СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок - презентация. Тема: Морфемика и словообразование русского языка.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок - презентация. Тема: Морфемика и словообразование русского языка.

Просмотр содержимого документа
«Урок - презентация. Тема: Морфемика и словообразование русского языка.»

Тема: Морфемика и словообразование русского языка. Составила:  преподаватель русского языка и литературы , первой квалификационной категории -  Чайка Анна Алексеевна.  ГПБОАУ СПО «Благовещенский политехнический колледж».

Тема: Морфемика и словообразование русского языка.

Составила: преподаватель русского языка и литературы , первой квалификационной категории - Чайка Анна Алексеевна. ГПБОАУ СПО «Благовещенский политехнический колледж».

Эпиграф к уроку: Для грамотности мало того, чтобы человек знал грамматические правила (а их множество), но необходимо, чтобы он привык мгновенно выполнять их. К.Д. Ушинский.

Эпиграф к уроку:

Для грамотности мало того,

чтобы человек знал грамматические правила (а их множество),

но необходимо,

чтобы он привык мгновенно выполнять их.

К.Д. Ушинский.

Работа с эпиграфом, актуализация знаний . Ответить на вопросы: Какой смысл вкладывает в эти слова автор строк? Что изучает раздел науки о языке «Словообразование»? С каким разделом языка тесно соприкасается эта тема? Каким образом связано словообразование с орфографией?

Работа с эпиграфом, актуализация знаний . Ответить на вопросы:

  • Какой смысл вкладывает в эти слова автор строк?
  • Что изучает раздел науки о языке «Словообразование»?
  • С каким разделом языка тесно соприкасается эта тема?
  • Каким образом связано словообразование с орфографией?
Записать определения: Морфемика – это раздел науки о языке, в котором изучается состав, строение слова. Морфемы – это значимые части слова: приставка, корень, суффикс, окончание. Каждая морфема имеет определенное значение.

Записать определения:

  • Морфемика – это раздел науки о языке, в котором изучается состав, строение слова.
  • Морфемы – это значимые части слова: приставка, корень, суффикс, окончание. Каждая морфема имеет определенное значение.
Словообразовательные аффиксы: Приставка – значимая часть слова, которая образует новые слова; стоит перед корнем. Корень – общая часть родственных слов, в которых заключено их основное значение. Суффикс – значимая часть слова, которая образует новые слова; стоит после корня. Окончание – изменяемая часть слова, которая образует новые слова; стоит после корня.

Словообразовательные аффиксы:

  • Приставка – значимая часть слова, которая образует новые слова; стоит перед корнем.
  • Корень – общая часть родственных слов, в которых заключено их основное значение.
  • Суффикс – значимая часть слова, которая образует новые слова; стоит после корня.
  • Окончание – изменяемая часть слова, которая образует новые слова; стоит после корня.
Словообразование – присоединение к непроизводным и производным основам различных словообразовательных аффиксов. Способы образования слов (конспект) из учебника ( Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средне ий школы / В.Ф.Греков, С.Е. Крючкова, Л.А. Чешко.) &17 – Способы словообразования. Непроизводная основа – слова, которые имеют первичный характер, т.е. не образованы от каких – либо других слов(гора, береза, лес и т.п.). Производная основа – к непроизводной основе могут присоединяться словообразовательные аффиксы (горный, березовый, пролесок и т.п.)
  • Словообразование – присоединение к непроизводным и производным основам различных словообразовательных аффиксов.
  • Способы образования слов (конспект) из учебника ( Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средне ий школы / В.Ф.Греков, С.Е. Крючкова, Л.А. Чешко.) &17 – Способы словообразования.
  • Непроизводная основа – слова, которые имеют первичный характер, т.е. не образованы от каких – либо других слов(гора, береза, лес и т.п.).
  • Производная основа – к непроизводной основе могут присоединяться словообразовательные аффиксы (горный, березовый, пролесок и т.п.)
Выполнить задания: 1.Разберите по составу слова:  Живописный, осветительный, чего-нибудь, поддерживая, пробираться. 2. Найдите общий корень в словах:  пехота – опешить, упругий – пружина, простуда – стыд, наизусть – устный, сад – рассадник, лук – излучина, мрачный – обморок, след – последствия, крыло – крыша, судно – посуда.

