Муниципальное общеобразовательное учреждение «Шило – Голицынская средняя
общеобразовательная школа
Ртищевского района Саратовской области»
Регион: Саратовская область
Вичева Надежда Александровна –
учитель начальных классов, учитель ОПК
Номинация: «Лучший урок по Основам православной культуры для общеобразовательного учреждения»
Урок - проект .
Тема. Любовь и уважение к Отечеству Урок № 30.
Состав проектной группы: учащиеся 4 класса
Руководитель проекта: Вичева Надежда Александровна
Учебный предмет: основы православной культуры .
Тип проекта: информационно - исследовательский, краткосрочный.
Сроки выполнения: 1 неделя.
Продолжительность : 45 минут.
Проблема: Сегодня ощущается необходимость возрождения и восстановления духовности, формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны, изучения прошлого и настоящего своей “малой Родины”. Малая Родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека, но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее.
Данный урок ориентирован на выполнение ФГОС НОО, а именно, направлен на формирование общей культуры учащихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации внеурочной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие.
Цели урока - проекта:
- Познакомиться с историей села, его памятными местами.
- Собранный материал представить в виде устного журнала «Село Шило – Голицыно – моя малая Родина »
-Показать, что любовь к Отечеству начинается с любви к своей малой родине
Задачи:
1. Образовательные:
-Актуализировать знания учащихся о своей малой Родине;
-привлечь внимание учащихся к культурному, природному и историческому наследию малой Родины; показать значение Родины в жизни каждого человека;
-учиться самостоятельно находить материал в различных источниках;
- работать в группе, прислушиваться друг к другу;
- по отобранным материалам создать краеведческий журнал.
2. Развивающие:
- Расширять кругозор учащихся, изучая исторический материал о своей малой Родине;
-развивать навыки ораторского искусства и публичных выступлений.
3. Воспитательные:
- Пробудить интерес к изучению истории своего села;
-воспитывать чувство патриотизма, любви и гордости за свою Родину;
-способствовать формированию чувства принадлежности к своему краю.
Планируемые результаты деятельности:
Во время подготовки заданий к уроку учащиеся приобретут следующие умения:
Личностные:
- готовность и способность к самостоятельной, творческой деятельности; умение продуктивно работать в команде, выполнять разные роли и обязанности, умение признавать различные мнения;умение действовать в интересах группы;
Метапредметные:
- умение работать с информацией – находить, отбирать, анализировать, оценивать и создавать информацию в разных формах и различными способами;умение оценить степень успешности своей деятельности;умение понимать причины возникающих затруднений и вести поиск способов выхода из ситуации; умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения
Предметные:
- умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни;использовать справочную литературу и другие источники информации;
Предварительная подготовка к уроку:
Организационный этап:
1. Выявление интересов детей к проекту.
2. Формулировка проблемы.
Подготовительный этап:
1. Выбор темы проекта - « Село Шило – Голицыно – моя малая Родина ».
2. Формулировка цели проекта : «Любовь к Отечеству начитается с любви к своей малой Родине» .
3. Формирование групп учащихся по разработке отдельных вопросов:
- «История села Шило – Голицыно»
- «Обелиск с красной звездой»
- «Потерянный храм»
- «След войны в моей семье»
- «Моё село сегодня»
4. Распределение задач для каждой группы
5. Определение основных источников информации.
6. Разучивание стихов и песни о Родине;
Этап реализации проекта:
1. Сбор информации по теме для решения поставленных задач;
2. Систематизация собранного материала;
3. Анализ и распределение материала по тематическим группам: для создания общей презентации - страниц журнала « Село Шило – Голицыно – моя малая Родина ».
4. Отчет творческих групп о проделанной работе.
Заключительный этап:
Оформление проекта:
- подготовка устного журнала «Село Шило – Голицыно – моя малая
Родина » со страницами в презентации;
Гипотеза:
Любовь к Отечеству начитается с любви к своей малой Родине.
Проблемные вопросы:
-Почему наше село носит такое интересное название?
-Что за крест стоит на улице Юбилейной справа от шоссе?
- Кому поставлен обелиск на улице Советской с красной звездой?
-Есть ли на памятнике павшим односельчанам во время Великой Отечественной войны фамилии наших родственников?
-Какие изменения в жизни села произошли за последнее время?
