Урок - практикум по русскому языку в 9 классе.
«Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Обучение написанию сочинения – рассуждения. 9.3».
Цель урока: выявление умения учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы; сформировать у школьников навыки написания сочинения - рассуждения на морально- этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку.
Тип урока: урок обучения умениям и навыкам
Технология: технология критического мышления, ИКТ, проблемно - поискового и дифференцированного подхода к обучению.
Задачи:
−образовательные:
расширение и углубление знаний по культуре речи; повторение знаний обучающихся о лексике, типах речи, композиции сочинения - рассуждения, способах толкования слова, правилах написания аргументов, предупреждение орфографических ошибок; обучение умению самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста.
−развивающие:
развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения анализировать исходный текст, выделять главное, обобщать и делать выводы,
отбирать материал для собственного текста, выражать личностно - эмоциональное отношение к теме.
−воспитательные:
формирование таких нравственных качеств учащихся, как уважение, взаимоуважение, самоуважение; воспитание уважения к старшему поколению, к другим людям, к себе; формирование умения корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.
Методы обучения: проблемно - поисковый, сравнительный анализ информации.
Организационные формы: беседа, фронтальная работа, групповая работа, парная,
индивидуальная работа, самостоятельная работа, сообщения учащихся.
Приемы активизации мыслительной деятельности учащихся: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком и литературой. Анализ текста, составление алгоритма написания сочинения - рассуждения задания 9.3.
УМК и оборудование: презентация, раздаточный материал
(текст Пескова, задания для групп); записи на доске (тема урока, эпиграф); памятка
«План сочинения-рассуждения»; памятка «Структура сочинения-рассуждения»; памятка
«Рефлексия»; рекомендации и речевые клише для подготовки к написанию сочинения - рассуждения; компьютер, мультимедиа проектор, экран.
Личностные УУД: стремление к развитию речи, понимание необходимости подготовки к ОГЭ; самоопределение (внутренняя позиция ученика); умение слушать и вступать в диалог.
Регулятивные УУД: формулирование темы урока, цели, соотнесение цели и результатов своей деятельности.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с другими участниками группы, умение строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле, осуществление речевого самоконтроля в учебной деятельности и повседневной практике.
Познавательные УУД: умение работать с текстом, анализировать, выстраивать
последовательность, систематизировать, извлекать информацию из представленных источников, и преобразовывать её, строить рассуждения, делать выводы, находить ответы на вопросы и преобразовывать её, строить рассуждения, делать выводы, находить ответы на вопросы.
Ход урока.
Мотивация к учебной деятельности.
Слово учителя:
-Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости. Я рада , что нам сегодня предстоит работать в тесном сотрудничестве.
А давайте послушаем поучительную притчу Сократа (слайд 4)
«Три человека тащат тяжелые камни в гору.
Пот катится со всех трех.
Одного спросили:
- Что ты делаешь?
- Тащу эту проклятую ношу.
Второго спросили:
-Что ты делаешь?
- Зарабатываю на хлеб себе и своей семье,
- бодро отвечает он.
Третий на тот же вопрос улыбнулся:
- Строю замечательный храм,
который простоит века на радость людям!"
Как люди по - разному оценивают свою работу?
1 – я целый день возил проклятые камни.
2- я добросовестно выполнял свою работу
3- третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием он сказал :
«А я принимал участие в строительстве храма»
Ребята, какова мораль притчи?
Жизнь наполнена смыслом только у того, кто преследует великую цель.
слайд
-Великая цель человека - доставлять людям удовольствие. Труд облагораживает человека, возвышает, если на это смотришь с духовной стороны. По мнению известного писателя
- Каждый человек имеет цель в жизни. А у вас есть цель ребята?
Ученик: Подготовиться к ОГЭ (Ответы учеников)
Учитель: Да, в вашей жизни наступает ответственный момент, я желаю вам целеустремленно, плодотворно подготовиться и успешно сдать ОГЭ. Конечно, ребята, Основной Государственный экзамен – это первая ступенька в проверке ваших знаний. И все мы волнуемся, как же сдать предстоящий экзамен? И вот моя цель на сегодня : внести хоть маленькую лепту в подготовке к сдаче ОГЭ.
Ребята, давайте сформулируем цели урока…..
выявление умения учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы; сформировать у школьников навыки написания сочинения - рассуждения на морально- этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку.
Из каких частей состоит ОГЭ , ребята? Какие задания надо сделать, чтобы сдать ОГЭ?
Сжатое изложение
Тестовые задания
Сочинение
Какие приемы сжатия мы знаем?
