СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Природа и проблемы Байкала".

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок проводится в виде исследования. На уроке используются различные формы работы, что способствует удовлетворению интересов и потребностей развивающейся личности.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Природа и проблемы Байкала".»

Конспект урока

с использованием информационно- коммуникационных технологий (ИКТ)

Предмет: география, урок- исследование

Тема: "Природа и проблемы Байкала"

Продолжительность: 1 урок 45 минут

Класс: 8 класс

Технологии: презентация, работа с интерактивной доской, звуковое сопровождение.

Аннотация: Данный урок входит в программу, в раздел «Природное районирование» .

Урок проводится в виде исследования, это способствует формированию у учащихся умений и навыков пользования учебником, тематическими картами, справочниками. На уроке используются различные формы работы, что способствует удовлетворению интересов и потребностей развивающейся личности. Ученик должен уметь самостоятельно анализировать, сравнивать, описывать, а для этого ему нужно уметь говорить. Работая в группах ученики обсуждают учебный материал. Для каждой работы определены цели, разработаны задания. Учащимся предлагается сопоставить карты, заполнить таблицы, сделать выводы. При выполнении заданий используют справочный материал. После выполнения работы, для закрепления темы, предлагается выполнить контролирующие оценочные тесты. Для активизации знаний включены игровые моменты, что оживляет восприятие учащимися материала, прививает интерес к изучению предмета, совершенствует творческие способности. Использование мультимедийных средств, при выводе изображения на большой экран существенно повышает наглядность обучения.



Практическая реализация:

Отзыв коллег: триединые цели проходят через весь урок, воспитательная на каждом его этапе. Продумана организация урока, весь подобранный материал. Логический переход от одного вида деятельности на другой. Речь учителя, атмосфера вовлекает в урок. Чувствуется слаженность в работе учеников и учителя.

Отзыв обучающихся: такой тип урока понравился.



Конспект урока:



Урок-исследование "Природа и проблемы Байкала"

Учебно-воспитательные задачи урока:

1. расширить и углубить знания учащихся о природе и проблемах Байкала;

2. продолжить работу по формированию у учащихся умений и навыков пользования учебником, тематическими картами, справочниками;

3. способствовать удовлетворению интересов и потребностей развивающейся личности средствами предмета: любознательностью, самостоятельностью, взаимопомощью;

4. продолжить развитие у учащихся аналитических, оценочных и речевых умений;

5. способствовать формированию у учащихся экологического и экономического сознания, эмоционального отношения к экономическим и экологическим проблемам страны.

Оборудование:

настенные тематические карты России: физическая, тектоническая, климатическая, экономическая карта, экологические проблемы России;

атласы, учебники, справочники;

компьютер, интерактивная доска, магнитофон.

План проведения урока:

Вступительное слово учителя, постановка цели урока.

Деление класса на исследовательские группы, получение заданий.

Работа в группах.

Отчёты групп.

Работа класса по выявлению причин загрязнения и путей решения экологических проблем Байкала.

Контроль за знаниями учащихся.

Подведение итогов урока.

Ход урока

1.Организационный момент.

1. Вступительное слово учителя, постановка цели урока.

Ребята! На прошлом уроке мы изучили с вами природу гор Южной Сибири. Мы отметили, что горы являются водоразделом многих рек, есть здесь и озёра, самым замечательным из которых является Байкал.

Вот что говорил о Байкале Л. С. Берг – один из ведущих географов современности: “Байкал является чудом природы во всех отношениях. Нет в мире озера, которое пользовалось бы такой громадной славой, как великое сибирское озеро Байкал”.

А сколько песен и стихов сложено о Байкале. Давайте совершим путешествие к берегам этого озера, полюбуемся замечательными картинами природы.

Стихотворение М. Сергеева “Байкал”:

Лесистых гор полуотвалы,

Касанье голубых лекал,

И скалы, срезанные валом,

И небо, павшее в Байкал,

И сам он – величав и вечен,

В гранитной раме вырезной.

И весь – до донышка – просвечен,

И весь – до капельки – родной.

И Ангары полёт строптивый,

И ветра крик, и гул турбин,

И птицы, - сосны над обрывом,

И дикий ветер – баргузин -

Всё это, без чего не в силах

Быть далью даль и ширью ширь,

И ты немыслима, Россия,

И ты немыслима, Сибирь.

Учитель: В чём же необычность , исключительность Байкала? Этому мы и посвящаем сегодняшний урок “Природа и проблемы Байкала” (тема и цель записаны на доске).

