СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Предмет и задачи экологии. Закономерности действия экологических факторов на живые организмы"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основной целью урока является изучение основных экологических факторов и их влияния на живые организмы. урок способствует развитию у учащихся экологического мышления.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Предмет и задачи экологии. Закономерности действия экологических факторов на живые организмы"»

Донецкая область

Великоновоселковский район

Краснополянская ОШ I-III степеней










Урок



на тему:

«Предмет и задачи экологии.

Закономерности действия

экологических факторов на живые организмы»


для 11 классов









Учитель биологии

Воробцова М. Ю.












Тема: Предмет и задачи экологии. Закономерности действия экологических факторов на живые организмы.

Цель: определить предмет и задачи экологии; изучить основные экологические факторы и их влияние на живые организмы; развивать у учащихся экологическое мышление.

Тип урока: изучение новых знаний.

Вид урока: урок-исследование.

Задания:

  • определить основные пути развития общества для решения острых экологических проблем;

  • определить предмет и задачи экологии;

  • изучить основные экологические факторы и их влияние на живые организмы;

  • продолжить формирование умений работать в группах, в парах;

  • развивать у учащихся экологическое мышление;

  • учить делать обобщающие выводы и сравнения;

  • воспитывать умение отстаивать свою точку зрения, прислушиваться к мнению других;

  • способствовать формированию информационной, коммуникативной и социальной компетентностей;

  • воспитывать личность и бережное отношение к природе.

Методы и приемы: информационно-рецептивные.

Оборудование: мини-учебник к теме, опорный конспект, пейзажный видеоряд, запись «Исповедь Земли».

Основные понятия: экология, экологический фактор, экологическое мышление, абиотический, биотический, антропогенный факторы, закон оптимума, правило экологической индивидуальности, ограничивающий фактор и адаптация.

Межпредметные связи: внутрициклические (география);

межциклические (история, литература).

Структура урока приведена в приложении А.


«Земля не принадлежит нам,

это мы принадлежим Земле»

(вождь индейцев Сиу, 1854 год)


Организация деятельности на уроке

І. Организационный момент

ІІ. Актуализация опорных знаний


Рассказ учителя с элементами беседы.

Сегодня мы с вами приступаем к изучению новой темы «Популяция. Экосистема. Биосфера». На эту тему отводится - 10 часов.

Во время изучения этой темы мы с вами

узнаем:

  • об основных закономерностях действия экологических факторов на живые организмы;

  • основных средах существования организмов;

  • об адаптивных биоритмах;

  • о структуре и закономерностях функционирования сообществ организмов;

научимся:

  • составлять схемы цепей питания;

  • решать элементарные задачи по экологии;

  • выявлять основные компоненты биогеоценозов.

Что же мы ожидаем от сегодняшнего урока, если наша тема «Предмет и задачи экологии. Закономерности действия экологических факторов на живые организмы».

Заслушиваются ответы учащихся.

В виду того, что эта тема для нас не новая, мы встречались с ней в средних классах, я хотела бы провести вначале тестирование для того, чтобы заглянув в уголочки нашей памяти, мы смогли определить свой уровень знаний. А потом, проведя это же тестирование в конце урока, тем самым выясним, насколько углубились наши знания по теме.


Тестирование


1.Впервые термин «экология» ввел в научный обиход:

а) Чарльз Дарвин;



б) Карл Линней;

в) Жан Батист Ламарк;

г) Эрнст Геккель.

2. Периодическое или непрерывное слежение за состоянием экологических объектов и за качеством среды:

а) Мониторинг;



б) Моделирование;

в) Наблюдение;

г) Эксперимент.

3. Комплекс дисциплин, исследующих взаимодействие человека как биологической особи и социального субъекта с окружающей средой:

а) Системная экология;



б) Экология популяции;

в) Биогеоценология;

г) Экология человека.

4. В отношениях хищник-жертва находятся:

а) Кошка и валериана;



б) Тигр и бегемот;

в) Волк и заяц;

г) Человек и аскарида.

5. Приспособленность организма к среде обитания:

а) Ареал;

б) Адаптация;



в) Оптимум;

г) Экологическая валентность.

