Разработка урока-проекта по кубановедению во 2-а классе
по теме: «Православные праздники».
Проблема: Что мы знаем о православных праздниках? Как можно ознакомить с ними других?
Цель: формирование навыков самостоятельной познавательной деятельности учащихся в процессе работы над проектом;
- расширение знаний обучающихся о традиции празднования православных праздников;
- развитие у детей творческих способностей;
- повышение мотивации к обучению;
- повышение самооценки учащихся;
- приобщение родителей к совместной деятельности
Задачи:
1. Расширить представления детей о православных праздниках.
2. Развивать стремление к самостоятельному получению знаний, умение синтезировать свои знания и пользоваться ими при решении познавательных и практических задач.
3. Развивать у детей способность к созданию определенного продукта, уметь презентовать свой творческий труд.
4. Развивать коммуникативные навыки.
5. Воспитывать уважительное и равноправное взаимодействие с партнерами.
6. Воспитывать бережное отношение к традициям своего народа.
7. Прививать интерес к православной культуре.
Форма работы – метод учебных проектов.
Время работы над проектом: 2 недели.
Режим работы: использование учебных часов (уроков кубановедения, кружка ИЗО, ), дополнительных занятий по кубановедению.
Дополнительно привлекаемые участники: учитель ИЗО, родители.
План работы над проектом.
Этап 1. Подготовка.
Предварительная подготовка учителя:
• Выбор темы и формирование задач проекта;
• Продумать ключевые понятия темы;
• Определить график выполнения этапов и оценку каждого этапа;
• Разработать критерии оценки итоговой работы творческой группы;
• Продумать организацию работы в группах и принципы образования групп.
• Консультации для родителей.
Этап 2. Проектирование.
• Сообщается тема проекта «Православные праздники».
• Предполагаемый продукт: конспект урока, оформленная выставка творческих работ по теме проекта, презентация, видеофильм.
• Классу предлагается объединиться в творческие группы и выбрать тему, определить руководителя группы, определить ответственных за поиск нужной информации, продумать оформление своего будущего сообщения.
• Класс знакомится с этапами проекта, оценкой каждого этапа.
1) тема совместного проекта определялась за 2 недели до проведения урока, чтобы дети могли начать сбор материала;
2) учитель создает необходимые условия для работы над проектом: делит учеников на группы, помогает формулировать тему работы для каждой группы, готовит список энциклопедической литературы, оказывает помощь в подборе иллюстративного материала и музыкального сопровождения;
3) ученики самостоятельно готовят индивидуальный материал по теме работы своей группы;
4) учитель проводит консультации в группах и контролирует их работу;
5) ученики выступают в роли создателей проекта и защищают его после выполнения;
Этап 3. Защита проекта. Презентация.
Ход урока.
Дети рассаживаются за 3 стола по группам.
В каждой группе свое задание. Собранный материал по тематике лежит на столах.
Группа 1 – Тема: «Рождество Христово».
Группа 2 – Тема: «Пасха».
Группа 3 – Тема: «Покров»..
Учитель: Ребята! Сегодня у нас необычный урок. Вы вместе, каждый в своей группе, будете работать и презентовать одну из страниц нашего общего проекта.
А говорить мы будем о православных праздниках, о традициях и обычаях, связанных с этими праздниками. Правосла́вные пра́здники — торжественные дни в православии, посвященные празднованию священных событий и особо чтимых святых. Праздник – это яркое, запоминающееся зрелище, веселье. Обряд – традиции поклонения духам земли, воды, солнца, христианским святым. На Кубани всегда отмечали православные праздники. Эта традиция дошла и до наших дней. В станицах нашего края сохранилось немало интересных обрядов. Часто эти обряды, связаны с временами года, с крестьянским трудом, культом урожая. Они передаются от старших к младшим, от родителей к детям, от дедов к внукам. В них отразились уклад жизни нашего народа, его душа, доброта, щедрость, любовь к труду, к земле-кормилице, почитание отцов и дедов.
Проблема: Что мы знаем о православных праздниках? Как можно ознакомить с ними других?
