СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-проект по сказке-были "Кладовая солнца" в 6 классе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по произведению Пришвина "Кладовая солнца"

Просмотр содержимого документа
«Урок Пришвин»

Урок-проект по сказке-были М.М. Пришвина "Кладовая солнца"

Цели урока:

обучающие: раскрыть метафоричность и символику языка произведения;

развивающие: развивать критическое мышление, творческий потенциал обучающихся;

воспитательные: показать единство человека и природы, неразрывную тесную связь всего существующего в мире; пробудить в шестиклассниках волнение, чувство переживания; воспитывать в детях чувство красоты, доброты; сделать мудрые выводы о высоком назначении человека – быть ответственным за всё живое на земле.

Оборудование:

интерактивная доска, компьютер, мультимедиапроектор, портрет М.М.Пришвина, выставка книг писателя, книжные издания, используемые шестиклассниками при подготовке к уроку, рисунки учащихся «Ель и сосна на Блудовом болоте», «У лежачего камня», сообщения о лесных ягодах и охотничьих собаках, плакаты («Слова у Пришвина цветут, сверкают, шелестят, как травы» ; «Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её тайную жизнь и воспел её красоту, то, прежде всего, эта благодарность выпала бы на долю писателя М.М. Пришвина» - К.Г. Паустовский); «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю» - М. Пришвин; музыкальное сопровождение (звуки леса, пение птиц, шум ветра и т.п.)

Эпиграф:

Не то, что мните вы, природа,
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.

Ф. Тютчев

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Сегодня у нас заключительный урок по сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца», урок-проект. Мы детально проанализировали произведение, и, я надеюсь, вы с удовольствием поделитесь своими знаниями с гостями, а вместе мы с вами сделаем важные и серьёзные выводы.

Нам предстоит раскрыть метафоричность и символику пришвинского произведения, проследить путь «открывателей» и «осваивателей», показать единство человека и природы, и, наконец, понять, что человек – совершенство природы, её высшее творение, и он должен быть достойным той высоты, которую занимает.

Итак, начнём. Готовясь к уроку, вы разделились на группы: Знатоки слова, Знатоки природы

«Знатоки слова» получили задание найти в произведении слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, а также сравнения и олицетворения. Посмотрим, что у них получилось.

II. Ответы учащихся из группы

- Приведите примеры слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Примеры: тоненький стебелечек, зеленые маленькие листочки, как крылышки; черные ягоды с синим пушком; красно-рубиновая ягода кисточкой, и каждый рубинчик в зеленой оправе; Золотая курочка; умные детишки; мужичок в мешочке; Травка, Затравушка, голубушка; глупенькие и т.д. (слайд). О чём это говорит? (Наличие большого количества уменьшительно-ласкательных суффиксов говорит: - о любви к героям произведения (сочувствие детям, автор гордится ими, радуется их успехам), о любви к природе (писатель относится к ней ласково, с уважением; человек и природа неразрывно связаны друг с другом).

Какую роль играют в тексте сравнения и олицетворения? Примеры сравнений и олицетворений: «Очень волновались старушки-ели…»; «Ветер поиграл с домиком…»; «Ветер-сеятель принес два семечка…»; «Деревья зарычали, завыли, застонали…»; « …елка нажала на сосну, и сосна простонала…»; «Трава белоус показывала направление обхода елани…»; «…неподвижные, как изваяния…» и т.д.

(Сравнения помогают лучше представить то, о чём пишет автор, украшают произведение и нашу речь. Олицетворения подчеркивают восприятие автором природы как живого существа; жизнь природы изображена в сказочных образах).

Учитель. А теперь давайте поговорим с вами о жанре этого произведения. Как сам автор определяет его?(Сказка – быль)

Уточним значения этих слов.

III. Ответы учащихся

1) В толковом словаре С.И.Ожегова даётся такое значение этих слов:

Быль – то, что было в действительности, действительное происшествие, в отличие от небылицы.

