СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-презентация алишер навои

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

знакомство с творчеством великого поэта-мыслителя Алишера Навои

Просмотр содержимого презентации
«Алишер Навои»

Презентация на тему: «Светоч нашей духовности. Алишер Навои».
  • Презентация на тему: «Светоч нашей духовности. Алишер Навои».
Светоч нашей духовности. Алишер Навои

Светоч нашей духовности. Алишер Навои

«Высоким званьем ” Человек ” достоин зваться тот, Кто о народе никогда не ослаблял забот»

«Высоким званьем ” Человек ” достоин зваться тот,

Кто о народе никогда не ослаблял забот»

Алишер Навои

Алишер Навои

Навои Низамаддин Мир Алишер
  • Навои Низамаддин Мир Алишер , узбекский поэт, мыслитель, государственный деятель родился в 1441 г. в Герате в семье тимуридского чиновника Гия-саддина Кичкине, дом которого был центром общения людей искусства, в том числе поэтов. Уже к 15 годам Алишер Навои приобрел известность как поэт, писавший на двух языках — тюрки и фарси. Учился в трех медресе — в Герате, Мешхеде и Самарканде. Воспитывался при дворе вместе с наследником хоросанс-кого престола султаном Хусейном Байкара, который в 1472 г. назначил Навои своим визирем.   Просвещенный визирь покровительствовал ученым, людям искусства, строил больницы, медресе, общежития, дороги и мосты. Борьба с несправедливыми судьями, взяточниками закончилась для Навои тем, что в 1487 г. он был отослан в почетную ссылку правителем в отдаленную провинцию Астрабад. Через год он вернулся в Герат, где посвятил себя целиком поэзии и науке. Он возвеличивал верность в любви, в дружбе, патриотизм, людей чести и долга. Все стихотворения на родном языке были собраны в сборник «Сокровищница мыслей». Вершиной его творчества стала традиционная для поэтов Востока «Пятерица» («Хамсе», 1483—1485) — пять поэм, написанных в традициях сочинения Низами Гянджеви. Это поэмы «Смятение праведных», «Лейли и Меджнун», «Фархад и Ширин», «Семь планет», «Искандерова стена».   Наследие Навои обширно. Лирическая поэзия собрана автором в четыре дивана. Он оказал влияние на развитие узбекской и других тюркоязычных литератур.   Алишеру Навои принадлежат также исторические и языковедческие трактаты, философско-публицистические сочинения. Навои умер в Герате (современный Афганистан) в 1501 г
«Сокровищница мыслей»

«Сокровищница мыслей»

  • « Сокровищница мыслей »  — поэтический свод, составленный самим поэтом в 1498 — 1499 годах по хронологическому принципу и включающий четыре дивана , соответствующих четырём периодам жизни поэта: «Диковины детства», «Редкости юности», «Диковины средних лет», «Назидания старости» . Стихи относятся к разным лирическим жанрам, среди которых особенно многочисленны газели (более 2600). В диванах присутствуют и стихотворения других жанров — мухаммасы , мусаддасы , местезады , кыты , рубаи и восходящие к тюркскому народному творчеству туюги .
  • Лирические стихи трудно поддаются датировке , поскольку отклики на известные нам факты жизни поэта в них улавливаются довольно редко, а событийность для них вообще не свойственна. «Сокровищница мыслей» — лирическая исповедь поэта , передающая всю гамму его переживаний. Наряду с внешним любовным планом в них присутствует высший — по-суфийски спиритуализированный и использующий традиционные образы чувственной лирики в метафорическом ключе. При этом оригинальные метафоры Навои переплетаются с традиционными, почерпнутыми им из богатой традиции восточной поэзии.
  • Любовь для Навои — одновременное высокое, духовное и изысканно-эротическое, земное чувство, которое подчиняет человека себе и лишает его свободы. И, вместе с тем, это не рождает в поэте пессимизма , поскольку Навои понимает любовные страдания как основу духовного возрождения.
  • Одной из гласных своих задач Навои считал развитие литературного чагатайского языка (тюрки) . Именно в лирике поэта тюркский стих достиг вершин художественной выразительности: его газели поражают филигранной отделкой деталей, виртуозным соответствием формальным правилам, семантической игрой, свежестью образов, аллегорий и метафор. Благодаря лирике Навои фарси утрачивает статус единственного литературного языка.
« Сокровищница мыслей » — страница поэтического свода Алишера Навои. Манускрипт из библиотеки  Сулеймана Великолепного

