СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-проект по кубановедению "Православные праздники"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью урока является расширение знаний обучающихся о традиции празднования православных праздников.

Просмотр содержимого документа
«Урок-проект по кубановедению "Православные праздники"»

Разработка урока-проекта по кубановедению во 2-а классе

по теме: «Православные праздники».



Проблема: Что мы знаем о православных праздниках? Как можно ознакомить с ними других?

Цель: формирование навыков самостоятельной познавательной деятельности учащихся в процессе работы над проектом;

- расширение знаний обучающихся о традиции празднования православных праздников;

- развитие у детей творческих способностей;

- повышение мотивации к обучению;

- повышение самооценки учащихся;

- приобщение родителей к совместной деятельности

Задачи:

1. Расширить представления детей о православных праздниках.

2. Развивать стремление к самостоятельному получению знаний, умение синтезировать свои знания и пользоваться ими при решении познавательных и практических задач.

3. Развивать у детей способность к созданию определенного продукта, уметь презентовать свой творческий труд.

4. Развивать коммуникативные навыки.

5. Воспитывать уважительное и равноправное взаимодействие с партнерами.

6. Воспитывать бережное отношение к традициям своего народа.

7. Прививать интерес к православной культуре.

Форма работы – метод учебных проектов.

Время работы над проектом: 2 недели.

Режим работы: использование учебных часов (уроков кубановедения, кружка ИЗО, ), дополнительных занятий по кубановедению.

Дополнительно привлекаемые участники: учитель ИЗО, родители.



План работы над проектом.

Этап 1. Подготовка.

Предварительная подготовка учителя:

• Выбор темы и формирование задач проекта;

• Продумать ключевые понятия темы;

• Определить график выполнения этапов и оценку каждого этапа;

• Разработать критерии оценки итоговой работы творческой группы;

• Продумать организацию работы в группах и принципы образования групп.

• Консультации для родителей.



Этап 2. Проектирование.

• Сообщается тема проекта «Православные праздники».

• Предполагаемый продукт: конспект урока, оформленная выставка творческих работ по теме проекта, презентация, видеофильм.

• Классу предлагается объединиться в творческие группы и выбрать тему, определить руководителя группы, определить ответственных за поиск нужной информации, продумать оформление своего будущего сообщения.

• Класс знакомится с этапами проекта, оценкой каждого этапа.

1) тема совместного проекта определялась за 2 недели до проведения урока, чтобы дети могли начать сбор материала;

2) учитель создает необходимые условия для работы над проектом: делит учеников на группы, помогает формулировать тему работы для каждой группы, готовит список энциклопедической литературы, оказывает помощь в подборе иллюстративного материала и музыкального сопровождения;

3) ученики самостоятельно готовят индивидуальный материал по теме работы своей группы;

4) учитель проводит консультации в группах и контролирует их работу;

5) ученики выступают в роли создателей проекта и защищают его после выполнения;

Этап 3. Защита проекта. Презентация.



Ход урока.

Дети рассаживаются за 3 стола по группам.

В каждой группе свое задание. Собранный материал по тематике лежит на столах.

Группа 1 – Тема: «Рождество Христово».

Группа 2 – Тема: «Пасха».

Группа 3 – Тема: «Покров»..

Учитель: Ребята! Сегодня у нас необычный урок. Вы вместе, каждый в своей группе, будете работать и презентовать одну из страниц нашего общего проекта.



А говорить мы будем о православных праздниках, о традициях и обычаях, связанных с этими праздниками. Правосла́вные пра́здники — торжественные дни в православии, посвященные празднованию священных событий и особо чтимых святых. Праздник – это яркое, запоминающееся зрелище, веселье. Обряд – традиции поклонения духам земли, воды, солнца, христианским святым. На Кубани всегда отмечали православные праздники. Эта традиция дошла и до наших дней. В станицах нашего края сохранилось немало интересных обрядов. Часто эти обряды, связаны с временами года, с крестьянским трудом, культом урожая. Они передаются от старших к младшим, от родителей к детям, от дедов к внукам. В них отразились уклад жизни нашего народа, его душа, доброта, щедрость, любовь к труду, к земле-кормилице, почитание отцов и дедов.

