СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок - проект "Средства массовой информации" (конспект)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект посвящён изучению средств массовой информации как ключевому ресурсу информационного общества. Изучая СМИ, анализируются публицистические статьи, направления  стандартизованности и экспрессивности, учащиеся сопоставят полученные знания и проследят, какую роль играет в обществе СМИ на развитие   коммуникации.

Просмотр содержимого документа
«Урок - проект "Средства массовой информации" (конспект)»

ов


ЧУРАКОВА И.А.,

учитель русского языка и литературы,

МОУ «Никифоровская СОШ № 1»

УРОК – ПРОЕКТ

Тема учебного проекта: «СМИ – ключевой ресурс информационного общества. Лингвистические особенности публицистического стиля»


Творческое название: «Язык – особый вид социальных информационных связей»


Основополагающий вопрос:

Почему СМИ называют «четвертой властью»?


Участники: учащиеся 9-х классов


Учебные предметы: обществознание, русский язык, информатика


Аннотация проекта. Проект посвящён изучению средств массовой информации как ключевому ресурсу информационного общества. Изучая СМИ, анализируются публицистические статьи, направления стандартизованности и экспрессивности, учащиеся сопоставят полученные знания и проследят, какую роль играет в обществе СМИ на развитие коммуникации.


Информационные ресурсы: литературные (книги, газетные публикации и т.п.), словари, справочники, CD-ROM «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2007» (3CD), www, researcher. ru.. Интернет-портал по исследовательской работе школьников; дидактические материалы; критерии оценивания.


Обработка информации: анализ литературы, обобщение, сопоставление с известными с известными фактами, аргументированные выводы.


Дидактические цели: формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, критического мышления,

навыков работы в группе, приобретение навыков самостоятельной работы

с большим объемом информации, умений увидеть проблему и наметить пути её решения.


Методические задачи::

- расширить представление о средствах массовой информации, о классификации изданий на качественную и массовую;

- совершенствовать основные виды речевой деятельности: аудирование, чтение, говорение, письмо;

- показать языковые особенности средств массовой информации;

- рассмотреть массовую коммуникацию как тип дискурса (особый тип коммуникации);


Этапы и сроки проведения:

  • «Мозговой штурм» (формирование тем исследований учащихся) – первый урок, 10 мин;

  • Формирование групп для проведения исследований, выдвижение гипотез решения проблем - первый урок, 15 мин;

  • Выбор творческого названия проекта – первый урок, 15 мин;

  • Обсуждение плана работы – второй урок, 20 мин;

  • Обсуждение возможных источников информации – второй урок,

15 мин;

  • Самостоятельная работа – третий урок

  • Творческая зашита полученных результатов – четвертый урок.


Выводы исследования:

- влияние СМИ на взгляды и поведения людей достаточно очевидны, особенно во время проведения массовых социально-политических акций. СМИ отводится чрезвычайное место «четвертой власти», призванной охранять и предупреждать чрезмерную экспансию любой из трех официальных властей (исполнительной – правительство, законодательной – Парламент, судебной);

- все позитивные и негативные процессы, происходящие в обществе, находят прямое отражение в средствах массовой информации через язык газет;

- на газетном материале публицистического стиля можно проследить за ходом исторических событий не только за большой промежуток времени, но и за сравнительно короткий;

- через сферу СМИ происходит обновление языка, языка социума;

- оценочность – главная отличительная черта газет публицистического стиля;

- язык газет - неисчерпаемый источник идей, к которым будет прикован взгляд исследователя.


Работы учащихся на темы:

1. Информация. Коммуникация. Газета. 1 гр.

«Карта сообщений» доклад (тезисами)

2.Что читают

наши сверстники? 2 гр.

3. Социологический опрос. 2 гр


информационный буклет

диаграмма







4. Влияние СМИ на население. 3 гр.

презентация.

5. «Из школьной жизни» 4 гр.

информационная заметка в газету

6. «СМИ в моей жизни» 4 гр.

видео-ролик

7.«Результаты выборов» Анонс. 3 гр.

диаграммы

8.Лингвистический анализ новостных газетных статей. 1 гр.

9.«Профильное обучение это

интересно!» 2 гр.

