СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Правописание суффиксов -ек- и -ик-"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок "Правописание суффиксов -ек- и -ик-"»

Тема:Правописание суффиксов -ик -ек.

Цели урока:

Образовательная:

-формирование представлений о правописании суффиксов –ик-, -ек-;

- построить алгоритм правописания суффиксов.

Развивающая:

- развивать умения выдвигать предположения, сравнивать, обобщать, использовать в работе полученные знания.

Воспитательная:

- воспитывать уважение друг к другу, интерес к изучению русского языка.

Здоровьесберегающая:

-способствовать сохранению здоровья ребенка через проведение динамической паузы и создание санитарно-гигиенических условий.

УУД

Личностные:

проявлять положительное отношение к учебному предмету , осознавать значение; интерес к учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

1. понимать, принимать и сохранять учебную задачу;

2.действовать по плану и планировать свои учебные действия;

3. контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;

4. адекватно оценивать свои достижения

Познавательные:

  1. читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом;

  2. понимать информацию, представленную в разных формах-

3. строить объяснение в устной форме по предложенному плану;

4. строить логическую цепь рассуждений

Коммуникативные:

1.сотрудничать с соседом по парте, с товарищем в группе

2.участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи;


Планируемые результаты

Предметные:

  • открыть вместе с детьми способ проверки суффиксов -ек-, -ик-,

  • ознакомиться с правилом и алгоритмом его применения;

  • уметь делать выводы и обобщения при изучении новой темы;

Личностные:

  • уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. положительное отношение к изучению русского языка

  • принятие мысли о том, что правильная, точная устная и письменная речь – это показатели культуры человека;

  • появление желания умело пользоваться языком, зарождение элементов сознательного отношения к своей речи

  • проявлять инициативу в оказании помощи соседу по парте

Метапредметные:

  • уметь определять и формулировать цель урока,

  • проговаривать последовательность действий на уроке,

  • работать по плану,

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки,

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей,

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. (Регулятивные УУД).

  • Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД)

  • Уметь ориентироваться в своей системе знаний,

  • отличать новое от уже известного,

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД)


Ресурсы:

  • УМК «Школа России», Канакина В.П. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч. – М.: Просвещение, 2013.

  • компьютер;

  • презентация в программе Power Point;

  • дидактический раздаточный материал.







Этап урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы, приемы и средства

1.Организа-

ционный момент

Подготовить обучающихся к началу урока,

включение в деловой ритм;

-Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем. (слайд2)


-Сегодня наш урок пройдёт под девизом…(слайд3)

Кто догадался?

(Сегодня у нас всё получится!)


-А начнём мы с чистописания.

Откроем свои тетради и красиво запишем число.

(Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я друзья от вас не скрою

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь.

За работу я возьмусь).


Настрой на урок





Отгадывают фразу, которая будет являться девизом к уроку




Записывают число в тетради

Слово учителя, беседа

2.Актуализация знаний

Актуализировать полученные знания и навыки обучающихся


- Сегодня мы продолжим работу по теме «Состав слова».

- Послушайте стихотворение и отгадайте загадку:

- Слово делится на части.

Ах, какое это счастье.

Может каждый грамотей

делать слово из частей.

На конце любого слова

окончанье ищет Вова.

Изменяемая часть

с другим словом держит связь.

Окончанье он найдет,

его в рамочку возьмет.

Перед корнем есть приставка.

Слитно пишется она.

И при помощи приставки

Образуются слова.

-О какой части слова мы не услышали в стихотворении?

Мы сегодня поговорим подробнее о суффиксах.


-Что же мы уже знаем о них?

Работа с презентацией

1)Выберите верное выражение:

-суффикс-это…

-суффикс служит …

-суффикс стоит


2) На какие группы можно разделить данные части слов: (очк,еньк.,за,очк,чик,ик,ек,на,под,пере,по,ость,про)

Оставьте только суффиксы.



















-суффикс






-часть слова

-для образования новых слов

-после корня


Приставки и суффиксы



Очк, еньк, ость,чик, ик, ек


Фронтальный опрос, беседа.

3.Самоопределение к деятельности, постановка цели урока


Понимание учащимися практической значимости изученного материала; обеспечить создание мотивации изучения нового материала через затруднение

-сформулировать образовательную цель урока.

-Запишите данные слова , вставляя пропущенные буквы:(слайд)

Смел..сть

Бел…нький

Ваз…чка

Ключ…к

Замоч…к


-В какой части слова пропущены буквы, объясните орфограммы.


-Какие слова вызвали затруднения? Почему возникло затруднение?


- В чём особенность этих слов?

-Итак, чему мы научимся сегодня на уроке?

Поставим цели, используя слова-помощники:

-Узнаем….. (когда пишется суффикс –ек, -ик)

-Научимся …(правильно писать слова с этими суффиксами)

-Закрепим…(свои знания и умения)

1)Итак, мы не знаем, как правильно написать слова «ключик», «замочек». Витя Перестукин ,герой мультфильма «В стране невыученных уроков»,когда попал в эту сказочную страну, столкнулся с несговорчивой стражей . И прежде чем пройти, должен был правильно вставить пропущенные орфограммы. И тоже оказался перед выбором. Попробуем выяснить, как правильно написать данные слова.