Сказка – повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

Значит, определив таким образом жанр своего произведения, Пришвин даёт нам понять, что в нём переплелось сказочное и реальное.

Что же можно считать былью в этом произведении?

(Былью является конкретная история осиротевших во время войны детей, которым трудно жилось, но они дружно трудились и помогали друг другу и людям, чем могли: «В одном селе, возле блудова болота, в районе города Переславля-Залесского…»; « … изба пятистенная, корова Зорька, телушка Дочка, коза Дереза….»; каждое утро Настя «выгоняла стадо…растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед…»; « на Митраше «лежит… все мужское хозяйство и общественное дело. Он бывает на всех собраниях…»; дети умеют пользоваться компасом)

В какой момент дети подходят к границе сказки? Где сказка входит в их жизнь? Как писатель даёт нам почувствовать, что мы приблизились к границам иного мира?

(Это мы понимаем, когда читаем о ели и сосне, описанным как живые существа (старушки-елочки угрожают Митраше; злой ветер, сталкивающий между собой деревья; борющиеся друг с другом ель и сосна. Пришвин даёт нам понять, что обычная история кончилась и начинается сказка. С этого момента, с первого шага от Лежачего камня, как в сказках и былинах, начинается выбор человеком собственного пути, и обычный лес с помощью образов сосны и ели, которые вместе растут, стонут и плачут на всё болото, превращается в заколдованный, сказочный лес, где разговаривают птицы и звери, где живут собака – друг человека, и волк – враг человека.)

Давайте вслушаемся в музыку пришвинского языка. Раота в группах. Художественный анализ отрывка.

V. Представление рисунков

Что самое главное вы хотели показать в своих рисунках?

…Я хотела показать, что деревья срослись и переплелись друг с другом, кажется, что они проткнули друг друга, и это результат жестокой борьбы за жизнь.

… Деревья борются между собой за жизнь, а злой ветер натравливает их друг на друга. Ель и сосна стараются обогнать друг друга, впиваются иголками, прокалывают, стонут и воют.

А какие ещё сказочные образы вы можете назвать?

(Образ ворона, ёлочки-старушки, серый волк, Лежачий камень. В произведении есть лесные тайны, лесные жители говорят.)

VI. Путь «открывателей» и «осваивателей». Детальный анализ текста.

Итак, к Лежачему камню пришли брат и сестра, дружные и любящие друг друга. Что произошло потом?

(Дети поссорились, и каждый пошёл своей тропой).

- Ребята, а кто, по вашему мнению, прав – Настя или Митраша? На чьей стороне автор? Приведем примеры некоторых ответов учащихся: «Я думаю, что автор на стороне Митраши, потому что Мальчик был смелым, решительным. Он верил компасу отца, хотел идти по новому пути. Настя обыкновенная, А Митраша против неё герой»; «Мне кажется, что рассказчик на стороне Митраши. Мальчик хотел доказать, что по этой тропе ходили смелые люди. Думаю, автор упрекает Настю, ведь она была старшая сестра и должна была позаботиться о нем, а не ссориться»; «Пришвин на стороне Насти. Ему жаль девочку, ведь она страдает из-за своего строптивого брата. Если бы Митраша не хорохорился, они вместе бы нашли клюкву и вернулись домой».

Как природа помогает понять настроение спорящих?

Найдите и прочитайте описание солнца. Как изменяется солнце?

(стр. 46: «Солнце, такое горячее и чистое, вышло против них над болотными ёлочками. Но случилось на небе в это время одно облако. Оно явилось, как холодная синяя стрелка, и пересекло собой пополам восходящее солнце. В то же время вдруг ветер рванул, ёлка нажала на сосну, и сосна простонала. Ветер рванул ещё раз, и тогда нажала сосна, и ель зарычала.»)