аналитическая справка

«Язык газеты»

Реклама.


Критерии оценивания

ЗНАНИЯ

УМЕНИЯ

1 этап

1 этап

- актуальность темы 3 б

- ставить цели 3 б

- изученность темы 3 б

- строить гипотезу 5 б

- личная заинтересованность

в теме 5 б

- выбирать форму защиту 5 б

2 этап

2 этап

- источники информации 5 б

- работать с документами 5 б

- полнота списка литературы 5 б

- работать в музее 5 б

- обоснованность оценки 3 б

- брать и оформлять интервью 5 б

3 этап

3 этап

- научность информации 5 б

- умение анализировать 5 б

- научность проекта 5 б

- сопоставлять точки зрения и сделать вывод самостоятельно 5 б

4 этап

4 этап

- оформление научного

аппарата 5 б

- делать сноски на источники 4 б

- оформление приложения 4 б

- составлять проект 5 б

- правильность составления

библиографии 5 б

- оформлять титульный лист 3 б

- логичность и самостоятельность

выводов 5 б

5 этап

5 этап

- навыки публичного

выступления 5 б

- научность доклада

на выступлении 5 б

- отвечать на вопросы 4 б

- научность реферата 5 б

- участвовать в обсуждении

работ 4 б

- научность статьи для

защиты 5 б

6 этап

6 этап

- давать объективную

самооценку 5 б

- видение перспектив

на будущее 5 б

- объективно оценивать других 5 б

7 этап

7 этап

- методика проведения

урока 5 б

- умение активизировать

слушателей 5 б

- применение наглядности

(таблицы, диаграммы и др.) 4 б

- донести материал

до слушателей 5 б

- применение технических

средств 3 б

- оформить разработку 5 б


Всего баллов за работу по этапам:

этап

баллы

1

26

2

28

3

20

4

36

5

28

6

15

7

27

Максимальный балл – 180

«5» - 150-180 б.

«4» - 110-150 б.

«3» - 90-110 б.

Рейтинговая система позволяет дать объективную индивидуальную оценку пройденных этапов.


Результативность:

  • развитие коммуникативных умений и элементов информационной культуры;

  • активное использование определённых видов мышления: системного, алгоритмического, объектно-ориентированного, логического.

  • формирование устойчивого познавательного интереса и положительной мотивации к учебной деятельности;

  • формирование умений и навыков в организации самостоятельной работы;

  • обучение конструированию своих знаний и ориентированию в информационном пространстве.








Ход урока


этапы

урока

содержание

урока

виды деятельности

1.Оргмомент



2. Мотивация.








































































































3. Изучение

практического

материала












































«Проба пера»



























«Проба пера»









Аналитическая

работа с

публицистиче-

ской статьёй


















































Готовность к уроку.

Цели и задачи.


Часто силу слова сравнивают с оружием. Поэт В.В.Маяковский писал: «Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо». Гуманисты ХYIXYII веков утверждали: «Перо могущественнее, чем меч». В наше время среди зарубежных социологов в большом ходу утверждение: «Средства массовой информации сильнее атомной бомбы».


Почему так часто сравнивают слово и оружие?

Почему СМИ называют «четвертой властью»?

Какую роль они играют в жизни человека?

На эти и многие другие вопросы мы ответим в ходе урока – проекта « Язык – особый вид социально-информационных связей».\

1. Аналитическая беседа.

1. Что относится к средствам массовой информации?

( К средствам массовой информации относятся:

* телевидение;

* радио, печатные (газеты, журналы) и электронные (Интернет- издания).


2. На какие виды подразделяются СМИ?

( Средства массовой информации подразделяются на- визуальные (периодическая печать),

- аудиальные (радио) и аудиовизуальные (телевидение).


3. Каковы основные функции СМИ?

( Основными функциями СМИ являются:

* информационная (сообщаются новости, актуальная информация);

* комментарийно-оценочная (истолковываются новости, им даётся оценка);

* познавательно- просветительская (сообщается информация культурного научного плана);

* функция воздействия (излагается информация, способная повлиять на взгляды и поведение людей, например, рекламная акция, предвыборная кампания);

* развлекательная (задача журналиста – доставить адресату чувство удовольствия).


