Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Татарская Дымская основная общеобразовательная школа Бугульминского муниципального района Республики Татарстан
Проект урока – практикума
«Решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы неорганических соединений»»
(8 класс)
Учитель химии Ибраева Ильгиза Ахнафовна
2014 год
Проект урока – практикума в 8-ом классе по теме «Решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы неорганических соединений»»
Цели урока. Развитие познавательного интереса учащихся на основе адаптивной системы обучения, создание условий для саморазвития и самовыражения на уроке.
Задачи урока.
Обучающие: передача знаний учащимся о свойствах основных классов неорганических соединений при экспериментальном решении задач. Сформировать практические умения по превращению веществ разных классов друг в друга.
Развивающие: формирование творческого отношения к учебной деятельности, развитие внимания и воображения, формирование общеучебных умений, развитие эмоциональной культуры и культуры общения.
Воспитательные: формирование у школьников мотивации к самоуправлению учебно – познавательной деятельностью на уроке.
Формы организации учебной деятельности на уроке: фронтальная, групповая, работа в парах, индивидуальная.
Методические приемы, используемые на уроке: учебный материал с элементами исследования, анализ, сравнение, самоанализ.
Планируемые результаты обучения.
Уметь подбирать вещества и проводить химические реакции, необходимые для решения определенной задачи, соблюдая правила работы в кабинете химии.
Рекомендуемый учебник.
Ф.Г.Фельдман, Г.Е.Рудзитис. Химия – 8.
Организация практической части урока.
Для выполнения практических заданий класс разбивается на пять групп и каждой группе выдается набор реактивов и лабораторных принадлежностей. На столах каждой группы находится план работы ученика – перечень основных указаний по выполнению практической части урока.
План работы ученика.
1.Прочти внимательно вопросы и задания.
2. Найди в учебнике ответы на вопросы и рекомендации для выполнения задания.
3. Проведи опыт. Работай с малыми количествами реактивов, выполняй все операции аккуратно. Растворы, взятые в большем объеме, чем нужно, обратно в сосуд не выливай – только в стакан слива. Помни, как зажигать и гасить спиртовку, закреплять пробирку в держателе и нагревать ее. Обо всех экстренных случаях немедленно сообщи учителю. Будь осторожен!
4. Запиши уравнения реакций, осуществляемых в опыте, расставь коэффициенты.
5. Оформи отчет о проделанной работе. Веди записи аккуратно.
7. Приведи в порядок рабочее место.
Краткое содержание урока.
Учащимся впервые предоставляется возможность решать химические задачи экспериментально. На этом уроке они должны проявить свою самостоятельность: составить план решения задачи, определить перечень необходимых для этого реактивов и оборудования, реализовать свой план и составить отчет о проделанной работе.
При решении экспериментальных задач необходимо использовать тот же порядок действий, что и при выполнении предыдущих практических работ, и при оформлении отчетов к ним.
Особенностью экспериментального решения задач является то, что для опыта берут не все вещество, а часть, т. е. отливают или отсыпают порцию — пробу — примерно 1 см3.
При распознавании веществ, при проведении нескольких разных опытов с одним веществом или при решении задачи разными способами берут несколько проб. Чтобы их не перепутать, необходимо ставить пробирки с растворами одну за другой в штатив для пробирок.
Лидер в группе (назначенный заранее учителем) распределяет вопросы и задания среди учеников в группе. Учащиеся выполняют задания, используя при этом рекомендованный учебник. Записывают уравнения реакций, лежащие на основе заданий. Работа в группе проводится в течение 15 минут.
Задания для группы 1.
1. В двух склянках без этикеток находятся порошки: в одной — оксид кальция, в другой — оксид меди(II).
Как различить эти вещества, не проводя химических опытов?
Как химическими опытами подтвердить наличие в склянках именно этих веществ?
2. Химическим способом отмойте пробирку, загрязненную на практическом занятии гидроксидом меди(II).
Задания для группы 2.
1. В двух склянках без этикеток находятся растворы: в одной — соляной кислоты, в другой — гидроксида калия.
Как опытным путем определить, в какой склянке находится каждое из веществ?