6. Все формы существования различных видов организмов называются:

а) Паразитизм;

б) Симбиоз;



в) Мутуализм;

г) Конкуренция.


ІІІ. Мотивация учебной деятельности


На фоне спокойной музыки звучит «Исповедь Земли» с одновременным просмотром пейзажного видеоряда.


ІV. Изучение новых знаний


Рассказ учителя

Прекрасна наша голубая планета, единственная среди миллиардов мёртвых миров.

Есть одна планета – сад

В этом космосе холодном,

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных.


Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зелёной

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно.

  1. Предмет экологии


Для нескольких миллионов видов живых организмов Земля является родным домом. Поэтому и науку о взаимоотношении живых организмов с окружающей средой называют экологией (от греч. «οικος» - «дом» и «λογος» - наука). А название этому дому – Природа.


Обратите внимание на схему, приведенной в прил. Б.



Вывод: предметом экологии является взаимосвязь организма с окружающей средой.


  1. Направления экологии


Экология – очень многогранная наука. Основные ее направления представлены в прил. В.

И быть бы экологии одной из многих рядовых биологических дисциплин, если бы не существовал на Земле вид, способный не только приспосабливаться к условиям окружающей среды, но и изменять их соответственно к собственным потребностям.


Отсюда вытекает вопрос:

- Что это за вид?

- Как сосуществовал с природой первобытный человек? Могла ли его деятельность вызвать значительные изменения в окружающей среде?

Заслушиваются ответы учащихся.


Справка: в давние времена для человеческого общества была характерна приспособленность к природе, сбор ее даров. Но уже в неолите (40 – 100 тыс. лет назад), когда человечество изобрело лук и копьё и перешло к охоте, достаточно быстро были уничтожены мамонт, лесной слон, гигантский олень, саблезубый тигр, ряд других крупных млекопитающих и птиц.

В неолите человечество пережило первый глобальный экологический кризис: вследствие исчезновения крупных животных была подорвана охотничья база. Население земного шара сократилось в 8-10 раз (по словам академика Н. Моисеева). Этот кризис человечество пережило, хотя и с большими потерями.


Каким образом человечество смогло преодолеть первый экологический кризис? (Ответ: перешло к скотоводству и земледелию).


Сегодня нам угрожает второй экологический кризис в связи с тем, что могут быть исчерпаны природные ресурсы планеты, а окружающая среда вследствие загрязнения станет неприродной для жизни. Сможет ли человечество пережить такой кризис?

Статистические данные населения Земли за период существования человечества отражены в прил. Г.


- Как изменилась численность населения Земли?

- С кем связан резкий скачок численности населения в настоящее время? (экономическое развитие).

- Как изменялись потребности человека?


Вывод: ведущее значение экологии в наше время объясняется опасностью экологического кризиса, выход из которого найти очень сложно.

Причинами его является увеличение населённости Земли, которое не контролируется природными факторами, увеличение потребностей каждого человека и ограниченные ресурсы Земли.

Ныне перед угрозой глобального экологического кризиса как никогда актуальна проблема объединения усилий учёных разных стран для проведения совместных экологических исследований.

На решение проблем рационального природопользования, взаимоотношений общества людей и природы направлены такие международные программы как «Человек и биосфера», «Международная биологическая программа». Их цель – развитие у людей экологического мышления, чтобы практическая повседневная деятельность человека была подчинена законам природы и требованиям охраны окружающей природной среды.


Работа в группах


Перед вами высказывания выдающихся людей. Были ли объективные причины для высказывания таких мыслей? Совпадают ли они с вашей точкой зрения?

* Мы не можем ждать милостей от природы. Взять их у неё – вот наша задача. (И.В. Мичурин)

* Человек не может ждать милостей от природы после того, что он с ней сделал.

* Человечество погибнет, раздавленное развитием того, что оно называет цивилизацией. (Ж. Фабр)

* Назначение человека – уничтожить свой род, преждевременно сделав земной шар непригодным для проживания. (Ж.Б. Ламарк)

При обсуждении этих высказываний мы с вами частично рассмотрим один из экологических факторов – антропогенный.


