Тема: Морфемика и словообразование русского языка.
Составила: преподаватель русского языка и литературы , первой квалификационной категории - Чайка Анна Алексеевна. ГПБОАУ СПО «Благовещенский политехнический колледж».
Эпиграф к уроку:
Для грамотности мало того,
чтобы человек знал грамматические правила (а их множество),
но необходимо,
чтобы он привык мгновенно выполнять их.
К.Д. Ушинский.
Работа с эпиграфом, актуализация знаний . Ответить на вопросы:
- Какой смысл вкладывает в эти слова автор строк?
- Что изучает раздел науки о языке «Словообразование»?
- С каким разделом языка тесно соприкасается эта тема?
- Каким образом связано словообразование с орфографией?
Записать определения:
- Морфемика – это раздел науки о языке, в котором изучается состав, строение слова.
- Морфемы – это значимые части слова: приставка, корень, суффикс, окончание. Каждая морфема имеет определенное значение.
Словообразовательные аффиксы:
- Приставка – значимая часть слова, которая образует новые слова; стоит перед корнем.
- Корень – общая часть родственных слов, в которых заключено их основное значение.
- Суффикс – значимая часть слова, которая образует новые слова; стоит после корня.
- Окончание – изменяемая часть слова, которая образует новые слова; стоит после корня.
- Словообразование – присоединение к непроизводным и производным основам различных словообразовательных аффиксов.
- Способы образования слов (конспект) из учебника ( Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средне ий школы / В.Ф.Греков, С.Е. Крючкова, Л.А. Чешко.) &17 – Способы словообразования.
- Непроизводная основа – слова, которые имеют первичный характер, т.е. не образованы от каких – либо других слов(гора, береза, лес и т.п.).
- Производная основа – к непроизводной основе могут присоединяться словообразовательные аффиксы (горный, березовый, пролесок и т.п.)
Выполнить задания:
1.Разберите по составу слова:
Живописный, осветительный, чего-нибудь, поддерживая, пробираться.
2. Найдите общий корень в словах:
пехота – опешить, упругий – пружина, простуда – стыд, наизусть – устный, сад – рассадник, лук – излучина, мрачный – обморок, след – последствия, крыло – крыша, судно – посуда.
3. Сделайте разбор слов по составу, укажите способ их словообразования.
Заземление, переговариваться, небезопасно, вычитание, рыбачка, черноморский, подоконник, учительство, состариться, подснежник.
4. Выделите словообразовательные суффиксы в словах:
Беглец, владелец, вузовец, доброволец, жилец, кружковец, скиталец, стрелец, торговец.
Назовите четвертое «лишнее» слово (выбор объяснить):
- Гонщик, сварщик, барабанщик, ящик.
- Чтец, жилец, певец, спец.
- Улететь, убежать, уложить, уплыть.
Найдите в тексте слова, образованные: а) приставочным способом; б) суффиксальным.
- Наш язык – «великий и могучий». Его лингвистический инвентарь и запас выразительных средств колоссальны и продолжают расти. В нем нет регионализмов, как в китайском или немецком. Он более открыт для адаптации иноязычных понятий, чем, например, английский. Разговорный язык не требует никакой защиты – ни юридической, ни моральной. Однако моральной, лингвистической, а иногда и юридической защиты требует наша речь.
Выполнить упражнения из
Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы / В.Ф.Греков, С.Е. Крючкова, Л.А. Чешко
Упражнение 72 стр.53;
Упражнение 74 стр.53-54
Выделите морфемы в словах и назовите их значения:
- Преподаватель, даритель, дирижёр, тостер, художница, москвичка, братишка, интернетчик, принтер, братство, десантура, зверьё, терроризм, мистицизм.
- Перевыборы, раскрасавица, разгрузка, антифашистский, вице-консул, ультразвук, сверхчеловек, супермодный.
Составьте текст к одной из картинок (тип речи - описание), используя слова с эмоционально-экспрессивной оценкой:
Комментарии к картинкам:
- Картинка слева – квартира во времена правления Н.С. Хрущева («хрущевская оттепель»).
- Картинка справа - Рококо́ (фр. rococo, от фр. rocaille — декоративная раковина, ракушка, рокайль), реже рококо — стиль в искусстве (в основном, в дизайне интерьеров), возникший во Франции в первой половине XVIII века (во время регентства Филиппа Орлеанского) как развитие стиля барокко. Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, эротическим ситуациям, личному комфорту. Наивысшее развитие в архитектуре стиль получил в Баварии.
Придумайте слова, морфемный состав которых соответствовал бы схемам:
- 1. Приставка, корень, суффикс, суффикс, окончание, суффикс.
- 2. Приставка, корень, суффикс, окончание.
- 3. Приставка, приставка, корень.
- 4. Корень, корень, окончание.
- 5. Корень, суффикс.
- 6. Корень.
Теоретическая разминка
- Что изучает словообразование?
- Назовите все значимые части слова?
- Что называется основой слова?
- Как выделить основу слова?
- Охарактеризуйте окончание как значимую часть слова?
- Что выражает окончание:
А) у имен сущ., числит., личн. местоим.?
Б) у имен прил., прич., местоим.?
В) у глаголов в наст., буд. вр.?
Г) у глаголов в прош. вр.?
ЭТАЛОН
1. Строение слов и способы их образования (1)
2. Приставка; корень; суффикс; окончание (4)
3. Основа слова – это часть слова без окончания и формообразующих суффиксов (1)
4. Чтобы выделить основу слова, необходимо отбросить окончание и формообразующий суффикс (1)
5. Окончание – это изменяемая часть слова, которая образует формы слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении (1)
6. а) значение падежа и числа (1);
б) значение падежа, числа и рода (1);
в) значение рода и числа (1);
г) значение рода и числа (1).
Результат
- 11, 12 баллов – «5»
- 9, 10 баллов – «4»
- 8 баллов – «3»
- 7 баллов – «2»