Готовность к уроку. Цели и задачи. Часто силу слова сравнивают с оружием. Поэт В.В.Маяковский писал: «Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо». Гуманисты ХYI – XYII веков утверждали: «Перо могущественнее, чем меч». В наше время среди зарубежных социологов в большом ходу утверждение: «Средства массовой информации сильнее атомной бомбы». Почему так часто сравнивают слово и оружие? Почему СМИ называют «четвертой властью»? Какую роль они играют в жизни человека? На эти и многие другие вопросы мы ответим в ходе урока – проекта « Язык – особый вид социально-информационных связей».\ 1. Аналитическая беседа. 1. Что относится к средствам массовой информации? ( К средствам массовой информации относятся: * телевидение; * радио, печатные (газеты, журналы) и электронные (Интернет- издания). 2. На какие виды подразделяются СМИ? ( Средства массовой информации подразделяются на- визуальные (периодическая печать), - аудиальные (радио) и аудиовизуальные (телевидение). 3. Каковы основные функции СМИ? ( Основными функциями СМИ являются: * информационная (сообщаются новости, актуальная информация); * комментарийно-оценочная (истолковываются новости, им даётся оценка); * познавательно- просветительская (сообщается информация культурного научного плана); * функция воздействия (излагается информация, способная повлиять на взгляды и поведение людей, например, рекламная акция, предвыборная кампания); * развлекательная (задача журналиста – доставить адресату чувство удовольствия). 4. В чём различие между средствами массовой информации? ( Различные СМИ обладают разными возможностями: * телевидение – это звучащее слово, сопровождаемое движущимся изображением; * газета – это слово напечатанное, иллюстрированное фотографиями и рисунками. 5. В чём сходство различных видов СМИ? (* работа всех СМИ связана со словом: Только слово позволяет полноценно передать информацию; * все СМИ функционируют дистанционно: зрители, слушатели, читатели не вступают в непосредственный контакт с журналистом, а читают газеты, слушают радио, смотрят телевизор – существует «передаточное» звено между автором и адресатом; * адресат СМИ является массовым: это не один человек, а определенные социальные группы (объединяющим началом которых служит возраст, профессия, социальный статус, культурный уровень и т.д.); * автор СМИ часто выражает не свою личную, а коллективную точку зрения (газеты, телеканалы и т.д.). Перед вами газеты разных изданий. 2. Задание. Разделить их на качественное и массовое. Деление изданий Качествен-ное издание | Качествен- но-массовое издание | Массо- вое издание | Жёл-тое издание | «» | «» | «» | «» | Выводы. Таким образом, актуальность данного исследования заключается в определении качества изданий. Предметом исследования является публицистический стиль, отраженный в новостных газетных статьях. СМИ должны давать властям «обратную связь», информировать их о мнении избирателей по тем или иным важным вопросам, и прежде всего про поводу политики самого правительства. Наконец, СМИ призваны просвещать граждан, информировать их о текущей политике, делать её достоянием гласности. В ходе работы над проектом группа №1 изучала СМИ как способ информации и коммуникации. Группа № 1. Информация. Коммуникация. Газета. Информационный обзор «Российской газеты». «Карта сообщений» - Каковы особенности массовой коммуникации типа дискурса? (Дискурс – это особый тип коммуникации. Большое внимание к языку газеты обусловлено важной ролью средств массовой информации в современном обществе. СМИ воздействуют на развитие экономики, науки, культуры, на всю общественную жизнь). Итак, каждая статья в газете – это серьёзный разговор с людьми, которые ждут не только правдивого и оперативного изложения фактов, но и глубокого их анализа, серьёзных обобщений. А какую роль играет СМИ в жизни человека? Над этой проблемой работала группа № 2. «СМИ в моей жизни» Выводы. Как влияет СМИ на население? 3 группа. Выводы. Что же читают наши сверстники? 2 группа. Выводы. Социологический опрос. 2 группа Выводы. - Давайте вспомним, какое важное событие произошло в стране 2 декабря 2007 года? Представьте, что вы корреспонденты газеты. Проанализируйте результаты выборов. 3 группа. Выводы. А теперь обратимся к школьной жизни. Какое последнее событие произошло в школе и как вы его смогли отразить в творческой работе? 4 группа Выводы. Современная публицистическая речь, наиболее полно реализует себя на страницах газет. Она является первым письменным источником, который отражает общеязыковые тенденции. А теперь обратимся к жанрам текстов СМИ и их языковым особенностям. В ходе работы над проектом вы изучали жанровые группы публицистики. Предлагаю дать характеристику каждой из групп: 1). Информационные жанры (сообщение, заметка, корреспонденция, отчет): в этих текстах излагается информация, различаются они объёмом. 2). Информационно-публицистические жанры (репортаж, интервью, журналистское расследование, обзор): в них помимо объективной информации содержится авторская оценка; 3). Публицистические жанры (комментарий, прогноз, рецензия, версия): в этих жанрах оценка события является более важной, чем описание самого события; 4). Художественно-публицистические жанры (статья, очерк, фельетон): в этих текстах используются различные приемы изобразительности, создания художественного текста, 5). Рекламные жанры (объявление, рекламное интервью, статья). 6). Художественные жанры (рассказ, зарисовка). 7). Разговорные жанры (переписка с читателями). 8). Официально-деловые жанры (закон, официальное сообщение, постановление). 9). Развлекательные жанры (игра, гороскоп, кроссворд, анекдот). 2. Лингвистический анализ новостной статьи «Российской газеты». / № 268 , 29 ноября – 05 декабря, 2007г, с.2/ Обратимся к языку газеты. Перед вами на столах статья «Российской газеты». Группа № 3 работала над проектом и подготовила аналитическую справку «Язык газеты». 2 группа Выводы. Язык газеты относится к публицистическому стилю, главными отличительными признаками которого являются «чередования экспрессии и стандарта». - Итак, газеты на своих полосах отражают политическое содержание, политическую окраску и выбор языковых средств. Социальная оценочность – важнейший принцип языка публицистики, коммуникативная значимость газетно-публицистического стиля. |