Темы исследований:
- «История села Шило – Голицыно»
- «Обелиск с красной звездой»
- «Потерянный храм»
- «След войны в моей семье»
- «Моё село сегодня»,
Методы исследования:
-беседы с родителями, жителями села, учителями сельской школы;
- беседа с администрацией Шило – Голицынского муниципального образования;
-поисковая работа с литературными источниками и интернетресурсами;
Оборудование:
1. Учебник : Кураев А.В. Основы православной культуры. 4-5-е классы: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2012
2. Презентация
3. Стихи о Родине.
4. Фонограмма песни «У моей России»
5. Запись лирической мелодии.
План урока с хронометражем
№ п/п | План урока | время |
1 | Организационный момент | 1 мин |
2. | Актуализация знаний. | 5 мин |
3 | Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | 5 мин |
4 | Изучение краеведческого материала. Отчёт творческих групп. | 28 мин |
5 | Рефлексия (подведение итогов урока) Составление синквейна. | 5 мин |
6 | Домашнее задание | 1 мин |
Ход урока.
1.Организационный момент. Здравствуйте, ребята. С каким настроением вы пришли сегодня на урок? Давайте улыбнёмся друг другу. Пусть в нашем классе станет светлее от ваших улыбок.
2 Актуализация знаний. (На фоне слайдов природы и музыки учитель читает стихотворение.) (Слайды 2-4)
О чём эта песня плакучих берёз, В минуты печали, в годину невзгод
Мелодия, полная света и слёз? Кто нас приголубит и кто нас спасёт?
О Родине, только о Родине. Родина, только лишь Родина.
О чём за холодным гранитом границ Под солнцем палящим и в снежной пыли
Тоска улетающих на зиму птиц? И думы мои, и молитвы мои -
О Родине, только о Родине. О Родине, только о Родине.
(Р. Гамзатов)
Слайд-5 (Ученики исполняют песню «У моей России» (музыка Георгия Струве, слова Нины Соловьёвой)
Учитель. Прозвучала красивая песня. О чём она? ( Эта песня о России, о том, что она красивая. О том, что Россия похожа на маму. Россия –это все мы.)
Учитель: Да, Россия – наша Родина, наша родная земля, родная страна. Как по – другому называют Родину? (Отчизна, Отечество)
3 Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Учитель: Обсудите в парах , за что люди любят своё Отечество, свою Родину, за что уважают. Дети в парах обсуждают
Учитель: Давайте послушаем ваши размышления. (Родину любят за то, что Родина –это место, где человек живет, где живут его родные. Родина –это любимая страна, где человеку хорошо жить. Родина –это место, где человек родился, вырос, трудится. Родину уважают за её историю, помнят героев, которые прославили её или отдали за неё свои жизни. Если случается беда, то нас Родина защитит).
Учитель: Молодцы. Попробуйте сформулировать тему урока. Дети предлагают свои варианты «Наша Родина –Россия», «Россия – любимая страна» и т. пУчитель открывает на экране тему урока «Любовь и уважение к Отечеству» (Слайд- 1)
Учитель: Нас всех объединяет любовь к Родине. А что такое любовь? Найдите ответ на мой вопрос в учебнике стр 95 Дети зачитывают «Любовь – это служение. Служение проявляется прежде всего в делах на благо людей, на благо нашей России»
Учитель: Любовь к ближнему, семье, народу имеет ещё одно название. Найдите на стр 95. Дети находят и зачитывают –патриотизм.
Учитель: Можем ли мы называть себя патриотами? Дети размышляют. В конце урока постараемся ещё раз ответить на мой вопрос. А где вы живёте и растёте, где живут и трудятся наши родные и близкие? (В селе Шило – Голицыно) Слайд -6
Учитель: Верно. Мы сегодня мы постараемся поближе узнать нашу малую родину, место, где вы родились . Постараемся многое узнать о нашем родном селе, понять, за что мы любим его и уважаем. Какие же вопросы стояли перед вами при подготовке проекта? Дети называют. (- Почему наше село носит такое интересное название? -Что за крест стоит на улице Юбилейной справа от шоссе?
- Кому поставлен обелиск на улице Советской с красной звездой? -Есть ли на памятнике павшим односельчанам во время Великой Отечественной войны фамилии наших родственников? -Какие изменения в жизни села произошли за последнее время?) Учитель: Я думаю, что мы найдём ответы на эти вопросы, и нам будет интересно узнать много нового о том месте, где живём мы с вами, живут наши родные и близкие. Ваши выступления по темам исследований помогут создать журнал с названием «Село Шило –Голицыно – моя малая Родина ».
Изучение краеведческого материала. Отчёт групп.
