Тема:Правописание суффиксов -ик -ек. Цели урока: Образовательная: -формирование представлений о правописании суффиксов –ик-, -ек-; - построить алгоритм правописания суффиксов. Развивающая: - развивать умения выдвигать предположения, сравнивать, обобщать, использовать в работе полученные знания. Воспитательная: - воспитывать уважение друг к другу, интерес к изучению русского языка. Здоровьесберегающая: -способствовать сохранению здоровья ребенка через проведение динамической паузы и создание санитарно-гигиенических условий. УУД Личностные: проявлять положительное отношение к учебному предмету , осознавать значение; интерес к учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные: 1. понимать, принимать и сохранять учебную задачу; 2.действовать по плану и планировать свои учебные действия; 3. контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; 4. адекватно оценивать свои достижения Познавательные: читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом; понимать информацию, представленную в разных формах- 3. строить объяснение в устной форме по предложенному плану; 4. строить логическую цепь рассуждений Коммуникативные: 1.сотрудничать с соседом по парте, с товарищем в группе 2.участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи; Планируемые результаты Предметные: открыть вместе с детьми способ проверки суффиксов -ек-, -ик-, ознакомиться с правилом и алгоритмом его применения; уметь делать выводы и обобщения при изучении новой темы; Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. положительное отношение к изучению русского языка принятие мысли о том, что правильная, точная устная и письменная речь – это показатели культуры человека; появление желания умело пользоваться языком, зарождение элементов сознательного отношения к своей речи проявлять инициативу в оказании помощи соседу по парте Метапредметные: уметь определять и формулировать цель урока, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по плану, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД) Уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД) Ресурсы: УМК «Школа России», Канакина В.П. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч. – М.: Просвещение, 2013. компьютер; презентация в программе Power Point; дидактический раздаточный материал. |
Этап урока | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методы, приемы и средства |
1.Организа- ционный момент | Подготовить обучающихся к началу урока, включение в деловой ритм; | -Громко прозвенел звонок – Начинается урок. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. (слайд2) -Сегодня наш урок пройдёт под девизом…(слайд3) Кто догадался? (Сегодня у нас всё получится!) -А начнём мы с чистописания. Откроем свои тетради и красиво запишем число. (Я тетрадь свою открою И наклонно положу. Я друзья от вас не скрою Ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь. За работу я возьмусь). | Настрой на урок Отгадывают фразу, которая будет являться девизом к уроку Записывают число в тетради | Слово учителя, беседа |
2.Актуализация знаний | Актуализировать полученные знания и навыки обучающихся | - Сегодня мы продолжим работу по теме «Состав слова». - Послушайте стихотворение и отгадайте загадку: - Слово делится на части. Ах, какое это счастье. Может каждый грамотей делать слово из частей. На конце любого слова окончанье ищет Вова. Изменяемая часть с другим словом держит связь. Окончанье он найдет, его в рамочку возьмет. Перед корнем есть приставка. Слитно пишется она. И при помощи приставки Образуются слова. -О какой части слова мы не услышали в стихотворении? Мы сегодня поговорим подробнее о суффиксах. -Что же мы уже знаем о них? Работа с презентацией 1)Выберите верное выражение: -суффикс-это… -суффикс служит … -суффикс стоит… 2) На какие группы можно разделить данные части слов: (очк,еньк.,за,очк,чик,ик,ек,на,под,пере,по,ость,про) Оставьте только суффиксы. | -суффикс -часть слова -для образования новых слов -после корня Приставки и суффиксы Очк, еньк, ость,чик, ик, ек | Фронтальный опрос, беседа. |
