Дата проведения: История Древнего мира 5 класс
Учитель истории Калбак-кыс А.В.
Урок: 23. Природа и люди Древней Индии
Педагогические цели | Способствовать ознакомлению с природными условиями долин Инда и Ганга, жизнью и занятием населения; создать условия для выявления особенностей религии Древней Индии. |
Тип урока | Усвоение новых знаний |
Вид урока | Урок - путешествие |
Планируемые результаты |
Предметные | Овладение целостными представлениями об историческом пути народа индии и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества |
Личностные | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; понимания культурного многообразия мира; формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе различных видов деятельности: учебно-исследовательская, творческая и т.д. |
Метапредметные | Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность; готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе, социальном окружении и др. |
Основное содержание темы, понятия и термины | Местоположение и природные условия Индостана. Занятие жителей Древней Индии, сельско-хозяйственные культуры и одомашненные животные. Древние города- государства. Бог Ганеша. Вера в переселение душ. Карма. Джунгли, рис, хлопчатник, сахар. |
Образовательные ресурсы | • учебник: Вигасин А.А. "История Древнего мира". Просвещение, 2012 г., • карта «Древние государства мира» • компьютер, • мультимедийный проектор, • презентация, • рабочая тетрадь №1, Индивидуальные карточки - схемы «Индия» формата А4 |
Дополнительное оборудование | - сахар, чай, хлопчатник, вата рис; - раздаточный материал: салфетки с символами Индии для каждого ученика: пряности, вата, сахар, рис, чай, к салфетке прикреплена табличка с изображение слона и с текстом домашнего задания. Сари – традиционная одежда индийских женщин для учителя |
Организационная структура урока
Этапы урока | Формы , методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма контроля |
Характеристика основных видов деятельности | Формируемые УУД |
Организационный момент | Фронтальная. Словесный, наглядный. Слово учителя | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку. Перед каждым учеником ставит раздаточный материал: салфетки с содержимым. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проведем необычный урок. Мы с вами совершим путешествие в Древнюю Индию на коврах самолетах. Приглашаю всех занять место в коврах самолетах. Во время полета нельзя вставать с места, громко разговаривать. | Приветствует учителя. Организует свое рабочее место | Быстрое включение в деловой ритм урока в качестве путешественника | Проверка готовности к уроку. |
Актуализация знаний и способов действий Древние государства мира | Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Беседа, работа с карой, «линия времени» Слово учителя | Итак, наша путешествие начинается из Верховья Енисея, из самого центра Азии – Тувы. Прежде чем полететь в Древнюю Индию мы посетим Древние государства мира, с которыми мы познакомились в предыдущих уроках. Какие древние государства Вы знаете, ребята? (Ответы: Египет, Вавилон, Двуречье и т.д.) 1. Фронтальный опрос по вопросам: (Приложение 1) 2. Работа с «линией времени»: (Приложение 2) Молодцы ребята! Все страны, которые изучали, мы объездили, а теперь полетим в Древнюю Индию. | Показывают на карте изученные древние государства, отвечают на вопросы учителя, работают с «линией времени» отмечают на ней дату, выполняют вычисления. | Регулятивные: осуществляют коррекцию, вносят необходимые дополнения и коррективы в способ действия с учетом оценки результата самим обучающимся, учителем, товарищами. Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи, используют доказательства Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Беседа по вопросам, работа с картой, «линией времени» |
Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя, беседа | Учитель предлагает написать дату , тему урока на тетрадях. - Вот мы прилетели в Древнюю Индию. Что мы должны узнать первую очередь. Сформулируйте цель нашего урока. Предлагает ознакомится с планом урока. (открывает слайд) | Слушают учителя, записывают дату и тему урока, формулируют учебную задачу, знакомятся с планом урока. | Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную в месте с учителем. Познавательные: знакомятся с теми вопросами которые должны рассмотреть. Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной форме. | Беседа по вопросам |