« Сокровищница мыслей » — страница поэтического свода Алишера Навои. Манускрипт из библиотеки Сулеймана Великолепного

Библиография

Библиография

  • Алишер Навои перс. علیشیر نوایی Алишер Навои. Миниатюра гератской школы. XVI век Имя при рождении:
  • Низамаддин Мир Алишер
  • Псевдонимы:
  • Навои (мелодичный), Фани (бренный)
  • Дата рождения:
  • 9 февраля 1441 )
  • Место рождения:
  • Герат, Государство Тимуридов
  • Дата смерти:
  • 3 января 1501 ) (59 лет)
  • Место смерти:
  • Герат, Государство Тимуридов
Памятник Алишеру Навои

Памятник Алишеру Навои

Установлен в 1968 году, проспект Навои.  Скульпторы - Д. Рябичев, К. Салахитдинов, архитектор - Ф. Турсунов. Алишер Навои(1441-1501 гг.) - выдающийся государственный деятель, просветитель, основоположник узбекской литературы. Высокообразованный человек, а он учился в Герате, Мешхеде, Самарканде, служа главным везирем султана Хусейна Байкары, использовал свое влияние на благо народа. При Алишере Навои открывались медрессе (школы), активно поддерживались поэты, музыканты, художники.   Литературное наследие Алишера Навои огромно. Им написано около 30 сборников стихов, крупных поэм, прозаичных и научных трактатов, в которых раскрывается духовная жизнь народов Средней Азии. Вершиной творчества Алишера Навои является знаменитая
  • Установлен в 1968 году, проспект Навои. Скульпторы - Д. Рябичев, К. Салахитдинов, архитектор - Ф. Турсунов.
  • Алишер Навои(1441-1501 гг.) - выдающийся государственный деятель, просветитель, основоположник узбекской литературы. Высокообразованный человек, а он учился в Герате, Мешхеде, Самарканде, служа главным везирем султана Хусейна Байкары, использовал свое влияние на благо народа. При Алишере Навои открывались медрессе (школы), активно поддерживались поэты, музыканты, художники. Литературное наследие Алишера Навои огромно. Им написано около 30 сборников стихов, крупных поэм, прозаичных и научных трактатов, в которых раскрывается духовная жизнь народов Средней Азии. Вершиной творчества Алишера Навои является знаменитая "Пятерица" ("Хамса"), состоящая из пяти поэм: "Смятение праведных", "Лейла и Меджнун", "Фархад и Ширин", "Семь планен", "Искандерова стена", являющихся жемчужиной мировой литературы.
Памятник Алишеру Навои в сквере на Добрынинской площади в Москве

Памятник Алишеру Навои в сквере на Добрынинской площади в Москве

Памятник Алишеру Навои в Баку

Памятник Алишеру Навои в Баку

Музей литературы имени Алишера Навои в Ташкенте

Музей литературы имени Алишера Навои в Ташкенте

Экранизация поэмы «Семь  планет»

Экранизация поэмы «Семь планет»

Год создания: 1967г. Уникальным объектом является экспозиция Государственного музея литературы В экспозициях музея демонстрируются лучшие образцы национальной литературы и памятники материальной культуры, имеющие тысячелетнюю историю. Музей является крупным научно-исследовательским и научно-просветительским учреждением, основным хранилищем памятников материальной и духовной культуры узбекского народа. Изучает литературу узбекского народа, собирает и хранит памятники письменной и духовной культуры, исследует и публикует рукописи народов Средней Азии.
  • Год создания: 1967г.
  • Уникальным объектом является экспозиция Государственного музея литературы В экспозициях музея демонстрируются лучшие образцы национальной литературы и памятники материальной культуры, имеющие тысячелетнюю историю.
  • Музей является крупным научно-исследовательским и научно-просветительским учреждением, основным хранилищем памятников материальной и духовной культуры узбекского народа. Изучает литературу узбекского народа, собирает и хранит памятники письменной и духовной культуры, исследует и публикует рукописи народов Средней Азии.
Станция метро Алишера Навои