Видите, ребята, автор словно подготавливает нас к предстоящим осложнениям во взаимоотношениях героев. Он как бы говорит: человек близок к природе, он отражается в ней, как в зеркале, со своими добрыми и злыми намерениями. Стоит человеку хотя бы на миг забыть о своем высоком человеческом назначении, как он уподобляется стихийным силам природы, где зло рождает ещё большее зло.

А что происходит в природе после ссоры детей? Найдите в тексте.

(стр.48: «Тогда серая хмарь плотно надвинулась и закрыла всё солнце с его живительными лучами. Злой ветер очень резко рванул. Сплетённые корнями деревья, прокалывая друг друга сучьями, на всё Блудово болото зарычали, завыли, застонали».)

- Как, по-вашему, автор относится к происходящему?

(Он описывает природу так, как будто серая хмарь, злой ветер и стон деревьев хотят предупредить детей об опасности и горюют вместе с ними.)

Но это не остановило наших героев, и каждый из них пошёл своей тропой. Отправимся вслед за ними, а помогут нам в этом ребята из группы «Знатоки природы». Они изобразили маршрут Насти и Митраши.

VII. Демонстрация трудов «Картографов».

- Митраша шёл по болоту. Направление на север ему указывала стрелка компаса. Как вы думаете, смогли бы растения указать Митраше не только путь на север, но и безопасную тропу на болоте?

А как это описывал Пришвин? Докажите текстом, что растения, деревья хотели помочь мальчику? («Ёлочки-старушки» (стр. 53): «Очень волновались старушки-ёлки, пропуская между собой мальчика с длинным ружьём, в картузе с двумя козырьками. Бывает, одна вдруг поднимется, как будто хочет смельчака палкой ударить по голове, и закроет собой впереди всех других старушек. А потом опустится, и другая колдунья тянет к тропе костлявую руку. И ждёшь – вот-вот, как в сказке, полянка покажется, и на ней избушка колдуньи с мёртвыми головами на шестах»).

«Трава-белоус» ( стр.56): «Оглядев местность, Митраша увидел прямо перед собой чистую, хорошую поляну, где кочки, постепенно снижаясь, переходили в совершенно ровное место. Но самое главное: он увидел, что совсем близко по той стороне поляны змеилась высокая трава белоус – неизменный спутник тропы человеческой. Узнавая по направлению белоуса тропу, идущую не прямо на север, Митраша подумал: «Зачем же я буду повёртывать налево, на кочки, если тропа вон, рукой подать виднеется там, за полянкой?»)

- Чему же учит нас Пришвин в этих эпизодах?

(Пришвин учит нас видеть, знать и понимать природу).

- А теперь пришло время обратиться к эпиграфу нашего сегодняшнего урока. Как вы понимаете слова Ф.Тютчева?

(Я думаю, что Ф.И.Тютчев хочет нам сказать, что природа – это живое существо, у которого есть душа, есть язык, и если мы это осознаем, то научимся разговаривать с природой и понимать её, а за это она будет нам дарить свою любовь.)

- Я думаю, что вы правы. И в таком отношении к природе оба автора едины. Ну, а теперь давайте вернёмся к Насте? Видела ли природу Настя?

(Настю охватила жадность. Она позабыла обо всём, даже о брате. И ничего, кроме клюквы, не видела.)

- Ребята, а вы знаете, как выглядит клюква? А другие лесные ягоды? Давайте послушаем наших «Знатоков природы». Они нашли научное описание этих ягод.

(Группа подготовила научное описание ягод по материалам энциклопедического словаря, сделала несколько слайдов о клюкве, траве белоусе. О лекарственных растениях (ягодах) дети узнают из материала уроков ОБЖ, факультатива «Основы кулинарии»).

- Но все эти ягоды описывает и Пришвин в своём произведении. Давайте найдём это описание (стр. 57-58). Отличается описание Пришвиным ягод от того, которое ребята нашли в словаре? Какой же мы делаем вывод?

(У Пришвина это художественное описание. Видно, что автор описывает каждую ягодку с любовью, для него это чудо, драгоценность.)