Проблема: Что мы знаем о православных праздниках? Как можно ознакомить с ними других?

Начнём с первого праздника в Новом году – Рождества Христова.

Главный направляющий. (Знакомит со страницами книги С.Ю. Высоцкой «Я листаю календарь. Главные православные праздники для детей.)

1-я страница.

Я листаю календарь,

За окном скрипит январь,

Машет мне, суровый,

Веткою еловой.

Сердце чутко замирает,

В воздухе – лилово.

Зимней сказкой наступает

Рождество Христово.



Дома – ёлка и подарки.

В храме – свет сияет яркий

И рождественский тропарь

С клироса летит в алтарь.

Выступление 1 группы. (тема: Рождество Христово.)

В группе распределены роли.

Историки:

­- Рождество Христово (православное) – это единственный религиозный праздник, который стал государственным. Это один из самых светлых христианских праздников. Ведь рождение – это всегда начало новой жизни.

- Божественный младенец родился в Вифлееме, когда Пресвятая Дева Мария и её муж Иосиф отправились из Назарета на перепись населения, объявленную римским императором Августом. Дома, постоялые дворы и гостиница в Вифлееме были переполнены народом, явившимся на перепись, и Марии с Иосифом нашлось укрытие только в пещере - вертепе, куда пастухи в непогоду загоняли стада. Там и появился на свет Спаситель мира и, спеленатый, положен был в ясли на солому. Произошло это событие в ночь с 6 на 7 января. Поэтому 7 января считается Днём Рождения Иисуса Христа.

- Накануне праздника Рождества Христова, 6 января в Сочельник, который принято на Кубани называть “Голодная кутья”, детям поручали набрать и принести в хату самого чистого и душистого сена.

-Это душистое сено дети укладывали “на покути” - под образами (иконами) в “красном угле” хаты. Это место должно было напоминать собою ясли, в которых родился Христос младенец.

- Дни с 6 по18 января - Рождественские святки , когда люди поздравляют друг друга с рождением Бога Младенца. Праздник начинался с вечера. Варили крупу, добавляли мед, сладости и носили знакомым и родственникам «кутью». Позже ,к вечеру, парни и девушки ходили по улицам, и у каждого дома кликали «Коляду».

-В древности колядки были связаны с языческим праздником Коляды - солнечного божества. Говорят, что был когда-то во времена язычества болван Коляда, которого принимали за бога, и что будто от него и пошли колядки.

Артисты:

Коляда, коляда!

А бывает коляда

Накануне Рождества

Коляда пришла

Рождество принесла.



Ангел с неба к нам спустился,

И сказал Иисус родился.

Мы пришли его прославить,

И вас с праздником поздравить.



Коляда, коляда

Отвори ворота

Открывай сундуки

Доставай пятаки.



Друзья природы: Что такое для нас Рождество? Это ёлка, свечи, подарки. Когда-то на Руси существовал такой обычай – устраивать рождественские «елки» для животных и птиц. Мы сделали кормушки для птиц. Вы, ребята, тоже можете сделать праздник для птиц, изготовив свои кормушки и повесить их у себя во дворе.



Игра «Учитель, ученик». (Участники группы задают вопросы , дети из других групп выбирают правильные ответы на слайде «Рождественская ёлка»)

- Когда отмечают праздник Рождество Христово?

- В какой период празднуют святки?

- Назовите имя языческого божества, от которого появилось слово колядки?

- Как называются гулянья во время святок?

Главный направляющий:

2-я страница.

После долгого говенья,

Причастившись на Страстной,

Православные с волненьем

К службе шествуют ночной.

С яйцами и куличами,

С пасхами и со свечами,

С крестным ходом,

с дружным пеньем

Мы встречаем Воскресенье.

Солнце пляшет и играет.

Бог всю тварь благословляет.

От земли и до небес

Всё поёт: «Христос воскрес!»



Выступление второй группы: (тема: Пасха)

Историки:

-Пасха - это главный праздник христианского мира. Это победа жизни над смертью! По великой любви к нам, людям, Господь сошёл на землю в образе человека, принял за нас страдание и смерть на кресте. На третий день после погребения свершилось чудо – Господь воскрес из мёртвых.