1.Замена
2.Обобщение
3. Исключение
Используя эти, вы не должны забывать и о количестве слов в изложении. Сколько их должно быть до 70 слов. Учтите, ребята, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. И не забывайте писать красивым разборчивым почерком.
Я надеюсь, что у вас это получится и вы справитесь с этим заданием.
Одного написания изложения мало, и вам надо выполнить еще и тестовые задания.
А тестовых заданий сколько, ребята?
Тестовых - 7
Каждое тестовое задание трудное по - своему. При выполнении этих заданий вам нужно совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность.
О каких разделах науки о языке идет в тестовых заданиях?
Синтаксис
Морфология
Фонетика
Фразеология
Пунктуация
Орфография
- Ребята, для вас какое задание кажется легким? И с каким вы думаете легко справитесь
-задание номер 4 .
А как называется это задание?
Синтаксический анализ.
Чтобы справиться с этим заданием, мы должны знать типы словосочетаний. А какие типы словосочетаний мы знаем?
-Согласование, управление, примыкание.
Да, ребята , вы мои ученики любите это задание, а давайте проверим, насколько вы хорошо знаете это задание.
Откройте тетради, запишите число. Вместе попробуем провести синтаксический анализ. В тетрадях пишем
слайд )
Заменить словосочетания, построенные на основе управления, синонимичными словосочетаниями со связью согласование и наоборот
каша из гречки –
дом из кирпича –
кусты сирени –
совет отца –
бессонная ночь –
полковое знамя –
шестилетний ребёнок
Доказывать с упрямством –
Бесшумно пробрался-
дорога к дому – дорога домой
Молодцы, ребята. С этим заданием все справились. Это было ваше любимое задание .А я предпочитаю задание номер 7, где нужны знания изобразительно- выразительных средств .
Их очень много , но на ОГЭ рассматриваются некоторые.
Задание №6(слайд )
Устно проведем терминологический диктант.
Я вам читаю определение термина, ваша задача назвать средство выразительности.
1) Преувеличение. (ГИПЕРБОЛА)
2) Употребление слова в переносном значении. (МЕТАФОРА)
3) Яркое, красочное прилагательное. (ЭПИТЕТ)
4) Уподобление одного предмета или явления другому. (СРАВНЕНИЕ)
5) Устойчивое по составу и структуре и целостное по значению выражение. (ФРАЗЕОЛОГИЗМ)
6) Неживой предмет приобретает свойства живого. (ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ)
А теперь покажите на практике.
Давайте проведем, ребята
Цифровой диктант.
фразеология-1
эпитет-2
метафора-3
олицетворение-4
сравнение-5
Деревья стонут
Купола горят
У черта на куличках
Рукой подать
Озябший сад
Глаза как зеркало души
Ползет улиткой
Солнце улыбается
Добрый молодец
Старуха-зима
Проверяем! Молодцы, ребята! Они придают красоту…
II. Конечно, все тестовые задания невозможно рассмотреть на одном уроке. Моя Цель на сегодня – ознакомить вас со структурой написания сочинения 9 .3
Три вида сочинения предлагают на экзамене.
Сочинение на лингвистическую тему
Сочинение - рассуждение
Сочинение - рассуждение
Но я хочу остановиться на сочинении рассуждении 9.3 .
Сочинение – рассуждение пишется с опорой на текст.
На экране и на столе текст Пескова «Бескорыстие» (слайд ) Давайте послушаем текст.
(1)Я хочу поведать вам историю, которая во многом определила моё отношение к миру.
2)Всякий раз, когда заходит разговор о людях, хороши они или плохи, я вспоминаю этот случай из детства.
(3)Мы жили в деревне. (4)Однажды отец взял меня в город. (5)Помню, мы искали обувь и зашли по дороге в книжный магазин. (6)Там я увидел книгу. (7)Я взял её в руки, на каждой странице книги были большие картинки. (8)Я очень хотел, чтобы отец купил мне эту книгу, но он посмотрел на цену и сказал: «В другой раз купим». (9)Книга была дорогой.
(10)Дома я целый вечер говорил только о книге. (11)И вот через две недели отец дал мне деньги.
(12)Когда мы шли к магазину, мне было страшно: а вдруг книга уже продана? (13)Нет, книга лежала на месте.
(14)Мы сели в вагон дачного поезда, и все, разумеется, сразу заметили, какую книгу я везу. (15)Многие пассажиры садились рядом, чтобы посмотреть картинки. (16)Весь вагон радовался моей покупке, и на полчаса я стал центром внимания.