- Продолжим разговор о Насте. Она, попав на палестинку, забыла не только о брате, но и о себе: она забыла о еде, о том, что она человек. Девочка ползала и собирала клюкву. В это время в рощице на пригорке находился лось. Что говорится о нём?

(Лось, обирая осинку, с высоты своей спокойно глядит на ползающую девочку, как на всякую ползающую тварь. Лось её и за человека не считает: у неё все повадки обычных зверей, на каких он смотрит равнодушно, как мы на бездушные камни.)

- Огромный, но беззащитный лось обходится малым: корой деревьев. Человеку, такому могущественному, всё мало, и он от жадности забывает себя. Для чего же автор даёт это описание? Пришвин подчёркивает ничтожность человеческой жадности. Ведь глядя на ползающую Настю, лось не признаёт в ней человека. А Настя продолжает ползать, пока не добирается до пня. Давайте сравним Настю, лишившуюся человеческого облика, и пень. Что они делают?

– Настя собирает клюкву, а пень – солнечное тепло.

Для чего они собирают?

– Настя – для себя, пень – для других (отдать накопленное тепло, когда уйдёт солнце). Поэтому на пень вползла змея.

Есть ли сходство между девочкой и змеёй?

– Да. Как будто боясь, что клюква достанется кому-то ещё, девочка ползает по земле, собирая её. Змея на пне «стережёт тепло».

Кто же заставил Настю встать на ноги?

– Змея, пень, лось.

То есть, если обобщить, то на помощь Насте приходит природа. Именно она помогает ей остаться человеком. А всё-таки, ребята, как вы думаете, жадная Настя? Кому она отдала ягоду?

Ветер далеко отнес Настин голос, и Митраша его не услышал. На помощь мальчику пришла собака Травка, как вы думаете, почему?

(Травка спасла Митрашу, потому что он напоминал ей Антипыча. И она очень скучала одна после смерти своего хозяина. Когда она увидела Митрашу, то подумала, что это Антипыч.)

А какой породы была Травка?

– Гончая.

А что вы знаете об этих собаках? Послушаем, что нам расскажут кинологи?

(Гончие собаки получили своё название за то, что они гонят зверя с ровным гулким лаем. Охотник становится где-нибудь на пути зверя, а собака гонит лису или зайца прямо на него. Это смелые и выносливые собаки. Поэтому и Травка не побоялась прийти на помощь Митраше.)

- Итак, ребята, Митраша выходит победителем из сложной ситуации. Почему жители деревни говорили о Митраше: «Был мужичок…да сплыл, кто смел, тот два съел: не мужичок, а герой»?

(Мужичок – слово шутливое, с уменьшительно-ласкательным суффиксом, оно указывает на то, что мужичок – это ещё не настоящий мужчина. Жители деревни сделали вывод, что Митраша проявил себя как настоящий мужчина, когда узнали, что он сумел не потерять силы духа и нашёл способ спастись из болота. Во-вторых, он не растерялся и застрелил волка Серого Помещика, которого не могли застрелить даже опытные охотники.)

Как вы понимаете слова М. Пришвина: «Эта правда есть правда суровой борьбы людей за любовь?»

(«Правда» жизни заключается в единстве человека и природы, в его благотворном влиянии и мудром управлении силами природы. Любить по-настоящему может только тот человек, который сохраняет в себе лучшие человеческие качества. Чтобы любить, надо в своей душе бороться с жадностью, себялюбием. И только такому человеку, который победил в себе эти качества, даётся возможность любить.)

А как вы думаете, Настя и Митраша поняли, в чём правда жизни?

(Настя и Митраша поняли, что они любят друг друга, что нужны друг другу. Благодаря этой любви они выжили и остались людьми. А это и есть правда жизни. Вся природа – это несметные богатства. А человек должен быть «мудрым хозяином», разумным; должен понимать природу, любить и охранять).