Станция метро Алишера Навои

Станция Узбекистанской линии  Ташкентского метрополитена . Расположена между станциями «Гафура Гуляма» и «Узбекистанская» . Названа по проспекту Навои, под которым она расположена. В свою очередь проспект назван в честь поэта Алишера Навои . Открыта 8 декабря  1984 года в составе участка «Алишера Навои» — « Ташкент » (первая очередь строительства линии).  Характеристика Станция колонного типа с подземным и наземным вестибюлем. Пересадка на станцию «Пахтакор» Чиланзарской линии. Оформление Интерьер станции «Алишера Навои» украшен орнаментом работы художников Р. Мухамаджонова и А. Рахимова. На стенах зала установлены панно выполненные художниками Ч. Ахмаровым, И. Каюмов по сюжету Хамсы Навои.
  • Станция Узбекистанской линии Ташкентского метрополитена . Расположена между станциями «Гафура Гуляма» и «Узбекистанская» . Названа по проспекту Навои, под которым она расположена. В свою очередь проспект назван в честь поэта Алишера Навои . Открыта 8 декабря 1984 года в составе участка «Алишера Навои» — « Ташкент » (первая очередь строительства линии).
  • Характеристика
  • Станция колонного типа с подземным и наземным вестибюлем. Пересадка на станцию «Пахтакор» Чиланзарской линии.
  • Оформление
  • Интерьер станции «Алишера Навои» украшен орнаментом работы художников Р. Мухамаджонова и А. Рахимова. На стенах зала установлены панно выполненные художниками Ч. Ахмаровым, И. Каюмов по сюжету Хамсы Навои.
ГАБТ имени Алишера Навои

ГАБТ имени Алишера Навои

Государственный Академический Большой Театр (ГАБТ) имени Алишера Навои является единственным Большим театром на всей территории Центральной и Юго-Восточной Азии. Его достижения - это великое достояние узбекского народа, гордость нации.   Создан в 1939 г. на базе узбекского музыкального театра. Ведет начало от Государственного узбекского концертно-этнографического ансамбля (М. Кары-Якубова, 1926), в составе которого была Тамара Ханум. В 1928 г. ансамбль преобразован в музыкально-экспериментальный ансамбль, в 1929 г. - в Государственный узбекский музыкальный театр. В 1947 г. театр объединен с труппой русского оперного театра. В 1948 г. присвоено имя Алишера Навои .
  • Государственный Академический Большой Театр (ГАБТ) имени Алишера Навои является единственным Большим театром на всей территории Центральной и Юго-Восточной Азии. Его достижения - это великое достояние узбекского народа, гордость нации. Создан в 1939 г. на базе узбекского музыкального театра. Ведет начало от Государственного узбекского концертно-этнографического ансамбля (М. Кары-Якубова, 1926), в составе которого была Тамара Ханум. В 1928 г. ансамбль преобразован в музыкально-экспериментальный ансамбль, в 1929 г. - в Государственный узбекский музыкальный театр. В 1947 г. театр объединен с труппой русского оперного театра. В 1948 г. присвоено имя Алишера Навои .
  • В период своего создания и становления, как профессионального, коллектив Узбекского музыкального театра не имел своего театрального здания. Национальная архитектура не имела опыта строительства светских муниципальных зданий, тем более таких больших, в которых можно было бы разместить значительное число зрителей и давать представления. В единственном, построенном в начале XX века зрелищном учреждении - здании бывшего театра "Колизей" - работали в тридцатых годах две труппы русского и узбекского музыкальных театров. Представления давались через день. Несмотря на реконструкцию сцены и здания, зал все меньше отвечал требованиям постановок больших классических и национальных спектаклей. Правительством Республики Узбекистан было принято решение о строительстве театрального здания, соответствующего росту национального культурного подъема, который переживала Республика в тридцатые годы XX века.
  • Был объявлен Государственный конкурс на создание проекта театрального здания с условием публикации в прессе проектов и их широкого обсуждения и общественной оценки. По результатам конкурса победил проект академика архитектуры А.В. Щусева , который был признан наиболее отвечающий функциональным задачам и национальным традициям в архитектуре.
В 1939 году началось строительство, которое было прервано в 1942 году ввиду трудностей, связанных с военным временем. В 1944 году, после наметившегося перелома в ходе военных действий, стройка была расконсервирована, и строительство было продолжено. В ноябре 1945 года в Ташкент были депортированы японские военнопленные из Квантунской армии, и они приняли участие в завершающим этапе работ строительства. В отделочных работах проявили большое мастерство народные художники Узбекистана Уста Ширин Мурадов, А.Худайбергенов, Х.Болтаев и др. По замыслу автора проекта каждое боковое фойе, которых в театре 6 - стало иметь характер архитектурного декора, присущий той или иной области Узбекистана. Свой стиль, свои особенности имеют Ташкентский зал, Бухарский зал, Хорезмский зал, Самаркандский зал, Ферганский зал и Термезский зал .
  • В 1939 году началось строительство, которое было прервано в 1942 году ввиду трудностей, связанных с военным временем. В 1944 году, после наметившегося перелома в ходе военных действий, стройка была расконсервирована, и строительство было продолжено. В ноябре 1945 года в Ташкент были депортированы японские военнопленные из Квантунской армии, и они приняли участие в завершающим этапе работ строительства. В отделочных работах проявили большое мастерство народные художники Узбекистана Уста Ширин Мурадов, А.Худайбергенов, Х.Болтаев и др.
  • По замыслу автора проекта каждое боковое фойе, которых в театре 6 - стало иметь характер архитектурного декора, присущий той или иной области Узбекистана. Свой стиль, свои особенности имеют Ташкентский зал, Бухарский зал, Хорезмский зал, Самаркандский зал, Ферганский зал и Термезский зал .
Парк Алишера Навои