Выполнить задания:

1.Разберите по составу слова:

Живописный, осветительный, чего-нибудь, поддерживая, пробираться.

2. Найдите общий корень в словах:

пехота – опешить, упругий – пружина, простуда – стыд, наизусть – устный, сад – рассадник, лук – излучина, мрачный – обморок, след – последствия, крыло – крыша, судно – посуда.

3. Сделайте разбор слов по составу, укажите способ их словообразования.  Заземление, переговариваться, небезопасно, вычитание, рыбачка, черноморский, подоконник, учительство, состариться, подснежник. 4. Выделите словообразовательные суффиксы в словах:  Беглец, владелец, вузовец, доброволец, жилец, кружковец, скиталец, стрелец, торговец.

3. Сделайте разбор слов по составу, укажите способ их словообразования.

Заземление, переговариваться, небезопасно, вычитание, рыбачка, черноморский, подоконник, учительство, состариться, подснежник.

4. Выделите словообразовательные суффиксы в словах:

Беглец, владелец, вузовец, доброволец, жилец, кружковец, скиталец, стрелец, торговец.

Назовите четвертое «лишнее» слово (выбор объяснить): Гонщик, сварщик, барабанщик, ящик. Чтец, жилец, певец, спец. Улететь, убежать, уложить, уплыть.

Назовите четвертое «лишнее» слово (выбор объяснить):

  • Гонщик, сварщик, барабанщик, ящик.
  • Чтец, жилец, певец, спец.
  • Улететь, убежать, уложить, уплыть.
Найдите в тексте слова, образованные:  а) приставочным способом;  б) суффиксальным. Наш язык – «великий и могучий». Его лингвистический инвентарь и запас выразительных средств колоссальны и продолжают расти. В нем нет регионализмов, как в китайском или немецком. Он более открыт для адаптации иноязычных понятий, чем, например, английский. Разговорный язык не требует никакой защиты – ни юридической, ни моральной. Однако моральной, лингвистической, а иногда и юридической защиты требует наша речь.

Найдите в тексте слова, образованные: а) приставочным способом; б) суффиксальным.

  • Наш язык – «великий и могучий». Его лингвистический инвентарь и запас выразительных средств колоссальны и продолжают расти. В нем нет регионализмов, как в китайском или немецком. Он более открыт для адаптации иноязычных понятий, чем, например, английский. Разговорный язык не требует никакой защиты – ни юридической, ни моральной. Однако моральной, лингвистической, а иногда и юридической защиты требует наша речь.
Выполнить упражнения из  Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы / В.Ф.Греков, С.Е. Крючкова, Л.А. Чешко Упражнение 72 стр.53; Упражнение 74 стр.53-54

Выполнить упражнения из

Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы / В.Ф.Греков, С.Е. Крючкова, Л.А. Чешко

Упражнение 72 стр.53;

Упражнение 74 стр.53-54

Выделите морфемы в словах и назовите их значения: Преподаватель, даритель, дирижёр, тостер, художница, москвичка, братишка, интернетчик, принтер, братство, десантура, зверьё, терроризм, мистицизм. Перевыборы, раскрасавица, разгрузка, антифашистский, вице-консул, ультразвук, сверхчеловек, супермодный.