- А какие ещё существуют группы экологических факторов?

- И что такое экологический фактор вообще?

Вам было дано опережающее задание. Вам слово.


  1. Экологические факторы


Экологические факторы – совокупность природных компонентов, влияющих на живые организмы и их сообщества. В зависимости от природы и особенностей действия на организмы экологические факторы подразделяют на абиотические, биотические и антропогенные (прил. Д).

Изменения абиотических факторов рассмотрены в прил. Е.


- Каким образом экологические факторы могут влиять на живые организмы?

Заслушиваются выступления учащихся.


  1. Закономерности влияния экологических факторов на живые организмы


а) Правило экологической индивидуальности;

б) Правило относительной независимости адаптаций;

в) Закон оптимума (прил. Ж);

г) Закон толерантности.

Учитель: толерантное отношение к окружающему миру мы стараемся воспитывать и в себе. Но всегда ли это получается? Вопрос!

Фронтальное обсуждение

Ученые подсчитали: биосфера Земли могла прокормить лишь 10 млн. первобытных людей, которые ещё не овладели огнём и орудиями труда. Сейчас нас 7 млрд.


Не пострадали ли при этом другие виды, которые существуют (существовали) на Земле? Есть ли границы роста населения Земли?

Заслушиваются ответы учащихся.


Перед вами три высказывания:

* Человек – царь природы.

* Человек – неразумное дитя природы.

* Человек – ошибка природы.

Какое из этих высказываний, по вашему мнению, больше отвечает реальному взаимодействию: человек – природа? Обоснуйте свой выбор.

Заслушиваются ответы.

Учитель: В библии описан Апокалипсис, который положил конец существованию человечества на Земле. Раньше его отождествляли с ядерной войной, сейчас – всё чаще с экологической катастрофой.


Есть ли для этого основания? Можем ли мы надеяться, что человечество сможет избежать этой угрозы?


Письменная работа в парах


Экологов часто обвиняют в негативизме, нагнетании напряжения, в том, что они смотрят на мир через «черные очки».

Давайте попробуем убедиться, справедливы ли эти обвинения? Приведите по шесть примеров положительных и отрицательных явлений во взаимоотношениях человека и окружающей среды.


  • Издаёт указы, законы об охране окружающей среды

  • Вводит новые технологии, позволяющие повысить урожайность различных культур

  • Строит очистные сооружения

  • Разрабатывает целинные земли

  • Борется с сорняками

  • Осушает болота


  • Вырубает леса

  • Засоряет гидросферу

  • Нарушает экологический баланс в природе

  • Истребляет животных

  • Уничтожает растения

  • Загрязняет атмосферу, почвы

  • Разрушает озоновый слой

  • Радиационное загрязнение


А теперь подумайте, какое время вам понадобилось для описания позитива и негатива? Чем можно объяснить такую разницу во времени при выполнении первого и второго заданий?


V. Обобщение и систематизация знаний

1. Мозговой штурм


Сегодня мы не можем быть равнодушными к проблемам окружающей среды, вопросам охраны природы. И поэтому, возникает вопрос: «Что же можем сделать мы, что может сделать один человек в деле охраны природы?»

Заслушиваются ответы учащихся:

- Не сорить на улицах;

- Не рвать без надобности цветы;

- Экономить воду;

- Разжигать костры, соблюдая правила;

- Не разрушать муравейники;

- Не убивать животных;

- Устраивая пикники, убирать за собой;

- Спиливая деревья, не уничтожать молодые деревца и т.д.


Существуют определенные правила поведения в природе и их нужно соблюдать.


2. Фронтальная работа по терминам

3. Тестирование

4. Взаимопроверка

5. Выставление оценок


VІ. Домашнее задание - §24, опорный конспект


А тепер давайте проведём с вами психологический тест. Представьте себе зебру. Какого она цвета?

Заслушиваются ответы.


Этот шуточный тест поможет вам определить направленность вашего характера. Оптимисты считают зебру белой в чёрную полоску, пессимисты – чёрной в белую полоску, а реалисты убеждены, что белого и черного цвета поровну.

