Урок-практикум по русскому языку в 11 классе
Тема: «Нормы современного русского литературного языка»
Цель урока: обобщить знания учащихся по теме «Нормы современного русского литературного языка», раскрыть значение культуры речи; выяснить, каковы типы норм литературного языка и что они определяют; формировать коммуникативную и культурологическую компетенции (через систему упражнений).
Развивающая цель: развивать речь учащихся; работать над привитием навыков самостоятельной работы.
Воспитательная цель: воспитывать любовь к русскому языку, бережное отношение к культурному наследию русского народа.
Эпиграф Речевая культура человека это зеркало его духовной культуры. В. Сухомлинский
Методы и приемы: чтение наизусть, аналитическая беседа, сопоставительный анализ, компьютерная презентация, краткосрочные проекты, групповая работа, орфоэпическая и грамматическая зарядки.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и целей урока.
1. Вступительное слово учителя: Язык явление социальное; изменения в общественной жизни находят свое отражение в языковых процессах. Нынешнее время совершенно особое. Многим словам и понятиям возвращён или возвращается их подлинный смысл, например: благотворительность, раскаяние, душевность, благородство. Но в то же время в жизни нашей есть место грубой ненормированной лексике. На страницы печати хлынули нелитературные слова. Свою обеспокоенность состоянием русского языка выразил Е. Весник в «Оде русскому языку» (чтение учеником наизусть стихотворения Е.Весника). О, бедный мой язык родной, О, прелесть русской речи чистой! Кто не глумился над тобой Шпана, чиновники, лингвисты Кто бедолагу не ломал, Не выворачивал, не мучил: «Облегчить, начал, взад, принял, правы, сочуйствовать, подключил». Ну, ладно, жулик, или вор, Иль алкаши, иль наркоманы, Но педагог, но прокурор, Но дикторы с телеэкрана. Рабочий и интеллигент
2 Родную речь, как шавку, лупят. «Осужденный и инциндент, блага, сочуйствовать, оглупят». Ну, ладно б только бюрократ Кувшинное тупое рыло. Но журналист, но депутат Язык недавно исказили. От сердца я хочу воззвать Ко всем, кто сын России верный: Пора не начать, а начать Язык наш очищать от скверны. Друзья, следите за собой, Когда по-русски говорите. Ведь это наш язык родной, Его для внуков сохраните!
III. Работа над материалом урока. 1. Беседа: Назовите отрицательные процессы, происходящие в языке. Нашествие «сленгов» (жаргонизация) Вульгаризация (просторечные, нецензурные слова) Иностранизация (особенно американизмы: «о кей», «вау», «йес», «шоп») Расшатывание традиционных литературных норм. Вот о традиционных литературных нормах мне и хотелось бы сегодня поговорить. Что такое норма литературного языка? (Норма литературного языка это правила использования речевых средств. Норма закрепляется в словарях, справочниках) Назовите типы норм. (Записывается схема в тетрадях см. компьютерную презентацию Типы норм Орфоэпические (правила произношения) Словообразовательные (правила образования слов) Акцентологические (нормы ударения) Лексические (нормы словоупотребления) Синтаксические (правила согласования слов в словосочетаниях и предложениях, правила управления) Стилистические (слова закреплены за стилями) Морфологические (правила образования грамматических форм разных
2. Слово учителя. Задания, позволяющие оценить умение учащихся соблюдать нормы языка, заложены в ЕГЭ (А1, А2, А3, А4, А5, А11, А26 ). Чтобы наиболее полно представить ожидающие ребят трудности, мы решили сегодня провести урок практикум.
Класс был поделён на 4 группы, каждая из которых должна была изучить и представить наиболее типичные ошибки учащихся и дать практические советы.
