СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок презентация

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация предназначена для школ с туркменским языком обучения. Тема называется "Указательные местоимения".

Просмотр содержимого документа
«Урок презентация»

Указательные местоимения Н. А. Заболоцкий «Не позволяй душе лениться».

Указательные местоимения

Н. А. Заболоцкий «Не позволяй душе

лениться».

Этот, тот, такой – указательные местоимения.  Местоимения этот, тот, помимо указания на близость – дальность,  обозначают определённость.  Например: этот человек – тот человек.  этот дом ? – Нет, тот .  Указательные местоимения имеют  род, число, падеж.

Этот, тот, такой – указательные местоимения. Местоимения этот, тот, помимо указания на близость – дальность, обозначают определённость. Например: этот человек – тот человек. этот дом ? – Нет, тот . Указательные местоимения имеют род, число, падеж.

Падежи Единственное И.п. число Мужской и тот, этот средний род Р. П. Женский Множественное журнал, то, род  того, этого жур- число та, эта Д. п. Для всех родов  тому, этому это письмо нала, письма те, эти книги книга В.п. той, этой Т.п. тот, этот журналу, той, этой книги тех, этих книг журнал, то, Т. тем, этим жур- П.п книге тем, этим письму ту, эту налом, письмом П. о том, об этом книгу это письмо книгам той, этой те, эти книги журнале, о той, об этой  теми, этими книгой книгами письме книге о тех, об этих книгах

Падежи

Единственное

И.п.

число

Мужской и

тот, этот

средний род

Р. П.

Женский

Множественное

журнал, то,

род

того, этого жур-

число

та, эта

Д. п.

Для всех родов

тому, этому

это письмо

нала, письма

те, эти книги

книга

В.п.

той, этой

Т.п.

тот, этот

журналу,

той, этой

книги

тех, этих книг

журнал, то,

Т. тем, этим жур-

П.п

книге

тем, этим

письму

ту, эту

налом, письмом

П. о том, об этом

книгу

это письмо

книгам

той, этой

те, эти книги

журнале,

о той, об этой

теми, этими

книгой

книгами

письме

книге

о тех, об этих

книгах

Указательные местоимения в пред-  ложении обычно являются определением.  Например:  не тот (который?) богатырь, кто гири  поднимает, а тот (который?) , кто врага одолевает.

Указательные местоимения в пред- ложении обычно являются определением. Например: не тот (который?) богатырь, кто гири поднимает, а тот (который?) , кто врага одолевает.

  ВСПОМНИТЕ!  Определение  – это второстепенный член предложения, обозначающий признак предмета и отвечающий на вопрос какой? чей? который?

ВСПОМНИТЕ! Определение – это второстепенный член предложения, обозначающий признак предмета и отвечающий на вопрос какой? чей? который?

Фразеологизм  – это устойчивое словосочетание.  Например: Держать в чёрном теле ( строго) ;  толочь воду в ступе ( стоять на одном месте) .

Фразеологизмэто устойчивое словосочетание. Например: Держать в чёрном теле ( строго) ; толочь воду в ступе ( стоять на одном месте) .

Классная работа.  Задание .   Выучите пословицы о труде. Вдумайтесь в их смысл. Найдите и запишите указательные местоимения.  1. По труду и честь. 2. Кто не работает, тот не ест. 3. Без труда не вытащишь и рыбки из пруда. 4. Тот, кто трудится, всё у него сбудется. 5. Время и труд всё  перетрут.

Классная работа. Задание . Выучите пословицы о труде. Вдумайтесь в их смысл. Найдите и запишите указательные местоимения. 1. По труду и честь. 2. Кто не работает, тот не ест. 3. Без труда не вытащишь и рыбки из пруда. 4. Тот, кто трудится, всё у него сбудется. 5. Время и труд всё перетрут.

Задание 8 . стр. 197.   Выучите пословицы о труде. Вдумайтесь в их смысл. Найдите и запишите указательные местоимения.  1. По труду и честь. 2. Кто не работает, тот не ест. 3. Без труда не вытащишь и рыбки из пруда. 4. Тот, кто трудится, всё у него сбудется. 5. Время и труд всё  перетрут.

