МБОУ «Элистинская многопрофильная гимназия личностно ориентированного обучения и воспитания»
Тема урока: «Причастие»
(урок-практикум)
Класс 7
Учитель: Чупова Елизавета Борисовна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории,
Заслуженный учитель РК,
«Отличник народного просвещения»
Тип урока — урок-практикум
ЦЕЛИ УРОКА:
Образовательные:
систематизировать знания учащихся о причастии как части речи, закрепить навыки правописания суффиксов причастий и постановки знаков препинаний в предложениях с причастными оборотами
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к языку, формировать у учащихся интерес к книге.
Развивающие:
формировать у учащихся навыки орфографического, пунктуационного, синтаксического разборов; умение выделять главное, аргументировано доказывать свою точку зрения; пробуждать интерес к чтению, развивать эстетический вкус учащихся.
Оборудование урока:
презентация POWER POINT, раздаточный дидактический материал
Использованные педагогические технологии:
технологии личностно ориентированного обучения, учебного сотрудничества,
ИКТ, развивающего и проблемного обучения
Ход урока
Вступительное слово учителя.
Угадайте, кто это? (слайд 1)
Вот свойство мое обязательное:
Склоняюсь я, как прилагательное,
На все вопросы его отвечаю,
Глагол по значению напоминаю…
Эпиграф нашего урока – слова Владимира Ивановича Даля:
«Причастие – это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного»
Вопросы для обсуждения:
Какие признаки глагола присущи причастию?
Какие признаки прилагательного характерны для этой части речи?
Каково общее грамматическое значение причастия?
Каковы его постоянные и непостоянные морфологические признаки
причастий?
Конкурс «Прятки»».
Найдите 10 «спрятанных» здесь глаголов
Выпишите их, образуйте причастия, выделите суффиксы,
рапределите по разрядам, докажите, что это причастия:
К | М | Л | О | В | И | Т | Ь | Л | Р | М |
Й | П | Е | Р | Е | Х | О | Д | И | Т | Ь |
К | О | Т | С | Р | А | Г | А | П | А | Н |
О | М | Е | И | Т | З | П | Р | И | С | О |
Н | П | Т | Д | Е | Й | Р | И | С | М | С |
Й | К | Ь | Е | Т | О | Л | Т | Н | Д | Т |
И | Е | С | Т | Ь | Т | Н | Ь | П | Т | О |
П | Е | Т | Ь | Р | И | О | Д | Ю | О | Я |
Н | Й | Н | О | Т | Д | Ш | М | В | Я | Т |
Щ | К | А | Н | А | О | П | Л | Ы | Т | Ь |
(«Спрятанные» глаголы:
по горизонтали: ловить, переходить, есть, плыть, петь.
по вертикали: лететь, спать, вертеть, дарить, стоять).
Тренировочные упражнения:
Орфографическая минутка
(2 уч-ка пишут на закрытой доске):
Никем не узнанный предмет, ни с чем не сравнимый идеал, никого не удививший конфликт, никогда никого не боящийся человек, нераспустившийся цветок, ненавидящий неправду, не исправленная учеником ошибка, задача не решена, не выполненная. а начатая работа.
(учащиеся зачитывают сочинения)
Сочинение
У меня есть замечательный друг, умеющий делать многие интересные вещи, логически мыслящий, занимающийся спортом, читающий различную литературу, но он бесподобный неряха. Когда попадаешь в его комнату, как будто оказываешься в другом измерении, полном хаоса и беспорядка.
Идем направо – диван со спутанным постельным бельем. Налево-комод, из незакрытых отделов которого свисают носки, галстук и носовые платки. На самом комоде стоят потрескавшаяся копилка и клетка с попугаем Кешей, уже привыкшим к беспорядку. Перемещаемся дальше, где стоит тренажер-велосипед, обвешанный его тренировочным костюмом, полотенцем, пижамой, словно новогодняя елка. А возле дивана стоит главный экспонат его хаотического мирка\- ученический стол. На нем разбросаны ручки, карандаши, ластики – вс6е, что должно лежать в органайзере. В правом углу стола находится вечно заляпанный монитор. На полке стоят неаккуратно сложенные книги и брошенные впопыхах тетрадки. Даже клавиатура у моего неряхи потрепанная и «западает», так как она с недавних пор стала излюбленным местом для туалета Кеши. А в шкафу царит мистер Бардак, как говорит его мама, вечно борющаяся с неряшливостью сына.
Вот такой у меня всегда поражающий своим бесподобием, но самый замечательный Друг!
Работа с текстом

6 . Проверь себя

7. Памятка
Как можно запомнить суффиксы причастий?
ДПНВ | СПНВ |
ущ-ющ, ащ-ящ | ем-ом-им |
ДППВ | СППВ |
вш-ш | енн-нн-т |
8. Сказка о причастии (ученик читает сказку)
9. Работа в тетради


10. Контрольный тест
Тест № 8 (1-2 варианты)
11. Эрудит
из словаря В.И.Даля?
12. Рефлексия «Заверши фразу»
13. Заключительное слово учителя.
Итак, завершая наш урок , хочу сказать :самые трудные темы еще впереди. Причастия обогащают нашу речь, они чаще используются в художественных текстах.Великий ученый М Ломоносов сказал: «Причастия служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу».