СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Правописание жи-ши"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Правописание жи–ши

Цели:

  • повторить знания о шипящих звуках [ж] и [ш];
  • познакомить с написанием сочетаний жи и ши;
  • продолжить работу над развитием мышления, связной грамотной речи, памяти, внимания;
  • продолжить работу по развитию умения находить в словах «ошибкоопасные» места;
  • воспитывать доброту и любовь к сказкам, интерес к предмету.

Оборудование: карточки, загадки, презентация (слайды).

Ход урока:

I. Организационный момент.

Настроение у нас – отличное,

А улыбки – дело привычное,

Пожелаем друг другу добра,

Ведь урок начинать нам пора!

II. Девизом нашего урока будут следующие слова. Прочитайте их.

Ум и сердце в работу вложи.

Каждой минутой своей дорожи!

III. Проверка домашнего задания.

IV. Чистописание.

Обратите внимание на доску.

                  ма жи на ши пру ер ё ро кий вёт к

– Что написано на доске?

– Составьте из них слова и запишите.

Машина, шина, пружина, живёт, лыжи, ёжик.

– Какая орфограмма или ошибкоопасные места объединяют все эти слова.

– Какое правило надо помнить при написании данной орфограммы? (жи–ши пиши с буквой и)

V. Объявление темы урока.

Это и будет темой нашего урока.

Пятое декабря

Классная работа

Правописание жи–ши

Удивительные слоги “жи” и “ши”,

Только грамотно всегда ты их пиши.

            Где надо “жи”, где надо “ши”.

VI. Работа над правописанием “жи-ши”.

1. Запись на доске: Ж Ш Ц.

–  Какая буква лишняя? (Ц , так как она не парная), (Ц может дружить с Ы, а Ж и Ш не дружат с ней)

– А что между ними общего? (Cогласные, всегда твёрдые)

VII. Отгадай загадку и запиши отгадку, разделяя на слоги.

(Задание на карточках)

– Под соснами, под ёлками лежат мешки с иголками (ежи);

– они по снегу быстро мчатся и провалиться не бояться (лыжи);

– белая звёздочка с неба упала, мне на ладошку легла и пропала(снежинка).

Вывод: жи-ши с буквой и всегда пиши.

VIII. Творческая работа.

–  А вы знаете почему Ж и Ш дружат с буквой И и не дружат с буквой Ы?

– Послушайте сказку, как подружилась и с буквами ж и ш

СКАЗКА О СОЧЕТАНИЯХ ЖИ И ШИ.

Был жаркий летний день. Согласные буквы  Ж и Ш пошли купаться на местное озеро. Доплыли они до середины, улеглись на мель, плещутся. Весело им. И вдруг, откуда ни возьмись, набежала тучка, потемнело небо, грянул гром, побежали легкие волны по озеру. Они накрыли  Ж  и Ш. Испугались бедные Ж  и Ш, кричат: «Помогите!» А на берегу сидела важная и сытая буква Ы. Она поднялась, посмотрела на барахтающиеся в воде буквы и спокойно укрылась под грибком. Волна вот  – вот накроет Ж  и Ш с головой, но, к счастью, их крик услышала  гласная  И.  Она   смело кинулась в воду, подплыла к ним. Одну свою руку она протянула букве Ж, другую – букве Ш и вытащила их на берег. С тех пор согласные  Ж и Ш дружат только с буквой И. Помните об этом, ребята!!!

IX. Физминутка.

         Если вы услышите слова с сочетанием жи – наклоняетесь влево, с сочетанием ши – вправо, если не услышите сочетаний жи – ши – стойте на месте..

Снежинка, пружина, вышивка, циркуль, машина, широкий, циркач, жидкость, жираф, пушистый, цитрус.

X. Работа с книгой.

Упражнение 2.

Прочитаем текст «Наша квартира».

В каком доме мы живём?

Какой он?

Сколько квартир в доме?

Какая мебель в зале?

Найдём в тексте слова с слогами жи, ши.

Живём, широкий.

Словарная работа

Комната – б?лме

Квартира - п?тер

XI. Закрепление темы.

1 группа. Куда убежало у слова начало?

                             

2 группа. Измените все слова так, чтобы они называли много одинаковых предметов.

Малыш – малыши     

Карандаш – карандаши

Морж – моржи

Уж – ужи

Ухо – уши

Груша – груши

3 группа. Фонетический разбор слова «ёжик».

ЁЖИК, Ё – ЖИК, 2 слога.

Ё – [ Й  ] – согласный, непарный, звонкий, мягкий;

       [ О ] – гласный, ударный;

Ж – [ Ж ] – согласный, парный, звонкий, твёрдый;

И – [ Ы ] – гласный, безударный;

К – [ К ] – согласный, парный, глухой, твёрдый.

4 буквы, 5 звуков, 2 гласных, 3 согласных.

XII. Выборочный диктант.

– Сейчас я буду диктовать предложения, а вы должны в тетрадь выписать слова, в которых есть сочетания ЖИ-ШИ.

“Хороши зимой деньки.

 Кругом пушистый снег.

 Замерзли лужи.

 Малыши рады зиме”.

Проверка диктанта:

– Прочитайте выписанные слова. Объясните, как вы написали слоги ЖИ-ШИ.

XIII. Домашнее задание.

Упражнение 5 (письменно, страница 75); упражнение 1 (устно, страница 73) составить рассказ «В комнате».

XIV.Итог урока.

Рефлексия:

О какой орфограмме мы сегодня говорили?

Какое правило надо помнить при её написании?

Лыжи, мыши и ужи,

Шины, ёжики, чижи,

Жирафы, мыши, моржи,

Жи да Ши, Жи да Ши

С буквой и всегда пиши

Ребята!

Вы активно и дружно трудись. Каждый заслуживает похвалы. Вы все ребята, молодцы!