СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-проект: "Гласные буквы Ё,ё. Памятник букве Ё."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок проект в 1 классе. Предмет обучение грамоте. Срок реализации: 1 урок.

Просмотр содержимого документа
«Урок-проект: "Гласные буквы Ё,ё. Памятник букве Ё."»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

Прямухинская средняя общеобразовательная школа















Урок-проект по теме: Гласные буквы Ё, ё. Памятник букве Ё.

1 класс











Составила:

Учитель начальных классов

Павлова Ирина Николаевна















2017г

г. Кувшиново

Содержание Стр.

  1. Пояснительная записка…………………………………………… 3

  2. Технологическая карта урока – проекта ………………………… 4-5

  3. Ход урока…………………………………………………………....6-10

  4. Приложения ………………………………………………………...11-20

  5. Список литературы………………………………………………......21





























Пояснительная записка

Данный урок проводится в 1 классе по литературному чтению, по программе «Школа России», авторы программы В.Г.Горецкий и другие. По программе в год запланировано 132 часа, 4 часа в неделю. Букварный период, 44 урок. Тема урока: Гласные буквы Ё, ё. Памятник букве Ё. Тип урока: урок – проект, закрепление пройденного материала, 3 урок по теме. Цели данного урока соответствуют стандартным требованиям программы и связаны с предыдущими учебными занятиями. Структура урока соответствует типу урока. На уроке использованы материалы, активизирующие познавательную активность младших школьников. На уроке были использованы следующие методы обучения: словесные (объяснение, беседа с учащимися), наглядные, практические (работа с карточками, работа в группе), частично- поисковые, проектно- исследовательские. На уроке использовались информационные компьютерные средства для активизации познавательной активности, повышения качества образования учащихся. Были применены следующие формы познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, которые в ходе урока сменяли друг друга. Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено. Поддерживался высокий темп работы учащихся. Выбранные мною формы и методы обучения способствовали созданию на уроке положительной психологической атмосфере. Общение учащихся и учителя доброжелательное, доверительное. В классе обучается 10 человек: 3 мальчика и 7 девочек. Детский сад посещали 4 человека. При поступлении в 1 класс читать умел один ребенок, алфавит знали все учащиеся. В конце 1 полугодия средний темп чтения составлял 15-18 слов в минуту. Один учащийся читать не научился, не усваивает программу по литературному чтению. Педагогом – психологом была проведена диагностика учащихся по определению уровня школьной зрелости учащихся. По результатам диагностики высокий уровень – 1 учащийся, средний уровень – 6 учащихся, низкий уровень -3 учащихся. С первых дней обучения в классе сформировалась группа учеников, имеющих достаточно высокий уровень развития. Ученики этой группы внимательны и активны на уроках. Остальные учащиеся не проявляют на уроках высокую активность, один учащийся не усваивает программу по русскому языку и литературному чтению. Все ученики 1 класса с большим интересом относятся к внеклассным мероприятиям. С большим удовольствием и высокой активностью принимают участие в различных конкурсах. Родители интересуются успеваемостью детей и активно принимают участие в жизни класса.







Технологическая карта урока – проекта

Предмет

Литературное чтение

Класс

1 класс

УМК

Образовательная система «Школа России», «Азбука», ч.2., авторы: В.Г. Горецкий.

Тема

Гласные буквы Ё, ё. Памятник букве Ё.


Тип урока

Комбинированный, урок-проект, закрепление пройденного материала

Планируемые

результаты

Цели:

- продолжить знакомство с новым видом работы – проектом; его компонентами и способами проектной деятельности, развивать наблюдательность, умение выступать с рассказом, оценивать результаты собственного труда и труда своих одноклассников.

Предметные:

- знать название и начертание печатной, письменной, заглавной, строчной буквы ё, уметь правильно писать букву в словах и предложениях;

-закрепить у учащихся знание о сочетании ЖИ-ШИ;

-уметь раскрывать смысл пословиц;

- уметь работать с текстом, уметь делать звуко-буквенный анализ слов, строить схемы слов;

- уметь читать и писать слова, предложения с изученными буквами.

Метапредметные (УУД)

Регулятивные УУД:

- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД:

- сформировать у учащихся представление о назначении буквы Ё;

- совершенствовать навыки чтения и работы с текстом;

- развивать речь, внимание, память, фонематический слух.

Коммуникативные УУД:

- развивать умение слушать и понимать речь других;

- уметь оформлять свои мысли в устной форме;

-уметь договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Личностные УУД:

- уметь проводить самооценку на основе критерия успешной деятельности.

