Муниципальное общеобразовательное учреждение
Прямухинская средняя общеобразовательная школа
Урок-проект по теме: Гласные буквы Ё, ё. Памятник букве Ё.
1 класс
Составила:
Учитель начальных классов
Павлова Ирина Николаевна
2017г
г. Кувшиново
Содержание Стр.
Пояснительная записка…………………………………………… 3
Технологическая карта урока – проекта ………………………… 4-5
Ход урока…………………………………………………………....6-10
Приложения ………………………………………………………...11-20
Список литературы………………………………………………......21
Пояснительная записка
Данный урок проводится в 1 классе по литературному чтению, по программе «Школа России», авторы программы В.Г.Горецкий и другие. По программе в год запланировано 132 часа, 4 часа в неделю. Букварный период, 44 урок. Тема урока: Гласные буквы Ё, ё. Памятник букве Ё. Тип урока: урок – проект, закрепление пройденного материала, 3 урок по теме. Цели данного урока соответствуют стандартным требованиям программы и связаны с предыдущими учебными занятиями. Структура урока соответствует типу урока. На уроке использованы материалы, активизирующие познавательную активность младших школьников. На уроке были использованы следующие методы обучения: словесные (объяснение, беседа с учащимися), наглядные, практические (работа с карточками, работа в группе), частично- поисковые, проектно- исследовательские. На уроке использовались информационные компьютерные средства для активизации познавательной активности, повышения качества образования учащихся. Были применены следующие формы познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, которые в ходе урока сменяли друг друга. Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено. Поддерживался высокий темп работы учащихся. Выбранные мною формы и методы обучения способствовали созданию на уроке положительной психологической атмосфере. Общение учащихся и учителя доброжелательное, доверительное. В классе обучается 10 человек: 3 мальчика и 7 девочек. Детский сад посещали 4 человека. При поступлении в 1 класс читать умел один ребенок, алфавит знали все учащиеся. В конце 1 полугодия средний темп чтения составлял 15-18 слов в минуту. Один учащийся читать не научился, не усваивает программу по литературному чтению. Педагогом – психологом была проведена диагностика учащихся по определению уровня школьной зрелости учащихся. По результатам диагностики высокий уровень – 1 учащийся, средний уровень – 6 учащихся, низкий уровень -3 учащихся. С первых дней обучения в классе сформировалась группа учеников, имеющих достаточно высокий уровень развития. Ученики этой группы внимательны и активны на уроках. Остальные учащиеся не проявляют на уроках высокую активность, один учащийся не усваивает программу по русскому языку и литературному чтению. Все ученики 1 класса с большим интересом относятся к внеклассным мероприятиям. С большим удовольствием и высокой активностью принимают участие в различных конкурсах. Родители интересуются успеваемостью детей и активно принимают участие в жизни класса.
Технологическая карта урока – проекта
Предмет | Литературное чтение |
Класс | 1 класс |
УМК | Образовательная система «Школа России», «Азбука», ч.2., авторы: В.Г. Горецкий. |
Тема | Гласные буквы Ё, ё. Памятник букве Ё. |
Тип урока | Комбинированный, урок-проект, закрепление пройденного материала |
Планируемые результаты | Цели: - продолжить знакомство с новым видом работы – проектом; его компонентами и способами проектной деятельности, развивать наблюдательность, умение выступать с рассказом, оценивать результаты собственного труда и труда своих одноклассников. Предметные: - знать название и начертание печатной, письменной, заглавной, строчной буквы ё, уметь правильно писать букву в словах и предложениях; -закрепить у учащихся знание о сочетании ЖИ-ШИ; -уметь раскрывать смысл пословиц; - уметь работать с текстом, уметь делать звуко-буквенный анализ слов, строить схемы слов; - уметь читать и писать слова, предложения с изученными буквами. Метапредметные (УУД) Регулятивные УУД: - уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Познавательные УУД: - сформировать у учащихся представление о назначении буквы Ё; - совершенствовать навыки чтения и работы с текстом; - развивать речь, внимание, память, фонематический слух. Коммуникативные УУД: - развивать умение слушать и понимать речь других; - уметь оформлять свои мысли в устной форме; -уметь договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. Личностные УУД: - уметь проводить самооценку на основе критерия успешной деятельности. |
