СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 08.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок - презентация: " Монолог. Диалог. Полилог" 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок - презентация  _Монолог. Диалог. Полилог_ 5 класс

Просмотр содержимого документа
«Урок - презентация: " Монолог. Диалог. Полилог" 5 класс»

Монолог. Диалог. Полилог

Монолог. Диалог. Полилог

Цели урока:  1.Познакомиться с понятиями «монолог», «диалог», и «полилог

Цели урока:

1.Познакомиться с понятиями «монолог», «диалог», и «полилог".

2.Развивать умения и навыки составлять диалог на предложенную тему.

3. Расставлять знаки препинания при диалоге; различать диалог и полилог.

4.Воспитывать культуру речи.

ПОВТОРИМ!  (восстановите «дырявый» текст) Слова какого-либо лица, передаваемые от его имени, называ­ются .... Прямая речь пишется с ... буквы и заключается в ... . Слова автора, стоящие после прямой речи, начинаются с ... буквы, перед ними ставятся ... и ... Если прямая речь стоит после слов автора, то перед ней ста­вится ....

ПОВТОРИМ! (восстановите «дырявый» текст)

  • Слова какого-либо лица, передаваемые от его имени, называ­ются ....
  • Прямая речь пишется с ... буквы и заключается в ... .
  • Слова автора, стоящие после прямой речи, начинаются с ... буквы, перед ними ставятся ... и ...
  • Если прямая речь стоит после слов автора, то перед ней ста­вится ....
ПРОВЕРЬ СЕБЯ! Слова какого-либо лица, передаваемые от его имени, называ­ются прямой речью. Прямая речь пишется с большой буквы и заключается в кавычки . Слова автора, стоящие после прямой речи, начинаются с маленькой буквы, перед ними ставятся запятая и тире . Если прямая речь стоит после слов автора, то перед ней ста­вится двоеточие .

ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

  • Слова какого-либо лица, передаваемые от его имени, называ­ются прямой речью.
  • Прямая речь пишется с большой буквы и заключается в кавычки .
  • Слова автора, стоящие после прямой речи, начинаются с маленькой буквы, перед ними ставятся запятая и тире .
  • Если прямая речь стоит после слов автора, то перед ней ста­вится двоеточие .
ПОВТОРИМ!  Расставьте знаки препинания (Работа на экране)  Увидел Иван-царевич, что его стрелу лягушка держит. Хотел он бежать, отступиться от своей находки. А лягушка молвит ему человечьим голосом Бери стрелу, Иван-царевич, а меня замуж возьми, жалеть не будешь! Как же я тебя замуж возьму отвечает Иван-царевич.

ПОВТОРИМ! Расставьте знаки препинания (Работа на экране)

Увидел Иван-царевич,

что его стрелу лягушка держит.

Хотел он бежать, отступиться от своей находки. А лягушка молвит ему человечьим голосом Бери стрелу, Иван-царевич, а меня замуж возьми, жалеть не будешь! Как же я тебя замуж возьму отвечает Иван-царевич.

 Закрепим!  Составьте предложения с прямой речью и запишите их в тетрадь. Расставьте знаки препинания, составьте схемы. Мы спросили журавля Где же лучшая земля Лучше нет родного края отвечал он, пролетая

Закрепим! Составьте предложения с прямой речью и запишите их в тетрадь. Расставьте знаки препинания, составьте схемы.

Мы спросили журавля

Где же лучшая земля

Лучше нет родного края

отвечал он, пролетая

 Проверим!  Составьте предложения с прямой речью и запишите их в тетрадь. Расставьте знаки препинания, составьте схемы. Мы спросили журавля : « Где же лучшая земля ?» А: «П?» « Лучше нет родного края !» - отвечал он, пролетая. «П!» – а.

Проверим! Составьте предложения с прямой речью и запишите их в тетрадь. Расставьте знаки препинания, составьте схемы.

Мы спросили журавля :

« Где же лучшая земля ?»

А: «П?»

« Лучше нет родного края !» -

отвечал он, пролетая.

«П!» – а.

 Приехала Василиса Премудрая домой, хватилась — нет лягушечьей кожи! Бросилась она искать её. Искала, искала, не нашла и говорит Ивану- царевичу: — Ах, Иван-царевич, что же ты наделал?! Зачем спалил мою лягушечью кожу! Если бы ты ещё три дня подождал, я бы вечно твоею была. А теперь прощай, ищи меня за тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве, в тридесятом государстве, у Кощея Бессмертного. Как три пары железных сапог износишь, как три железных хлеба изгрызёшь — только тогда разыщешь меня.

