СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-практикум по теме "Деепричастие"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комплексное повторение темы "Деепричастие"

Просмотр содержимого документа
«Урок-практикум по теме "Деепричастие"»

Урок-практикум по теме «Деепричастие»

Задание 1. Отметьте слитные написания

(Не) видя, (не) веря, (не) доумевая, (не) находя, (не) замечая, (не) произнося, (не) стихая, (не) навидя, (не) дождавшись, (не) узнав, (не) радуясь, (не)чувствуя, (не) страшась, (не) возмущаясь, (не) взлюбив, (не) припоминая, (не) умолкая, (не) помня, (не) годуя

Задание 2.СЛОВАРНЫЕ ДИКТАНТЫ

1 Не_годуя на ненастье, не_смыкая глаз, не_растеряв друзей, не_ мечтая о будущем, не_дождавшись звонка, не_взлюбив щенка, шёл не_ оглядываясь, вышла замуж не_любя, не_вмешиваясь в события, не_пользуясь успехом, не_щадя сил.

2 Не_давая опомниться, не_уронив своего достоинства, не_скрывая истинных причин, не_давая обещаний, не_навидя трусость, не_глядя по сторонам, работает не_торопясь, не_покладая рук, не_доиграв партии, смотрел не_доумевая, совсем не_растерявшись.

Задание 3.

Перепишите, образуя от данных глаголов деепричастия соответствующего вида. Объясните устно пунктуацию при деепричастных оборотах.

1.Чуть свет я вставал и, наскоро (напиться) чаю, пускался в путь.

2.(Выбрать) где-нибудь сухой песчаный берег, я приказывал лодке причаливать к нему.

3. Обиженные вороны сидели вокруг, каркали, не (сметь) подступить к суровому царю, и только изредка урывали сзади небольшие кусочки.

4. (Оставить) деревню Никольскую, я поплыл вниз по реке.

5. (Подняться) с восходом солнца и (указать) направление, по которому нужно идти, мы отправились с товарищем вперёд.

Задание 4.ВЫДЕЛИТЕ ЗАПЯТЫМИ ДЕЕПРИЧАСТИЯ И ДЕЕПРИЧАСТНЫЕ ОБОРОТЫ

1.Робко свечу потушив я подхожу к окну.

Зима смеясь от счастья плачет весны качая колыбель.

Измучив доброго коня на бранный пир к закату дня спешил жених нетерпеливый

Держа кувшин над головой грузинка узкою тропой сходила к берегу.

Порой она скользила меж камней смеясь неловкости своей.

2.Пожарные свесив парусиновые ноги с площадки мотали головами в касках и пели.

Савельич дремля качался на облучке.

Глупо смеясь и ласково мыча протягивал он Татьяне пряничного петушка.

Ворча и оглядываясь Каштанка вошла в комнату.

Каштанка отскочила присела на все четыре лапы и протягивая к коту морду залилась громким визгливым лаем.

3Пассажиры согнувшись под тяжестью преогромных мешков бегали от головы поезда к хвосту и от хвоста к голове.

Мастер спал лёжа в тулупе поперёк садовой дорожки.

Отец Фёдор улыбнулся и внимательно глядя на себя в зеркало начал подстригать свою благообразную бородку.

В полночь дворник Тихон хватаясь руками за все попутные палисадники и надолго приникая к столбам тащился в свой подвал.

Задание 5.СЛОЖНОЕ СПИСЫВАНИЕ.

Вставить пропущенные буквы и знаки препинания. Выберите из скобок подходящие по смыслу предложения.

Я жил (не)дорослем (гоняя, гонявши) голубей и (играя, игравши) в чехарду с дворовыми мальчишками.

Однажды осенью матушка варила в гостиной медовое варенье а я (облизываясь, облизнувшись) смотрел на кипучие пенки.

(Проснувшись, просыпаясь) поутру довольно поздно я увидел что буря утихла.

(Приезжая, приехав) в Оренбург я прямо явился к генералу.

Задание 6. Отредактируйте примеры, объясните ошибки в употреблении деепричастий.

    1. Закончив покосы, началась уборка урожая

    2. Окна были ярко освещены, подойдя к дому.

    3. Посетив зоопарк, он нам понравился.

    4. Мы обсудили её, прочитав книгу.

    5. Приветливо виляя хвостом, мы встретили Рыжика у калитки.

    6. Сделав уроки, у меня заболели глаза.

    7. Художник, заметив удивительное в окружающем мире, и рассказал об этом людям.

    8. Рассматривая картины, нас покоряет мастерство художника.

    9. Глядя вдаль, у неё возникают грустные мысли.

    10. Думая о прошлом, в её воспоминании оживают счастливые дни.

    11. Рассматривая картину, чувствуется отношение художника к одинокой Алёнушке.