МОУ «Шатковская СШ»
Урок - практикум по окружающему миру.
Тема: «Строение тела человека»
2 класс
УМК «Школа России»
Подготовила учитель начальных классов
Журкина Е. И.
Шатки 2017 год
Урок: Окружающий мир
Урок - практикум
Класс:2
Тема: Строение тела человека
Тип урока: открытие новых знаний
Цели урока: дать первоначальное представление о внешнем и внутреннем строении человека.
Задачи урока:
познакомить с целями и задачами раздела;
ввести понятие «внешнее» и «внутреннее строение человека»;
познакомить с частями и органами человека;
дать первоначальное представление о работе внутренних органов.
Планируемые результаты:
осознают необходимость безопасного и здорового образа жизни;
научатся называть и показывать внешние части человека;
извлекать из текста нужную информацию.
Оборудование: проектор, ноутбук, рисунок «Внутренние органы человека», две розовые губки, литровая банка, бельевая верёвка длинной 8 м., воздушный шарик;
У учащихся: силуэт человека, рисунки с изображением внутренних органов.
Ход урока
I. Организационный момент.
- чтобы настроиться на хорошую работу самим, и пожелать другим, давайте повернемся к своему соседу лицом, улыбнёмся, пожмём друг другу руку и тихонько сядем за парты.
II. Самоопределение к деятельности.
Знакомство с учебником «Окружающий мир» 2 часть.
-Сегодня мы начинаем новую часть учебника «Окружающий мир»
С этим учебником мы знакомы с 1 класса, мы знаем как устроен этот учебник, условные обозначения нам тоже известны.
2.Введение в тему урока
Ну, а теперь давайте перейдём к самому 1 разделу учебника.
- Чтение названия раздела (ученик)
- Посмотрите , какие задачи мы будем решать, изучая данный раздел.
- Чтение задач раздела (учитель)
III Актуализация мыслительной деятельности.
-Что теперь вы видите на картинке? (силуэт машины)
- Вы можете рассказать, как устроена машина снаружи, как она выглядит? (о.д.)
(изображение машины)
В-д: То, что мы видим снаружи- это внешнее строение машины.
-А можете назвать, что находится внутри этой машины ?
-Конечно нет, пока не заглянем внутрь.
В-д: То, что мы не видим, т.к. оно находится внутри- это внутреннее строение машины.
-Какой вывод можно сделать, каким может быть строение? ( внеш. и внутр. ).
III. Сообщение темы урока.
Ребята, вы знаете, наш весёлый попугай предлагает нам поиграть в игру: «Узнавай-называй».
(Я буду показывать картинки с изображением силуэтов, вы должны определить, что изображено).
-Благодаря чему, вы смогли отгадать первый предмет, оленя? –слона?, -жирафа?
Весёлый попугай попросил нас помочь ему разобраться в одном вопросе, мы ведь всегда ему помогаем?
Тогда давайте узнаем какая тема его беспокоит. Он хочет передать нам конверт.
Чтение загадки (из конверта)
На земле он всех умней,
Потому и всех сильней. (человек)
-Вы отгадали загадку о человеке;
сделали вывод о том, что любые строения могут быть как внешними, так и внутренними.
-Предположите, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? (о строении человека)
-Давайте проверим свои предположения в учебнике на с.4
Чтение темы урока (ученик)
-Какие задачи можем поставить сегодня перед собой?
Чтение задач (учитель)
IV. Изучение нового материала.
Первичное введение материала.
Встаньте из-за парт и посмотрите друг на друга.
-Как устроено тело человека снаружи? (силует человека)
Из каких частей состоит человек ?
Работа с таблицей. (продолжают стоять)
(Я буду показывать части тела на схеме, а вы одновременно со мной должны показывать их на своем теле).
В-д: Внешнее строение человека состоит из частей тела.
Внутреннее строение человека.
-Внутреннее строение человека состоит из органов.
-Давайте рассмотрим главные органы нашего тела
Загадка
Горшочек умён. Семь дырочек в нём. (Голова) это внешний орган, узнаем какой важный орган находится внутри .
Учитель: согласует работу всего организма головной мозг. Располагается он внутри черепа. Он узнаёт о том, что мы видим, слышим, чувствуем и перерабатывает информацию, запоминает её, принимает решения о том, как поступить. Головной мозг состоит из миллиардов нервных клеток. Мозг растёт до 25 лет. Учёные рекомендуют получать образование именно в этом возрасте, так как после 25 лет становится труднее запоминать и обрабатывать новую информацию. Мозг- важный орган тела. Это главный командный пункт.
Поднимите руки вверх.
Покажите, в какой части тела он находится?
-Найдите на столах силуэты человека и закрасьте головной мозг фиолетовым цветом.
1.Работа по учебнику.
Второе слово- лёгкие.
Чтение текста (ученик)
-Скажите, долго ли вы можете не дышать?
-Человеку всё время нужно вдыхать и выдыхать воздух. Дыхание происходит при помощи лёгких.
Опыт. (2 губки)
-У каждого из нас 2 лёгких(правое и левое). Как прочитали в учебнике, они похожи на 2 розовые губки.
(При выдохе они выпускают из себя воздух и уменьшаются в размере, а когда мы делаем вдох- лёгкие наполняются воздухом и расширяются.)
