СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок. Природа и люди Древней Индии

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка открытого урока в 5 классе  соответствует  ФГОС, предназначен для учащихся национальных классов со средним уровнем обучения.

Просмотр содержимого документа
«Урок. Природа и люди Древней Индии»

Дата проведения: История Древнего мира 5 класс

Учитель истории Калбак-кыс А.В.

Урок: 23. Природа и люди Древней Индии

Педагогические цели

Способствовать ознакомлению с природными условиями долин Инда и Ганга, жизнью и занятием населения; создать условия для выявления особенностей религии Древней Индии.

Тип урока

Усвоение новых знаний

Вид урока

Урок - путешествие

Планируемые результаты

Предметные

Овладение целостными представлениями об историческом пути народа индии и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества

Личностные

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; понимания культурного многообразия мира; формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе различных видов деятельности: учебно-исследовательская, творческая и т.д.

Метапредметные

Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность; готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе, социальном окружении и др.

Основное содержание темы, понятия и термины

Местоположение и природные условия Индостана. Занятие жителей Древней Индии, сельско-хозяйственные культуры и одомашненные животные. Древние города- государства. Бог Ганеша. Вера в переселение душ. Карма. Джунгли, рис, хлопчатник, сахар.

Образовательные ресурсы

• учебник: Вигасин А.А. "История Древнего мира". Просвещение, 2012 г.,

• карта «Древние государства мира»

• компьютер,

• мультимедийный проектор,

• презентация,

• рабочая тетрадь №1, Индивидуальные карточки - схемы «Индия» формата А4


Дополнительное оборудование

- сахар, чай, хлопчатник, вата рис;

- раздаточный материал: салфетки с символами Индии для каждого ученика: пряности, вата, сахар, рис, чай, к салфетке прикреплена табличка с изображение слона и с текстом домашнего задания.

Сари – традиционная одежда индийских женщин для учителя









Организационная структура урока

Этапы урока

Формы , методы, методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма контроля

Характеристика основных видов деятельности

Формируемые УУД

  1. Организационный момент

Фронтальная.

Словесный, наглядный.

Слово учителя

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку. Перед каждым учеником ставит раздаточный материал: салфетки с содержимым.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проведем необычный урок. Мы с вами совершим путешествие в Древнюю Индию на коврах самолетах. Приглашаю всех занять место в коврах самолетах. Во время полета нельзя вставать с места, громко разговаривать.

Приветствует учителя. Организует свое рабочее место

Быстрое включение в деловой ритм урока в качестве путешественника

Проверка готовности к уроку.

  1. Актуализация знаний и способов действий

Древние государства мира

Фронтальная.

Словесный, наглядный, практический.

Беседа, работа с карой, «линия времени»

Слово учителя

Итак, наша путешествие начинается из Верховья Енисея, из самого центра Азии – Тувы. Прежде чем полететь в Древнюю Индию мы посетим Древние государства мира, с которыми мы познакомились в предыдущих уроках. Какие древние государства Вы знаете, ребята?

(Ответы: Египет, Вавилон, Двуречье и т.д.)

1. Фронтальный опрос по вопросам:

(Приложение 1)

2. Работа с «линией времени»:

(Приложение 2)

Молодцы ребята! Все страны, которые изучали, мы объездили, а теперь полетим в Древнюю Индию.

Показывают на карте изученные древние государства, отвечают на вопросы учителя, работают с «линией времени» отмечают на ней дату, выполняют вычисления.

Регулятивные: осуществляют коррекцию, вносят необходимые дополнения и коррективы в способ действия с учетом оценки результата самим обучающимся, учителем, товарищами.

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи, используют доказательства

Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Беседа по вопросам, работа с картой, «линией времени»

  1. Постановка учебной задачи

Фронтальная.

Словесный.

Сообщение учителя, беседа

Учитель предлагает написать дату , тему урока на тетрадях.

- Вот мы прилетели в Древнюю Индию. Что мы должны узнать первую очередь. Сформулируйте цель нашего урока.

Предлагает ознакомится с планом урока. (открывает слайд)

Слушают учителя, записывают дату и тему урока, формулируют учебную задачу, знакомятся с планом урока.

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную в месте с учителем.

Познавательные: знакомятся с теми вопросами которые должны рассмотреть.

Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной форме.

Беседа по вопросам

  1. Усвоение новых знаний и способов действий

  1. Место положение и природные условия Индии.
























Физминутка

Фронтальная.