4. В чём различие между средствами массовой информации?

( Различные СМИ обладают разными возможностями:

* телевидение – это звучащее слово, сопровождаемое движущимся изображением;

* газета – это слово напечатанное, иллюстрированное фотографиями и рисунками.


5. В чём сходство различных видов СМИ?

(* работа всех СМИ связана со словом:

Только слово позволяет полноценно передать информацию;

* все СМИ функционируют дистанционно: зрители, слушатели, читатели не вступают в непосредственный контакт с журналистом, а читают газеты, слушают радио, смотрят телевизор – существует «передаточное» звено между автором и адресатом;

* адресат СМИ является массовым: это не один человек, а определенные социальные группы (объединяющим началом которых служит возраст, профессия, социальный статус, культурный уровень и т.д.);

* автор СМИ часто выражает не свою личную, а коллективную точку зрения (газеты, телеканалы и т.д.).



Перед вами газеты разных изданий.

2. Задание. Разделить их на качественное и массовое.


Деление изданий

Качествен-ное

издание

Качествен-

но-массовое

издание

Массо-

вое издание

Жёл-тое издание

«»

«»

«»

«»

Выводы.

Таким образом, актуальность данного исследования заключается в определении качества изданий. Предметом исследования является публицистический стиль, отраженный в новостных газетных статьях.


СМИ должны давать властям «обратную связь», информировать их о мнении избирателей по тем или иным важным вопросам, и прежде всего про поводу политики самого правительства. Наконец, СМИ призваны просвещать граждан, информировать их о текущей политике, делать её достоянием гласности.

В ходе работы над проектом группа №1 изучала СМИ как способ информации и коммуникации.


Группа № 1.

Информация. Коммуникация. Газета.

Информационный обзор «Российской газеты».

«Карта сообщений»


- Каковы особенности массовой коммуникации типа дискурса?

(Дискурс – это особый тип коммуникации.

Большое внимание к языку газеты

обусловлено важной ролью средств массовой информации в современном обществе. СМИ воздействуют на развитие экономики, науки, культуры, на всю общественную жизнь).




Итак, каждая статья в газете – это серьёзный разговор с людьми, которые ждут не только правдивого и оперативного изложения фактов, но и глубокого их анализа, серьёзных обобщений.



А какую роль играет СМИ в жизни человека?

Над этой проблемой работала группа № 2.



«СМИ в моей жизни»


Выводы.


Как влияет СМИ на население?

3 группа.

Выводы.


Что же читают наши сверстники?

2 группа.

Выводы.

Социологический опрос.

2 группа

Выводы.


- Давайте вспомним, какое важное событие произошло в стране 2 декабря 2007 года?




Представьте, что вы корреспонденты газеты. Проанализируйте результаты выборов.

3 группа.

Выводы.


А теперь обратимся к школьной жизни.

Какое последнее событие произошло в школе и как вы его смогли отразить в творческой работе?

4 группа

Выводы.




Современная публицистическая речь, наиболее полно реализует себя на страницах газет. Она является первым письменным источником, который отражает общеязыковые тенденции.


А теперь обратимся к жанрам текстов СМИ и их языковым особенностям.

В ходе работы над проектом вы изучали

жанровые группы публицистики.

Предлагаю дать характеристику каждой из групп:


1). Информационные жанры (сообщение, заметка, корреспонденция, отчет): в этих текстах излагается информация, различаются они объёмом.

2). Информационно-публицистические жанры (репортаж, интервью, журналистское расследование, обзор): в них помимо объективной информации содержится авторская оценка;

3). Публицистические жанры (комментарий, прогноз, рецензия, версия): в этих жанрах оценка события является более важной, чем описание самого события;

4). Художественно-публицистические жанры (статья, очерк, фельетон): в этих текстах используются различные приемы изобразительности, создания художественного текста,

5). Рекламные жанры (объявление, рекламное интервью, статья).

6). Художественные жанры (рассказ, зарисовка).

7). Разговорные жанры (переписка с читателями).

8). Официально-деловые жанры (закон, официальное сообщение, постановление).

9). Развлекательные жанры (игра, гороскоп, кроссворд, анекдот).