Вид проекта | Информационный, творческий |
Срок реализации | Краткосрочный (2 урока) |
Формы, методы, педагогические технологии обучения | Формы работы: коллективная (фронтальная), групповая. Методы обучения: проектно-исследовательская деятельность, частично-поисковый. Современные образовательные технологии: информационно-коммуникационная, проектная, здоровье – сберегающая (физкультминутка). |
Оборудование | Презентация, интерактивная доска, компьютер, ватман, конверты с заданиями, ножницы, клей, фломастеры. |
Ход урока | |
|
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Предполагаемые результаты деятельности |
I. Подготовительный (погружение в проект) | Приветствует учащихся, настраивает их на работу. Прозвенел весёлый звонок, Начинаем наш урок. Нам надо многое понять, Чтоб проект свой создать. - Ребята, сегодня на уроке мы будем работать над проектом. - На каком уроке мы уже учились создавать проект? - Какую букву мы изучали на прошлых уроках? - Почему эту букву называют «хитрой»? - Букву ё называют не только «хитрой», но и необычной. Эта буква самая молодая из всех букв алфавита. С этой буквой совсем не много слов, только 22 слова начинаются на эту букву. Очень долго её считали не нужной, но люди изменили своё мнение и даже в г. Ульяновске, 2005 году поставили памятник букве ё. - Давайте посмотрим, как выглядит этот памятник. Слайд 2,3 (Приложение 1) - Как вы думаете, буква ё достойна, чтобы ей поставили памятник? Почему? - А мы с вами можем попробовать создать свой памятник букве Ё. - Сформулируйте, тему нашего проекта. - Давайте, определим цель нашего проекта? Слайд 4 Мы будем учиться… Мы будем узнавать… Мы должны доказать, что буква ё… | Приветствуют учителя, настраиваются на работу. -На окружающем мире. -Букву ё. - Буква ё –гласная, всегда ударная, обозначает два звука в начале слова и после гласного и один звук после согласного. - Любая буква важна, буква ё необычная, у неё особая история, её раньше не было. - Да, можем. - Памятник – букве ё. работать над проектом. что-то интересное. важна, как и все другие буквы. | Готовность учащихся к деятельности Готовность к осознанию предстоящей деятельности Пробуждение потребности в знании: осознание цели предстоящей деятельности |
II. Организация деятельности | Учитель организовывает группы, планирует деятельность. - Наш проект будет краткосрочный, мы должны его выполнить за два урока. Работать будем в группах, давайте вспомним правила работы в группе. Слайд 5 - На ваших столах лежат пронумерованные конверты, в них вы найдете разные задания. Эти задания вы должны выполнить. Работать будете на ватмане. В конце работы, вы должны показать и рассказать, что у вас получилось, кто какую работу выполнял, оценить свою работу в группе с помощью смайликов. Физкультминутка Слайд 6 Ёлочки зелёные На ветру качаются, На ветру качаются, Низко наклоняются Сколько ёлочек зелёных, Столько сделаем наклонов. | Учащиеся читают правила работы в группе. Рассаживаются по группам. | Пробуждение в потребности знания |
III. Осуществление деятельности | Учитель консультирует учащихся, ненавязчиво контролирует, советует, помогает. - Ребята, откройте конверт № 1. Прочитайте задание (Приложение 2) Объясните смысл пословиц, приклейте их на ватман. - Как вы думаете, почему эти пословицы мы приклеили на ватман? - Открываем конверт №2. - Какие буквы вы обнаружили в этом конверте? - Выберите любую, которая вам больше нравиться. Приклейте в середине ватмана. - Теперь немного отдохнём. - Почему нам не составляет труда, поставить ударение в слове с буквой ё. - А вам интересно, почему так получилось? Слайд 7,8 Сказка «Почему Ё всегда ударная» Читает учитель - Почему буква Ё всегда ударная? - Продолжаем работать над нашим проектом. Открываем конверт № 3. Читаем задание. - Открываем конверт №4. Прочитаем задание. - Открываем конверт № 5. Прочитаем задание. | Учащиеся анализируют, сравнивают, выбирают, исследуют, рисуют, оформляют. Читают хорошо читающие дети. - Букву ё, печатную, письменную, заглавную, строчную. - Буква ё всегда ударная. - Да, интересно. - На букве Е в лесу упали две шишки, от этого она превратилась в другую букву. Учащиеся «оживляют» букву, рисуют глаза, рот, башмаки и т.д. Учащиеся составляют слова из букв, схемы слов, работу выполняют на ватманах. Записывают стихи, загадки. Выполняют задание. | Самостоятельная корректировка собственных действий. |