Задание 8 . стр. 197. Выучите пословицы о труде. Вдумайтесь в их смысл. Найдите и запишите указательные местоимения. 1. По труду и честь. 2. Кто не работает, тот не ест. 3. Без труда не вытащишь и рыбки из пруда. 4. Тот, кто трудится, всё у него сбудется. 5. Время и труд всё перетрут.

Задание 9 . стр. 197.  Спишите. Укажите род и падеж указательных  местоимений.  1. Этот (тот) труд прославил его. 2. Эти (те) стихи Заболоцкого напечатаны в учебнике. 3. В этой (той) книге много стихов о труде. 4. В этом (том) городе есть  красивые парки с фонтанами. 5. Об этом (том) герое писали во всех газетах и журналах.

Задание 9 . стр. 197. Спишите. Укажите род и падеж указательных местоимений. 1. Этот (тот) труд прославил его. 2. Эти (те) стихи Заболоцкого напечатаны в учебнике. 3. В этой (той) книге много стихов о труде. 4. В этом (том) городе есть красивые парки с фонтанами. 5. Об этом (том) герое писали во всех газетах и журналах.

 Задание 9 . стр. 197.  Спишите. Укажите род и падеж указательных местоимений.  1. Этот (тот) труд прославил его. (и.п., м.р). 2. Эти (те) стихи Заболоцкого напечатаны в учебнике. 3. В этой (той) книге много стихов о труде. 4. В этом (том) городе есть  красивые парки с фонтанами. 5. Об этом (том) герое писали во всех газетах и журналах.

Задание 9 . стр. 197. Спишите. Укажите род и падеж указательных местоимений. 1. Этот (тот) труд прославил его. (и.п., м.р). 2. Эти (те) стихи Заболоцкого напечатаны в учебнике. 3. В этой (той) книге много стихов о труде. 4. В этом (том) городе есть красивые парки с фонтанами. 5. Об этом (том) герое писали во всех газетах и журналах.

 Задание 9 . стр. 197.  Спишите. Укажите род и падеж указательных местоимений.  1. Этот (тот) труд прославил его. (и.п., м.р). 2. Эти (те) стихи Заболоцкого напечатаны в учебнике. (и.п., мн.ч). 3. В этой (той) книге много стихов о труде.4. В этом (том) городе есть  красивые парки с фонтанами. 5. Об этом (том) герое писали во всех газетах и журналах.

Задание 9 . стр. 197. Спишите. Укажите род и падеж указательных местоимений. 1. Этот (тот) труд прославил его. (и.п., м.р). 2. Эти (те) стихи Заболоцкого напечатаны в учебнике. (и.п., мн.ч). 3. В этой (той) книге много стихов о труде.4. В этом (том) городе есть красивые парки с фонтанами. 5. Об этом (том) герое писали во всех газетах и журналах.

Задание .  Спишите. Укажите род и падеж указательных  местоимений.  1. Этот (тот) труд прославил его .(и.п., м.р). 2. Эти (те) стихи Заболоцкого напечатаны в учебнике. (и.п., мн.ч). 3. В этой (той) книге много стихов о труде. (д.п., ж.р). 4. В этом (том) городе есть красивые парки с фонтанами. 5. Об этом (том) герое писали во всех газетах и журналах.

Задание . Спишите. Укажите род и падеж указательных местоимений. 1. Этот (тот) труд прославил его .(и.п., м.р). 2. Эти (те) стихи Заболоцкого напечатаны в учебнике. (и.п., мн.ч). 3. В этой (той) книге много стихов о труде. (д.п., ж.р). 4. В этом (том) городе есть красивые парки с фонтанами. 5. Об этом (том) герое писали во всех газетах и журналах.

Задание . Спишите. Укажите род и падеж указательных  местоимений.  1. Этот (тот) труд прославил его .(и.п., м.р). 2. Эти (те) стихи Заболоцкого напечатаны в учебнике. (и.п., мн.ч). 3. В этой (той) книге много стихов о труде. (д.п., ж.р). 4. В этом (том) городе есть красивые парки с фонтанами. (д.п., м.р). 5. Об этом (том) герое писали во всех газетах и журналах.

