СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок - практикум в 8 классе "Важнейшие классы неорганических веществ"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практическая направленность содержания урока развивает самостоятельность и активную мыслительную деятельность обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Урок - практикум в 8 классе "Важнейшие классы неорганических веществ"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Татарская Дымская основная общеобразовательная школа Бугульминского муниципального района Республики Татарстан







Проект урока – практикума



«Решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы неорганических соединений»»

(8 класс)











Учитель химии Ибраева Ильгиза Ахнафовна









2014 год



Проект урока – практикума в 8-ом классе по теме «Решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы неорганических соединений»»



      Цели урока. Развитие познавательного интереса учащихся на основе адаптивной системы обучения, создание условий для саморазвития и самовыражения на уроке.

Задачи урока.

Обучающие: передача знаний учащимся о свойствах основных классов неорганических соединений при экспериментальном решении задач. Сформировать практические умения по превращению веществ разных классов друг в друга.

Развивающие: формирование творческого отношения к учебной деятельности, развитие внимания и воображения, формирование общеучебных умений, развитие эмоциональной культуры и культуры общения.

Воспитательные: формирование у школьников мотивации к самоуправлению учебно – познавательной деятельностью на уроке.

Формы организации учебной деятельности на уроке: фронтальная, групповая, работа в парах, индивидуальная.

Методические приемы, используемые на уроке: учебный материал с элементами исследования, анализ, сравнение, самоанализ.

Планируемые результаты обучения.

Уметь подбирать вещества и проводить химические реакции, необходимые для решения определенной задачи, соблюдая правила работы в кабинете химии.

Рекомендуемый учебник.
      
Ф.Г.Фельдман, Г.Е.Рудзитис. Химия – 8.

Организация практической части урока.

Для выполнения практических заданий класс разбивается на пять групп и каждой группе выдается набор реактивов и лабораторных принадлежностей. На столах каждой группы находится план работы ученика – перечень основных указаний по выполнению практической части урока.

План работы ученика.

1.Прочти внимательно вопросы и задания.

2. Найди в учебнике ответы на вопросы и рекомендации для выполнения задания.

3. Проведи опыт. Работай с малыми количествами реактивов, выполняй все операции аккуратно. Растворы, взятые в большем объеме, чем нужно, обратно в сосуд не выливай – только в стакан слива. Помни, как зажигать и гасить спиртовку, закреплять пробирку в держателе и нагревать ее. Обо всех экстренных случаях немедленно сообщи учителю. Будь осторожен!

4. Запиши уравнения реакций, осуществляемых в опыте, расставь коэффициенты.

5. Оформи отчет о проделанной работе. Веди записи аккуратно.

7. Приведи в порядок рабочее место.



Краткое содержание урока.

Учащимся впервые предоставляется возможность решать химические задачи экспериментально. На этом уроке они должны проявить свою самостоятельность: составить план решения задачи, определить перечень необходимых для этого реактивов и оборудования, реализовать свой план и составить отчет о проделанной работе.
      При решении экспериментальных задач необходимо использовать тот же порядок действий, что и при выполнении предыдущих практических работ, и при оформлении отчетов к ним.
      Особенностью экспериментального решения задач является то, что для опыта берут не все вещество, а часть, т. е. отливают или отсыпают порцию — пробу — примерно 1 см3.
      При распознавании веществ, при проведении нескольких разных опытов с одним веществом или при решении задачи разными способами берут несколько проб. Чтобы их не перепутать, необходимо ставить пробирки с растворами одну за другой в штатив для пробирок.
     Лидер в группе (назначенный заранее учителем) распределяет вопросы и задания среди учеников в группе. Учащиеся выполняют задания, используя при этом рекомендованный учебник. Записывают уравнения реакций, лежащие на основе заданий. Работа в группе проводится в течение 15 минут.



Задания для группы 1.      

       1. В двух склянках без этикеток находятся порошки: в одной — оксид кальция, в другой — оксид меди(II).
      Как различить эти вещества, не проводя химических опытов?
      Как химическими опытами подтвердить наличие в склянках именно этих веществ?

2. Химическим способом отмойте пробирку, загрязненную на практическом занятии гидроксидом меди(II).


Задания для группы 2.      
      1. В двух склянках без этикеток находятся растворы: в одной — соляной кислоты, в другой — гидроксида калия.
      Как опытным путем определить, в какой склянке находится каждое из веществ?
      