Приехала Василиса Премудрая домой, хватилась — нет лягушечьей кожи! Бросилась она искать её. Искала, искала, не нашла и говорит Ивану- царевичу:

— Ах, Иван-царевич, что же ты наделал?! Зачем спалил мою лягушечью кожу! Если бы ты ещё три дня подождал, я бы вечно твоею была. А теперь прощай, ищи меня за тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве, в тридесятом государстве, у Кощея Бессмертного. Как три пары железных сапог износишь, как три железных хлеба изгрызёшь — только тогда разыщешь меня.

Монолог

Монолог

Стихотворение Э. Успенского “Все в порядке”.  - Может, не наш этаж? Наш. Просто приходил Сережка. И мы поиграли немножко. - Значит, это не обвал? - Нет. - Слон у нас не танцевал? - Нет. - Очень рада! Оказалось, я напрасно волновалась !  Мама приходит с работы. Мама снимает боты. Мама проходит в дом. Мама глядит кругом.  - Был на квартиру налет? - Нет. - К нам заходил бегемот? - Нет. - Может быть, дом не наш? - Наш.

Стихотворение Э. Успенского “Все в порядке”.

- Может, не наш этаж?

  • Наш. Просто приходил Сережка. И мы поиграли немножко.

- Значит, это не обвал?

- Нет.

- Слон у нас не танцевал?

- Нет.

- Очень рада! Оказалось, я напрасно волновалась !

Мама приходит с работы.

Мама снимает боты.

Мама проходит в дом.

Мама глядит кругом.

- Был на квартиру налет?

- Нет.

- К нам заходил бегемот?

- Нет.

- Может быть, дом не наш?

- Наш.

Диалог

Диалог

Стихотворение Н. Найденовой  “В магазине” Сегодня в магазине шум и суета.   Сегодня продавщица все время занята.   Вот уж целых два часа   Раздаются голоса: - Мне хорошую резинку! - Мне альбом! - А мне картинку. - Дайте кисточку и клей! - И линейку подлинней. - Дайте два больших пенала! - Дайте ножик раскладной! - А у нас тетрадок мало. Нам прибавьте по одной!

Стихотворение Н. Найденовой “В магазине”

Сегодня в магазине шум и суета.  Сегодня продавщица все время занята.  Вот уж целых два часа  Раздаются голоса:

- Мне хорошую резинку!

- Мне альбом!

- А мне картинку.

- Дайте кисточку и клей!

- И линейку подлинней.

- Дайте два больших пенала!

- Дайте ножик раскладной!

- А у нас тетрадок мало. Нам прибавьте по одной!

Полилог

Полилог

ПОРАЗМЫШЛЯЕМ ! Сколько действующих лиц участвовало в этом разговоре? Как мы смогли это определить? Попробуйте самостоятельно сформулировать тему урока. Что мы  будем сегодня изучать?

ПОРАЗМЫШЛЯЕМ !

  • Сколько действующих лиц участвовало в этом разговоре?
  • Как мы смогли это определить?
  • Попробуйте самостоятельно сформулировать тему урока. Что мы

будем сегодня изучать?

ОПРЕДЕЛИМСЯ В ПОНЯТИЯХ:    Монолог  (logos переводится как «слово», «речь», «мысль», monos – «один») – слова, речь одного, не рассчитанная на ответную реакцию другого лица.  Монолог используется для: передачи информации (сообщение, лекция); убеждения в чем-либо слушателей, побуждения их к действию.

ОПРЕДЕЛИМСЯ В ПОНЯТИЯХ:

Монолог  (logos переводится как «слово», «речь», «мысль», monos – «один») – слова, речь одного, не рассчитанная на ответную реакцию другого лица.

Монолог используется для:

  • передачи информации (сообщение, лекция);
  • убеждения в чем-либо слушателей,
  • побуждения их к действию.
Диалог (dia – «между», logos переводится как «слово», «речь», «мысль») - разговор, беседа двух лиц. Структура диалога: состоит из взаимосвязанных реплик собеседников. Реплика – это слова каждого лица в диалоге.
  • Диалог (dia – «между», logos переводится как «слово», «речь», «мысль») - разговор, беседа двух лиц.
  • Структура диалога: состоит из взаимосвязанных реплик собеседников.
  • Реплика – это слова каждого лица в диалоге.
Полилог  (poly – «много», logos переводится как «слово», «речь», «мысль») – разговор многих. Предполагается, что роль говорящего переходит от одного лица к другому, в противном случае разговор превращается в монолог.
  • Полилог  (poly – «много», logos переводится как «слово», «речь», «мысль») – разговор многих.
  • Предполагается, что роль говорящего переходит от одного лица к другому, в противном случае разговор превращается в монолог.
ПОРАБОТАЕМ С УЧЕБНИКОМ: (§ 16 стр.45)   «На уроке» Что общего между прямой речью и диалогом и чем они различаются?