Объяснительно-иллюстративный,. Рассказ учителя

  1. Место положением Индии вас ознакомит Хаваа Лера – сообщение или чтение текста учебника на стр. 95-96.

«Индия расположена в Южной Азии на полуострове Индостан. Берега ее с запада, с востока и с юга омывают Индийский океан. С Севера ее границей служат Гималаи- самые высокие горы в мире. Самые широкие и полноводные реки Индии – Инд и Ганг»

  1. Природные условия Индии – рассказ учителя:

« Большую часть года в Индии очень жарко. Гималаи не дают проникнуть холодным ветрам с севера. А с юга ветер гонит дождевые тучи с океана и горы останавливают их. Поэтому целых 2 месяца (июль и август) здесь идут дожди и реки выходят из берегов. В долина Ганга очень жарко и влажно. Ее покрывали густые, труднопроходимые леса- Джунгли. В джунглях человека со всех сторон подстерегали опасности -хищные звери, ядовитые насекомые и змеи».

А теперь давайте остановимся на джунглях. Выпишите определение новых терминов. Все записали, молодцы. А теперь я предлагаю прогуляется по джунглям. Все стаем с ковров самолетов и выполняем упражнение.


Показывают на карте место положение Древней Индии, горы и главные реки Индии – Инд и Ганг, слушают рассказ учителя о природных условиях Индостана.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, проговаривают в слух последовательность производимых действий.

Познавательные: понимают, показывают на карте, проговаривают место положение Древней Индии.

Коммуникативные: владеют монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами русского языка.

Работа с картой, беседа по вопросам.

  1. Занятие жителей.

  2. Боги и животные

Групповая.

Объяснительно-иллюстративный, проблемный. Рассказ учителя, работа с рисунком схемой.

Организует групповую работу с учебником, предлагает прочитать текст в учебнике и выполнить задание: Заполнить пропуски в схеме. Вот мы вышли из джунглей и прилетели к поселку.

1 группа. Пункт 3. Деревни среди джунглей

Приложение 3.

2 группа. Пункт 4. Животные и боги. Приложение 4.


Читают текст в учебнике на стр. 97-99, пункт 3, 4 и выполняют задание со схемой.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Познавательные: владеют навыками смыслового чтения (осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели), определяют основную и второстепенную информацию, осуществляет анализ, сравнение, делают выводы.

Коммуникативные: договариваются, приходят к общему решению, используют в общении правила вежливости, принимают другое мнение и позицию.

Групповая работа по заполнению схем

  1. Вера в переселение душ

Фронтальная

Словесный

Практический

Работа с текстом и документом


Организует работу с пунктом 5, документом «Сказание о Раме» и беседу по вопросам:

  1. В чем заключалась переселение душ?

  2. Что сходного в в представлениях индийцев и египтян о посмертном существовании, что различного?

  3. Кто олицетворяет добро и кто зло в сказании о Раме?

  4. Какие человеческие качества героев привлекли вас?

Проводят поиск необходимой информации в тексте учебника и документа, сравнивают религиозные взгляды индийцев и египтян, определяют сходство. Осуществляют анализ документа. Характеризуют человеческие качества.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Познавательные: владеют навыками смыслового чтения (осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели), определяют основную и второстепенную информацию, осуществляет анализ, сравнение, делают выводы.

Коммуникативные: владеют монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами русского языка

Отвечают на вопросы

  1. Закрепление знаний и способов действий

Парная

Иллюстративный.

Работа с контурной картой

Организует работы с индивидуальными карточками «Индия»

Давайте сделаем вывод ребята. Что мы узнали сегодня на уроке?

Отв:

Молодцы ребята, теперь мы можем лететь обратно, домой. По дороге сделайте не большое задание.

Работают с контурной картой на схеме, с индивидуальными карточками.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свою деятельность.

Коммуникативные: умеют работать в парах, прислушиваются дрыг другу, уважают мнение другого..

Работа с контурной картой, задания.

  1. Рефлексия


Если вам урок понравился и вы узнали много интересного нарисуйте звездочку на краю тетради, если урок не понравился нарисуйте треугольник, а если урок понравился ,но хочется еще больше узнать нарисуйте квадрат.




  1. Информация о домашнем задании

Фронтальная.

Словесный.

Сообщение учителя

Комментирует задание.

Задание 81, 82 в рабочей тетради (1-5)

Воспринимают задание, уточняют

Регулятивное: планирует самостоятельное выполнение заданий

Задания в рабочей тетради.



