СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-практикум по русскому языку в 5 классе. Тема "Правописание гласных Е – И в падежных окончаниях существительных"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-практикум. Правописание гласных Е – И

в падежных окончаниях существительных

Просмотр содержимого документа
«Урок-практикум по русскому языку в 5 классе. Тема "Правописание гласных Е – И в падежных окончаниях существительных"»

Урок-практикум. Правописание гласных Е – И

в падежных окончаниях существительных

Цели урока:

образовательная: закрепить навык написания гласных Е–И в падежных окончаниях существительных в единственном числе, продолжить совершенствовать навык определять окончания существительных на -ий, -ия, -ие в единственном числе;

развивающая: развивать познавательные интересы учащихся; продолжить развивать навык анализа языкового материала, обобщать, делать выводы;

воспитательная: продолжить формирование коммуникативных навыков и навыков словесного оценивания.

Методы работы: словесный, наглядный, практический, метод самостоятельной работы, метод контроля, взаимоконтроля и самоконтроля (обратная связь).

Тип урока: урок-практикум.

Формы организации учебной деятельности учащихся: общеклассная, фронтальная, дифференцированная, парная.

Учебно-методическое обеспечение: учебник: русский язык. 5 класс.

Ладыженская Т.А. и др. Программа: М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской,

Н.М. Шанского (Программно-методические материалы: Русский язык 5-9 класс/ Сост. Л.И. Рыбченкова. – М.: Дрофа, 2010г.

Время реализации урока: 45 минут

Необходимое оборудование и материалы для урока - мультимедийный проектор и экран, сигнальные карточки, перфокарты

План проведения урока (занятия):

Этапы урока

Временная реализация

Организационный момент.

3 мин.

Формулировка темы через проблемную ситуацию, постановка целей урока.

5 мин



Объяснительный диктант.

7 мин.

Самопроверка

5 мин.

Дифференцированное задание по группам.

10 мин.

Физкультминутка.

5 мин.

Работа с сигнальными карточками.

5 мин.

Давайте отдохнем. Загадки.

5 мин.

Заключительное слово учителя.

Домашнее задание.

5 мин.

Ход урока

I. Организационный момент

1. Приветствие класса

- Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста. Сегодня мы с вами приветствуем не только друг друга, но и наших гостей.

2. Эмоциональная разминка.

Я предлагаю девизом нашего урока сделать слова «Всё в наших руках». Ведь от нашей совместной работы зависит результат всего урока. (слайд ….)

3. Зарядка для успешности.

Пожелайте себе успехов и скажите: "Я буду внимательным! Буду думать, думать, думать! Буду сосредоточенно размышлять! Буду догадлив, старателен!"


II. Формулировка темы, определение целей урока

  1. Создание проблемной ситуации

В преддверии предстоящего праздника 8 Марта можно представить такую ситуацию:

вы пришли домой и увидели на столе большой красивый пакет с запиской

«Подарок бабушки», а может, «Подарок бабушке»?

  • Прокомментируйте смысл записки в зависимости от выбора гласной в окончании.

  • Какое же окончание нужно написать в слове бабушк... Что для этого нужно сделать? (Нужно определить склонение и падеж слова, вспомнить какое окончание пишется в данном случае. Если подарок кому бабушке - 1 склонение, дательный падеж, значит пишем букву Е; если подарок от кого бабушки - 1 склонение, родительный падеж, значит пишем букву И).

  • От выбора гласной в окончании существительного может измениться смысл высказывания. Значит, очень важно правильно выбрать гласную в падежных окончаниях существительных.

  1. Формулировка темы урока

  • Какой же будет тема нашего урока? О чем пойдет разговор?

Тема сегодняшнего урока «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе» (записывают тему в тетрадь). (слайд )

  • КАКОВА ЦЕЛЬ нашего урока? Чему вы сегодня должны научиться? (Продолжить тренироваться в правописании безударных падежных окончаний имён существительных).

  • А как вы думаете, а для чего нам необходимо продолжить работу над этой орфограммой?

  • Что мы должны уметь. (На практике применять свои знания).

Учитель. Нам действительно сегодня нам предстоит обобщить и закрепить знания о склонении существительных и закрепить навык выбора гласных Е – И в окончаниях имён существительных в единственном числе. (слайд )

Итак, цель вы определили для себя сами, в конце урока проверим: достигли ли вы поставленных целей.

  • Отрабатывать навык правильного выбора гласной Е или И в падежных окончаниях существительных мы будем на разнообразном материале. В процессе работы с текстом, выполняя занимательные задания; работая в парах……

  • Вы узнаете интересное о лексическом значении слов и как состав слова помогает узнать лексическое значение слова.


III. Этап обобщения и систематизации знаний.

Переходим к основному этапу работы.

  • Что нужно знать, чтобы определить, какая буква пишется в окончании имени существительного? (Склонение и падеж существительного).

  • Для чего нужно уметь определять склонение и падеж? (Чтобы правильно писать безударные окончания существительных.)

  • Какие особые группы существительных мы узнали? (Существительные на -ия, -ие, -ий).

  • В чём их особенность? (Окончание - И в предложном и дательном падежах).

  • Нам необходимо повторить правила выбора орфограммы в падежных окончаниях существительных единственного числа.

Вспомните алгоритм, т.е. последовательность действий для правильного выбора гласных Е или И в падежных окончаниях существительных.