2. Очистите химическим способом железный гвоздь от ржавчины, считая, что в состав ржавчины входят оксид железа(III) и гидроксид железа(III).
Задания для группы 3
1. Разделите любым способом выданную вам смесь медных и железных опилок. В качестве ответа представьте рисунок с обозначениями.
2. Проведя два опыта, получите из хлорида меди(II) оксид меди(II).
Задания для группы 4
1. Разделите выданную вам смесь железных и древесных опилок, на основе их физических свойств. В качестве ответа представьте рисунок с обозначениями.
2. Получите опытным путем из хлорида железа(III) оксид железа(III).
Задания для группы 5
1. В склянке без этикетки находится бесцветный раствор. Предполагают, что это раствор фенолфталеина. Проведите опыт, подтверждающий или опровергающий это предположение.
Мотивированный ответ и результаты опытов запишите в произвольной форме.
2. В вашем распоряжении есть магний, оксид магния, гидроксид магния, соляная кислота. Сколькими способами вы сможете получить хлорид магния, используя эти реактивы? Подберите необходимое для эксперимента оборудование и получите хлорид магния.
Подведение итогов.
По найденным ответам на поставленные вопросы и результатам выполненных опытов учащиеся каждой группы делают итоговые сообщения по теме урока. В заключение урока учащимся предлагается заполнить карту самооценки. На основании самооценки ученика за качество своей работы, оценок лидера группы и учителя выводится итоговая оценка деятельности каждого ученика на данном уроке – практикуме.
Карта самооценки.
Ф.И.О. ученика | Работа с учебником | Проведение опыта | Уравнения реакций | выводы | Само оценка | Оценка лидера | Оценка учителя | Итоговая оценка |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
Домашнее задание. Подготовиться к контрольной работе, решить следующие тестовые задания («проверим себя»):
А-1. Формулы только солей приведены в ряду
1) K2СО3, Н2СО3, KOH
2) АlСl3, Al(NO3)3, Al2S3
3) H2S, Ba(NO3)2, BaCl2
4) Cu(OH)2, CuSO4, CuS
A-2. Формулы только бескислородных кислот приведены в ряду
1) НСl, HNO3, H2S
2) H2SO3, H2S, HNO2
3) Н3РО4, Н2СО3, H2S
4) H2S, HF, HCl
A-3. Оксид, который реагирует с кислотой, образуя соль, — это
1) Р2О5
2) СuО
3) SO2
4) СО2
А-4. Получение оксида металла при нагревании гидроксида металла относится к реакциям
1) соединения
2) обмена
3) разложения
4) замещения
А-5. Химическая реакция, уравнение которой
K2О + 2HNO3 = 2KNO3 + Н2О,
относится к реакциям
1) разложения
2) соединения
3) обмена
4) замещения
А-6. Индикатор лакмус в щелочной среде становится
1) фиолетовым
2) красным
3) синим
4) бесцветным
А-7. В каком ряду все основания, формулы которых приведены, разлагаются при нагревании?
1) NaOH, Сr(ОН)2, Са(ОН)2
2) Fe(OH)3, Cu(OH)2, Fe(OH)2
3) Ва(ОН)2, Mg(OH)2, KOH
4) KOH, LiOH, Al(OH)3
В-8. Даны формулы веществ:
СО2, Na2O, СаО, МnО, Мn2О7, Сl2О7, Li2O, P2O5
Выпишите формулы только кислотных оксидов.
Ответ: _____________________________________
В-9. Установите соответствие между химической формулой вещества и его названием.
1) FeCl3 2) Cu(NO3)2 3) Al2(SO4)3 4) K2СО3 | А. нитрат меди(П) Б. карбонат калия В. хлорид железа(III) Г. нитрит меди(II) Д. сульфат алюминия |
В-10. Установите соответствие между исходными веществами (веществом) и продуктами химических реакций.
1) NaOH + СО2 2) NaOH + H2SO4 3) Fe(OH)2 + НСl 4) Fe(OH)2 | A. FeO + Н2О Б. Na2CO3 + Н2О В. Na2SO4 + Н2О Г. FeCl2 + Н2О |