Начнём с первого праздника в Новом году – Рождества Христова.
Главный направляющий. (Знакомит со страницами книги С.Ю. Высоцкой «Я листаю календарь. Главные православные праздники для детей.)
1-я страница.
Я листаю календарь,
За окном скрипит январь,
Машет мне, суровый,
Веткою еловой.
Сердце чутко замирает,
В воздухе – лилово.
Зимней сказкой наступает
Рождество Христово.
Дома – ёлка и подарки.
В храме – свет сияет яркий
И рождественский тропарь
С клироса летит в алтарь.
Выступление 1 группы. (тема: Рождество Христово.)
В группе распределены роли.
Историки:
- Рождество Христово (православное) – это единственный религиозный праздник, который стал государственным. Это один из самых светлых христианских праздников. Ведь рождение – это всегда начало новой жизни.
- Божественный младенец родился в Вифлееме, когда Пресвятая Дева Мария и её муж Иосиф отправились из Назарета на перепись населения, объявленную римским императором Августом. Дома, постоялые дворы и гостиница в Вифлееме были переполнены народом, явившимся на перепись, и Марии с Иосифом нашлось укрытие только в пещере - вертепе, куда пастухи в непогоду загоняли стада. Там и появился на свет Спаситель мира и, спеленатый, положен был в ясли на солому. Произошло это событие в ночь с 6 на 7 января. Поэтому 7 января считается Днём Рождения Иисуса Христа.
- Накануне праздника Рождества Христова, 6 января в Сочельник, который принято на Кубани называть “Голодная кутья”, детям поручали набрать и принести в хату самого чистого и душистого сена.
-Это душистое сено дети укладывали “на покути” - под образами (иконами) в “красном угле” хаты. Это место должно было напоминать собою ясли, в которых родился Христос младенец.
- Дни с 6 по18 января - Рождественские святки , когда люди поздравляют друг друга с рождением Бога Младенца. Праздник начинался с вечера. Варили крупу, добавляли мед, сладости и носили знакомым и родственникам «кутью». Позже ,к вечеру, парни и девушки ходили по улицам, и у каждого дома кликали «Коляду».
-В древности колядки были связаны с языческим праздником Коляды - солнечного божества. Говорят, что был когда-то во времена язычества болван Коляда, которого принимали за бога, и что будто от него и пошли колядки.
Артисты:
Коляда, коляда!
А бывает коляда
Накануне Рождества
Коляда пришла
Рождество принесла.
Ангел с неба к нам спустился,
И сказал Иисус родился.
Мы пришли его прославить,
И вас с праздником поздравить.
Коляда, коляда
Отвори ворота
Открывай сундуки
Доставай пятаки.
Друзья природы: Что такое для нас Рождество? Это ёлка, свечи, подарки. Когда-то на Руси существовал такой обычай – устраивать рождественские «елки» для животных и птиц. Мы сделали кормушки для птиц. Вы, ребята, тоже можете сделать праздник для птиц, изготовив свои кормушки и повесить их у себя во дворе.
Игра «Учитель, ученик». (Участники группы задают вопросы , дети из других групп выбирают правильные ответы на слайде «Рождественская ёлка»)
- Когда отмечают праздник Рождество Христово?
- В какой период празднуют святки?
- Назовите имя языческого божества, от которого появилось слово колядки?
- Как называются гулянья во время святок?
Главный направляющий:
2-я страница.
После долгого говенья,
Причастившись на Страстной,
Православные с волненьем
К службе шествуют ночной.
С яйцами и куличами,
С пасхами и со свечами,
С крестным ходом,
с дружным пеньем
Мы встречаем Воскресенье.
Солнце пляшет и играет.
Бог всю тварь благословляет.
От земли и до небес
Всё поёт: «Христос воскрес!»
Выступление второй группы: (тема: Пасха)
Историки:
-Пасха - это главный праздник христианского мира. Это победа жизни над смертью! По великой любви к нам, людям, Господь сошёл на землю в образе человека, принял за нас страдание и смерть на кресте. На третий день после погребения свершилось чудо – Господь воскрес из мёртвых.
