СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок. Презентация. Средства художественной выразительности

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по основным средствам художественной выразительности с примерами из художественной литературы

Просмотр содержимого документа
«Урок. Презентация. Средства художественной выразительности»

Средства художественной выразительности речи (4класс) Сравнение Олицетворение Эпитет Метафора Ирония Фразеологизмы (5 класс) Аллегория Гипербола Сарказм Каламбур

Средства художественной выразительности речи (4класс)

Сравнение

Олицетворение

Эпитет

Метафора

Ирония

Фразеологизмы

(5 класс)

Аллегория

Гипербола

Сарказм

Каламбур

СРАВНЕНИЕ характеристика одного предмета дается через сопоставление его с другим предметом. Пример: «я сильный, как лев»,  Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь она завоет, То заплачет, как дитя … (А.С. Пушкин) Обычно сравнение выражается с помощью слов «как будто», «точно», «словно», «похоже».

СРАВНЕНИЕ

характеристика одного предмета дается через сопоставление его с другим предметом. Пример: «я сильный, как лев»,

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь она завоет,

То заплачет, как дитя

(А.С. Пушкин)

Обычно сравнение выражается с помощью слов «как будто», «точно», «словно», «похоже».

МЕТАФОРА скрытое образное сравнение, перенесение свойств одного предмета или явления на другой. Пример: «работа кипит», «лес рук», «тёмная личность», «каменное сердце». В метафоре, в отличие от сравнения, слова «как», «словно», «как будто» опущены, но подразумеваются.

МЕТАФОРА

скрытое образное сравнение, перенесение свойств одного предмета или явления на другой.

Пример: «работа кипит», «лес рук», «тёмная личность», «каменное сердце».

В метафоре, в отличие от сравнения, слова «как», «словно», «как будто» опущены, но подразумеваются.

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ вид метафоры; перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные Пример: душа поёт, река играет.  Колокольчики мои,  Цветики степные!  Что глядите на меня,  Тёмно-голубые?  И о чём звените вы  В день весёлый мая,  Средь некошеной травы  Головой качая? (А.К. Толстой)

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ

вид метафоры; перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные Пример: душа поёт, река играет.

Колокольчики мои,

Цветики степные!

Что глядите на меня,

Тёмно-голубые?

И о чём звените вы

В день весёлый мая,

Средь некошеной травы

Головой качая?

(А.К. Толстой)

ИРОНИЯ употребление слов в отрицательном смысле, прямо противоположном буквальному. Пример: «Ну ты храбрец!»,  «Умён-умён…». Здесь положительные высказывания имеют отрицательный подтекст.

ИРОНИЯ

употребление слов в отрицательном смысле, прямо противоположном буквальному.

Пример: «Ну ты храбрец!»,

«Умён-умён…».

Здесь

положительные

высказывания

имеют

отрицательный

подтекст.

ЭПИТЕТ  образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику кому-либо или чему-либо  Пример: «парус одинокий», «роща золотая»  Но люблю я, весна золотая , Твой сплошной, чудно смешанный шум ; Ты ликуешь, на миг не смолкая, Как дитя без заботы и дум... (Н. Некрасов)

ЭПИТЕТ

образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику кому-либо или чему-либо

Пример: «парус одинокий»,

«роща золотая»

Но люблю я, весна золотая ,

Твой сплошной,

чудно смешанный шум ;

Ты ликуешь, на миг не смолкая,

Как дитя без заботы и дум...

(Н. Некрасов)

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ образные, устойчивые выражения, употребляемые в разных языках для создания более выразительной характеристики героя или явления. Пример: бить баклуши,  считать ворон,  горе луковое,  глухая тетеря,  баюшки-баю  и другие.

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ

образные, устойчивые выражения, употребляемые в разных языках для создания более выразительной характеристики героя или явления.

Пример: бить баклуши,

считать ворон,

горе луковое,

глухая тетеря,

баюшки-баю

и другие.

Домашнее задание Найти и записать фразеологизмы со словами: рот (губы), голова, нос, рука, голова, язык, уши, зуб.  Уметь объяснять их значение.

Домашнее задание

Найти и записать фразеологизмы со словами: рот (губы), голова, нос, рука, голова, язык, уши, зуб.

Уметь объяснять их значение.

БЕЛЕНЫ ОБЪЕСТЬСЯ Вести себя вздорно, злобно, как сумасшедший. Происхождение. В деревне на задворках и свалках вы можете встретить высокие кусты с грязно-желтоватыми, в лиловых прожилках цветками и неприятным запахом. Это и есть белена - очень ядовитое растение. Ее семена напоминают мак, но тот, кто их съест, становится похож на безумного:  бредит, буйствует, а нередко и умирает.

БЕЛЕНЫ ОБЪЕСТЬСЯ

Вести себя вздорно,

злобно, как сумасшедший.

Происхождение.

В деревне на задворках и свалках вы можете встретить высокие кусты с грязно-желтоватыми, в лиловых прожилках цветками и неприятным запахом. Это и есть белена - очень ядовитое растение. Ее семена напоминают мак, но тот, кто их съест, становится похож на безумного:

бредит, буйствует, а нередко и умирает.