3. Представление групповых работ. 1 группа: Вед. Группа «Орфоэпия». Не зная орфоэпии во всём великолепии. Не ощутишь её волшебных чар. Жизнь кажется кошмаром, Когда одним ударом Не то, что нужно, ставят под удар. Практик. Сейчас мы предлагаем провести орфоэпическую разминку. Нужно выразительно и правильно прочитать текст. Орфоэпическая разминка (прочитать текст и самостоятельно расставить ударение). 1 экземпляр на парту. Вечер начался. Жалюзи были опущены, свет включён. На столах уже стояли торты и откупоренные бутылки вина. В зале стали появляться завсегдатаи клуба, которые по средам проводили здесь свой досуг: джентльмены в щегольских костюмах, дамы в декольтированных платьях, украшенных шарфами и бантами. Безудержный смех то и дело наполнял зал, один только грустный бармен у стойки рассеяно переставлял ополоснутые бокалы, ожидая чего-то. И вот появилась она. В лиловой тунике из атласа, с крупными ирисами в руках, эта танцовщица была красивее всех. Влюблённый юноша мечтал о том, как они закружатся вдвоём, но девушка избалованная мужским вниманием, даже мельком не взглянула на него. 4. Орфоэпический словарь в тетрадь. Послушайте правильный вариант чтения. Обратите внимание на трудные слова. Они выписаны на доске. Спишите только те слова, в которых вы сделали ошибку
Реклама 17
4 О нормах Главным понятием культуры речи является норма Нормы бывают орфоэпические, морфологические, лексические и синтаксические Орфоэпические нормы Некоторые закономерности в постановке ударений: Существительные мужского рода на лог, называющие неодушевленные предметы, имеют ударение на последнем слоге: эпилог, каталог, некролог (но : аналог) Называющие лиц по роду занятий- на среднем слоге, то есть не на части лог: антрополог, физиолог
5 Орфоэпические нормы Сложные существительные с частью провод произносятся с ударением на последнем слоге: водопровод, мусоропровод, нефтепровод, трубопровод Ударение у существительных женского рода на ота зависит оттого, образованы ониот прилагательного или от глагола. От прилагательных- имеют ударение на окончании: глухота, красота, слепота, немота.от глаголов на основе: ломота, дремота,острота,зевота Орфоэпические нормы Существительные мужского рода на анин чаще всего имеют ударение на предпоследнем слоге: марсианин, англичанин, египтянин, мусульманин Ударение на последний слог падает в словах старославянского происхождения: христианин, славянин, мещанин, дворянин
6 Орфоэпические нормы В кратких прилагательных и причастиях женского рода, а также в глаголах прошедшего времени женского рода принято ставить ударение на последнем слоге : молода, брала, приняла, принята (НО : крала, клала) Надеемся, вы запомнили наши советы.
Послушаем выступление 2 группы. Вед. Группа «Морфология» А нормы морфологии Не знают очень многие, Поэтому ошибками пестрят Доклады и отчёты, Научные работы Давайте же их вместе исправлять. Консультант. Морфологические нормы Правильное употребление форм существительных, прилагательных, числительных и глаголов Искажение морфологических норм ведет к грамматическим и речевым ошибкам
7 Практик. 6. Деловая игра «Корректор». Нужно выписать только те словосочетания, в которых допущены ошибки, устранив эти недочёты. 2, 3, 7 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова: 1) в две тысячи двадцать втором году 2)несколько помидор 3)старые пропуска 4)совсем озяб 5)поезжай домой 6)килограмм помидоров 7)в двух тысяч втором году 8)нет грузин Практик. VI. Проведём грамматическую физминутку). По цепочке исправляем ошибки. Кто не ответил сразу, остаётся стоять. Грамматические ошибки 1)Щенок изгрыз мой туфель настолько, что остался целым только шнурок. 2)Наш театр вмещает до пятьсот пятидесяти зрителей 3)нет грузинов 4)новая шампунь 5)красивый платье-халат 6)килограмм помидор 7)опытные аптекаря
8 Грамматические ошибки 1)Малыши были крепкие и веселы. 2)Я чувствую себя более скромнее в этой роли 3)Мы подготовили около пятиста специалистов 4) с обоих сторон 5)с троими ученицами 6)ихнии привычки Грамматические ошибки 1)человек метается 2)ложит инструмент 3)буду убираться в классе 4)охотник шел, озирая по сторонам 5)Пользуясь этим кремом, ваше лицо надолго сохранит молодость 6)Уезжая из города, мне стало грустно 7)солнечное Сочи
9 7. Осложнённое списывание. Вы должны списать существительные, поставив их в форму мн. ч. род. пад. Валенки Погоны Чулки Носки Апельсины Баклажаны Гектары Узбеки Армяне Учитель: Теперь вы сами убедились, что морфология сложная наука. Слово предоставляется следующей группе, которая расскажет о синтаксических нормах. Вед.3 группы. И синтаксис, естественно, Обязаны мы знать. Ошибок в предложении и словосочетании Должны мы, непременно, избегать. Консультант 3 группы. Синтаксические нормы Правильное построение предложений и словосочетаний Синтаксические ошибки составляют самую большую группу среди грамматических. Из них наиболее частотными являются ошибки в структуре словосочетания. Практик. 8. Игра «В тупике ошибок». Нужно списать, устранив ошибки.