ПОРАБОТАЕМ С УЧЕБНИКОМ:

(§ 16 стр.45)

«На уроке»

  • Что общего между прямой речью и диалогом и чем они различаются?
         Нужно запомнить!     1. Монолог - речь одного человека.  Полилог - разговор множества лиц.  Диалог  - разговор двух лиц. 2. Диалог состоит из реплик - слов каждого лица. 3. Реплика - ответ, возражение, замечание на слово собеседника в диалоге.  Каждая реплика пишется с новой строки.  Перед каждой репликой ставится тире. - П! - П? - П.

      Нужно запомнить!

1. Монолог - речь одного человека.

Полилог - разговор множества лиц.

Диалог - разговор двух лиц.

2. Диалог состоит из реплик - слов каждого лица.

3. Реплика - ответ, возражение, замечание на слово собеседника в диалоге.

Каждая реплика пишется с новой строки.

Перед каждой репликой ставится тире.

- П!

- П?

- П.

Нужно запомнить! 4. Если реплика сопровождается словами автора, то ставятся те же знаки препинания, что и в предложениях с прямой речью, но без кавычек . 1. А:  - П. 2. - П, - а. 3. - П! - а.  - П? - а.  5. Речь героев в диалоге всегда пишется с прописной буквы, а слова автора - в зависимости от места положения.

Нужно запомнить!

4. Если реплика сопровождается словами автора, то ставятся те же знаки препинания, что и в предложениях с прямой речью, но без кавычек .

1. А:

- П.

2. - П, - а.

3. - П! - а.

  • - П? - а.

5. Речь героев в диалоге всегда пишется с прописной буквы, а слова автора - в зависимости от места положения.

 Нужно запомнить! 6. Диалог, как и прямая речь, часто сопровождается обращением.  - Алексей, отца уважь! 7. Диалог характерен для разговорного стиля. 8. В художественной литературе диалог нужен для характеристики героев. 9. В диалоге, как и в прямой речи, используются глаголы говорения и глаголы мысли.

Нужно запомнить!

6. Диалог, как и прямая речь, часто сопровождается обращением.

- Алексей, отца уважь!

7. Диалог характерен для разговорного стиля.

8. В художественной литературе диалог нужен для характеристики героев.

9. В диалоге, как и в прямой речи, используются глаголы говорения и глаголы мысли.

ответил сказал говорил спросил произнес молвил попросил Какие глаголы используются  в диалоге? крикнул шепнул поблаго-дарил продолжал воскликнул предложил отвечал

ответил

сказал

говорил

спросил

произнес

молвил

попросил

Какие глаголы

используются

в диалоге?

крикнул

шепнул

поблаго-дарил

продолжал

воскликнул

предложил

отвечал

 Поэкспериментируем!  Запишите данное четверостишие в форме диалога. Составьте схему. Мы спросили журавля: «Где же лучшая земля?» «Лучше нет родного края!» - отвечал он, пролетая.

Поэкспериментируем! Запишите данное четверостишие в форме диалога. Составьте схему.

Мы спросили журавля:

«Где же лучшая земля?»

«Лучше нет родного края!» -

отвечал он, пролетая.

 Проверим!  Как изменилась пунктуация? Мы спросили журавля: - Где же лучшая земля? - Лучше нет родного края! - отвечал он, пролетая. А: -П? -П! – а.

Проверим! Как изменилась пунктуация?

Мы спросили журавля:

- Где же лучшая земля?

- Лучше нет родного края! -

отвечал он, пролетая.

А:

-П?

-П! – а.

Речевой этикет - Алло! Мне Витю. - Алло! - Ну, ты как? - Нормально, а ты? - Ничего. Что по русскому задали? - Составить диалог. -Ты составил? - Нет. Я не знаю, что писать. - И я не знаю. Пока! Какие правила речевого этикета нарушены в этом диалоге?

Речевой этикет

- Алло! Мне Витю.

- Алло!

- Ну, ты как?

- Нормально, а ты?

- Ничего. Что по русскому задали?

- Составить диалог.

-Ты составил?

