ГБОУ «Валуйская общеобразовательная школа-интернат №1»
Учитель Острикова Ирина Викторовна
Тема. В ожидании Рождества. Дева Мария.
Цель: совершенствование коммуникативно-познавательных умений, направленных на систематизацию и углубление знаний о традициях и обычиях празднования Рождества в России.
Задачи: познакомить с православными традициями русского народа в ожидании праздника Рождества Христова,
прививать уважение к православным традициям своего народа,
пробудить творческие способности, воображение, память, внимание,
воспитание коммуникативных навыков, доброжелательного отношения к окружающим, стремления совершать добрые дела, умения работать в группах.
Средства: наглядное пособие "Иллюстрации", музыкальное пособие "Звуковая палитра" (II четверть, уроки 5—6), презентация, цветная бумага, ножницы, клей, шаблон круга.
Тип урока – комбинированный.
Ход урока
Орг. момент.
Прозвенел звонок.
Начался урок.
Стали ровно, тихо сели.
На меня все посмотрели.
Проверка домашнего задания. Рождество Богородицы. Стр. 87-89.
- Как звали родителей Девы Марии?
-Что обещали будущие родители Девы Марии Богу?
- Что должно было случиться с Девой Марией по благовещению Архангела Гавриила?
Сообщение темы и цели урока. Слушаем стихотворение:
"Встреча зимы"
Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам —
Песни Севера петь
По лесам и степям.
Есть раздолье у нас,—
Где угодно гуляй;
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.
Нам не стать привыкать —
Пусть мороз твой трещит;
Наша русская кровь
На морозе горит.
Рассыпай же, зима,
До весны золотой
Серебро по полям
Нашей Руси Святой!
И. Никитин.
Разгадываем: Какого цвета краски скрылись в словах стихотворения?
- Какая радость ждет нас? Как мы ждем наступления радостных каникул?
Чтение рассказа учителем. Стр. 94-96.
- Что за праздник мы ожидаем? (Рождество Христово).
Чтение стихотворения.
«Рождество»
Светлый праздник Рождества!
Нет счастливей торжества!
В ночь рождения Христова
Над землёй зажглась звезда.
С той поры через столетья
Нам она, как солнце светит.
Согревает верой души,
Чтобы мир стал краше, лучше.
Дарит искры волшебства
Светлый праздник Рождества!
Мир приходит в каждый дом.
Поздравляем с Рождеством!
Т. Бокова
- О каком празднике говорится в стихотворении? (о Рождестве)
- Когда мы этот праздник отмечаем? (7 января)
- Чему посвящён праздник Рождества? (рождению Иисуса Христа)
Рассказ учителя о подготовке к празднику Рождества Христова.
- Действительно 7 января мы встречали самый тёплый, светлый и любимый праздник Рождество Христово. День рождения Христа празднуют во всём мире. Рождество стало важнейшим событием для всего человечества, современное летосчисление ведётся именно от Рождества Христова. На Рождество наряжали ёлочку. Украшали её блестящими игрушками, лампочками, свечами, а наверх вешали звёздочку. Звезда является символом Вифлеемской звезды, которая указала на место рождения Иисуса Христа.
К истинным рождественским традициям можно отнести славления.
Этот обычай был широко распространён среди простого народа. Люди ходили из дома в дом или останавливались под окнами и славили родившегося Христа песнями, плясками, которые называются КОЛЯДКАМИ. Основной смысл колядок восхваление дома, в который пришли колядующие, его семьи, также различные пожелания, богатства, хорошего урожая.
- Тому, кто колядует, хозяин или хозяйка всегда угощали тем, что было на столе. Хозяйка накрывала на стол 12 блюд угощений.
- А почему 12 блюд угощений? (12 месяцев в году, 12 апостолов)
- Стол устилали соломой, на поверх соломы клали скатерть.
- Почему хозяйка укладывала солому на стол? (И.Х. родился в хлеве, пол был устлан соломой)
- Богатые люди заботились о том, чтоб и у бедных людей тоже был праздник. Бедных приглашали в дом, сажали за стол, угощали от души или посылали в нищую избу корзину с праздничным угощением.
VI. Разучивание колядок. -Давайте и мы будем славить Христа.
Воробушек летит,
Хвостиком вертит,
А вы, люди, знайте,
Столы застилайте,
Гостей принимайте,
Рождество встречайте.
VII. Физкультминутка (мелодия «Марш снеговиков»)
VIII. Творческое задание.
- К вам в гости пришел один зимний персонаж, который спрятался в картинке. Давайте отгадаем кто это.
Появился во дворе
Он в холодном декабре.
Неуклюжий и смешной
У катка стоит с метлой.
К ветру зимнему привык
Наш приятель … (Снеговик). Снеговик принес вам ёлочку, которую мы сейчас украсим яркими игрушками. Но их вы должны сделать сами.
(Дети делают игрушки - новогодний шарик и украшают ими елку – звучит песня «В лесу родилась елочка»)
IX. Итог урока.
-Что вам понравилось сегодня на занятии?
- Что вы нового узнали?
X. Домашнее задание – выучить колядку к празднику Рождества Христова.
- Мне хочется, чтобы вы знали историю православной культуры, духовность наших предков, потому что мы отмечаем праздник Рождества – праздник добра, света и радости. Я уверена из года в год, из века в век будут передаваться старинные обрядовые праздники России – матушки нашей. И как его праздновать – мы учились с вами.
XI. Рефлексия.
Если вам понравился сегодняшний урок , то повесьте на елочку красную звездочку, а если не понравился – то синюю.




Источники:
1. Шевченко Л.Л. Православная культура: Методическое пособие для учителя, 1 класс./ Л.Л. Шевченко, Е. Шестун – М.: Издательский дом «Покров», 2003. – 120с.
2.. Шевченко Л.Л. Православная культура: учеб. пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, 1-й год обучения: Книга первая, вторая / Л.Л. Шевченко.– М.: Издательский дом «Покров», 2007.