10 Ошибки в управлении Описывают о школьном музее Запорожцы о чем-то смеются Жажда к жизни Мечта к свободе Больше время уделить на чтение книг Ему было не совсем удобно докладывать всего того, что говорили ученые Нарушения синтаксических норм в словосочетаниях Оплатить за работу Играть первостепенное значение Согласно приказа директора Вопреки указания руководителя Приехать с города Памятный сувенир Удивляться способностями ребенка Консультант 3 группы. Послушайте практические советы, при необходимости можете их записать в тетрадь для подготовки к экзаменам.
11 Запомните! Большинство студентов (одуш. сущ) выступили на семинаре. Большинство книг (неодуш.сущ) выставлено на продажу. Ряд учащихся( книг, аудиторий)представляет Часть учащихся (книг, аудиторий) рекомендована Запомните! Деепричастие обозначает действие того же самого предмета или лица,что и сказуемое: Закончив школу, я особенно заинтересовалась иностранными языками. Практик. 9. Устная работа по цепочке.
12 Ошибки в построении предложения Читая книгу, всегда узнаешь что-то новое, которое раньше не было известно. Мы увидели премьерный спектакль в новом театре, от которого осталось незабываемое впечатление. Автор «Слова» упрекает русских князей, что вы своими крамолами погубили Русь. Нарушения синтаксических норм в словосочетаниях Оплатить за работу Играть первостепенное значение Согласно приказа директора Вопреки указания руководителя Приехать с города Памятный сувенир Удивляться способностями ребенка Консультант 3 группы.
13 Запомните некоторые нормы сочетаемости слов Обращать внимание на что-нибудь Уделять внимание чему-нибудь Превосходство над чем-нибудь Преимущество перед чем-то Отзыв о чем и на что Памятник чему Контроль за чем и над чем Рецензия на что Аннотация чего Уплатить зачто Оплатить что Предел чему и чего Учитель: теперь поговорим о лексических ошибках. Вед. 4 группы. Чтоб лексических ошибок в своей речи избегать, Несомненно, непременно, нужно классику читать. Будет образной, приятной и понятной ваша речь. Мы хотим вас от ошибок на ЕГЭ предостеречь. Консультант 4 группы. Лексические ошибки Это ошибки в словоупотреблении, связанные с нарушением лексических норм Употребление слова в несвойственном ему значении Смешение паронимов ( похожие, созвучные однокоренные слова с разными значениями) Тавтология Плеоназм(смысловая избыточность) Нарушение лексической сочетаемости и т.д. Попробуем устранить лексические ошибки
14 Примеры лексических ошибок Среди генералов царило воинствующее настроение по отношению к противнику. Вид у нее очень эффективный. Остается удивляться его обширной любви. Мальчик сделал подвиг. Нравственным проблемам сейчас уделяется большое значение. Совместное сотрудничество Найдите лексические ошибки Покупателям предложили новый прейскурант цен. Мокрый дождь льет с утра. Благодаря болезни он не успел вовремя сдать экзамены. Писатель пишет так, что хватает за сердце. Мотоциклист одел шлем и нажал на педаль. Практик 4 группы. 10. Предлагаем ещё одну деловую игру. Представьте, что вы учителя. На столах лежат листы с предложениями, в которых допущены речевые ошибки. Сопоставьте предложения с объяснением. Слова для справок даны на доске. Благодаря тебе я не сдал экзамены. Благодаря пожару сгорел лес. Дефективные вещи подлежат обмену. Лесистые озера очень красивы. Николай был красивый молодой юноша. Отец возвратился обратно. Когда шел проливной ливень. Неверное словоупотребление Смешение паронимов Лишние слова Тавтология
15 Надо торопиться, ибо опоздаем на экзамены. Все дети охвачены горячим питанием. Стилевой разнобой Речевой штамп
V. Итог урока. Заключительное слово учителя. Какие нормы русского языка мы с вами повторили? Зачем вам необходимы эти знания? Что происходит, когда люди не соблюдают нормы языка? Мы ещё не раз будем возвращаться к этой теме и на уроках, и на консультациях. VI. Домашнее задание. В качестве домашнего задания мне бы хотелось предложить вам небольшую практическую работу, содержащую задания, подобные тем, которые будут включены в ЕГЭ.