СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-практикум "Наклонение глаголов"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока-практикума по теме "Наклонение глагола"

Просмотр содержимого документа
«Урок-практикум "Наклонение глаголов"»

07.05..2024г.

Урок русского языка в 6А класс «Употребление наклонений глагола»


Цель: Закрепить знания о наклонении глагола, полученные на предыдущих уроках, отработать умения и навыки использования в речи разных наклонений глагола; способствовать развитию творческих умений; формировать устойчивый интерес школьников к русскому языку.


Вид урока: комбинированный


Форма урока: практикум


Ход урока


  1. Проверка домашнего задания


Запись темы урока


II. Разминка на закрепление ЗУН о наклонениях глагола

«Заполни таблицу» (на доске). Учащиеся выходят к доске «по цепочке».


Неопределенная форма глагола

Изъявительное наклонение (любое время)

Условное наклонение

Повелительное наклонение

( 1-е лицо)

Повелительное наклонение

( 2-е лицо)

рисовать





красить





спрятать





быть





капать





(не) греметь





ехать





мечтать





положить





лечь





(не) ложиться





выйти






( Можно составить с данными глаголами текст с ошибками для редактирования его учащимися)


2. Повторение. Различение повелительного наклонения от формы будущего времени изъявительного наклонения

а) Запись в грамматическую тетрадь.

«Говори правильно»: ляг – лягте, клади – кладите, положи – положите, беги – бегите.

б) Вопрос классу:

-Чем отличаются две фразы

Вы бегите! (повел. накл.)

и

Вы бежите? (изъяв. накл.)


в) Запись предложений под диктовку с объяснением. (Выделяем суффикс и окончание)

Отыщите значение слова в толковом словаре.

Когда вы отыщете, составьте с ним предложение.

Когда вы дышите, легкие очищаются. Во время зарядки дышите ровно.

Вычеркните неудачные обороты – и сочинение станет лучше.

Когда вычеркнете неудачные обороты – сочинение станет лучше.

(Постановка тире в последних предложениях – действие и его результат)



III. Изучение нового материала

(На доске в столбик записаны предложения)


Принеси, пожалуйста, тетрадь. (форма просьбы)

Быстро принеси тетрадь! (форма приказа)

Принеси-ка тетрадь, я посмотрю, что ты сделал. (форма с постфиксом (частицей)-ка)

Не мог бы ты принести мне тетрадь? (вежливая форма)


- Определите, какой оттенок имеет каждое предложение, с помощью чего этот оттенок достигнут.


Вывод: используя разные формулировки, переставляя слова в предложении, можно добиться совершенно разного оттенка своих высказываний.


Повелительное наклонение употребляется с частицами –ка, пусть, пускай, например:

Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром, французу отдана.


В форме повелительного наклонения может выступать глагол 3 лица ед. и мн. числа с частицей да.

Да здравствует мир! (По цели высказывания такие предложения побудительные)


IV. Тренировочное упражнение

1. Работа с таблицей (распечатано)


Н.ф. глагола

Форма приказа

Форма просьбы

Форма с постфиксом -ка

Вежливая форма

принести

Принеси мне книгу!

Принеси книгу, пожалуйста.

Принеси-ка книгу

Вы не могли бы принести книгу

подойти





дать





вернуть





выйти





убрать





подвинуться






Взаимопроверка.


V. Словарная работа.

Запись слов в словарики: фасоль, салат, винегрет, сельдерей, звонит, звонят.


VI . Закрепление изученного материала. Работа с учебником. П. 98


2. Выполнение упражнения 696. (устно)

-Используя «волшебные слова», выразите разными способами просьбу.


3. Выполнение упражнения 698. (устно) «Рецепт»

Затем, на примере данного текста, написать (составить) какой-либо рецепт. Творческое задание «Рецепт». Работа в группах.


VII. Самостоятельная работа. (Работа с текстом)

На другой же день приступила она к исполнению своего плана. Послала купить на базаре толстого полотна, синей китайки и медных пуговок, с помощью Насти скроила себе рубашку и сарафан, засадила за шитье всю девичью, и к вечеру все было готово. Лиза примерила обнову и призналась пред зеркалом, что никогда еще так мила самой себе не казалась. Она повторила свою роль, на ходу низко кланялась и несколько раз потом качала головою, наподобие глиняных котов, говорила на крестьянском наречии, смеялась, закрываясь рукавом, и заслужила полное одобрение Насти. Одно затрудняло ее: она попробовала было пройти по двору босая, но дерн колол ее нежные ноги, а песок и камушки показались ей нестерпимы. Настя и тут ей помогла. Он сняла мерку с Лизиной ноги, сбегала в поле к Трофиму – пастуху и заказала ему пару лаптей по той мерке. (По А.С.Пушкину)


Задание: Выписать из текста все глаголы. Образовать от них формы всех наклонений. Для удобства можно глаголы выписать в столбик, а формы наклонений записывать рядом с соответствующим глаголом в строчку.


VIII. Домашнее задание: П. 98, упр. 697 или упр.700; упр.702 (подготовиться к диктанту)




Приложение



Н.ф. глагола

Форма приказа

Форма просьбы

Форма с постфиксом -ка

Вежливая форма

принести

Принеси мне книгу!

Принеси книгу, пожалуйста.

Принеси-ка книгу

Вы не могли бы принести книгу

подойти






дать






вернуть






выйти






убрать






подвинуться









VI. Самостоятельная работа. (Работа с текстом)


На другой же день приступила она к исполнению своего плана. Послала купить на базаре толстого полотна, синей китайки и медных пуговок, с помощью Насти скроила себе рубашку и сарафан, засадила за шитье всю девичью, и к вечеру все было готово. Лиза примерила обнову и призналась пред зеркалом, что никогда еще так мила самой себе не казалась. Она повторила свою роль, на ходу низко кланялась и несколько раз потом качала головою, наподобие глиняных котов, говорила на крестьянском наречии, смеялась, закрываясь рукавом, и заслужила полное одобрение Насти. Одно затрудняло ее: она попробовала было пройти по двору босая, но дерн колол ее нежные ноги, а песок и камушки показались ей нестерпимы. Настя и тут ей помогла. Он сняла мерку с Лизиной ноги, сбегала в поле к Трофиму – пастуху и заказала ему пару лаптей по той мерке. (По А.С.Пушкину)


Задание: Выписать из текста все глаголы. Образовать от них формы всех наклонений. Для удобства можно глаголы выписать в столбик, а формы наклонений записывать рядом с соответствующим глаголом в строчку.