СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок применения современных педагогических технологий

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок применения современных педагогических технологий»


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 363

ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

УРОК-КВИЗ

по теме:

ЭПОХА ПЕТРА I

(рассчитано на учеников 8 классов)



Автор составитель:

Педагог история и обществознания

Карманов Владимир Юрьевич







Санкт-Петербург

2022



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Урок-квиз по теме «Эпоха Петра I» рассчитан на проведение на уроках в 8 классах в рамках закрепления темы «Эпоха Петра Великого».


Вопросы обеспечивают умение применять знания на практике, проверяют, насколько был усвоен материал в рамках оговоренной темы.

Цель: закрепить представления учащихся о времени правления Петра Первого, его реформах.

Формируемые УУД :  познавательные – самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;  коммуникативные – с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные – формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала; личностные – устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.    

Оборудование урока: презентация, компьютер.

Задачи:

  • Развитие устойчивого интереса к предмету, творческой активности;

  • Развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности;

  • Воспитание уважения к сопернику, стойкости, воли к победе, находчивости;

Тип занятия: Урок обобщения и систематизации знаний.

Технология: Игровая технология.


Ход занятия

Роль Петра I в истории России сложно переоценить. Его считают великим реформатором, преобразователем. Результатом его работы стала новая форма правления – абсолютная монархия и создание дворянско-чиновничьего аппарата, которые кардинально изменили течение русской истории. Военная, судебная реформы позволили России стать на равных с развитыми странами Европы, привели к значительному увеличению территории страны. Каждое государство существует за счет экономики, уровня формирования производительных сил. Огромный скачок в этом направлении переместил государство на новый этап развития.


Цель викторины:

В форме соревнования обобщить пройденный материал по предмету и расширить кругозор.


Правила:

Обучающиеся делятся на 2 команды. Количество участников в команде зависит от количества человек в группе. Участникам предлагается 3 раунда.


Первый раунд «Знаменательный год»


В этом туре командам необходимо ответить на вопрос «Где происходит событие?». За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.


  • Карл XII поспешил на помощь осажденному гарнизону. Он совершил стремительный переход и, воспользовавшись пургой, атаковал русских.

(Битва при Нарве).

  • В 1703 г. Петр овладел крепостями по течению Невы-Нотебургом и Ниеншанцем и 30 мая 1703 г. приказал заложить на Заячьем острове в устье Невы будущую столицу России.

(Санкт-Петербург).

  • В 2 часа ночи 27 июня 1709 г. Карл XII атаковал редуты, нанеся удар по центру, но был отбит метким ружейным огнем. Началась …

(Полтавская битва).

  • На гравюре М. Бакуа изображено морское сражение у мыса … (полуостров Ханко) в Балтийском море.

(Гангут).

  • Мирный договор между Русским царством и Шведским королевством, завершивший Северную войну 1700—1721 годов. Подписан 30 августа 1721 год в городе Ништадте.

(Ништадтский мир).


Второй раунд «Интересный вопрос».


В его вопросах зашифрованы фамилии военачальников и полководцев. К каждому вопросу даётся игровое поле, в котором показано количество букв в ответе.

Если командам сразу не удалось дать правильный ответ, ведущий открывает дополнительные буквы

в игровом поле. При этом с каждой подсказкой количество баллов за ответ снижается от 3 до 1.

  • Русский государственный деятель, при Петре I сибирский губернатор. При Анне Иоанновне один из трёх кабинет-министров. С 1740 года - канцлер Российской империи.

(Черкасский)

  • Князь— русский полководец, генерал-фельдмаршал и президент Военной коллегии, соратник царя Петра I, участник Северной войны 1700—1721 годов.

(Голицын)

  • Русский государственный и военный деятель; ближайший помощник и советник царя Петра I. Сыграл крупную роль в создании новой царской армии, обученной по европейскому образцу. Был одним из главных вождей Азовских походов 1695 и 1696 годов. В 1695 году назначен адмиралом ещё не построенного русского флота. В 1697 году был поставлен во главе посольства в Западную Европу.

(Лефорт)

  • Русский государственный и военный деятель, ближайший сподвижник и фаворит Петра I, генералиссимус, адмирал, первый Санкт-Петербургский генерал-губернатор, президент Военной коллегии.

(Меншиков)

  • Русский государственный деятель и дипломат, сподвижник Петра I, камергер, обер-шталмейстер, генерал-аншеф, первый в русской истории генерал-прокурор. Славился честностью и неподкупностью.

(Ягужинский)

  • Российский военный инженер, генерал-аншеф, прадед А. С. Пушкина. В 1704 году русский посол привёз Ганнибала в Москву, где через год тот был крещён. Поскольку крёстным отцом был Пётр I, в православии Ганнибал получил отчество Петрович. С 1756 года — главный военный инженер русской армии, в 1759 году получил звание генерал-аншефа.

(Ганнибал)

  • С 1661 года оказался на службе московского государя и навсегда остался в России. Настоящая слава к шотландцу пришла во время героической обороны Чигирина в 1678 году. По завершении кампании шотландцу был присвоен чин генерал-майора. Опыт, знания, ум и честность произвели огромное впечатление на Петра I. Военные реформы русской армии в конце XVII века проводились фактически под руководством этого генерала.

(Гордон)

  • Граф, в России — Андрей Иванович — один из сподвижников Петра I, выходец из Вестфалии, фактически руководивший внешней политикой Российской империи в 1720-е и 1730-е годы. Придерживался политики союза со Священной Римской империей и стал одним из авторов союзного договора 1726 года. Занимал пост вице-канцлера и первого кабинет-министра.