      2. Очистите химическим способом железный гвоздь от ржавчины, считая, что в состав ржавчины входят оксид железа(III) и гидроксид железа(III).


      Задания для группы 3
      1. Разделите любым способом выданную вам смесь медных и железных опилок. В качестве ответа представьте рисунок с обозначениями.

2. Проведя два опыта, получите из хлорида меди(II) оксид меди(II).


      Задания для группы 4
1. Разделите выданную вам смесь железных и древесных опилок, на основе их физических свойств. В качестве ответа представьте рисунок с обозначениями.

2. Получите опытным путем из хлорида железа(III) оксид железа(III).

      Задания для группы 5
1. В склянке без этикетки находится бесцветный раствор. Предполагают, что это раствор фенолфталеина. Проведите опыт, подтверждающий или опровергающий это предположение.
      Мотивированный ответ и результаты опытов запишите в произвольной форме.

2. В вашем распоряжении есть магний, оксид магния, гидроксид магния, соляная кислота. Сколькими способами вы сможете получить хлорид магния, используя эти реактивы? Подберите необходимое для эксперимента оборудование и получите хлорид магния.

Подведение итогов.

По найденным ответам на поставленные вопросы и результатам выполненных опытов учащиеся каждой группы делают итоговые сообщения по теме урока. В заключение урока учащимся предлагается заполнить карту самооценки. На основании самооценки ученика за качество своей работы, оценок лидера группы и учителя выводится итоговая оценка деятельности каждого ученика на данном уроке – практикуме.

Карта самооценки.

Ф.И.О.

ученика

Работа с учебником

Проведение

опыта

Уравнения

реакций

выводы

Само

оценка

Оценка

лидера

Оценка

учителя

Итоговая

оценка



















Домашнее задание. Подготовиться к контрольной работе, решить следующие тестовые задания («проверим себя»):

  А-1. Формулы только солей приведены в ряду
      1) K2СО3, Н2СО3, KOH
      2) АlСl3, Al(NO3)3, Al2S3    
      3) H2S, Ba(NO3)2, BaCl2
      4) Cu(OH)2, CuSO4, CuS
      A-2. Формулы только бескислородных кислот приведены в ряду
      1) НСl, HNO3, H2S
      2) H2SO3, H2S, HNO2
      3) Н3РО4, Н2СО3, H2S
      4) H2S, HF, HCl
      A-3. Оксид, который реагирует с кислотой, образуя соль, — это
      1) Р2О5
      2) СuО    
      3) SO2
      4) СО2
      А-4. Получение оксида металла при нагревании гидроксида металла относится к реакциям
      1) соединения
      2) обмена
      3) разложения
      4) замещения
      А-5. Химическая реакция, уравнение которой
      K2О + 2HNO3 = 2KNO3 + Н2О,
      относится к реакциям
      1) разложения
      2) соединения
      3) обмена
      4) замещения
      А-6. Индикатор лакмус в щелочной среде становится
      1) фиолетовым
      2) красным
      3) синим
      4) бесцветным
      А-7. В каком ряду все основания, формулы которых приведены, разлагаются при нагревании?
      1) NaOH, Сr(ОН)2, Са(ОН)2
      2) Fe(OH)3, Cu(OH)2, Fe(OH)2
      3) Ва(ОН)2, Mg(OH)2, KOH
      4) KOH, LiOH, Al(OH)3
      В-8. Даны формулы веществ:
      СО2, Na2O, СаО, МnО, Мn2О7, Сl2О7, Li2O, P2O5
      Выпишите формулы только кислотных оксидов.
      Ответ: _____________________________________
      В-9. Установите соответствие между химической формулой вещества и его названием.

1) FeCl3 
2) Cu(NO3)2 
3) Al2(SO4)3
4) K2СО3

А. нитрат меди(П)
Б. карбонат калия
В. хлорид железа(III)
Г. нитрит меди(II)
Д. сульфат алюминия


1

2

3

4

 

 

 

 

      В-10. Установите соответствие между исходными веществами (веществом) и продуктами химических реакций.

1) NaOH + СО2 
2) NaOH + H2SO4
3) Fe(OH)2 + НСl

4) Fe(OH)2

A. FeO + Н2О
Б. Na2CO3 + Н2О
В. Na2SO4 + Н2О
Г. FeCl2 + Н2О