IV. Презентация (защита проекта) | Учитель участвует в оценке проекта - Ребята, мы с вами закончили выполнение проекта, теперь посмотрим, что у нас получилось. Учитель приклеивает плакаты на доске. (Приложение 3) - Ребята расскажите, кто какую работу выполнял. - Удалось нам доказать, что буква ё «хитрая» буква? С помощью чего? - Удалось нам доказать, что буква ё «необычная»? Как? Слайд 9 Итоговое стихотворение о букве Ё. - Оцените свою работу. - Все работы очень хорошие, все очень старались, все – молодцы! И я думаю, что сегодня вы все заслужили зелёные смайлики! | Учащиеся рассказывают, какую работу выполнял каждый из них. Публичная защита проекта. -Да. Мы составляли схемы слов, выделяли звуки, которая обозначает буква ё. -Мы создали памятник букве ё, узнали, что она самая молодая, редко встречается в начале слов, всегда ударная, важная. Узнали день рождение буквы. Оценивают смайликами. | Самооценка полученных результатов |
V. Рефлексия | Слайд 10,11 - Сегодня я узнал… - Было интересно… -Мне было трудно… - Мне захотелось… | узнать есть ли памятники другим буквам. | Рефлексия |
Приложение 1
Приложение содержит материал презентации к уроку. Презентация включает в себя 11 слайдов. Используется на протяжении всего урока. Содержит различного рода информацию, физкультминутку.
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Текст слайда 2
Буква Ё самая молодая буква в нашем алфавите. Звук «ё» существовал, а буквы заменяющий этот звук на письме не было. В 18 веке княгиня Екатерина Дашкова выступила с предложением заменить на письме звук «ё», сочетанием букв ио. Для примера она взяла слово « иолка». Писать слова с такой буквой было неудобно. Ещё долгое время в словах продолжали писать букву е.
Писатель Н.М. Карамзин в своей книге впервые написал слово слёзы с буквой ё. Над буквой е он поставил две точки. Так появилась буква ё в словах.
Буква ё очень важна для русского языка. Отсутствие этой буквы приводит к трудностям в обучении русского языка, к ошибкам и безграмотности.
Текст слайда 3
Ульяновские историки решили, что у буквы ё очень необычная история появления на свет. Они предложили установить памятник этой букве. Памятник установили в 2005 году в городе Ульяновске. Памятник сделан из красного гранита, высота больше 2 метров и весит он около 3 тонн.
День рождение буквы ё отмечают 29 ноября.
Приложение 2
Приложение содержит материалы III этапа урока, на котором осуществляется групповая, творческая работа, создание проекта.
Конверт №1
Прочитайте пословицы, объясните смысл пословиц. Приклейте пословицу на ватман. Подчеркните букву ё.
Не потрудишься – мёду не поешь.
Не разгрызёшь ореха – не съешь ядра.
Конверт №2
Назовите буквы, которые изображены на карточках. Выберите любую и приклейте на ватман.
Конверт №3
«Оживите» букву – нарисуйте глаза, уши, рот, ноги. С помощью башмачков обозначьте, какие звуки обозначает буква ё.
Конверт №4
Слово рассыпалось. Составьте слова из букв. Приклейте слова на ватман. Составьте схемы слов, нарисуйте схемы на ватмане. Выделите в словах знакомое правило правописания данных слов.
Конверт №5
1 группа
Доскажи словечко. Запишите письменно текст. Сосчитайте предложения. Подчеркните букву ё, выделите цветными карандашами, какой звук обозначает.
Серый ёж был очень тих
И ежиха тоже.
И ребёнок был у них –
Очень тихий (ёжик).
2 группа
Отгадайте загадку. Запишите письменно загадку, отгадку. Подчеркните букву ё, выделите цветными карандашами, какой звук обозначает.
Я прихожу с подарками,
Блещу огнями яркими,
Нарядная, забавная,
На Новый год я главная.
(Ёлка)
Приложение 3
Приложение содержит фотоматериалы IV этапа урока. Отчёт о проделанной работе, подведение итогов, защита проекта.
Список литературы
Занимательная Азбуковедение: Кн. Для учителя /Сост. В.В. Волина. –М.: Просвещение. 1991.-368с.
Интернет-ресурсы: анимированный плакат «Письменные буквы русского алфавита».
https://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.
http://Lenagold.ru –ёлочка, ёршик, ёжик.
Начальная школа. ООО «Издательство» Москва, №10, 2013.
Сайт «Чудеса света». Памятник букве Ё.
10