IX. Рефлексия.

Просмотр содержимого документа
«Клюква»

Клюква – это вечнозелёное растение, кустарник с тонкими и невысокими побегами. Длина побегов в среднем около 30 см, ягоды дикой клюквы красные, шаровидные, 8-12 мм в диаметре. Некоторые специально выведенные сорта имеют ягоды до 2 см в диаметре. Цветёт клюква в июне, сбор ягод начинается в сентябре и продолжается всю осень. Плантационные ягоды созревают на 1-2 недели раньше диких. Ягоды клюквы легко могут сохраняться до весны.

Клюква лечит и кормит, защищает и укрепляет, помогает при болезнях и не даёт им появиться. Сок клюквы обладает жаропонижающими, бактерицидными, жаждоутоляющими свойствами, очищает раны и ожоги и ускоряет их заживление, лечит кашель. Содержащиеся в клюкве проантоцианидины не дают развиваться болезням дёсен и кариесу. Клюквенный сок понижает уровень холестерина, снижает риск мочеполовых инфекций и повышает эффективностьантибиотиков при совместном приёме. Сердечные и онкологические болезни, лечение гастритов, стимуляция поджелудочной железы, повышение физической и мозговой активности – это всё полезные свойства клюквы.

Просмотр содержимого документа
«Пожалуйста»

Пожалуйста, оцените себя

ФИ, класс____________________________________

Подготовка домашнего задания


Участие в беседе на уроке(ответы на вопросы, дополнения)


Работа в группах(художественный анализ произведения)


Ответте на вопрос: Как бы вы сформулировали вывод сегодняшнего урока? О чем говорили? Какой цели достигли вы в сегодняшней беседе?


Пожалуйста, оцените себя

ФИ, класс____________________________________

Подготовка домашнего задания


Участие в беседе на уроке(ответы на вопросы, дополнения)


Работа в группах(художественный анализ произведения)


Ответте на вопрос: Как бы вы сформулировали вывод сегодняшнего урока? О чем говорили? Какой цели достигли вы в сегодняшней беседе?


Пожалуйста, оцените себя

ФИ, класс____________________________________

Подготовка домашнего задания


Участие в беседе на уроке(ответы на вопросы, дополнения)


Работа в группах(художественный анализ произведения)


Ответте на вопрос: Как бы вы сформулировали вывод сегодняшнего урока? О чем говорили? Какой цели достигли вы в сегодняшней беседе?




Просмотр содержимого документа
«Художественный анализ текста»

Художественный анализ текста

Отрывок из произведения ММ Пришвина «Кладовая солнца»

«Тетерев-косач»

1 Найдите все звуки, которые слышаться в этом отрывке описания природы

Кто работал над вопросом?

Ответ:

2 Найдите все краски и цвета, которые встречаются в этом отрывке. Что они передают?

Кто работал над вопросом?

Ответ:

3 Найдите в отрывке все художественные средства (Эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения и др)

Кто работал над вопросом?

Ответ:

4 Нарисуйте иллюстрацию к этому отрывку.

Просмотр содержимого презентации
«prezentatsiya_k_uroku»

Клюква

Клюква

Слово «клюква» в переводе значит «кислая ягода».  Клюква растёт на болотах в Северном полушарии. Это вечнозелёный стелющийся кустарничек. Листья на стебле очерёдные, мелкие , кожистые, с очень короткими черешками. Края их слегка загнуты вниз.

Слово «клюква» в переводе значит «кислая ягода». Клюква растёт на болотах в Северном полушарии. Это вечнозелёный стелющийся кустарничек. Листья на стебле очерёдные, мелкие , кожистые, с очень короткими черешками. Края их слегка загнуты вниз.

В мае-июне раскрываются розовые цветки на тонких, как ниточки, цветоносах.

В мае-июне раскрываются розовые цветки на тонких, как ниточки, цветоносах.

Плоды – тёмно-красные ягоды – созревают поздней осенью и сохраняются до весны под слоем снега. Известно много сортов клюквы, около тридцати.

