МОУ «Школа №120 города Донецка»
Конспект урока литературного чтения
во 2-ом классе
«Планета знаний» с компьютерной поддержкой
Тема: "Устное народное творчество
(защита проектов)"
уч. нач. классов
Рябчун А. С.
2017 г.
Тип проекта: творческий.
Продолжительность: 1 месяц.
Участники: ученики 2 класса.
Практическая значимость: получение информации из различных источников, расширить представления детей об устном народном творчестве.
Теоретическая значимость: знакомство с устным народным творчеством (песни, сказки, пословицы и т.д.).
Цели:
Образовательная: обобщение знаний учащихся о жанрах устного народного творчества; обогащение словарного запаса учащихся, формирования творческой фантазии.
Развивающая: развитие коммуникативной компетентности (готовить публичное выступление, отвечать на вопросы);
– развитие информационной компетентности (делать выводы на основе обобщения знаний);
- развитие интереса к предмету, чтению,
– развитие памяти, артистических способностей,
Воспитательная: – воспитание уважения к истокам культуры своего народа, интереса к детскому фольклору, истории русского народа.
- сотрудничать друг с другом при выполнении проекта.
Работа над проектом:
Учащимся предлагается поучаствовать в проекте «Устное народное творчество». Учитель поясняет цели данной работы, обсуждает с учениками конечный результат, методы и приёмы его достижения.
Согласившись на участие, ребята включаются в работу. Выполнение проекта проходит поэтапно. Учитель консультирует, предлагает, направляет.
Этапы:
1-й этап: изучение соответствующей темы на уроках литературного чтения;
2-й этап: выставка книг
3-й этап: выставка рисунков на тему «Русские народные сказки»
4-й этап: работа в группах (каждая группа готовит задания: подбирают загадки, изготавливают книжки-малышки «Загадки», «Пословицы», исполнение песен, частушек, инсценируют русскую народную сказку «Каша из топора»,и т.д.)
5-й этап: защита проекта по теме «Устное народное творчество»
Ход мероприятия
Сегодня у нас необычный урок
На нём подведём мы работы итог.
О жанрах устного народного
Творчества поговорим
Мы совершим необычное путешествие по страницам журнала «Устное народное творчество».
ПЕРВАЯ СТРАНИЦА «ПОСЛОВИЦЫ».
Пословица – это краткое образное выражение с поучительным смыслом . Пословицы складывались на Руси задолго до того, как появилась грамота. Старинные пословицы живут в нашем родном языке и сегодня.
Продолжите пословицу”
Делу время, … (потехе час).
Старый друг … (лучше новых двух).
Своя ноша … (не тянет).
Вместе тесно,..( а врозь скучно) (хором)
Вывод: пословица советует, поучает, наставляет, предупреждает. Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в своей речи. От этого их речь становится яркой, образной.
СТРАНИЦА « ПЕСЕННАЯ».
Русская народная песня — фольклорное произведение, которое сохраняется в народной памяти и передаётся из уст в уста, продукт коллективного устного творчества русского народа.
Вывод: народная песня -это сокровищница русской души, которая покоряет нас своей простотой, сердечностью и любовью к людям, к своей земле.
СТРАНИЦА «ПОТЕШКИ»
Потешки — песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка.
Тень-тень, потетень,
Выше города плетень.
Сели звери под плетень,
Похвалялися весь день.
Похвалялась лиса:
- Всему свету я краса!
Похвалялся зайка:
- Поди догоняй-ка!
Похвалялся медведь:
- Могу песни я петь!
Похвалялись ежи:
- У нас шубы хороши!
Вывод: потешка учит маленького ребенка понимать человеческую речь и учит выполнять различные жесты, движения, которым руководит слово.
СТРАНИЦА «ЧАСТУШЕЧНАЯ».
Частушка - интереснейший жанр устного народного творчества, короткая русская народная песня юмористического содержания, передаваемая обычно устно.
1. Мы на Руднике живем,
Сушки, пряники жуем.
Мы частушек много знаем
И сейчас для вас споем
2.Как у нас в селе деревья
Плодоносят круглый год.
Летом фрукты собираем,
А зимою корнеплод!
3.Расцвели девчонки наши
Как ромашки на лугу
Ну а песни распевают
Словно пташечки в саду
4.Купил батюшка платок,
На затылочке цветок.