Выделите морфемы в словах и назовите их значения:

  • Преподаватель, даритель, дирижёр, тостер, художница, москвичка, братишка, интернетчик, принтер, братство, десантура, зверьё, терроризм, мистицизм.
  • Перевыборы, раскрасавица, разгрузка, антифашистский, вице-консул, ультразвук, сверхчеловек, супермодный.
Составьте текст к одной из картинок (тип речи - описание), используя слова с эмоционально-экспрессивной оценкой:

Составьте текст к одной из картинок (тип речи - описание), используя слова с эмоционально-экспрессивной оценкой:

Комментарии к картинкам: Картинка слева – квартира во времена правления Н.С. Хрущева («хрущевская оттепель»). Картинка справа - Рококо́ (фр. rococo, от фр. rocaille — декоративная раковина, ракушка, рокайль), реже рококо — стиль в искусстве (в основном, в дизайне интерьеров), возникший во Франции в первой половине XVIII века (во время регентства Филиппа Орлеанского) как развитие стиля барокко. Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, эротическим ситуациям, личному комфорту. Наивысшее развитие в архитектуре стиль получил в Баварии.

Комментарии к картинкам:

  • Картинка слеваквартира во времена правления Н.С. Хрущева («хрущевская оттепель»).
  • Картинка справа - Рококо́ (фр. rococo, от фр. rocaille — декоративная раковина, ракушка, рокайль), реже рококо — стиль в искусстве (в основном, в дизайне интерьеров), возникший во Франции в первой половине XVIII века (во время регентства Филиппа Орлеанского) как развитие стиля барокко. Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, эротическим ситуациям, личному комфорту. Наивысшее развитие в архитектуре стиль получил в Баварии.
Придумайте слова, морфемный состав которых соответствовал бы схемам: 1. Приставка, корень, суффикс, суффикс, окончание, суффикс. 2. Приставка, корень, суффикс, окончание. 3. Приставка, приставка, корень. 4. Корень, корень, окончание. 5. Корень, суффикс. 6. Корень.

Придумайте слова, морфемный состав которых соответствовал бы схемам:

  • 1. Приставка, корень, суффикс, суффикс, окончание, суффикс.
  • 2. Приставка, корень, суффикс, окончание.
  • 3. Приставка, приставка, корень.
  • 4. Корень, корень, окончание.
  • 5. Корень, суффикс.
  • 6. Корень.
Теоретическая разминка Что изучает словообразование? Назовите все значимые части слова? Что называется основой слова? Как выделить основу слова? Охарактеризуйте окончание как значимую часть слова? Что выражает окончание: А) у имен сущ., числит., личн. местоим.? Б) у имен прил., прич., местоим.? В) у глаголов в наст., буд. вр.? Г) у глаголов в прош. вр.?

Теоретическая разминка

  • Что изучает словообразование?
  • Назовите все значимые части слова?
  • Что называется основой слова?
  • Как выделить основу слова?
  • Охарактеризуйте окончание как значимую часть слова?
  • Что выражает окончание:

А) у имен сущ., числит., личн. местоим.?

Б) у имен прил., прич., местоим.?

В) у глаголов в наст., буд. вр.?

Г) у глаголов в прош. вр.?

ЭТАЛОН 1. Строение слов и способы их образования (1) 2. Приставка; корень; суффикс; окончание (4) 3. Основа слова – это часть слова без окончания и формообразующих суффиксов (1) 4. Чтобы выделить основу слова, необходимо отбросить окончание и формообразующий суффикс (1) 5. Окончание – это изменяемая часть слова, которая образует формы слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении (1) 6. а) значение падежа и числа (1);  б) значение падежа, числа и рода (1);  в) значение рода и числа (1);  г) значение рода и числа (1).

ЭТАЛОН

1. Строение слов и способы их образования (1)

2. Приставка; корень; суффикс; окончание (4)

3. Основа слова – это часть слова без окончания и формообразующих суффиксов (1)

4. Чтобы выделить основу слова, необходимо отбросить окончание и формообразующий суффикс (1)

5. Окончание – это изменяемая часть слова, которая образует формы слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении (1)

6. а) значение падежа и числа (1);

б) значение падежа, числа и рода (1);

в) значение рода и числа (1);

г) значение рода и числа (1).

Результат 11, 12 баллов – «5» 9, 10 баллов – «4» 8 баллов – «3» 7 баллов – «2»

Результат

  • 11, 12 баллов – «5»
  • 9, 10 баллов – «4»
  • 8 баллов – «3»
  • 7 баллов – «2»