Вид проекта

Информационный, творческий

Срок реализации

Краткосрочный (2 урока)

Формы, методы, педагогические технологии обучения

Формы работы: коллективная (фронтальная), групповая. Методы обучения: проектно-исследовательская деятельность, частично-поисковый. Современные образовательные технологии: информационно-коммуникационная, проектная, здоровье – сберегающая (физкультминутка).

Оборудование

Презентация, интерактивная доска, компьютер, ватман, конверты с заданиями, ножницы, клей, фломастеры.









































Ход урока



Этап

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Предполагаемые

результаты

деятельности

I.

Подготовительный

(погружение в проект)

Приветствует учащихся, настраивает их на работу.

Прозвенел весёлый звонок,

Начинаем наш урок.

Нам надо многое понять,

Чтоб проект свой создать.

- Ребята, сегодня на уроке мы будем работать над проектом.

- На каком уроке мы уже учились создавать проект?

- Какую букву мы изучали на прошлых уроках?

- Почему эту букву называют «хитрой»?







- Букву ё называют не только «хитрой», но и необычной. Эта буква самая молодая из всех букв алфавита. С этой буквой совсем не много слов, только 22 слова начинаются на эту букву. Очень долго её считали не нужной, но люди изменили своё мнение и даже в г. Ульяновске, 2005 году поставили памятник букве ё.

- Давайте посмотрим, как выглядит этот памятник.

Слайд 2,3

(Приложение 1)

- Как вы думаете, буква ё достойна, чтобы ей поставили памятник? Почему?



- А мы с вами можем попробовать создать свой памятник букве Ё.

- Сформулируйте, тему нашего проекта.


- Давайте, определим цель нашего проекта?

Слайд 4

Мы будем учиться…



Мы будем узнавать…


Мы должны доказать, что буква ё…



Приветствуют учителя, настраиваются на работу.











-На окружающем мире.



-Букву ё.


- Буква ё –гласная, всегда ударная, обозначает два звука в начале слова и после гласного и один звук после согласного.





















- Любая буква важна, буква ё необычная, у неё особая история, её раньше не было.



- Да, можем.



- Памятник – букве ё.





работать над проектом.


что-то интересное.


важна, как и все другие буквы.


Готовность учащихся к деятельности






































Готовность к осознанию предстоящей

деятельности













Пробуждение потребности в знании:

осознание цели предстоящей деятельности

II. Организация

деятельности

Учитель организовывает группы, планирует деятельность.


- Наш проект будет краткосрочный, мы должны его выполнить за два урока. Работать будем в группах, давайте вспомним правила работы в группе.

Слайд 5

- На ваших столах лежат пронумерованные конверты, в них вы найдете разные задания. Эти задания вы должны выполнить. Работать будете на ватмане. В конце работы, вы должны показать и рассказать, что у вас получилось, кто какую работу выполнял, оценить свою работу в группе с помощью смайликов.

Физкультминутка

Слайд 6

Ёлочки зелёные

На ветру качаются,

На ветру качаются,

Низко наклоняются

Сколько ёлочек зелёных,

Столько сделаем наклонов.








Учащиеся читают правила работы в группе. Рассаживаются по группам.


















Пробуждение в потребности знания

III. Осуществление

деятельности

Учитель консультирует учащихся, ненавязчиво контролирует, советует, помогает.


- Ребята, откройте конверт № 1. Прочитайте задание

(Приложение 2)

Объясните смысл пословиц, приклейте их на ватман.

- Как вы думаете, почему эти пословицы мы приклеили на ватман?

- Открываем конверт №2.

- Какие буквы вы обнаружили в этом конверте?

- Выберите любую, которая вам больше нравиться. Приклейте в середине ватмана.

- Теперь немного отдохнём.

- Почему нам не составляет труда, поставить ударение в слове с буквой ё.

- А вам интересно, почему так получилось?

Слайд 7,8

Сказка «Почему Ё всегда ударная»

Читает учитель

- Почему буква Ё всегда ударная?





- Продолжаем работать над нашим проектом. Открываем конверт

№ 3. Читаем задание.



- Открываем конверт

№4. Прочитаем задание.




- Открываем конверт № 5. Прочитаем задание.




Учащиеся анализируют, сравнивают, выбирают, исследуют, рисуют, оформляют.





Читают хорошо читающие дети.







- Букву ё, печатную, письменную, заглавную, строчную.







- Буква ё всегда ударная.


- Да, интересно.






- На букве Е в лесу упали две шишки, от этого она превратилась в другую букву.



Учащиеся «оживляют» букву, рисуют глаза, рот, башмаки и т.д.



Учащиеся составляют слова из букв, схемы слов, работу выполняют на ватманах.


Записывают стихи, загадки. Выполняют задание.

Самостоятельная корректировка собственных действий.