Цель урока: выявить особенности природы Байкала и проблемы озера (если таковые имеются).

Учитель: Как же мы будем выявлять особенности природы и проблемы? Михаил Пришвин в своё время сказал: “ … Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища сохранять – их надо открывать и показывать”. Вот мы сегодня и будем с вами “открывать и показывать”. Форма проведения урока – урок-исследование.

2. Изучение нового материала.

2. Деление класса на исследовательские группы, получение заданий.

Класс делится на группы (по 2), каждая из которых получает задание:

Геологи, сейсмологи

Определите особенности географического положения озера Байкал.

По тематическим картам атласа определите, когда и как образовалась озёрная котловина Байкала.

Какое несоответствие существует между возрастом и внешним видом прилегающих к Байкалу территорий?

Представляет ли уникальную ценность озеро Байкал с геологической и тектонической точки зрения? Своё мнение поясните.

Климатологи

1. Сравните климат побережья озера с климатом прилегающих к озеру территорий пояса гор

Показатели Побережье озера Пояс гор

Температура января

Температура июля

Осадки

Давление

Ветер

3. Изменился бы климат Южной Сибири, если бы Байкала не существовало?

(слайд №16)



Гидрологи

Используя карты атласа и справочную литературу, определите размеры озёрной котловины и запасы воды в ней.

Определите степень солёности в сравнении с другими водоёмами (например, с озером Балхаш). Определите причину в разности солёности.

Расскажите о свойстве воды Байкала (температура, прозрачность, чистота).

Назовите причины чистоты Байкала.

Представляет ли озеро уникальность с точки зрения гидрологов?

Биологи

1. За долгие годы существования Байкала воды, растительный и животный мир создали природное равновесие. Какие составные части этого равновесия вы можете определить, в чём их взаимосвязь?

а) Какое количество видов растений и животных живут в Байкале?

б) Какие виды называют эндемичными?

в) Расскажите о некоторых необычных представителях Байкала.

г) Существует ли взаимосвязь между живыми организмами озера? живой и неживой природе.

д) Сделайте вывод: уникален ли органический мир Байкала и почему?

Экологи

Озеро Байкал в настоящее время заметно пострадало из-за хозяйственной деятельности человека.

1. Какие виды хозяйственной деятельности и как повлияли на состояние Байкала?Виды хозяйственной деятельности Проблемы

1. 2. 3. и т. д.

2. Сделайте вывод об экологическом состоянии природы Байкала.

Каждой группе предоставляется время для отчёта. В ходе отчёта заполняется таблица “Природа и проблемы Байкала”.(Во время отчёта каждой группы демонстрируются слайды №2-29 )



Таблица “Природа и проблемы Байкала”.

Первая и вторая колонки таблицы заполняются во время отчётов геологов, сейсмологов, климатологов, гидрологов, биологов. Третья колонка заполняется во время выступления экологов и экономистов.

- проверка (просмотреть слайд №31, где дана таблица полностью.)



5. Работа класса по выявлению причин загрязнения и путей решения экологических проблем Байкала.

Четвёртая колонка таблицы заполняется после фронтального обсуждения вопроса: “Как помочь уникальному Байкалу?”

Учитель: Кто может помочь Байкалу?



По предложениям учащихся:

правительство (разработка законов);

местная власть (соблюдение законов и правил);

рабочие любой отрасли народного хозяйства с экологическим мышлением;

учёные;

экологически грамотные туристы.

- Выступление учащегося с информацией о заповеднике.

(слайд №33, №34 – Баргузинский заповедник)

3. Закрепление изученного материала.

- Тесты:

1. Местными ветрами озера Байкал являются:

А) баргузин Б) сирокко В) хамсин Г) верховик

Д) афганец Е) сарма Ж) фён З) бриз И) култук

2. Какие из обитателей Байкала являются эндемиками?

А) хариус Б) голомянка В) осетр Г) сиг Д) байкальская нрпа

Е) бычки Ж) лещ З) байкальский омуль

4. Подведение итогов урока.



Учитель: Мы познакомились с природой и проблемами Байкала. Почему нас волнует эта проблема? (Учащиеся называют ряд проблем:

Байкал уникален, он – наша гордость;

Байкал один из многих озёр, которые нуждаются в охране (Арал, Каспий, Балтийское море);

У нас нет крупных озёр в области, но есть мелкие: Круглое, Соколовское и другие, которые тоже нуждаются в охране и защите, так же как и местные реки: Полная, Шоша, Лама, Лобь и другие.

5 . Домашнее задание: параграф 39.