(17)Когда поезд отошёл от очередной станции, я поставил книгу на открытое окно и стал смотреть на лес, на поля и луга, которые мелькали за окном. (18)И вдруг – о ужас! (19)Книга исчезла между двойными окнами вагона. (20)Ещё не понимая серьёзности положения, я замер и испуганно смотрел на отца, на соседа-лётчика, который пытался достать книгу. (21)Через минуту уже весь вагон помогал нам.
(22)А поезд бежал, и вот уже скоро наша станция. (23)Я плакал, не желая выходить из вагона, тогда лётчик обнял меня и сказал:
– (24)Ничего, поезд ещё долго будет идти. (25)Мы обязательно достанем книгу и пришлём тебе. (26)Скажи мне, где ты живёшь?
(27)Я плакал и не мог говорить. (28)Отец дал лётчику адрес. (29)На другой день, когда отец вернулся с работы, он принёс книгу.
– (30)Достал?
– (31)Достал, – засмеялся отец.
(32)Это была та самая книга. (33)Я был на седьмом небе от счастья и засыпáл с книгой в руках.
(34)А через несколько дней пришёл почтальон и принёс нам большой пакет. (35)В пакете была книга и записка от лётчика: (36)«Я же говорил, что мы достанем её».
(37)А ещё через день опять пришёл почтальон и опять принёс пакет, а потом ещё два пакета, и ещё три: семь одинаковых книжек.
(38)С того времени прошло почти 30 лет. (39)Книжки в войну потерялись. (40)Но осталось самое главное – хорошая память о людях, которых я не знаю и даже не помню в лицо. (41)Осталась уверенность: бескорыстных и хороших людей больше, чем плохих, и жизнь движется вперёд не тем, что в человеке плохого, а тем, что есть в нём хорошего.
(По В. М. Пескову)
Как вы думаете, к какому стилю относится этот текст? (публицистический)
А почему публицистический? (потому что проблема касается всех)
Каков тип текста? ( повествование с элементами рассуждения)
Какова тема текста? (тема совпадает с заголовком. Бескорыстие)
Обратимся к словарю Даля (слайд 6)
Бескорыстие - отсутствие корысти, жадности к имуществу, нежелание пользоваться чем-либо в ущерб, обиду или убыток другим; нежелание наград за добрые дела.
Со словом бескорыстие составим все виды словосочетаний:
Бескорыстный человек
Проявить бескорыстие
Помогать бескорыстно
Подберите синонимы к слову «бескорыстный».
Словарный диктант
Великодушный, благородный, альтруистический, безвозмездный, самоотверженный, нравственный, чистый.
Для чего мы с вами подбирали синонимы? Конечно, ребята, чтоб не было повторов при написании сочинения.
Молодцы, ребята!
Вот теперь, ребята, ознакомимся с алгоритмом сочинения. Сочинение по заданию 9 .3. может выглядеть и более творчески, обязательным условием является соблюдение структуры сочинения
Учитель: Вспомним план сочинения-рассуждения.
Ответ ученика: Тезис, аргументы (доказательства), вывод.
Учитель: Что такое тезис, аргументы, вывод?
Ответ ученика:
Тезис−это утверждение, которое требуется доказать.
Аргументы−это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.
Вывод− это заключение, итог проведенного рассуждения.
Учитель: Какова структура построения сочинения-рассуждения?
Ответ ученика:
1. Вступление. Определение предложенного в задании слова.
2. Комментарий определения.
3. Первый пример – аргумент из текста
4. Второй пример - аргумент из вашего жизненного опыта
5. Заключение−вывод
1 абзац - вступление (тезис)
Определение значения слова: предмет (что это такое?)+ его признак (какой он?)
Бескорыстие - это….
Речевые клише (на примере определения понятия «бескорыстие»)
Что такое бескорыстие? Попробуем над этим вопросом поразмышлять.
Я считаю, что бескорыстие - это....
Я думаю, что бескорыстие - это...
По моему мнению, бескорыстие - это...
М не кажется, что бескорыстие -это...
На мой взгляд, бескорыстие - это...
1.Вступление.
Поскольку объём всего сочинения небольшой, вступление может состоять из 1-2-х предложений
Давайте, ребята, попробуем написать вступление. Пишем вступление с детьми, несколько работ проверяю.
После вступления идет аргументация
Во втором абзаце нужен пример из текста, подтверждающий ваш тезис
2 абзац (комментарий)
Комментарий определения (как бескорыстие показано в тексте, как оно проявляется в жизни, его (положительные) и отрицательные стороны, актуальность)
В тесте (ФИО) показано, что.... .