Приложение 1. Фронтальный опрос по вопросам:

- Что вы знаете про Египет?

- Где находится Двуречье?

- Кто был царем Вавилонского царства с 1792-1750 г до н.э.?

- «Если человек ударил отца, ему следует отрубить руку. Если человек выколол глаз человеку, ему самому следует выколоть глаз». Чьи это законы?

- Назовите основные города Финикийцев? ( Библ, Сидон, Тир)

- Где было изобретено стекло?

- Где находится Финикия, покажите на карте?

-Чья библиотека не сгорела при пожаре и почему?

- Царем какого государства был Ашурбанипал?

- Что применяли ассирийцы в бою?( конницу, таран)

-Самый могущественный правитель перси, который завоевал все древние государства мира? (Дарий первый).



Приложение 2. Работа с «линией времени»:

В каком году перцы захватили Египет? Сколько лет тому назад это произошло? Покажи на «линии времени» и подсчитай?





Приложение 3. Схема «Основные занятия древних индийцев»

Основные занятия

________________________________

__________________________











Охота и собирательство





Сажали: Разводили: Охотились на:

1.___________________ 1. ____________________ 1. ____________

2.___________________ 2. ____________________ 2. ____________

3.___________________ 3. ____________

Выкрашивали:

1.__________________

2.__________________









Приложение 4. Схема «Священные животные древних индийцев»

Священные животные



















__________________________

____________________________________





______________________________



Божественная кормилица Он переносил тяжести и участвовал в



сражениях



В джунглях жили :_______________,________________, ____________, по деревьям скакали _________________, по земле ползали ____________.























Физминутка:

Учитель: Давайте прогуляемся по джунглям. Повторяйте за мной движения:

заходим в сумерки джунглей и сначала ничего не видим, зажмуриваем глаза - открываем (несколько раз);

идем по тропинке ( ходьба на месте); стараемся высоко поднимать ноги - вдруг нам встретится змея (ходьба на месте с высоким подниманием бедра);

увидели птицу слева, справа (поворот головы влево вправо);

впереди увидели красивый цветок, понюхаем его (вытягивая шею вперед, втягиваем воздух носом);

раздвигаем лианы на пути (разводим руками: правой, левой, двумя);

вот вышли из джунглей, увидели солнышко, улыбнулись ему и потянулись вверх руками (потягивания).



Приложение №1. Индивидуальные карточки.





Все надписи на карте делайте карандашами!

Задание № 1. (Древний Китай)

1. Надпишите названия двух главных рек Китая.
2. Обведите границы древнейшего государства в Китае (2-е тыс. до н. э.)

3. Обведите границы китайского государства при Цинь Шихуане (3-й в. до н. э.).

Задание № 2. (Древняя Индия)

1. Надпишите названия двух главных рек Индии.

2. Обозначьте и надпишите Гималайские горы.

3. Обозначьте значком Δ места древнейших городов Индии.




4. Обведите границы крупнейшего государства в Индии (3-й в. до н. э.).



Задание № 3.

Впишите недостающие слова.

Индия расположена на юге материка _________________ . Северной границей Индии служат самые высокие горы в мире. Их название _________________ .

Берега Индии с запада, с востока и с юга омывает ————————— океан.

Самые многоводные реки Индии — это ______________________________

Задание № 3.

Впишите недостающие слова.

Индия расположена на юге материка _________________ . Северной границей Индии служат самые высокие горы в мире. Их название _________________ .

Берега Индии с запада, с востока и с юга омывает ————————— океан.

Самые многоводные реки Индии — это ______________________________


Задание № 3.

Впишите недостающие слова.

Индия расположена на юге материка _________________ . Северной границей Индии служат самые высокие горы в мире. Их название _________________ .

Берега Индии с запада, с востока и с юга омывает ————————— океан.

Самые многоводные реки Индии — это ______________________________


Задание № 3.

Впишите недостающие слова.

Индия расположена на юге материка _________________ . Северной границей Индии служат самые высокие горы в мире. Их название _________________ .

Берега Индии с запада, с востока и с юга омывает ————————— океан.

Самые многоводные реки Индии — это ______________________________

Задание № 3.

Впишите недостающие слова.

Индия расположена на юге материка _________________ . Северной границей Индии служат самые высокие горы в мире. Их название _________________ .

Берега Индии с запада, с востока и с юга омывает ————————— океан.

Самые многоводные реки Индии — это ______________________________