Плоды – тёмно-красные ягоды – созревают поздней осенью и сохраняются до весны под слоем снега. Известно много сортов клюквы, около тридцати.

В некоторых странах научились выращивать клюкву на специальных болотных «огородах».

В некоторых странах научились выращивать клюкву на специальных болотных «огородах».

Из клюквы готовят морсы, соки, варят кисель, варенье, делают начинку для пирогов. А ещё есть конфеты «Клюква в сахаре»

Из клюквы готовят морсы, соки, варят кисель, варенье, делают начинку для пирогов. А ещё есть конфеты «Клюква в сахаре»

Кто же заставил Настю встать на ноги?

Кто же заставил Настю встать на ноги?

Англо-русская гончая или русская пегая гончая выведена в России путём скрещивания русской гончей со стегхаундом и фоксгаундом.

Англо-русская гончая или русская пегая гончая

выведена в России путём скрещивания русской гончей со стегхаундом и фоксгаундом.

Первым в Россию (в начале XVIII века) стегхаундов для своей охоты на оленей завёз граф С. А. Салтыков.

Первым в Россию (в начале XVIII века) стегхаундов для своей охоты на оленей завёз граф С. А. Салтыков.

Своё нынешнее название — русская пегая гончая — порода получила в 1947 году. 

Своё нынешнее название — русская пегая гончая — порода получила в 1947 году. 

Высота в холке от 55 до 68 см. Шерсть короткая на голове, ногах, ушах, на остальных участках тела достигает 4—5 см.

Высота в холке

от 55 до 68 см.

Шерсть короткая на голове, ногах, ушах, на остальных участках тела достигает 4—5 см.

Окрас чёрно-пегий в румянах и багряно-пегий. Конечности и живот всегда белые. Голова «сухая», уши небольшие, висячие. Хвост саблевидный.

Окрас чёрно-пегий в румянах и багряно-пегий. Конечности и живот всегда белые.

Голова «сухая», уши небольшие, висячие.

Хвост саблевидный.

Особенности и характер: уравновешенная, подвижная, легко управляемая собака. Она послушна и сообразительна.

Особенности и характер:

уравновешенная, подвижная, легко управляемая собака. Она послушна и сообразительна.

Настойчивая и неутомимая, она обладает выраженной охотничьей страстью, хорошим чутьём, красивым фигурным и звучным голосом.

Настойчивая и неутомимая, она обладает выраженной охотничьей страстью, хорошим чутьём, красивым фигурным и звучным голосом.

Правда Антипыча –  правда жизни.    «Эта правда есть правда суровой борьбы людей за любовь»?

Правда Антипыча – правда жизни.

«Эта правда есть правда суровой борьбы людей за любовь»?

Идея сказки-были  «Кладовая солнца»    Самое трудное победить не внешнее зло, а что-то плохое в самом себе, в своей душе, чтобы жить в любви со всеми в мире. Душа каждого – это кладовая добра.

Идея сказки-были «Кладовая солнца»

Самое трудное победить не внешнее зло, а что-то плохое в самом себе, в своей душе, чтобы жить в любви со всеми в мире. Душа каждого – это кладовая добра.

Домашнее задание.    Написать сочинение-миниатюру (отзыв на слова Тютчева, взятые к эпиграфу урока)

Домашнее задание.

Написать сочинение-миниатюру (отзыв на слова Тютчева, взятые к эпиграфу урока)

Правила успешной проектной деятельности:  1. В группе нет лидеров.  2. Все члены группы равны.  3.Группы не соревнуются.  4.Все члены группы должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.  5.Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.  6.Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело.  7.Ответственность за конечный результат несут все члены группы, выполняющие проектное задание.

Правила успешной проектной деятельности: 1. В группе нет лидеров. 2. Все члены группы равны. 3.Группы не соревнуются. 4.Все члены группы должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание. 5.Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе. 6.Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. 7.Ответственность за конечный результат несут все члены группы, выполняющие проектное задание.