Записывают слова в тетрадь ,вставляя пропущенные буквы






Отвечают на вопросы:



В словах ключик, замочек возникло затруднение, так как мы не знаем правила правописания этих суффиксов

Многозначные слова

Учащиеся формулируют тему

Под руководством учителя учащиеся ставят цели урока


Беседа, создание проблемной ситуации

4.Изучение нового материала

Познакомить через выполнение задания с новым правилом; с алгоритмом правописания суффиксов.


Парная работа

Карточка №1

Сравни пары слов и сделай вывод, когда в слове пишется суффикс

ик– , а когда суффикс – ек–.

  • Есть арбузик – нет арбузика

  • Есть бантик – нет бантика

  • Есть барашек – нет барашка

  • Есть чулочек– нет чулочка.


Карточка №2


Соедини пары слов и сравни их. Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс     –ик– , а когда суффикс – ек–.

  • билетик              (нет) орешка

  • садик                  (нет) пенёчка

  • орешек            (нет) садика

  • пенёчек              (нет) билетика

-Выслушаем выводы по данной работе


2)-Теперь можно сформулировать правила правописания и составить его схему

- суффикс –ек пишется


- суффикс –ик пишется ….



3)-Сформулируйте образец рассуждения на примере слов «Ключик» и «Замочек»


4)- Определим порядок рассуждения (алгоритм)

(слайд)


1.Изменим форму слова

(нет).

2. Смотрим на гласную в суффиксе.

3. Если сохранилась, то пишем - ик.

Если исчезла, то пишем - ек.


5)- Мы сами сформулировали правило и образец рассуждения. Как выяснить, правы мы или нет?

6) Давайте прочитаем правило в учебнике. А теперь, чтобы лучше запомнить правило, давайте прочитаем сказку об учениках -ек- и -ик- (слайд)


Каждой паре предлагается выполнить работу на карточках, свои выводы представить классу.


















Опираясь на свои выводы, с помощью учителя учащиеся формулируют правила :и составляют его схему.

-если при изменении формы слова гласная исчезает.

-если при изменении формы слова гласная остаётся.


Учащиеся применяют данное правило к слову «ключик» и «замочек»


Под руководством учителя определяют алгоритм рассуждения








Прочитать правило в учебнике.

Правило-стр.125


Беседа, моделирование правила, работа в паре

5.Физкульминутка

Смена деятельности обучающихся, восстановление хорошего физического самочувствия и позитивного настроения (здоровьесберегающий фактор).


Выполняют упражнения


Демонстрация

6. Первичное закрепление нового материала

Подобрать проверочное слово, зафиксировать последовательность выполнения действий в выборе и обосновании правописания гласной в суффиксе, организовать отдельные способы действий в целостную систему знаний.

- Спишите слова, рядом напишите проверочное слово. Устно объясните выбор суффикса.(слайд 24)

  • мячик -нет мячика

  • кармашек -нет кармашка

  • горошек -нет горошка

  • кузнечик -нет кузнечика

(на доске)

-Устно представьте всю цепочку своего рассуждения .

Учащиеся списывают с экрана слова с суффиксами –ек ,-ик., рядом записывают проверочное слово.






Учащиеся подробно объясняют написание суффиксов -ек -ик в данных словах.

Беседа,

фронтальная работа.

7.Контроль знаний

Формирование оценочной деятельности, умение соотносить с образцом, закрепление алгоритма действий.


Самостоятельная работа на карточках

-Вставьте суффиксы –ек -ик , устно применяя правило правописания (на доске)

-взаимопроверка по образцу

Кружоч..к

Винт..к

Пароход..к

Сыноч..к

Звоноч..к

Корабл..к

Годоч..к

Билет..к

Голубоч..к

Дождич..к

Пакет…к

Комоч…к


Учащиеся самостоятельно выполняют работу, затем меняются карточками и проводят взаимопроверку.



Индивидуальная работа, работа в парах.

8. Итог урока.


Подведение итогов работы

- Подведём итоги урока

- Достигли мы поставленных целей?

* Что узнали?

*Чему научились?

*Как закрепили?

- Можем мы сказать, что цели нашего урока достигнуты?


Учащиеся отвечают на вопросы учителя.



Беседа

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.


Выберите высказывание, которое оценивает вашу работу на уроке и нарисуйте на полях нужный смайлик.

Мне было легко…
Я пока затрудняюсь…
Я понял, мне необходимо поработать над темой…

Учащиеся выбирают свой вариант высказывания и рисуют смайлик.



Беседа, использование наглядности.

10. Домашнее задание

Информировать обучающихся о домашнем задании, провести инструктаж по его выполнению.

Правило стр.125 упр.243(слайд29)

Учащиеся выслушивают комментарий учителя, записывают домашнее задание в дневник.