(Остерман)

  • 16 декабря 1701 г. после смерти патриарха Адриана, по указанию царя Петра I, Стефан (в миру Симеон Иванович) назначен местоблюстителем патриаршего престола.

(Яворский)

  • В 1677 году, дьяк был рекомендован царю Фёдору Алексеевичу боярином Соковниным; учительские способности его были испытаны Симеоном Полоцким, и ему было поручено учение пятилетнего царевича.

(Зотов)


Третий раунд «Своя игра».


В нём вопросы разбиты на 4 темы, в каждой из которых
5 вопросов от 1 до 5 баллов. Чем больше баллов у вопроса, тем он сложнее.


Тема. Полтавская битва.


  • Генеральное сражение Северной войны между русскими войсками под командованием Петра I и шведской армией Карла XII. (Полтавская битва)

  • «Воины! Вот пришел час, который решит судьбу Отечества. И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за отечество, за православную нашу веру и церковь. Не должна вас также смущать слава неприятеля, будто бы непобедимого, которой ложь вы сами своими победами над ним неоднократно доказывали. Имейте в сражении пред очами вашими правду и бога, поборающего по вас. А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего». (Пётр)

  • Какое сражение Пётр называл «матерью Полтавской виктории»? (Битву при Лесной)

  • Командование российскими войсками было поручено трем военачальникам: пехота - Шереметеву, артиллерия - Брюсу. Общее руководство осуществлял сам Петр I. Кто командовал конницей? (Меншиков)

  • В самый решающий момент Полтавской битвы русское ядро попало … Куда попало ядро и что произошло дальше? (В повозку Карла XII)


Тема. Гангутское сражение.

  • Когда произошло сражение изображённое на картине? (27 июля 1714 года)

  • Из каких судов состоял русский флот? (Русский флот - состоял в основном из гребных судов (галера).

  • Под чьим началом 20 мая 1714 года русский галерный флот (около 100 судов с 15-тыс. десантом) вышел из Санкт-Петербурга к Кроншлоту? (20 мая 1714 года русский галерный флот под началом Фёдора Апраксина)

  • Какое звание получил Пётр I за победу в Гангутском сражении? (За этот бой Пётр I был произведён в вице-адмиралы.)

  • В сентябре 1714 года в Петербурге состоялись торжества по случаю Гангутской победы. Победители прошли под триумфальной аркой, на которой был изображён орёл, сидевший на спине у слона («Elefant» переводится на русский язык как «слон»). Надпись на арке гласила: «…». Что гласила надпись? (Надпись гласила: «Русский орёл мух не ловит»)

  • Бой у острова Гренгам между отрядом судов русского гребного флота и шведской эскадрой парусных кораблей произошёл? (27 июля 1720 г.)

  • Гренгамская победа ускорила подписание … Назовите это событие. (Подписание Ништадтского мирного договора)

  • В честь у острова Гренгам победы была отчеканена медаль с надписью, «…». Какая надпись была на медали? («Прилежание и храбрость превосходит силу»)

  • 26 июля русский флот в составе 61 галеры и 29 лодок приблизился к Аландским островам. Разведывательные лодки русских заметили шведскую эскадру между островами Лемланд и Фритсберг. Из-за сильного ветра атаковать её было невозможно, и командующий принял решение идти к острову Гренгам с целью подготовки хорошей позиции среди шхер. Кто командовал эскадрой? (26 июля русский флот под командованием Михаила Михайловича Голицына в составе 61 галеры и 29 лодок приблизился к Аландским островам.)

  • В память побед при Гангуте и при Гренгаме (одержанных в разные годы в один и тот же день — день памяти святого Пантелеимона) в Санкт-Петербурге построена, … Что было построено? (В память побед при Гангуте и при Гренгаме (одержанных в разные годы в один и тот же день — день памяти святого Пантелеимона) была построена в Санкт-Петербурге Пантелеймоновская церковь

  • Когда был подписан мирный договор между Русским царством и Шведским королевством, завершивший Северную войну 1700—1721 годов? (Подписан 30 августа 1721 год в городе Ништадте.)

  • 22 октября 1721 года «по прошению сенаторов» Пётр I принял … Что принял Пётр? (Пётр I принял титул Отца Отечества, Императора Всероссийского.)

  • Договор, Ништадского мира, состоял из преамбулы и 24 статей. По договору Россия закрепила . . . : к ней отошли часть Карелии, расположенной к северу от Ладожского озера, с Выборгом, Ингерманландия от Ладоги до Нарвы, часть Эстляндии с Ревелем, часть Лифляндии с Ригой, острова Эзель и Даго. Что за собой закрепляла Россия? (По договору Россия закрепила выход к Балтийскому морю)

  • Что символизирует центральная фигура петергофского каскада фонтанов — Самсон, раздирающий пасть льву? (Знаменует победу русского оружия в Северной войне.)

  • Скульптура «Мир и Победа», установленная в Летнем саду Санкт-Петербурга. Символизирует что? (Скульптурная группа «Мир и Победа», установленная в Летнем саду Санкт-Петербурга символизирует победу России над Швецией в Северной войне 1700-1721 годов.)

Подведение итогов. Поздравление победителей.


Завершающее слово: Пётр 1 был предан России в результате его деятельности Россия превратилась в великую державу. За выдающиеся заслуги в 1721 году был назван великим и получил титул Императора Всероссийского. Россия была провозглашена Империей. Так называли большие и сильные государства.


Ведущий предоставляет слово жюри. Члены жюри называют победителей и вручают грамоты участникам.



6