Усвоение новых знаний и способов действий Место положение и природные условия Индии. Физминутка | Фронтальная. Объяснительно-иллюстративный,. Рассказ учителя | Место положением Индии вас ознакомит Хаваа Лера – сообщение или чтение текста учебника на стр. 95-96. «Индия расположена в Южной Азии на полуострове Индостан. Берега ее с запада, с востока и с юга омывают Индийский океан. С Севера ее границей служат Гималаи- самые высокие горы в мире. Самые широкие и полноводные реки Индии – Инд и Ганг» Природные условия Индии – рассказ учителя: « Большую часть года в Индии очень жарко. Гималаи не дают проникнуть холодным ветрам с севера. А с юга ветер гонит дождевые тучи с океана и горы останавливают их. Поэтому целых 2 месяца (июль и август) здесь идут дожди и реки выходят из берегов. В долина Ганга очень жарко и влажно. Ее покрывали густые, труднопроходимые леса- Джунгли. В джунглях человека со всех сторон подстерегали опасности -хищные звери, ядовитые насекомые и змеи». А теперь давайте остановимся на джунглях. Выпишите определение новых терминов. Все записали, молодцы. А теперь я предлагаю прогуляется по джунглям. Все стаем с ковров самолетов и выполняем упражнение. | Показывают на карте место положение Древней Индии, горы и главные реки Индии – Инд и Ганг, слушают рассказ учителя о природных условиях Индостана. | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, проговаривают в слух последовательность производимых действий. Познавательные: понимают, показывают на карте, проговаривают место положение Древней Индии. Коммуникативные: владеют монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами русского языка. | Работа с картой, беседа по вопросам. |
Занятие жителей. Боги и животные | Групповая. Объяснительно-иллюстративный, проблемный. Рассказ учителя, работа с рисунком схемой. | Организует групповую работу с учебником, предлагает прочитать текст в учебнике и выполнить задание: Заполнить пропуски в схеме. Вот мы вышли из джунглей и прилетели к поселку. 1 группа. Пункт 3. Деревни среди джунглей Приложение 3. 2 группа. Пункт 4. Животные и боги. Приложение 4. | Читают текст в учебнике на стр. 97-99, пункт 3, 4 и выполняют задание со схемой. | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Познавательные: владеют навыками смыслового чтения (осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели), определяют основную и второстепенную информацию, осуществляет анализ, сравнение, делают выводы. Коммуникативные: договариваются, приходят к общему решению, используют в общении правила вежливости, принимают другое мнение и позицию. | Групповая работа по заполнению схем |
Вера в переселение душ | Фронтальная Словесный Практический Работа с текстом и документом | Организует работу с пунктом 5, документом «Сказание о Раме» и беседу по вопросам: В чем заключалась переселение душ? Что сходного в в представлениях индийцев и египтян о посмертном существовании, что различного? Кто олицетворяет добро и кто зло в сказании о Раме? Какие человеческие качества героев привлекли вас? | Проводят поиск необходимой информации в тексте учебника и документа, сравнивают религиозные взгляды индийцев и египтян, определяют сходство. Осуществляют анализ документа. Характеризуют человеческие качества. | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Познавательные: владеют навыками смыслового чтения (осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели), определяют основную и второстепенную информацию, осуществляет анализ, сравнение, делают выводы. Коммуникативные: владеют монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами русского языка | Отвечают на вопросы |
Закрепление знаний и способов действий | Парная Иллюстративный. Работа с контурной картой | Организует работы с индивидуальными карточками «Индия» Давайте сделаем вывод ребята. Что мы узнали сегодня на уроке? Отв: Молодцы ребята, теперь мы можем лететь обратно, домой. По дороге сделайте не большое задание. | Работают с контурной картой на схеме, с индивидуальными карточками. | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свою деятельность. Коммуникативные: умеют работать в парах, прислушиваются дрыг другу, уважают мнение другого.. | Работа с контурной картой, задания. |
Рефлексия | | Если вам урок понравился и вы узнали много интересного нарисуйте звездочку на краю тетради, если урок не понравился нарисуйте треугольник, а если урок понравился ,но хочется еще больше узнать нарисуйте квадрат. | | | |
Информация о домашнем задании | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя | Комментирует задание. Задание 81, 82 в рабочей тетради (1-5) | Воспринимают задание, уточняют | Регулятивное: планирует самостоятельное выполнение заданий | Задания в рабочей тетради. |
Приложение 1. Фронтальный опрос по вопросам:
- Что вы знаете про Египет?
- Где находится Двуречье?
- Кто был царем Вавилонского царства с 1792-1750 г до н.э.?