Учитель: Открываем первую страницу нашего журнала – «История села Шило – Голицыно » и даю слово первой группе исследователей. (Слайд - 7) Выступает 1 группа учащихся: (Наша группа обратились в краеведческий музей города Ртищево, чтобы узнать, с какого времени проживают люди на территории села и почему у нашего села такое необычное название. И вот что нам рассказала руководитель Ртищевского краеведческого музея Ашкапова С. Е., выпускница нашей школы: (Слайд 8) «Согласно ревизским сказам второй ревизии, проходившей в 1744—1745 годах, деревня Третьяки (такое название село носило до начала XIX века) была образована после 1725 года. Одними из первых владельцев деревни были бригадир князь Фёдор Иванович Голицын (1700—1759), по фамилии которого деревня получила второе название Голицыно, и капитан Иван Яковлевич Хотяинцев .К концу XVIII века деревня Третьяки (Голицыно) перешла во владение к роду Шиловских. С 1800 года ей владел подпоручик Иван Данилович Шиловский. Позже деревня перешла во владение к его сыну — надворному советнику Степану Ивановичу Шиловскому. По фамилии новых владельцев к концу XIX века село начали именовать Шило во-Голицыно. Позднее название сократилось до Шило-Голицыно( Слайд- 8) В школьном музее есть интересная старая фотография с домом помещика Степана ХристофоровичаМихайлова в нашем селе. Он стоял в центре села, состоял из двух построек. За домом находился огромный ухоженный сад.(Слайд- 9)
Учитель. Вторая страница нашего журнала- «Потерянный храм».
Выступает 2 группа учащихся: (На уроке ОПК Надежда Александровна показала нам старую фотографию церкви . Оказалось, что эта церковь стояла в нашем селе. Но сейчас, к сожалению, её нет.(слайд 10) В материалах из Рти - щевской краеведческой энциклопедии мы нашли такие сведения о ней: «Однопрестольная каменная церковь во имя святителя Николая Чудотворца была построена в нашем селе в 1888 году вместо старой сгоревшей на средства потомственных почётных граждан моршанских купцов Степана Хрисанфовича и Ильи Степановича Михайловых.(слайд - 11)В штате причта состояли священник, дьякон и псаломщик. При церкви работала церковно-приходская школа в сельце Дубасово. (слайд - 12) Церковь находилась недалеко от господского дома, рядом с тем местом, где пролегает сейчас центральная дорога на Ртищево. Но 8 марта 1930 года было принято решение о закрытии церкви здание приспо –собили под клуб. Однако вскоре храм был разрушен». У учительницы немецкого языка Власовой А. А. мы узнали, что она разговаривала с людьми, которые видели эту церковь. Вот что рассказала ей Ивлиева В. Н. « Сломать церковь сразу не удалось, колокола сняли, а помещение использовали под зернохранилище. Примерно в 1933-34 годах храм взорвали. Из этого «церковного» кирпича строилась школа №1 в городе Ртищево. Даже односельчане использовали этот кирпич для кладки печей. Кирпичи имели прочность необыкновенную» (Слайд - 13) Из районной газеты «Перекрёсток России» мы узнали, что 12 сентября 2006 года на месте разрушенной церкви был установлен поклонный крест ( в конце улицы Юбилейной, справа от шоссе) с памятной надписью: «Сей Поклонный крест установлен на месте разрушенного храма святителя Николая Чудотворца»
Учитель. Открываем третью страницу нашего журнала (Слайд -14) «Обелиск с красной звездой». Слово третьей группе исследователей. Рассказывает 3 группа учащихся ( Рядом со старым зданием клуба на улице Советской (в прошлом – здание волостного управления), стоит скромный обелиск с красной звездой наверху. Это скорбное место. Он поставлен на могиле продотрядовцев, убитых бандой Антонова 2 февраля 1921 года. Учитель истории Галиев С. Х. нам рассказал, что это были рабочие фабрики «Молот и Серп» Воскресенского района Московской области. Долгое время рядом с этим обелиском проводились митинги в честь Дня Победы, так как не было в селе памятника односельчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Но сейчас там митинги не проводят. Ученики нашей школы ухаживают за могилой, каждую весну приводят её в порядок. Здание рядом с обелиском до 2008 года было сельским клубом. Это бывшее волостное управление. Когда клуб переехал в социально – культурный центр, то здание пустовало. Глава администрации Шило – Голицынского муниципального образования Фролов Н. Ю. рассказал, что в феврале этого года было принято решение передать это здание церкви. Теперь в нём будет располагаться молельный дом. Здание сейчас ремонтируется за счёт фермерского хозяйства, главой которого является Маняхин В. В. Над зданием уже есть купол с крестом. Мы рады, что в нашем селе будет свой небольшой храм)
Учитель. Четвёртая страница нашего журнала –«След войны в моей семье»
Рассказывает 4 группа учащихся (Рассказывает Матюнина Софья :
- 22 июня 2006 года в День памяти и скорби состоялось торжественное открытие памятника односельчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Мою семью война не обошла стороной. (Слайд - 15) На памятнике павшим односельчанам, куда мы ходим на митинг в День Победы выбито и имя моего прапрадедушки Казанцева Николая Ивановича. Казанцев Николай Иванович, родился в 1912 году в Шуклино. Бабушка Галя рассказала, что Николай Иванович работал в городе Ртищево в пожарной охране партийным работником. Жили вместе с родственниками, семьёй Корнеева Алексея Ивановича. В 1941 ушёл на войну. Воевал на Сталинградском фронте в должности политрука. Погиб в августе 1942 года. Я горжусь своим прапрадедом! Перед 9 мая мы с одноклассниками и работниками СДК и библиотеки ходим поздравлять наших ветеранов.