И действительно,... .
Мне кажется (я думаю, я считаю) , что бескорыстие проявили …..(ответ на вопрос, сформулированный в теме сочинения)
Аргумент 1
Обратимся к тексту Пескова, в котором говорится о... (или)
В тексте Песков поднимает проблему...
В предложении № ... автор говорит о том, что... (или)
Давайте, ребята напишем первый аргумент – примеры из текста.
Аргумент 2
Свое мнения я могу подтвердить примерами из жизненного опыта... (или)
В жизни мы часто наблюдаем... (или)
Однажды я был свидетелем события, которое...
Как-то раз...
3 абзац. Первый пример-аргумент из текста
Проиллюстрировать это понятие можно на примере предложения №....
Предложение №.... подтверждает мысль о том, что......
Как вы понимаете заглавие текста «Бескорыстие»?
В тексте говорится о бескорыстных людях
А кого можно в тексте назвать бескорыстными?
Пассажиров вагона, которые не остались равнодушными к беде мальчика. Он так давно мечтал о книге и вот когда он ее получил, он ее потерял. И получает взамен 7 одинаковых книг, то он приходит к выводу, что бескорыстных людей на земле много.
Когда человек совершает бескорыстный поступок, он не ждет ничего взамен ,то есть он это делает просто так.
Бескорыстие - это когда человек делает доброе дело незаметно , не ради признания и наград. Как хорошо об этом сказано у Риммы Казаковой. «Как часто вся награда за труды - сознание исполненного долга».
Я думаю, что бескорыстных людей много
Видим проблему взаимоотношения детей и отцов, отец накопил деньги и осуществил мечту сына, здесь мы видим проявление отцовской любви.
Еще видим ценность книги :ребенок хочет читать, в книге много иллюстраций, стремление к чтению.
Все стремились помочь мальчику. Во время войны все книги потерялись, но мальчик не утратил веру в людей. Память хорошая о людях. Он был необычайно рад. Когда мальчик потерял книгу, все пассажиры были огорчены его бедой. Когда отец принес книгу , он был на седьмом небе от счастья. Автор мастерски показывает смену эмоциональности чувство радости на горечь и наоборот.
Мне очень интересно было прослушать ваши мнения, как вы рассуждали именно с позиции критического мышления, потому что вы опирались на свой жизненный опыт. Ваши мнения были параллельны.
!Другая точка зрения , что в современном мире книга утратила свою ценность, на ее замену пришли гаджеты. Если раньше были добрыми, к сожалению людей бескорыстных мало. Бескорыстный человек с радостью занимается любимым делом, вкладывая в него все свои силы и энергию. Труд для таких людей является настоящим праздником, который вызывает только положительные эмоции.
4 абзац. Второй пример аргумент из жизненного опыта или из художественного произведения.
Примеры (называем слово-понятие из задания) можно встретить и в жизни…
В подтверждение сказанному приведу пример из жизни (из художественной литературы, СМИ и т. д.)
Одного аргумента мало , давайте приведем примеры из жизни
Скажите , пожалуйста, а какие примеры бескорыстия вы можете привести из жизни? (Доноры, волонтеры Доктор Лиза волонтер организатор фонда «Справедливая помощь» людям больным, которым оказывали паллиативную помощь неизлечимым больным .Она погибла при крушении авиалайнера.
В стране много благотворительных фондов. Известные люди, у которых не только желание, но и возможность помогать больным. Гоша Куценко фонд «Шаг вместе» больным ДПЦ
Егор Бероев, Ксения Алферова фонд «Я есть» Синдром Дауна
Чулпан Хаматова и Дина Корзун фонд «Подари жизнь»
К.Хабенский фонд тяжелые заболевания головного мозга. Девиз его «Одна спасенная жизнь – это уже одна спасенная жизнь».150 детей удалось спасти
Само слово Благотворительность означает Благо творить (добро создавать)
Какие литературные аргументы по данной проблеме вы можете вспомнить?
«Чудесный доктор» Куприн
Горький «Данко»
«Уроки французского» Распутина
Платанов «Юшка»
По мнению известного писателя М.Сервантеса: «Бескорыстие — одна из самых похвальных добродетелей, порождающих славу добрую».
Действительно, человек, совершающий бескорыстные поступки, пользуется уважением. Это добродетель, приносящая радость и тем, кто помогает, и тем, кому помогают.
Любое сочинение имеет концовку - заключение. Вывод должен иметь прямое отношение к тезису, т.е. первому абзацу. Сочинение по заданию 9.3. может выглядеть и более творчески, обязательным условием является соблюдение структуры сочинения.