Так же мы прочитали о том, что если бы лёгкие перекачивали не воздух, а воду, то за одну ночь поднять полтонны воды на высоту 2 этажа.
Полтонны- это 500кг (или 500 таких ведёрок)
Поднимите руки вверх.
-Покажите, в какой части тела находится этот орган?
- Розовым карандашом закрашиваем лёгкие в схеме,
физ мин.
Все движения разминки повторяем без запинки!
Эй! Попрыгали на месте.
Эх! Руками машем вместе.
Эхе - хе! Прогнули спинки, посмотрели на ботинки.
Эге – ге! Нагнулись ниже, наклонились к полу ближе.
Повертись на месте ловко, в этом нам нужна сноровка.
Что, понравилось, дружок? Продолжаем наш урок.!
V. Продолжение работы по теме урока.
3) Загадка 2
День и ночь стучит оно
Словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг
Прекратится этот стук.
(Сердце)
-Скажите, как узнают жив человек или нет? (слушают сердцебиение)
-Кто знает, где находится этот орган? (верхняя часть грудной клетки, слева)
Приложите ладонь к области сердца и почувствуйте как оно стучит.
-А теперь мы можем даже его послушать.
Прослушивание сердцебиение (на слайде)
сердце – мотор, он заставляет кровь пробегать по телу. При остановке сердца человек умирает.
Закрашиваем красным карандашом сердце в силуэте человека.
4) Желудок.
-Представьте, что вы сегодня придёте домой, а мама вам подаёт обед. На тарелке кусок сырого мяса и две сырые картофелины. Станете ли вы есть такое блюдо?
-Точно так же и нашему организму нужна по-особому приготовленная (обработанная) пища. Всё, что попало к нам в рот: котлетка или конфетка- должно перевариться и впитаться в кровь. Этим занимаются органы «внутренней кухни».
Чтение текста (ученик)
Опыт (шарик, 3л воды налитые в целоф. пакет)
Наш желудок напоминает мешочек. Без еды он как спущенный шарик.
-Что с ним произойдёт, если в него вдунешь воздух?
-Так и желудок, когда в него попадает пища, он растягивается. Чем больше мы съедим, тем больше он надувается.
(Но больше 2-3 л воды в него поместиться не может)
Главным шеф-поваром является желудок.
Покажите часть тела, в которой находится желудок.
Желудок закрашиваем жёлтым цветом.
5) Кишечник
-Мы узнали, что полупереваренная пища из желудка проходит в длинный коридор. Что это за коридор, узнаем из текста учебника.
Чтение текста.(ученик)
-Какой длины достигает кишечник человека?
Опыт (верёвка длиной 8 м.)
У меня в руках моток верёвки, как раз длина которой совпадает с длиной кишечника.
-Хотите посмотреть в развёрнутом виде?
Поднимите руки вверх.
Покажите, где расположен кишечник?
Закрашиваем кишечник зелёным карандашом на силуэте человека
6) Печень
-Кто главный «повар» на «внутренней кухни» нашего организма? (желудок)
А у повара бывает главный помощник?
Так вот у желудка тоже есть помощник. Это печень.
-У людей есть такое выражение, они на своего главного помощника говорят: -Ты моя правая рука.
Так вот, чтобы вам хорошо запомнить месторасположения печени, запомните это выражение, т.к. печень, как раз находится справа от желудка.
-А как помогает печень нашему желудку, давайте прочитаем в учебнике.
Печень – это внутренняя печка, согревающая наш организм. Если температура окружающей среды понижается, то печень начинает вырабатывать больше тепла. Это очень крупный орган – почти 2 килограмма. Каждую минуту через печень проходит 1,5 литра крови.
Ребята коричневым карандашом закрашивают печень на силуэте человека.
-Покажите, где находится печень?
VI. Закрепление изученного
Работа в тетрадях с.3 №1 на электронной доске (Диск)
1) Рассмотри рисунки.
2) Определи и запиши на каком из них показано внешнее строение тела человека, а на каком внутреннее.
3) Укажи стрелками внешние части тела и внутренние органы.
4) Проверь себя по слайду
5) Оцени работу. (без ош- улыб, допуст. ош.- рот скривился)
VII. Подведение итогов урока.
Проверим, как вы запомнили названия всех внутренних органов.
1 Как называется главное отделение «внутренней кухни»?
2 Как называют соседку желудка, находящуюся с правой стороны от него?
3 При помощи какого органа осуществляется дыхание?
4 Какой внутренний орган гонит кровь в сосуды и заставляет её обегать всё тело?
5 Этот орган называют «главным командным пунктом всего организма».
6 Какой орган «внутренней кухни» похож на извилистый лабиринт?
-Кто считает, что хорошо разобрался в этой теме, поднимите руки.
-А теперь погладьте себя по голове.
VIII. Рефлексия.
На партах у вас лежат смайлики, если вам было интересно на уроке, вы довольны своей работой в паре закрасьте улыбающегося человечка – жёлтым
Если что то не получилось, серьёзного – зелёным
Совсем плохо- красным
-Ну,что ж ребята, вы сегодня отлично поработали на уроке, ответили на вопросы .
Оценки.
Домашнее задание:
Чтоб повторить дома то, о чём мы говорили на уроке, выполните в тетради с4 №2 (вырезать и приклеить из приложения картинки и подписать названия внутренних органов человека).
Спасибо за урок!