- Нет. Я не знаю, что писать.

- И я не знаю. Пока!

Какие правила речевого этикета нарушены в этом диалоге?

 ИГРА «СИТУАЦИЯ»   Придумайте и запишите диалоги из 4-5 реплик, используя «волшебные слова» в рамке со страницы 49 учебника   Поинтересоваться у прохожих, как пройти к театру. Разговор в кассе кинотеатра. Узнайте, какие фильмы идут и купите билеты. Автобус. Как выйти на нужной, незнакомой вам остановке? Вы - покупатель в магазине. Узнайте, сколько стоит булка хлеба.

ИГРА «СИТУАЦИЯ» Придумайте и запишите диалоги из 4-5 реплик, используя «волшебные слова» в рамке со страницы 49 учебника

  • Поинтересоваться у прохожих, как пройти к театру.
  • Разговор в кассе кинотеатра. Узнайте, какие фильмы идут и купите билеты.
  • Автобус. Как выйти на нужной, незнакомой вам остановке?
  • Вы - покупатель в магазине. Узнайте, сколько стоит булка хлеба.
Что мы узнали нового?  Диалог- это…  Диалог состоит из…  Каждая реплика пишется с …  Знаки препинания ставятся так же, как и при прямой речи, но…  Диалог используется в следующих стилях:…  Монолог- это…  Полилог – это…

Что мы узнали нового?

  • Диалог- это…
  • Диалог состоит из…
  • Каждая реплика пишется с …
  • Знаки препинания ставятся так же, как и при прямой речи, но…
  • Диалог используется в следующих стилях:…
  • Монолог- это…
  • Полилог – это…
Закрепим!   Составьте из двух предложений одно с прямой речью и запишите его в тетрадь. Расставьте знаки препинания, составьте схемы. Девочка удивилась. Разве страус не летает.  В поход пойдём вместе. Ребята заявили.

Закрепим! Составьте из двух предложений одно с прямой речью и запишите его в тетрадь. Расставьте знаки препинания, составьте схемы.

  • Девочка удивилась. Разве страус не летает.

  • В поход пойдём вместе. Ребята заявили.
ПРОВЕРИМ!   Составьте из двух предложений одно с прямой речью и запишите его в тетрадь. Расставьте знаки препинания, составьте схемы.  Девочка удивилась : « Разве страус не летает ?»  А: «П?»   « В поход пойдём вместе !» - заявили ребята. «П!» – а.

ПРОВЕРИМ! Составьте из двух предложений одно с прямой речью и запишите его в тетрадь. Расставьте знаки препинания, составьте схемы.

Девочка удивилась : « Разве страус не летает А: «П?»

« В поход пойдём вместе !» - заявили ребята. «П!» – а.

ПРАКТИКУМ: Упр.95* (по заданию)

ПРАКТИКУМ:

Упр.95*

(по заданию)

ПРАКТИКУМ  Запишите текст в форме диалога, расставляя соответствующие знаки препинания.

ПРАКТИКУМ Запишите текст в форме диалога, расставляя соответствующие знаки препинания.

Творческая мастерская   Придумайте и запишите диалоги из 4-5 реплик, используя «волшебные слова» в рамке со страницы 49 учебника.   Диалог  Диалог Солнца и Дождя. Ручки и Тетради.  Кто полезнее человеку в природе  Белоснежная Тетрадь возмущается грязью и помарками, оставляемыми Ручкой

Творческая мастерская Придумайте и запишите диалоги из 4-5 реплик, используя «волшебные слова» в рамке со страницы 49 учебника.

  • Диалог
  • Диалог

Солнца и Дождя.

Ручки и Тетради.

Кто полезнее человеку в природе

Белоснежная Тетрадь возмущается грязью

и помарками,

оставляемыми Ручкой

Домашнее задание. § 16 – прочитать Упр. 98 Или 3. Составить диалог, используя одну из схем (см. файл в Электронном дневнике).

Домашнее задание.

  • § 16 – прочитать
  • Упр. 98

Или

3. Составить диалог, используя одну из схем (см. файл в Электронном дневнике).

Схема №1. 1. А:  - П. П. 2. - П, - а. 3. - П, - а. 4. - П? - а.

Схема №1.

1. А:

- П. П.

2. - П, - а.

3. - П, - а.

4. - П? - а.

Схема №2. 1.А:  - П. 2. - П, - а. 3. – П? - а. 4. – П! - а.

Схема №2.

1.А:

- П.

2. - П, - а.

3. – П? - а.

4. – П! - а.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!