IV. Презентация

(защита проекта)


Учитель участвует в оценке проекта

- Ребята, мы с вами закончили выполнение проекта, теперь посмотрим, что у нас получилось.

Учитель приклеивает плакаты на доске.

(Приложение 3)

- Ребята расскажите, кто какую работу выполнял.



- Удалось нам доказать, что буква ё «хитрая» буква? С помощью чего?



- Удалось нам доказать, что буква ё «необычная»? Как?






Слайд 9

Итоговое стихотворение о букве Ё.

- Оцените свою работу.

- Все работы очень хорошие, все очень старались, все – молодцы! И я думаю, что сегодня вы все заслужили зелёные смайлики!










Учащиеся рассказывают, какую работу выполнял каждый из них. Публичная защита проекта.


-Да. Мы составляли схемы слов, выделяли звуки, которая обозначает буква ё.


-Мы создали памятник букве ё, узнали, что она самая молодая, редко встречается в начале слов, всегда ударная, важная. Узнали день рождение буквы.





Оценивают смайликами.
































Самооценка полученных результатов

V. Рефлексия

Слайд 10,11

- Сегодня я узнал…

- Было интересно…

-Мне было трудно…

- Мне захотелось…





узнать есть ли памятники другим буквам.

Рефлексия































Приложение 1

Приложение содержит материал презентации к уроку. Презентация включает в себя 11 слайдов. Используется на протяжении всего урока. Содержит различного рода информацию, физкультминутку.

Слайд 1

Слайд 2







Слайд 3

Слайд 4









Слайд 5

Слайд 6









Слайд 7

Слайд 8









Слайд 9

Слайд 10









Слайд 11

Текст слайда 2

Буква Ё самая молодая буква в нашем алфавите. Звук «ё» существовал, а буквы заменяющий этот звук на письме не было. В 18 веке княгиня Екатерина Дашкова выступила с предложением заменить на письме звук «ё», сочетанием букв ио. Для примера она взяла слово « иолка». Писать слова с такой буквой было неудобно. Ещё долгое время в словах продолжали писать букву е.

Писатель Н.М. Карамзин в своей книге впервые написал слово слёзы с буквой ё. Над буквой е он поставил две точки. Так появилась буква ё в словах.

Буква ё очень важна для русского языка. Отсутствие этой буквы приводит к трудностям в обучении русского языка, к ошибкам и безграмотности.

Текст слайда 3

Ульяновские историки решили, что у буквы ё очень необычная история появления на свет. Они предложили установить памятник этой букве. Памятник установили в 2005 году в городе Ульяновске. Памятник сделан из красного гранита, высота больше 2 метров и весит он около 3 тонн.
День рождение буквы ё отмечают 29 ноября.



Приложение 2

Приложение содержит материалы III этапа урока, на котором осуществляется групповая, творческая работа, создание проекта.

Конверт №1

Прочитайте пословицы, объясните смысл пословиц. Приклейте пословицу на ватман. Подчеркните букву ё.

Не потрудишься – мёду не поешь.

Не разгрызёшь ореха – не съешь ядра.

Конверт №2

Назовите буквы, которые изображены на карточках. Выберите любую и приклейте на ватман.

Конверт №3

«Оживите» букву – нарисуйте глаза, уши, рот, ноги. С помощью башмачков обозначьте, какие звуки обозначает буква ё.

Конверт №4

Слово рассыпалось. Составьте слова из букв. Приклейте слова на ватман. Составьте схемы слов, нарисуйте схемы на ватмане. Выделите в словах знакомое правило правописания данных слов.









Конверт №5

1 группа

Доскажи словечко. Запишите письменно текст. Сосчитайте предложения. Подчеркните букву ё, выделите цветными карандашами, какой звук обозначает.

Серый ёж был очень тих

И ежиха тоже.

И ребёнок был у них –

Очень тихий (ёжик).

2 группа

Отгадайте загадку. Запишите письменно загадку, отгадку. Подчеркните букву ё, выделите цветными карандашами, какой звук обозначает.

Я прихожу с подарками,

Блещу огнями яркими,

Нарядная, забавная,

На Новый год я главная.

(Ёлка)





Приложение 3

Приложение содержит фотоматериалы IV этапа урока. Отчёт о проделанной работе, подведение итогов, защита проекта.























Список литературы

  1. Занимательная Азбуковедение: Кн. Для учителя /Сост. В.В. Волина. –М.: Просвещение. 1991.-368с.

  2. Интернет-ресурсы: анимированный плакат «Письменные буквы русского алфавита».

https://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.

http://Lenagold.ru –ёлочка, ёршик, ёжик.

  1. Начальная школа. ООО «Издательство» Москва, №10, 2013.

  2. Сайт «Чудеса света». Памятник букве Ё.



10