МБОУ Павловская СШ
Проект
«Велик день — Пасха Христова»
Автор проекта: учитель начальных классов
Рубцова Валентина Михайловна
Апрель, 2018 год
Проект «Велик день — Пасха Христова»
Вид проекта: творческо-информационный.
Продолжительность проекта: краткосрочный
Участники проекта: учащиеся 4 класса, родители , учитель.
Цель: Расширение знаний учащихся о традиции празднования православных праздников на примере праздника Пасха.
Задачи: -познакомить детей с традициями празднования Пасхи;
-развивать коммуникативные компетенции: сотрудничать в
группе при подготовке общего дела, уметь действовать
сообща;
-прививать интерес к православной культуре;
-развивать умения анализировать, систематизировать и обобщать знания, делать выводы о предметах обсуждения;
-развивать познавательную активность учащихся;
-воспитывать интерес к народному искусству.
План работы над проектом:
1.Проблема
2.Проектирование (планирование):
3.Поиск информации
4.Продукт
5.Презентация
6.Портфолио (т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы).
.
Содержание работы
1 этап. Подготовительный этап.
Проблема:
1.Ознакомление учащихся и родителей с темой проекта.
Обоснование идеи .
2 этап. Разработка проекта (составление плана работы над проектом, поиск информации по плану)
1.Изучение литературы по теме.
2.Подбор иллюстрированного материала по данной теме.
3.Подбор литературного материала.
4.Подбор пасхальных открыток.
5.Сбор рецептов куличей и пасхи.
6. Способы окраски яиц.
7.Пасхальные игры:
-Пасхальные игры с яйцами.
-Игра «Поиграем со словами».
-Чтение русской пословицы
8.Творчество ребят:
-Изготовление объёмной работы «Веточка вербы»
-Рисование пасхальной открытки.
-Лепка из пластилина пасхального кулича ,яиц.
3 этап. Выполнение проекта ( продукт – анализ и систематизация собранной информации.)
Ход урока.
Учитель: История Христа не заканчивается Его казнью. Евангелие говорит, что после распятия Христос вернулся к жизни – воскрес. Воскресение – день возобновления жизни. Для христиан это означает, что как Иисус Христос не остался у смерти в плену, так и все люди. Однажды Бог всех вернёт к жизни. В честь воскресения Христа православные отмечают праздник – Пасха Христова. Пасха — это праздник, который по-другому называется Светлое Христово воскресение.
Ученик: На Руси обрядов много.
А сегодня праздник Бога:
Пасха — Бога воскресение,
Его второй день рождения.
Учитель: Колокольный звон на пасху звучит по всей России, приглашая в храм на богослужение. Для встречи Пасхи православные собираются в храмах. Самая торжественная часть праздничного богослужения – пасхальная ночь.
Священник несёт крест, а люди с иконами и зажжёнными свечами обходят вокруг храма (это называется –« крестный ход») и поют радостные пасхальные гимны.
Главный пасхальный гимн звучит (в переводе на современный русский язык)
так: «Христос воскрес из мёртвых, победив своей смертью смерть, и прежде умершим даровав жизнь!»
Ученик: Повсюду благовест гудит,
Изо всех церквей народ валит.
Заря глядит уже с небес…
Дети: Христос Воскрес! Христос Воскрес!
Ученик: С полей уж снят покров снегов,
И руки рвутся из оков,
И зеленеет ближний лес…
Дети: Христос Воскрес! Христос воскрес!
Ученик: Вот просыпается земля
И одеваются поля,
Весна идет, полна чудес!
Дети: Христос Воскрес! Христос Воскрес!
Учитель: На Пасху все приветствуют друг друга дружеским поцелуем. Это называется «похристосоваться».Сказал «Христос воскресе!», подарил яйцо и три поцелуя в щёчки.В ответ на «Христос Воскресе!» принято отвечать «Воистину Воскресе!»Пасхальное яйцо - главный подарок праздника. Из вроде бы неживого и неподвижного яйца появляется новая жизнь, поэтому оно стало символом воскресного праздника.
Ученик: Известно много способов украшения яиц:
-натуральные красители (-луковая шелуха окрашивает яйца в красный цвет;
-красная свёкла – в розовый;
-листья шпината или щавеля – в нежно-зелёный;
-чёрный чай – в коричневый
Ученик: Можно сделать яйцо – сувенир в технике декупаж. Декупаж – нанесение рисунка с помощью салфеток, используя клейстер из муки.
Ученик: Оплетённое бисером яйцо – это настоящее произведение искусства.
Ученик: Модульное оригами - яйцо делаем из разноцветных бумажных модулей.