В процессе ответов – слайды! Полный слайд

Алгоритм рассуждения по выбору гласной в окончании

А) поставить существительное в именительный падеж

Б) определить склонение существительного

В) поставить вопрос к существительному и определить падеж

Г) вспомнить падежное окончание существительного


  • Хорошо ли вы помните, какие гласные пишутся в падежных окончаниях существительных разных склонений?


IV. Грамматическая задача

  • Для закрепления навыка рассуждения по выбору гласной в окончании существительного решим грамматическую задачу.

  • Объясните различие в написании окончаний существительных

  1. Быть на площадкЕ и на площадИ;

  2. нежиться в кроваткЕ и в кроватИ;

  3. ошибка в тетрадкЕ и тетрадИ;

  4. подойти к МарьЕ и к МариИ.


V. Комплексный анализ текста

Мы продолжаем формировать навык работы с текстом.

  1. Выразительное ЧТЕНИЕ ТЕКСТА (учащийся)

  2. Дополнительные задания

  • Озаглавьте текст.

  • Определите его основную мысль.

  • Определите тип речи текста.

  • Почему автор считает, что любопытство уродливо, а любознательность – достоинство?

(Чтобы ответить на этот вопрос, нужно различать значения слов любопытство и любознательность).

  • Как состав слов любопытство и любознательность помогает различить их смысл?

  • Какое из этих слов характеризует человека положительно. А какое отрицательно?

  1. Чтение задания

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и объясняя орфограммы. На партах перед учениками лежат листочки с этим текстом.

О любопытств… сорок знает каждый. Человек же с его интересом к познанию жизн… более склонен к любознательност…. Первое уродливо. Второе заст…вляет бит..ся мысль, уча(?)ствует в формировани… личност….


VI. Физкультминутка


V. «Ошибка, я тебя вижу!». Работа в парах.

  • Исправить ошибки в тексте

-Где очки у тети Вале? У нее очки пропали! Ищет бедная старушка на подушке, на кадушке, в духовки, в кладовке, в старом лукошки, в миски у кошке. Искала и в беседке, спросила у соседки…, а они на самом деле у нее на лбу сидели!


  • Ученики читают только те, в которых есть ошибки.

Работа с ними поможет вам закрепить навык выбора гласной в падежных окончаниях существительных.




Туристы расположились в палаткЕ (1 скл; П.п) около берёзовой рощИ (1 скл; Р.п) .


IV.

Перед вами лежат карточки-задания. Работа с ними поможет вам закрепить навык выбора гласной в падежных окончаниях существительных.


(самопроверка)

поднимите руку, кто выполнил работу без ошибок, кто допустил 1 ошибку.


Проверка (Слайд )

1) В строчках есть «лишнее» слово?

а) О дорог…, о стран…, около речк…, о ноч…

б) На почт…, на остановк…, на крыш…, около дорог…

в) В санатори…, о восстани…, о заведени…, на опушк…


  1. Раскройте скобки, поставив существительные в нужном падеже:

писать (к кому?) к… Наталья, Наталия, Юлия, Гриша, Григорий.


Работа с сигнальными карточками. Е или И?

  1. На лошадк…

  2. На лошад…

  3. О волнени…

  4. На берёз…

  5. В сопротивлени…

  6. По астрономи…

  7. О развлечени…

  8. Об ударени…


Работа с перфокартами

1. в небе на работе на улице

2. на дороге нет жизни с ветки

3. о маме к подруге в рассказе

4. в тетради у подруги на солнце

5. в пенале на пляже по тропке


(учащиеся записывают в столбик только окончания имён существительных, ключ – цифра 5, которая получается при соединении букв е)



Задание 4. Тест.

Найдите строчку с окончанием Е

А)На урок…, из повест…, в класс…

Б)О Натали…, в палатк…, к дочер….

В)В цирк…, о песн…, на речк…


Найдите строчку с окончанием И

А)Во дворц…, о врач…, в гимнази…

Б)При чтени…, в изложени…, около сирен…

В)О Марь…, о Евгени…, с горк…


В каких строчках есть «лишнее» слово?

А) О дорог…, о стран…, около речк…,о ноч…

Б)На почт…, на остановк…, на крыш…, около дорог…

В)В санатори…, о восстани…, о заведени…, на опушк…


  1. Рефлексивно-оценочный этап.

  1. Возвращение к девизу. Согласны ли вы, что всё было в наших руках на сегодняшнем уроке? (слайд…)

  2. А теперь последнее задание, которое поможет определить, как вы усвоили тему. Перед вами лежат тесты. В каждом 5 заданий. Вам нужно выбрать правильный вариант ответа. Самопроверка с доски. (слайд ….)

  3. Оценивание. Кто не допустил ошибок, поставьте себе «пять», у кого 1 ошибка – «четыре», у кого 2 и более ошибок – «три»

Учитель: поднимите руки, кто справился без ошибок.

  1. Вы согласились, что всё зависит от вас. Так вот, домашнее задание вы тоже можете выбрать для себя сами. Домашнее задание. Я предлагаю вам на выбор 2 задания: выполнить упр. 533 или отгадать кроссворд (ответы под цифрами записать в тетрадь)

(слайд …..)

Давайте подведём итог урока.

Итог урока

  • О чем мы сегодня говорили на уроке? (О правописании гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе).

  • От чего зависит выбор Е и И в окончаниях существительных? (Зависит от правильного определения падежа и склонения существительного).

  • У существительных какого склонения и в каких падежах пишется в окончаниях Е, И?

Рефлексия.

Какую цель ставили?

Удалось достичь поставленной цели?

Каким способом?

Какие получили результаты?

Что вызвало особые затруднения?

Где можно применить наши знания?

Назовите ключевые слова темы.