Урок по теме «Мхи и папоротники» 5класс.
Учитель биологии МБОУ СШ №17 Н.Ф. Неверова г.Димитровград Ульяновской области.
Предметные результаты обучения.
Учащиеся должны знать:
- существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;
-основные признаки представителей растительного мира;
Учащиеся должны уметь:
-определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы;
-устанавливать черты сходства и различия у представителей низших и высших растений;
-различать изученные объекты в природе, на таблицах;
-объяснять роль представителей в жизни человека.
Метапредметные результаты обучения.
- использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
-самостоятельно готовить устное сообщение на 2-3 мин.
Раздаточный материал
1.Таблица «Сходство и различие особенностей изучаемых растений», которую ребята заполняют в ходе урока. (прилагается).
2. Живой мох, листья папоротника со спорами.
Слайд №2-4. Начало урока - расшифровка новой темы . ( В ходе этой игры ребята раскрывают на доске зашифрованные буквы в ответах на вопросы).
1
|
2
|
3
|
|
4
|
5
|
4
|
6
|
7
|
6
|
8
|
9
|
3
|
10
|
3
|
м
|
х
|
и
|
|
п
|
а
|
п
|
о
|
р
|
о
|
т
|
н
|
и
|
к
|
и
|
1.Очень важная часть клетки – клеточная____________. Она удерживает вместе все клеточные компоненты (органоиды) и отделяет содержимое любой клетки от внешней среды. (Мембрана)
2. Во многих клетках растений есть особые органоиды зеленого цвета - __________________ , в них на свету происходит образование питательных веществ. (Хлоропласты)
3. (Шестая буква). Корней, стеблей, листьев и цветков у водорослей нет. Как называется тело многих многоклеточных водорослей похожих на пластину? (слоевИщем)
4. Очень красивая красная водоросль, используется в пищевой, бумажной и текстильной промышленности. (Порфира).
5.(Вторая буква). Бурая водоросль , съедобная, имеет два названия – морская капуста и ________________( лАминария)
6. (Седьмая буква). Летом небольшие пресные водоемы приобретают зеленый цвет-«зацветают». Это явление вызывают микроскопические водоросли, которые передвигаются с помощью двух жгутиков.Как называется эта водоросль? (хламидОмонада)
7.(Четвертая буква)Тело этой водоросли состоит из вытянутых в длинный ряд клеток – нитей. Обитают по берегам ручьев на дне пресных водоемов в виде тины. Как называется эта водоросль (спиРогира) .
8. (восьмая буква). Как называются организмы состоящие из одной клетки? (одноклеТочные организмы).
9. ( Седьмая буква). Водоросли как и все зеленые растения, способны с помощью хлорофилла создавать необходимые им для жизни питательные вещества, как называется этот процесс? (фотосиНтез).
10. Водоросли вырабатывают огромное количество ___________ , который растворяется в воде и выделяется в атмосферу. (Кислород).
Слайд №5. Тема расшифрована.
Слайд №6.
Ребята, расскажу я вам одну историю.
В тенистом сыром лесу недалеко от речки жил мох по соседству с папоротником. Повстречались они как то и заспорили, кто из них самый красивый и самый ценный для природы и для человека.
Долго спорили мох и папоротник и к концу спора решили ребят на помощь позвать, да разобраться кто из них кто!
Слайд №7
Для того, чтобы нам во всем разобраться нужен план (учитель с ребятами составляет план урока).
Слайд №8
Особенности строения мха и папоротника
Слайд №9
Представители мха.
Слайд10
Представители папоротника.
Слайд №11
Легенда о цветке папоротника. Согласно славянским поверьям, папоротник цветёт лишь один миг, в ночь накануне Ивана Купалы (на 24 июня [7 июля] ); сорвать цветок очень трудно, тем более что нечистая сила этому всячески препятствует и запугивает Сорвавший цвет папоротника и сохраняющий его при себе приобретает необычные возможности. Он становится прозорливым, может понимать язык животных, видеть все клады, как бы глубоко в земле они ни находились.
Но никто до настоящего времени цветущий папоротник не нашел. Почему?
Слайд №12
Настоящие клады природы
Слайд №13
Значение мхов и папоротников в жизни человека
Слайд №14
Происхождение мхов и папоротников
Слайд№15
Выводы. Анализ урока. Проверка сравнительной таблицы.
В конце урока учитель предлагает ребятам положить в шкатулку «Знаний» жетоны» по выбору.
Зеленый- мне понравился урок
Желтый – хочу знать больше
Красный- мне было не все понятно.
Если останется время. В горах Европы, в частности в Карпатах, на скалах и в пещерах встречается особый вид мхов. Зеленая нить, прорастающая из спор этого мха, живет длительное время, достигая значительных размеров, и способна к свечению в полутьме. Особые линзовидные клетки улавливают слабый свет и направляют его на хлоропласты, создавая условия для фотосинтеза. Свет, проходя через хлоропласт, отражается стенкой клетки как зеленый луч. Свечение этого мха породило народные легенды о гномах, которые ночами в пещерах с фонарями охраняют сокровища.
Сходство и различие особенностей изучаемых растений
Представители
|
Водоросли
|
Мхи
|
Папоротники
|
особенности
|
1.Царство растения
|
Низших растений
|
+
|
|
|
Высших растений
|
|
+
|
+
|
2.Особенности строения
|
Ризоиды
|
+
|
+
|
|
Корневище
|
|
|
+
|
Слоевище
|
+
|
|
|
Листочки
|
|
+
|
|
Большие ажурные листья
|
|
|
+
|
Споры
|
+
|
+
|
+
|
Стебель
|
|
+
|
+
|
Ткани
|
|
|
+
|
3. Размножение
|
Спорами
|
+
|
+
|
+
|
Вегетативное
|
+
|
+
|
+
|
4. Среда обитания
|
Водная
|
+
|
|
|
Почвенная
|
|
+
|
+
|
5.Важная роль в природе
|
Служат пищей для многих животных
|
+
|
|
|
Вырабатывают огромное количество кислорода
|
+
|
|
|
Заселяют голые скалы и другие места, образуя почву для новых растений
|
+
|
|
|
Накапливают большие запасы воды
|
|
+
|
|
Являются украшением леса
|
|
|
+
|
6. Важная роль для человека
|
Пища
|
+
|
|
|
Очистка сточных вод
|
+
|
|
|
Полезное ископаемое - ТОРФ
|
|
+
|
|
Полезное ископаемое – КАМЕННЫЙ УГОЛЬ
|
|
|
+
|