Домашнее задание предлагаю выбрать в зависимости от направленности вашего характера:

Оптимистам – описать или нарисовать экологически идеальное общество;

Пессимистам – составить рассказ-«антиутопию» «Экологический кризис в действии»;

Реалистам – разработать программу действий человечества, которая позволит существенно улучшить экологическую обстановку и избежать экологического кризиса.


Общие выводы учителя об эффективности проведенного урока на тему: «Предмет и задачи экологии. Закономерности действия экологических факторов на живые организмы».

Цель урока: определены предмет и задачи экологии; изучены основные экологические факторы и их влияние на живые организмы; развита у учащихся экологическое мышление.

Тип урока: изучены новые знания, по которым осуществлялось совершенствование уже имеющихся знаний и умений, а также усвоены учащимися новые материалы. При этом урок проводится с применением мультимедийных средств обучения, что способствует развитию познавательного интереса учащихся к изучаемому материалу. Ученики активно участвуют в обсуждении проблемы, показывая неплохие знания программного материала. На уроке подчеркивается необходимость бережного отношения к окружающей среде, намечаются некоторые пути решения экологических проблем, связанных с хозяйственной деятельностью человека.

Оборудование: мини-учебник к теме, опорный конспект, пейзажный видеоряд, запись «Исповедь Земли».

Межпредметные связи: внутрициклические (география);

межциклические (история, литература).


Структура урока

I этап. Начало урока

Сформирована тема урока, актуализированы знания учащихся по теме «Предмет и задачи экологии. Закономерности действия экологических факторов на живые организмы» в виде тестирования, что способствует подготовке учащихся к независимому оцениванию знаний. Мотивацией изучения новой темы является просмотр видеоряда пейзажей с одновременным прослушиванием записи «Исповедь Земли».


II этап. Основная часть урока

Изучение нового материала проводилось в виде беседы с одновременным использованием опорного конспекта, который имеется в мини-учебниках к теме. Учащимся предлагается такой вид деятельности как работа в группах по обсуждению высказываний выдающихся людей о природе. Учащиеся раскрывают эти афоризмы, обосновывая свои ответы. Также было предложено опережающее задание об экологических факторах и закономерностях влияния экологических факторов на живые организмы. Учащиеся справились с заданиями хорошо. Очевидно, что приемы с опережающими заданиями у них отработаны.


При фронтальном обсуждении вопроса отношение: человек-природа, ребята приняли активное участие, в котором раскрыли реальное взаимоотношение этих отношений. Работая в парах учащиеся приводили по 6 примеров положительных и отрицательных явлений во взаимоотношениях человека и окружающей среды. В виду того, что в настоящее время проблема окружающей среды становится очень актуальной, ребятам было предложено в виде мозгового штурма ответить на вопрос «Что можем сделать мы, что может сделать один человек в деле охраны природы?» Отвечали дети уверенно, показывая хорошие знания, предлагая различные варианты решения проблемы и, очевидно, что данный фрагмент урока был тоже целесообразным.


III этап. Заключительная часть урока

Проводится фронтальная работа по терминам, повторяется тестирование, которое было предложено в начале урока с целью выявления разницы знаний по данной теме в начале и в конце урока, осуществляется взаимопроверка и выставление оценок. Шло обсуждение вопросов: какие знания были получены, что нового узнали дети, какое практическое значение имеют полученные знания. Цели урока достигнуты. Использовались различные методы и приемы в проведении урока. В конце урока задается дифференцированное д/з и кратко комментируется.




Список использованной литературы


  1. Біологія. Програма для загальноосвітніх навчальних закладів, 10-11 клас. Рівень стандарту, академічний рівень, профільний рівень. – К.: 2010.

  2. Підручник «Біологія» 11 клас / під вид. П.Г. Балана, Ю.Г. Вервеса / рівень стандартна, академічний рівень. – К.: «Генеза», 2011.

  3. Энциклопедия «Живой мир», под. ред. Лесли Колвина. – М.: «Росмэн», 1997 г.