- «Если человек ударил отца, ему следует отрубить руку. Если человек выколол глаз человеку, ему самому следует выколоть глаз». Чьи это законы?
- Назовите основные города Финикийцев? ( Библ, Сидон, Тир)
- Где было изобретено стекло?
- Где находится Финикия, покажите на карте?
-Чья библиотека не сгорела при пожаре и почему?
- Царем какого государства был Ашурбанипал?
- Что применяли ассирийцы в бою?( конницу, таран)
-Самый могущественный правитель перси, который завоевал все древние государства мира? (Дарий первый).
Приложение 2. Работа с «линией времени»:
В каком году перцы захватили Египет? Сколько лет тому назад это произошло? Покажи на «линии времени» и подсчитай?
Приложение 3. Схема «Основные занятия древних индийцев»
Основные занятия
________________________________
__________________________
Охота и собирательство
Сажали: Разводили: Охотились на:
1.___________________ 1. ____________________ 1. ____________
2.___________________ 2. ____________________ 2. ____________
3.___________________ 3. ____________
Выкрашивали:
1.__________________
2.__________________
Приложение 4. Схема «Священные животные древних индийцев»
Священные животные
__________________________
____________________________________
______________________________
Божественная кормилица Он переносил тяжести и участвовал в
сражениях
В джунглях жили :_______________,________________, ____________, по деревьям скакали _________________, по земле ползали ____________.
Физминутка:
Учитель: Давайте прогуляемся по джунглям. Повторяйте за мной движения:
• заходим в сумерки джунглей и сначала ничего не видим, зажмуриваем глаза - открываем (несколько раз);
• идем по тропинке ( ходьба на месте); стараемся высоко поднимать ноги - вдруг нам встретится змея (ходьба на месте с высоким подниманием бедра);
• увидели птицу слева, справа (поворот головы влево вправо);
• впереди увидели красивый цветок, понюхаем его (вытягивая шею вперед, втягиваем воздух носом);
• раздвигаем лианы на пути (разводим руками: правой, левой, двумя);
• вот вышли из джунглей, увидели солнышко, улыбнулись ему и потянулись вверх руками (потягивания).
Приложение №1. Индивидуальные карточки.

Все надписи на карте делайте карандашами!
Задание № 1. (Древний Китай)
1. Надпишите названия двух главных рек Китая.
2. Обведите границы древнейшего государства в Китае (2-е тыс. до н. э.)
3. Обведите границы китайского государства при Цинь Шихуане (3-й в. до н. э.).
Задание № 2. (Древняя Индия)
1. Надпишите названия двух главных рек Индии.
2. Обозначьте и надпишите Гималайские горы.
3. Обозначьте значком Δ места древнейших городов Индии.
4. Обведите границы крупнейшего государства в Индии (3-й в. до н. э.).
Задание № 3.
Впишите недостающие слова.
Индия расположена на юге материка _________________ . Северной границей Индии служат самые высокие горы в мире. Их название _________________ .
Берега Индии с запада, с востока и с юга омывает ————————— океан.
Самые многоводные реки Индии — это ______________________________
Задание № 3.
Впишите недостающие слова.
Индия расположена на юге материка _________________ . Северной границей Индии служат самые высокие горы в мире. Их название _________________ .
Берега Индии с запада, с востока и с юга омывает ————————— океан.
Самые многоводные реки Индии — это ______________________________
Задание № 3.
Впишите недостающие слова.
Индия расположена на юге материка _________________ . Северной границей Индии служат самые высокие горы в мире. Их название _________________ .
Берега Индии с запада, с востока и с юга омывает ————————— океан.
Самые многоводные реки Индии — это ______________________________
Задание № 3.
Впишите недостающие слова.
Индия расположена на юге материка _________________ . Северной границей Индии служат самые высокие горы в мире. Их название _________________ .
Берега Индии с запада, с востока и с юга омывает ————————— океан.
Самые многоводные реки Индии — это ______________________________
Задание № 3.
Впишите недостающие слова.
Индия расположена на юге материка _________________ . Северной границей Индии служат самые высокие горы в мире. Их название _________________ .
Берега Индии с запада, с востока и с юга омывает ————————— океан.
Самые многоводные реки Индии — это ______________________________