Задание . Спишите. Укажите род и падеж указательных местоимений. 1. Этот (тот) труд прославил его .(и.п., м.р). 2. Эти (те) стихи Заболоцкого напечатаны в учебнике. (и.п., мн.ч). 3. В этой (той) книге много стихов о труде. (д.п., ж.р). 4. В этом (том) городе есть красивые парки с фонтанами. (д.п., м.р). 5. Об этом (том) герое писали во всех газетах и журналах.

 Задание .  Спишите. Укажите род и падеж указательных местоимений.  1. Этот (тот) труд прославил его .(и.п., м.р). 2. Эти (те) стихи Заболоцкого напечатаны в учебнике. (и.п., мн.ч). 3. В этой (той) книге много стихов о труде. (д.п., ж.р). 4. В этом (том) городе есть красивые парки с фонтанами. (д.п., м.р). 5. Об этом (том) герое писали во всех газетах и журналах. (п.п., м.р).

Задание . Спишите. Укажите род и падеж указательных местоимений. 1. Этот (тот) труд прославил его .(и.п., м.р). 2. Эти (те) стихи Заболоцкого напечатаны в учебнике. (и.п., мн.ч). 3. В этой (той) книге много стихов о труде. (д.п., ж.р). 4. В этом (том) городе есть красивые парки с фонтанами. (д.п., м.р). 5. Об этом (том) герое писали во всех газетах и журналах. (п.п., м.р).

Николай Алексеевич Заболоцкий – известный  поэт-лирик и переводчик. Много стихотворений он  посвятил природе. В своих стихах он прославлял че-  ловека, труд и разум. «Работа, дело, творчество – это  великая самодисциплина. Важно знать, что ты хо-  чешь и к чему стремишься», – писал сам Заболоцкий. Ведь правильно выбранное дело даёт чувство полноты жизни. Человек, работающий, делающий добро, – интересен и красив.  «Стихи о труде – это стихи о главном в нашей  жизни», – говорил Н. А. Заболоцкий.

Николай Алексеевич Заболоцкийизвестный поэт-лирик и переводчик. Много стихотворений он посвятил природе. В своих стихах он прославлял че- ловека, труд и разум. «Работа, дело, творчество – это великая самодисциплина. Важно знать, что ты хо- чешь и к чему стремишься», – писал сам Заболоцкий. Ведь правильно выбранное дело даёт чувство полноты жизни. Человек, работающий, делающий добро, – интересен и красив. «Стихи о труде – это стихи о главном в нашей жизни», – говорил Н. А. Заболоцкий.

Не позволяй душе лениться       Коль дать ей вздумаешь поблажку,  Освобождая от работ,  Она последнюю рубашку  С тебя бессовестно сорвёт  А ты хватай её за плечи  Учи и мучай до темна,  Чтоб жить с тобой по-человечьи  Училась заново она.  Она рабыня и царица  Она работница и дочь,  Она обязана трудиться  И день и ночь, и день и ночь! Не позволяй душе лениться,  чтоб в ступе воду не толочь.  Душа обязана трудиться  И день и ночь, и день и ночь!  Гони её от дома к дому,  Тащи с этапа на этап,  По пустырю и бурелому,  Через сугроб, через ухаб!  Не разрешай ей спать в постели  При свете утренней звезды.  Держи лентяйку в чёрном теле  И не снимай с неё узды !

Не позволяй душе лениться

  • Коль дать ей вздумаешь поблажку, Освобождая от работ, Она последнюю рубашку С тебя бессовестно сорвёт А ты хватай её за плечи Учи и мучай до темна, Чтоб жить с тобой по-человечьи Училась заново она. Она рабыня и царица Она работница и дочь, Она обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь!
  • Не позволяй душе лениться, чтоб в ступе воду не толочь. Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь! Гони её от дома к дому, Тащи с этапа на этап, По пустырю и бурелому, Через сугроб, через ухаб! Не разрешай ей спать в постели При свете утренней звезды. Держи лентяйку в чёрном теле И не снимай с неё узды !
Домашняя работа.  Просклоняйте словосочетания: тот край, та  страна,  те поля, эти розы.

Домашняя работа. Просклоняйте словосочетания: тот край, та страна, те поля, эти розы.