2. Лингвистический анализ новостной статьи «Российской газеты». / № 268 ,

29 ноября – 05 декабря, 2007г, с.2/


Обратимся к языку газеты.

Перед вами на столах статья «Российской газеты».

Группа № 3 работала над проектом и подготовила аналитическую справку «Язык газеты».


2 группа


Выводы.

Язык газеты относится к публицистическому стилю, главными отличительными признаками которого являются «чередования экспрессии и стандарта».



- Итак, газеты на своих полосах отражают политическое содержание, политическую окраску и выбор языковых средств.

Социальная оценочность – важнейший принцип языка публицистики, коммуникативная значимость газетно-публицистического стиля.

























Ответы учащихся
































































Практикум с заполнением таблицы в тетради































Информационное сообщение

(путеводитель)




























Видео-ролик




презентация




информационный буклет



диаграмма










анонс







Информационная заметка в газету



















Слайд «СМИ»





































Аналитическая

справка «Язык газеты»






















«Проба пера»



- Одна из функций СМИ – функция воздействия – наиболее ярко проявляется вы рекламных текстах. Широкое распространение в последние десятилетия рекламы привело к тому, что на стыке официально-делового и публицистического стилей сформировался особый подстиль – язык рекламы.


«Профильное обучение

это интересно!»











Реклама

Выводы исследования

- А теперь нам осталось ответить на проблемный вопрос урока:


Почему СМИ называют «четвертой

властью»?

Выводы.


Итак, в ходе работы над проектом: «Язык – особый вид социальных информационных связей», мы пришли к выводам, что

  • влияние СМИ на взгляды и поведения людей достаточно очевидны, особенно во время проведения массовых социально-политических акций;

  • СМИ отводится чрезвычайное место «четвертой власти, призванной охранять и предупреждать чрезмерную экспансию любой из трёх официальных властей (исполнительной- правительство, законодательной – Парламент, судебной).

  • все позитивные и негативные процессы, происходящие в обществе, находят прямое отражение в средствах массовой информации через язык газет;

  • на газетном материале публицистического стиля можно проследить за ходом исторических событий не только за большой промежуток времени, но и за сравнительно короткий;

  • через сферу СМИ происходит обновление языка социума;

  • оценочность – главная отличительная черта газет публицистического стиля;

  • язык газет – неисчерпаемый источник идей, к которым будет прикован взгляд исследователя.



Все материалы нашего проекта я предлагаю оформить в газету.


Доказательством, что СМИ – это ключевой ресурс информационного общества, является доказательство создания нашей газеты «ТРИУМФ».

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПРОЕКТА.


1. Экспертная группа.

2. Группа аналитиков.

















































газета





































КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


1 этап

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

итого

- актуальность 3б






- личная заинтере-сованность 5б


- выбирать форму

защиты 5б






2 этап






- источники

информации 5б


-брать и оформлять

интервью 5б






3 этап






- научность

информации 5 б


- умение анализи-

ровать 5б

- сопоставлять точки зрения и сделать вывод самостоятельно 5б






4 этап






- оформление

научного аппарата






-логичность и самостоятельность выводов 5б


- составлять проект

5 б






5 этап






- научность доклада






6 этап






- применение

наглядности 4б






- применение

технических средств 3б






- донести материал до слушателей 5б






- оформить разра-

ботку 5 б






ВСЕГО:







ВСЕГО БАЛЛОВ ЗА РАБОТУ ПО ЭТАПАМ:

этап

баллы

1

13

2

10

3

15

4

15

5

17

6

22


МАКСИМАЛЬНЫЙ БАЛЛ - 92 б


«5» - 72 – 92 б

«4» - 51 – 71 б

«3» - 30 – 50 б.


Рейтинговая система позволяет дать объективную индивидуальную оценку пройденных этапов.






















УРОК - ПРОЕКТ



ЯЗЫК - ОСОБЫЙ ВИД


СОЦИАЛЬНЫХ


ИНФОРМАЦИОННЫХ

СВЯЗЕЙ








10 «А» класс

/ социально-гуманитарный профиль/


учитель русского языка

и литературы

ЧУРАКОВА ИРИНА

АЛЕКСАНДРОВНА

18