла. Он сняла мерку с Лизиной ноги, сбегала в поле к Трофиму – пастуху и заказала ему пару лаптей по той мерке. (По А.С.Пушкину)
Задание: Выписать из текста все глаголы. Образовать от них формы всех наклонений. Для удобства можно глаголы выписать в столбик, а формы наклонений записывать рядом с соответствующим глаголом в строчку.