3.Самоопределение к деятельности, постановка цели урока | Понимание учащимися практической значимости изученного материала; обеспечить создание мотивации изучения нового материала через затруднение -сформулировать образовательную цель урока. | -Запишите данные слова , вставляя пропущенные буквы:(слайд) Смел..сть Бел…нький Ваз…чка Ключ…к Замоч…к -В какой части слова пропущены буквы, объясните орфограммы. -Какие слова вызвали затруднения? Почему возникло затруднение? - В чём особенность этих слов? -Итак, чему мы научимся сегодня на уроке? Поставим цели, используя слова-помощники: -Узнаем….. (когда пишется суффикс –ек, -ик) -Научимся …(правильно писать слова с этими суффиксами) -Закрепим…(свои знания и умения) 1)Итак, мы не знаем, как правильно написать слова «ключик», «замочек». Витя Перестукин ,герой мультфильма «В стране невыученных уроков»,когда попал в эту сказочную страну, столкнулся с несговорчивой стражей . И прежде чем пройти, должен был правильно вставить пропущенные орфограммы. И тоже оказался перед выбором. Попробуем выяснить, как правильно написать данные слова. | Записывают слова в тетрадь ,вставляя пропущенные буквы Отвечают на вопросы: В словах ключик, замочек возникло затруднение, так как мы не знаем правила правописания этих суффиксов Многозначные слова Учащиеся формулируют тему Под руководством учителя учащиеся ставят цели урока | Беседа, создание проблемной ситуации |
4.Изучение нового материала | Познакомить через выполнение задания с новым правилом; с алгоритмом правописания суффиксов. | Парная работа Карточка №1 Сравни пары слов и сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–. Есть арбузик – нет арбузика Есть бантик – нет бантика Есть барашек – нет барашка Есть чулочек– нет чулочка. Карточка №2 Соедини пары слов и сравни их. Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–. билетик (нет) орешка садик (нет) пенёчка орешек (нет) садика пенёчек (нет) билетика -Выслушаем выводы по данной работе 2)-Теперь можно сформулировать правила правописания и составить его схему - суффикс –ек пишется … - суффикс –ик пишется …. 3)-Сформулируйте образец рассуждения на примере слов «Ключик» и «Замочек» 4)- Определим порядок рассуждения (алгоритм) (слайд) 1.Изменим форму слова (нет). 2. Смотрим на гласную в суффиксе. 3. Если сохранилась, то пишем - ик. Если исчезла, то пишем - ек. 5)- Мы сами сформулировали правило и образец рассуждения. Как выяснить, правы мы или нет? 6) Давайте прочитаем правило в учебнике. А теперь, чтобы лучше запомнить правило, давайте прочитаем сказку об учениках -ек- и -ик- (слайд) | Каждой паре предлагается выполнить работу на карточках, свои выводы представить классу. Опираясь на свои выводы, с помощью учителя учащиеся формулируют правила :и составляют его схему. -если при изменении формы слова гласная исчезает. -если при изменении формы слова гласная остаётся. Учащиеся применяют данное правило к слову «ключик» и «замочек» Под руководством учителя определяют алгоритм рассуждения Прочитать правило в учебнике. Правило-стр.125 | Беседа, моделирование правила, работа в паре |
5.Физкульминутка | Смена деятельности обучающихся, восстановление хорошего физического самочувствия и позитивного настроения (здоровьесберегающий фактор). | | Выполняют упражнения | Демонстрация |
6. Первичное закрепление нового материала | Подобрать проверочное слово, зафиксировать последовательность выполнения действий в выборе и обосновании правописания гласной в суффиксе, организовать отдельные способы действий в целостную систему знаний. | - Спишите слова, рядом напишите проверочное слово. Устно объясните выбор суффикса.(слайд 24) мячик -нет мячика кармашек -нет кармашка горошек -нет горошка кузнечик -нет кузнечика (на доске) -Устно представьте всю цепочку своего рассуждения . | Учащиеся списывают с экрана слова с суффиксами –ек ,-ик., рядом записывают проверочное слово. Учащиеся подробно объясняют написание суффиксов -ек -ик в данных словах. | Беседа, фронтальная работа. |
7.Контроль знаний | Формирование оценочной деятельности, умение соотносить с образцом, закрепление алгоритма действий. | Самостоятельная работа на карточках -Вставьте суффиксы –ек -ик , устно применяя правило правописания (на доске) -взаимопроверка по образцу Кружоч..к Винт..к Пароход..к Сыноч..к Звоноч..к Корабл..к Годоч..к Билет..к Голубоч..к Дождич..к Пакет…к Комоч…к | Учащиеся самостоятельно выполняют работу, затем меняются карточками и проводят взаимопроверку. | Индивидуальная работа, работа в парах. |
8. Итог урока. | Подведение итогов работы | - Подведём итоги урока - Достигли мы поставленных целей? * Что узнали? *Чему научились? *Как закрепили? - Можем мы сказать, что цели нашего урока достигнуты? | Учащиеся отвечают на вопросы учителя. | Беседа |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Выберите высказывание, которое оценивает вашу работу на уроке и нарисуйте на полях нужный смайлик. Мне было легко… Я пока затрудняюсь… Я понял, мне необходимо поработать над темой… | Учащиеся выбирают свой вариант высказывания и рисуют смайлик. | Беседа, использование наглядности. |
10. Домашнее задание | Информировать обучающихся о домашнем задании, провести инструктаж по его выполнению. | Правило стр.125 упр.243(слайд29) | Учащиеся выслушивают комментарий учителя, записывают домашнее задание в дневник. | |