Учитель: А знаете ли вы, что яйца, окрашенные в один цвет, назывались крашенками; если на общем цветном фоне обозначались пятна, полоски, крапинки другого цвета — это была крапанка. Еще были писанки — яйца, раскрашенные от руки сюжетными или орнаментальными узорами. А известные ювелирные фирмы создавали произведения искусства из фарфора и хрусталя, золота и серебра, из цветного и прозрачного стекла, из кости и камня... В кондитерских продавали шоколадные и сахарные яйца.
Учитель: После ночной пасхальной службы христиане садятся за праздничный стол. На стол подаются крашеные варёные яйца, куличи (сладкий хлеб, похожий на кекс), пасха (творожное блюдо, названное в честь пасхи). Куличи освящали во время церковной службы и преподносили с пожеланиями добра, здоровья и счастья в доме.
Люди, которые серьезно относятся к своей вере, сорок дней готовятся к празднику: не едят мяса, молока, яиц. Это время называется – пост. Но пост христианина заключается не только в отказе от пищи, а и в помощи нуждающимся людям.
Это называется заниматься благотворительностью (раздавать одежду, деньги, пищу нищим, больным людям). Может быть, и сейчас в наше время особенно необходимо посещение больных, стариков, бедных, которых надо угостить пасхальными куличами, развеять их одиночество. Пусть и сейчас соблюдается этот милосердный обычай.
Празднуют Пасху тоже сорок дней.
В Великий пост всякие игры и увеселения были запрещены. С Пасхи начинались весёлые развлечения. Гуляния проводились на открытом воздухе, сопровождались весёлыми играми, хороводными песнями.
Одним из широко распространенных и любимых пасхальных детских развлечений было катание крашенок.
Для этого изготовлялись специальные лоточки с желобом. Играющие усаживались друг против друга на определённом расстоянии и по команде скатывали яйца по лоточкам. Если скатившееся яйцо ударялось об яйцо другого игрока и разбивало его, то разбитое яйцо играющий забирал себе. В некоторые игры можно поиграть и сегодня.
Игра «Покрути яйцо»
По команде дети одновременно раскручивают свои крашенки. Чьё яйцо дольше крутится, тот и победитель, он забирает яйцо проигравшего.
Игра «Битки»
Играющие выкрикивают: «Раз, два, три! Моё яйцо, окрепни! К бою готов!» Игроки бьют крашенками любой стороной, обычно острой. Чьё яйцо разобъется, или даст трещину, тот проигравший.
Учитель: А теперь давайте и мы поиграем в игры.
Учитель: А сейчас, уважаемые родители, ребята, предлагаю посетить выставку творческих работ на тему: «Велик день – Пасха Христова». Здесь представлена коллекция пасхальных открыток; рецепты приготовления пасхальных куличей и творожной пасхи; кулич и яйца из пластилина; яйцо, сделанное в технике «Модульное оригами»; рисунки по теме.
Учитель: Даже самые популярные и известные праздники могут хранить неразгаданные тайны. Узнавая их, мы понимаем назначение и значение предметов, процессов, традиций в человеческом обществе. Раскрыть все тайны невозможно, поэтому, раскрывая их, человек учится, а значит, развивается.
Всем огромное спасибо за помощь и участие в празднике
Ученики:
День Христова воскресенья,
Приходи скорее вновь!
До свиданья праздник Пасхи!
Дай Господь вам всем любовь!
4 этап. Итоги реализации проекта.
- Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю.
- Расширение кругозора детей.
- Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками, с русскими народными играми. –
- Объединение усилий педагога и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре.
5этап. Презентация проекта.
-Оформление портфолио по теме (папка с материалами)
-Выставка детских рисунков, поделок по данной теме.
- Совместное творчество родителей и детей «Выставка пасхальных яиц».
- Выпуск Интернет – отчета о проекте (презентация).
Результативность
-Расширились знания о традициях русского народа, связанных с подготовкой и проведением православного праздника Пасхи.
-У детей появился интерес к изучению русской народной культуры.
-Дети порадовали родителей маленькими праздничными подарками, изготовленными своими руками.
-Повысилась заинтересованность родителей к возрождению народной культуры своего народа.
Вывод:
Приобщая детей к истокам русской национальной культуры, развивается личность каждого ребёнка, который, надеюсь, будет носителем черт русского характера, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий всё самое ценное из поколения в поколение - народ без будущего.
Литература:
А.В.Кураев «ОРКСЭ» ( основы православной культуры)
Интернет- ресурсы
Журнал «Тысяча советов»