Урок-практикум по теме «Мировая экономика», 11 класс , обществознание
Используемые технологии: групповая работа, ИКТ, самостоятельная работа.
Цели урока:
сформировать понятие «мировая экономика»;
раскрыть значение интеграции отдельного государства в мировую экономику как фактора его экономического развития;
формировать информационно-коммуникативные и деятельностные компетенции
Задачи урока:
охарактеризовать основные составляющие системы международных экономических отношений;
проанализировать как преимущества, так и негативные стороны внешнеторговой политики государства;
обосновать противоречивость влияния процессов глобализации на различные стороны мирового хозяйства;
Задание № 1. Выписать основные понятия по теме «Мировая экономика»:
международная торговля
государственная политика в области международной торговли
глобальные проблемы экономики
Задание № 2. Составить таблицу.
Международная торговля и политика государства
Направления экономической политики | Положительные черты | Отрицательные черты |
Свободная торговля | | |
протекционизм | | |
Задание № 3. Составить таблицу.
Методы протекционистской политики
Метод | Пример | Цель применения |
Тарифные методы | Таможенные тарифы на импорт- Экспортный тариф- Таможенные союзы- | |
Нетарифные методы регулирования | Установление квот- Установление стандартов на продукцию- Эмбарго- | |
Задание 4. Ответить на вопрос: «Что такое глобализация?», определить положительные и отрицательные черты глобализации мировой экономики.
Задание 5. Ответить на вопрос: «Что такое ТНК?», определить положительные и отрицательные черты ТНК.
Задание 6. Предложить пути решения глобальных экономических проблем.
Задание № 7. Составить план ответа по теме «Мировая экономика» (план должен полностью отражать содержание §10, 2 пункта плана должны быть развернутыми).
Задание 8. Выполнить тестовые задания.
1. Какие ответы правильные? Причины глобализации мирового хозяйства заключаются в существовании:
1) военно-политических блоков;
2) экономической интеграции;
3) Всемирной информационной сети (Интернет);
4) террористической угрозы;
5) активной мировой торговли;
6) нестабильности национальных экономик.
Ответ:____235____________
2.Прочитайте приведенный далее текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого ниже списка слова, которые необходимо вставить в пропуски. Слова в списке даны в именительном падеже в единственном числе. Имейте в виду, что слов в списке больше, чем вам необходимо выбрать. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что пропуски пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым пропуском букву, соответствующую выбранному вами слову. * * *
Международная торговля выгодна каждой стране, так как благодаря (1) ………. расширяется выбор товаров и услуг, которые не производятся в стране. Иностранные фирмы, предлагая товары, аналогичные отечественным, увеличивают тем самым их (2) ………., что ведет к снижению (3) …….. на них. Реализация товаров на внешнем рынке – (4) ………. – позволяет странам, специализирующимся на определенных товарах и услугах, органично войти в мировое хозяйство.
А. Экспорт. Б. Импорт. В. Цена. Г. Предложение.
3.Установите соответствие. Методы политики
ХАРАКТЕРИСТИКИ: протекционизма
1) пошлины на импортные товары;
2) ограничение вывоза отечественных товаров; А. Тарифные
3) установление квот; Б. Нетарифные
4) эмбарго;
5) таможенные союзы;
6) демпинг.
План урока
1. Мотивация
2. Вступительное слово учителя, работа с понятием «мировая экономика»
3. Экономический словарь: мини- сообщения уч-ся по вопросам
«Международное движение капиталов», «Мировой рынок труда», «Мировая валютная система»
4. Практическая работа
5. Выступления в группах, по основным вопросам темы, систематизация и обобщение материала.
6. Домашнее задание.
1. Мотивация представлена на первом слайде презентации словами Адама Смита. Вспоминаем кто такой А. Смит? Автор имеет ввиду микроэкономику или макроэкономику? Что хочет сказать автор данным высказыванием? Следовательно, говорить мы будем о мировой экономике.
2.Вступительное слово учителя: напоминает учащимся о процессе формирования мирового хозяйства. (Возникло в середине 19 века с развитием крупной машинной индустрии и появлением в связи с этим международного разделения труда. К началу 20 века мировое хозяйство становится всемирным, поскольку в него оказываются включенными все страны мира)
Беседа по вопросу: Каковы его основные предпосылки международного разделения труда?
-природные условия страны – климат, географическое положение, наличие полезных ископаемых и других природных ресурсов, например, страны, располагающие теми или иными полезными ископаемыми (вспомните из географии размещение полезных ископаемых), продают их тем странам, где их нет, а взамен покупают ту продукцию, которую сами не производят;
-уровень экономического и научно-технического развития (из раздела об экономическом росте вы знаете, что страны развиваются неравномерно: экономически развитые страны, как правило, специализируются на производстве готовых изделий, а развивающиеся страны – на производстве сырья);
-сложившиеся традиции в производстве тех или иных товаров (например, Франция славится своей косметикой, а Бразилия – своим кофе).
Работа с понятием «Мировая экономика» по слайду презентации
3. Сообщения учащихся по темам: 2-3 мин.«Международное движение капиталов», «Мировой рынок труда», «Мировая валютная система»
Ученики записывают определения в тетрадь:
Международное движение капиталов – это помещение и функционирование капиталов за рубежом с целью его возрастания; капитал вывозится в ссудной и предпринимательской форме.
Мировой рынок труда – свободное перемещение рабочей силы между странами.
Мировая валютная система – совокупность экономических и правовых отношений, связанных с функционированием валюты.
4. Практическая работа
на интерактивной доске, время выполнения 45 мин
Учитель объясняет что после выполнения практического задания 4 группы устно отвечают по одному из предложенных вопросов.
5. Выступления в группах, по основным вопросам темы, систематизация и обобщение материала- учитель делит класс на 4 группы, учащиеся получают задания на карточках, используя материал практической работы и интернет ресурсы распределяют задания и готовятся к ответам.
1группа «Мировая экономика. Экономическая интеграция»
- Назвать основные причины интеграционных процессов в мире, виды интеграции
- Охарактеризовать наиболее крупные региональные интеграционные объединения
- Назвать основные этапы развития интеграционных процессов в Европе. Как расширялось Европейское экономическое сообщество?
2 группа «Международная торговля»
- Что такое международная торговля, экспорт, импорт, сальдо торгового баланса?
- Что страны выбирают объектом международного обмена?
- В чем суть теорий абсолютного и относительного преимуществ во внешней торговле?
3 группа «Государственная политика в области международной торговли»
- Охарактеризуйте сущность и основные направления внешнеторговой политики государств.
- Выявите их положительные и отрицательные черты.
- Каковы основные методы и формы государственного регулирования внешней торговли?
4 группа «Глобальные проблемы экономики»
- Что такое глобализация экономики?
- Каковы предпосылки глобализации? Роль ТНК в этом процессе.
- Положительные и отрицательные последствия глобализации.
- В чем состоит сущность проблемы «Центр-Перифирия»?
- Россия – Центр или Перифирия?
6. Домашнее задание.
7