Парк Алишера Навои

  • Памятник Алишеру Навои
  • Памятник  Алишеру Навои расположен в центре большого национального одноименного парка, раскинувшегося позади Дворца Дружбы Народов.
  • К нему ведут широкие ступени, поднявшись по ним, вы попадаете на смотровую площадку, в центре которой находится Ротонда и памятник великому узбекскому поэту  IVв.  Алишеру Навои.
  • Внутреннее оформление купола Ротонды выполнено в восточном стиле. Хорошо читаются строки стихов поэта: «Поймите, люди всей земли, вражда плохое дело, живите в мире меж собой, нет лучшего удела». Алишер Навои, живя 500 лет назад, понимал, что самое ценное в жизни – это мир, а самое ценное для семьи – это женщина, которая не просто будет прислугой и домработницей. Это женщина, которая будет его душевным другом, его соратником. И он писал: «Прекрасен дом, в котором есть жена, прекрасная хозяйка и подруга, но та обитель света лишена, в которой нет жены, хозяйки, друга».
  • Он оставил свыше 30 произведений в прозе и стихах. Наиболее выдающееся произведение – Хамса (Пятерица), состоящая из поэм: «Смятение праведников», «Фархад и Ширин», «Лейли и Межнун», «Семь планет» (Семь странников), «Стена Искандера».
  • До Алишера Навои вся восточная литература писалась на языке форси, этот язык до сих пор считается наиболее благозвучным для передачи литературной мысли. Но Алишер Навои своими произведениями доказал, что узбекский язык может быть не менее красивым и лиричным. Он поднял на должную высоту узбекский литературный язык и этим заслужил право называться основоположником узбекской литературы, а его прекрасные произведения переведены на многие языки мира.
Советская марка 1942 года к 500-летию со дня рождения Алишера Навои

Советская марка 1942 года к 500-летию со дня рождения Алишера Навои

Советский юбилейный рубль 1991 года к 550-летию со дня рождения Алишера Навои

Советский юбилейный рубль 1991 года к 550-летию со дня рождения Алишера Навои

Живое слово - жизни лучший цвет, Познания волшебный самоцвет. На слово - лишь тогда оно сильно, Когда к добру, как луч, устремлено.  А. Навои
  • Живое слово - жизни лучший цвет,
  • Познания волшебный самоцвет.
  • На слово - лишь тогда оно сильно,
  • Когда к добру, как луч, устремлено.
  • А. Навои