Вывод должен иметь прямое отношение к тезису, т.е. первому абзацу. Сочинение по заданию 9.3. может выглядеть и более творчески, обязательным условием является соблюдение структуры сочинения. Вывод должен иметь прямое отношение к тезису, т.е. первому абзацу.
5 абзац. Вывод
В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что … (дублируем ответ на вопрос, заданный в теме, синонимичным)
Таким образом, эти примеры стали убедительными доказательством моего определения
Итак, можно увидеть, что.....
Учитель: Обратите внимание на критерии оценивания композиции сочинения. Какие в них требования к тексту?
Ответ ученика: Текст должен характеризоваться смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью, композиционной завершённостью.
Как завершить сочинение
Вывод надо писать, обязательно используя речевые сигналы завершения работы. Это могут быть различные скрепы.
Думаю, мы убедились, что бескорыстие – это, прежде всего, добрые поступки, которые помогают людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Проанализировав два аргумента, мы пришли к выводу, что надо быть добрее, чтобы мир вокруг нас стал лучше.
Таким образом, проанализировав два аргумента, мы убедились, что добрые поступки, как та маленькая капля, что точит камень, могут служить делу добра и милосердия.
Всё сказанное убеждает нас в том, что …
Подводя итог сказанному, можно сделать вывод: бескорыстных людей в современном мире много, потому что…
Я считаю, что в современном мире такое понятие, как бескорыстие является основополагающим всех качеств человека.
Нужно всегда помогать людям, даже малейшее доброе дело может дать человеку положительные эмоции.
Бескорыстие является одним из главных факторов людей, независимо от их возраста.
Главный принцип бескорыстия – не ждать ничего взамен.
На тему бескорыстия можно говорить, бесконечно, но в конце прийти к единому мнению, что в мире много бескорыстных людей, нежели корыстных.
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое бескорыстие?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один — из прочитанного текста, второй — из Вашего жизненного опыта. Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказ или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивает 0 баллов. Сочинение пишите разборчивым почерком
Чтение и проверка 2-3 работ
Рефлексия (слайд 15)
Что- то полезного вы извлекли из урока?
Я понял, что…в мире много бескорыстных людей
Я почувствовал, что…бескорыстием мир станет лучше
Урок дал мне для жизни…много полезного
Мне захотелось…
Я научился…более подробно анализировать текст, проблемы находить
Самооценка (слайд 16)
Посмотри на экран, я предлагаю вам прочитать это стихотворение по одной строчке (слайд 13)
Марк Лисянский
БЕСКОРЫСТИЕ
Какое это счастье поделиться
Сокровищами собственной души,
Кто жизнью обделен,— воздать сторицей,
Друзьям отдать последние гроши.
Преподносить любимой незабудки,
Слать песни, словно вести в города,
И, не теряя ни одной минутки,
Спешить туда, где горе и беда.
Дороже бескорыстие на свете,
Чем золото, и сталь, и серебро...
Не жди добра, чтоб на добро ответить,
А сам неси во все концы добро.
Дарить и отдавать — какое счастье,
Жить, ничего от мира не тая,
Не думая о том, что соучастье
В чужой судьбе обязанность твоя.
1985
(слайд 14)
Найти высказывания о бескорыстии
Кто-то может спросить. А к чему мыслить критически? Разве нельзя мыслить стандартно? Можно! Но дело в том, что люди креативно мыслящие добиваются больших успехов. А не к этому ли мы все стремимся? Креативные идеи имели место в жизни, расскажу лишь о некоторых из них. В Санкт-Петербурге на Аничковом мосту сидел нищий, которого звали Одна Копеечка. С прохожих он брал ровно одну копейку и даже если ему давали 5, то он отдавал 4 копейки сдачи. Благодаря этому он вскоре прославился и стал местной знаменитостью. К нему водили туристов. Через некоторое время он разбогател.
2 пример креативного мышления. Владелец зоомагазина предложил бесплатные экскурсии для детей на уроках окружающего мира. В конце экскурсии каждому ребёнку он дарил золотую рыбку и инструкцию о том, как за ней ухаживать. Через несколько часов в магазин приходили родители со своими детьми, но не только за рыбкой, а за аквариумом, компрессором, кормом и за всем необходимым. В итоге данная акция дала возможность владельцу маленького магазинчика открыть сеть больших магазинов.
VI. Домашнее задание: выполнение тестовых заданий (варианты № 1-2), карточка с заданиями для учащихся (дополнительно по выбору). (Слайд №17).
Спасибо (слайд 18).