-Днем празднования Пасхи считается первый воскресный день после первого весеннего полнолуния . Под Пасхой подразумевается святая неделя Воскресения Христова, на протяжении которой, Царские ворота в храмах остаются открытыми в знак того, что теперь, Воскресением Христовым открыты для всех врата Царствия небесного.

- Главным пасхальным символом воскресения является яйцо, так как из яйца рождается новое существо, а Христос подарил жизнь.

- В России пасхальными яйцами «христосуются» — разбивая по очерёдности разные концы, так же как люди христосуются трижды в щёки. Детишки устраивают «покатушки» — у кого яйцо дальше укатится. Пасхальные яйца в России катали по земле, чтобы она была плодородной

- Обычай красить яйца очень древний. Русский человек, встречая кого-либо, независимо от чинов и званий обязательно должен был с ним поцеловаться, угостить его крашеным яичком, со словами «Христос воскресе!», на что непременно получал ответ «Воистину воскресе!»

Дизайнеры:

- Яйца, окрашенные любым способом, называются 'крашенки', а расписанные узорами - 'писанками'. 'Писанки' в старину нередко представляли собой настоящие шедевры народного искусства. Сложилась художественная традиция, появились коллекции сахарных, шоколадных, деревянных, стеклянных, серебрянных и даже золотых яиц с украшением из драгоценных камней. Красить яйца и печь пасхи необходимо в чистый четверг.

Дети знакомят одноклассников с различными видами дизайна пасхальных сувениров:

- декупаж;

- роспись;

- работы из бисера;

- аппикация;

- квилинг;

- ассамбляж

Дизайнеры показывают выставку своих творческих работ. Участники других групп определяют какую технику использовали дизайнеры.)

Главный направляющий:

3-я страница.

Убывает день осенний,
Умолкает птичье пенье.
И сегодня выпал в срок
Первый беленький снежок.


  В этот день Андрей блаженный
Видел свет неизреченный:
Богоматерь во Влахернах
Богу молится о верных,
 
 Всех невидимым покровом
Благодатно осеняет
И в земном пути суровом
От несчастий сохраняет.


Третья группа: (тема: Покров)

Журналисты:

Представляет видеофильм о посещении храма Покрова Пресвятой Богородицы станицы Старощербиновской.





Учитель:

В каждой группе работали художники. Сейчас ребята представят свои работы.

(представление работ)

Этап 4. Результаты..

Результат работы групп - создание слайдовой презентации, выставка творческих работ дизайнеров, выставка творческих работ художников, фотоматериалы, видеофильм. Возможность использованного накопленного материала на уроках и во внеурочной деятельности.

Этап 5.

Оценка результатов.

Участники делятся мнениями, отвечают на вопросы:

-Соответствует ли выполнение проекта задуманному плану?

-Разнообразны ли были идеи?

-Насколько хорошо вы спланировали и использовали время?

- Что могло бы быть сделано по-другому, если бы вы снова начали разрабатывать этот проект?

- Чему научились?

- Что нового узнали?

- Что не получилось?

- Работу какой творческой группы вы хотели бы особо оценить?

- Кто был наиболее активен?

- Чья работа наиболее понравилась? Почему?

- Как и над чем надо ещё поработать?

Учитель оценивает активность работы учащихся.












































Литература



1. Янцен Е.В. Метод проектов в начальной школе. Использование методических проектов в практике работы учителя начальных классов

// Предметно-содержательный журнал Современный урок. – 2009, №5.

2. Полат Е.С. Метод проектов – статья на сайте Российской Академии Образования. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика.

/ Под ред. Е.С.Полат. – Москва, 2000.

3. Метод проектов. Организация исследовательской деятельности младших школьников./ Газета Начальная школа. – 2006, №10.

4. Н.Г.Шаповалова. Метод проектов: практика и применение./Журнал Начальная школа. – 2007, № 9.

5. Исследовательская и проектная деятельность школьников/ Начальная школа. – 2007, №9.





































Муниципальное образование Щербиновский район

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2 муниципального образования

Щербиновский район станица Старощербиновская






Учитель:Колобердина О.Г.