-Днем празднования Пасхи считается первый воскресный день после первого весеннего полнолуния . Под Пасхой подразумевается святая неделя Воскресения Христова, на протяжении которой, Царские ворота в храмах остаются открытыми в знак того, что теперь, Воскресением Христовым открыты для всех врата Царствия небесного.
- Главным пасхальным символом воскресения является яйцо, так как из яйца рождается новое существо, а Христос подарил жизнь.
- В России пасхальными яйцами «христосуются» — разбивая по очерёдности разные концы, так же как люди христосуются трижды в щёки. Детишки устраивают «покатушки» — у кого яйцо дальше укатится. Пасхальные яйца в России катали по земле, чтобы она была плодородной
- Обычай красить яйца очень древний. Русский человек, встречая кого-либо, независимо от чинов и званий обязательно должен был с ним поцеловаться, угостить его крашеным яичком, со словами «Христос воскресе!», на что непременно получал ответ «Воистину воскресе!»
Дизайнеры:
- Яйца, окрашенные любым способом, называются 'крашенки', а расписанные узорами - 'писанками'. 'Писанки' в старину нередко представляли собой настоящие шедевры народного искусства. Сложилась художественная традиция, появились коллекции сахарных, шоколадных, деревянных, стеклянных, серебрянных и даже золотых яиц с украшением из драгоценных камней. Красить яйца и печь пасхи необходимо в чистый четверг.
Дети знакомят одноклассников с различными видами дизайна пасхальных сувениров:
- декупаж;
- роспись;
- работы из бисера;
- аппикация;
- квилинг;
- ассамбляж
Дизайнеры показывают выставку своих творческих работ. Участники других групп определяют какую технику использовали дизайнеры.)
Главный направляющий:
3-я страница.
Убывает день осенний,
Умолкает птичье пенье.
И сегодня выпал в срок
Первый беленький снежок.
В этот день Андрей блаженный
Видел свет неизреченный:
Богоматерь во Влахернах
Богу молится о верных,
Всех невидимым покровом
Благодатно осеняет
И в земном пути суровом
От несчастий сохраняет.
Третья группа: (тема: Покров)
Журналисты:
Представляет видеофильм о посещении храма Покрова Пресвятой Богородицы станицы Старощербиновской.
Учитель:
В каждой группе работали художники. Сейчас ребята представят свои работы.
(представление работ)
Этап 4. Результаты..
Результат работы групп - создание слайдовой презентации, выставка творческих работ дизайнеров, выставка творческих работ художников, фотоматериалы, видеофильм. Возможность использованного накопленного материала на уроках и во внеурочной деятельности.
Этап 5.
Оценка результатов.
Участники делятся мнениями, отвечают на вопросы:
-Соответствует ли выполнение проекта задуманному плану?
-Разнообразны ли были идеи?
-Насколько хорошо вы спланировали и использовали время?
- Что могло бы быть сделано по-другому, если бы вы снова начали разрабатывать этот проект?
- Чему научились?
- Что нового узнали?
- Что не получилось?
- Работу какой творческой группы вы хотели бы особо оценить?
- Кто был наиболее активен?
- Чья работа наиболее понравилась? Почему?
- Как и над чем надо ещё поработать?
Учитель оценивает активность работы учащихся.
Литература
1. Янцен Е.В. Метод проектов в начальной школе. Использование методических проектов в практике работы учителя начальных классов
// Предметно-содержательный журнал Современный урок. – 2009, №5.
2. Полат Е.С. Метод проектов – статья на сайте Российской Академии Образования. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика.
/ Под ред. Е.С.Полат. – Москва, 2000.
3. Метод проектов. Организация исследовательской деятельности младших школьников./ Газета Начальная школа. – 2006, №10.
4. Н.Г.Шаповалова. Метод проектов: практика и применение./Журнал Начальная школа. – 2007, № 9.
5. Исследовательская и проектная деятельность школьников/ Начальная школа. – 2007, №9.
Муниципальное образование Щербиновский район
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2 муниципального образования
Щербиновский район станица Старощербиновская
Учитель:Колобердина О.Г.