Теперь мода на платки
На затылочке цветки.
5.Любит музыку мой дед,
От него не отстаю:
Он играет на гармони,
А я песенки пою.
6.Чай пила,
Самоварничала.
Всю посуду перебила —
Накухарничала.
7.Мы с милёночком гуляли
Возле нашего пруда;
Нас лягушки напугали —
Не пойдем больше туда.
8.Выйду, выйду я плясать
В новеньких ботинках,
Все ребята говорят,
Что я как картинка!
9 На дворе да по лужку
Бегают утята.
А я с печки босиком
Думала: ребята
10. У меня на сарафане
Косолапы петухи;
Я сама не косолапа —
Косолапы женихи
11.Мы частушки вам пропели,
Вы скажите от души,
Хороши частушки наши,
И мы тоже хороши! Ух!
Вывод: не одну сотню лет частушка веселит народ, помогая пережить самые страшные и тяжёлые времена. В настоящее время частушка - самый распространенный жанр народного творчества.
СТРАНИЦА « НЕБЫЛИЦЫ»
Небылицы — это нелепицы, это стишки или рассказы, в которых говорится о чем-то таком, чего не может быть на самом деле.
Послушайте:
Ученик
Едет на лисе
Курица верхом,
Бежит кочан капустный
С зайцем кувырком.
Ловит щука в море
Сетью рыбака,
Плавает корова
В крынке молока.
Зернышко пшеницы
Воробья клюёт,
А червяк ворону
В коробе несет.
Вывод: небылиц очень много сочинил русский народ. Они нужны, чтобы развеселить, поднять настроение.
СТРАНИЦА «СКАЗОЧНАЯ»
Народные сказки-это произведение устного народного творчества о вымышленных событиях и героях.
В сказках наши предки передавали свои представления о мире, свой опыт. Материалом для сказок всегда служила жизнь народа, его борьба за счастье.
Вывод: народная сказка не только развлекает. Она учит тому, каким должен быть человек.
СТРАНИЦА «ЗАГАДОЧНАЯ»
Загадка – вид устного народного творчества. Вопрос или задание, которое требует разгадки. Они были на Руси в глубокой древности.
О доме:
- Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок)
- Никого она не обижает, а все её толкают. (Дверь)
Загадки про огород:
- Сидит Игнатка на грядке весь в заплатках,
Кто его потрогает, тот и заплачет. (Лук)
- Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос. (морковь)
О природных явлениях:
- Крашеное коромысло
Над рекой повисло (радуга)
О животных:
- Молоко пьёт, песенки поёт,
Чисто умывается, а с водой не знается. (Кот)
Вывод: загадки – это и игра, и состязание, развлечение и учение. Загадки любят взрослые и дети.
В народных загадках можно узнать нравы, обычаи, быт народа.
Страница «Скороговорки»
Скороговорки - весёлая и безобидная игра в быстрое повторение трудно произносимых стишков и фраз.
Проворонила ворона воронёнка
Вывод: с помощью скороговорок тренировали правильную речь и произношение. Их нужно произносить как можно быстрее, но четко и выразительно.
Страница «Музейная»
Мы сейчас посмотрим видео , где увидите предметы которыми пользовался народ в старину.
Вывод: музеи - это надежные хранители исторической памяти и наследия прошедших эпох. Музеи имеют большое значение в нашей жизни. В них отразилась жизнь тех людей, которые жили давным-давно и не только.
Итог урока. Рефлексия.
А теперь оценим работу наших групп по подготовке проектов.
Приготовьте свои ладошки, по силе хлопков мы определим как
ребята справились со своим заданием проекта.
Эти произведения – живая память народа. Из поколения в поколение, от дедов к внукам, передается народная мудрость, и эта ниточка может разорваться, прерваться, если мы разучимся петь народные песни, частушки, играть в народные игры, ценить свое прошлое. Пронесите, ребята, любовь к русскому устному народному творчеству через всю свою жизнь, подарите её своим младшим братикам и сестричкам.
Рефлексия.
На доске цветок, украсьте его своими цветочками, но для этого раскрасьте их в разные цвета:
Красный – мне очень понравилось на уроке, я работал с удовольствием
Зеленый - урок понравился, но я работал не в полную силу
Желтый – работать на уроке было трудно