Край родной, как ты чудесен! Мы с тобою породнились,
Под горой бежит река Как река и берега.
И уносит нашу песню Предки здесь за землю бились,
В сень далёкого леска. Защищали от врага… (В. Тяпин)
Учитель. И последняя, пятая страничка нашего журнала – «Моё село – сегодня» Рассказывает 5 группа учащихся ( Мы посетили администрацию Шило – Голицынского муниципального образования и попросили рассказать о тех изменениях в жизни села, которые произошли в последнее время. (Слайд – 16) Мы узнали, что в 2008 году по главной улице - Советской проложили новый асфальт, а в 2012 году появилась новая асфальтированная дорога на улице Горной. Социально-культурный центр был открыт в самый канун 2009 года . Почта, фельдшерско – акушерский пункт, сельская библиотека, кабинеты главы и специалистов администрации сельского поселения, танцевальный и актовый залы сельского дома культуры –всё это для удобства жителей села расположены в одном месте. Мы с удовольствием посещаем кружки СДК и мероприятия сельской библиотеки, выступаем на праздничных концертах. Рядом с этим зданием мы ухаживаем за молодым парком: сажаем новые деревца, убираем мусор. А ещё 5 июня 2013 года в селе Шило- Голицыно состоялась торжественная церемония запуска водозаборной скважины. Это был праздник для односельчан! Настоятель храма во имя Святителя Николая Чудотворца священник Андрей (Баран) провел чин освящения скважины. У нас в домах чистая и вкусная питьевая вода.
Рефлексия (подведение итогов урока) Составление синквейна.
Учитель. А теперь давайте подведём итоги наших исследований.
(Слайд- 17 ) (За время работы над проектом мы значительно расширили свои знания о родном селе. Мы создали устный журнал и презентацию «Моё село – Шило – Голицыно» Его можно использовать на уроках истории , окружающего мира краеведческого характера, внеклассных мероприятиях, классных часах.
Учитель. Какие можно сделать , работая над проектом: (Слайд- 18) (-Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна. Любовь и уважение к России начинается с любви и уважения к своей малой родине – селу Шило – Голицыно ). (Слайд -19 )
Здесь тёплое поле наполнено рожью, И землю водою святой оросили,
Здесь плещутся зори в ладонях лугов. И синий простор осенили крестом.
Сюда златокрылые ангелы Божьи И нет у нас Родины, кроме России
По лучикам света сошли с облаков.
Здесь мама, здесь храм, здесь отеческий дом.
(П. Синявский)
Учитель. Мне хочется, чтобы вы поделились своими впечатлениями об увиденном и услышанном сегодня. Дети делятся своими мыслями об услышанном, о том, что их поразило, что они узнали впервые. Затем составляют синквейн: (Слайд-20)
Шило – Голицыно.
Родное, старое.
Изучаем, ухаживаем, любим.
Место, где мы живём и учимся.
Родина.
Учитель. Ребята, так можем ли мы называть себя патриотами. ( Можем. Мы любим наше село,изучили его историю, мы помогаем селу стать краше, уважаем и чтим ветеранов войны и труда. )
- попробовать сочинить своё стихотворение о Родине;
-написать небольшое сочинение на тему «Почему Родину называют матушкой»
Литература.
Стихи поэтов о Родине, России: Р. Гамзатова, П. Синявского, В. Тяпина.
Материал с сайта « Ртищевский краеведческий музей — Ртищевская энциклопедия»- wikirtishchevo.shoutwiki.com/. Материалы школьного музея.
Материалы газеты Ртищевского района «Перекрёсток России».
9