СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Простые и сложные предложения" в 5 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок "Простые и сложные предложения" в 5 классе»

Оргмомент

Отметьте соответствующим смайликом ваше настроение на начало урока.

Актуализация
и пробное учебное действие

– Оргмомент.

Сегодня мы с вами продолжим увлекательное путешествие по волшебной стране Синтаксис, в которой много загадочного и очень интересного. У вас есть возможность проявить находчивость, сообразительность и показать знания и умения.


- А что это за страна под названием Синтаксис?» (Синтаксис – раздел науки о языке, изучающий строение и значение словосочетаний, предложений, текста.)

– А с какой страной он граничит? (С «Пунктуацией».)

– Что изучает пунктуация? собрание правил постановки знаков препинания.)

– Что называется простым предложением ?


– Итак, перед нами карта разделов науки о языке. Мы представим её как подобие карты мира, которую вы рассматривали на уроках географии.

(слайд №2).

– Какие задачи мы должны решить, исходя из названия Области Предложений? (Из чего состоит сложное предложение? Чем отличается от простого предложения? Как соединены между собой части сложного предложения? Чем разделяются? Какие бывают сложные предложения?)


Решить сегодня все задачи мы не сможем, так как страна очень велика и на каждую задачу нужно определенное время. Попробуем ответить на несколько вопросов.

Выявление затруднения

– Чем же сложное предложение отличается от простого? Чтобы ответить на вопрос, предлагаю вам понаблюдать над предложениями, появившимися на нашем пути.

(слайд № 3)

- Задание: сопоставьте два предложения.

Снег на улицах лежит плотным ковром.

По обе стороны улицы зажигались фонари,
и в окнах домов показались огни.

Подчеркните в них грамматические основы. Дайте характеристику предложениям (по цели высказывания, по интонации, простое/сложное, распространённое или нет).


У доски по очереди работают 2 ученика (индивидуальный опрос):

1-е предложение простое, повествовательное, невосклицательное, распространенное, грамматическая основа – снег лежит.

Схема: [ – = ] .



2-е предложение простое, повествовательное, невосклицательное, распространённое, осложнено однородными подлежащими

Схема [ - , - и - =]

3-е предложение имеет 2 грамматические основы, значит, здесь 2 простых предложения, то есть 1-е простое, 2-е простое.


Схема: [ – = ] , и [ – = ] .

Делаем вывод : В 1-м предложении – одна грамматическая основа, это простое предложение; во 2-м – две грамматические основы, два простых предложения, их соединили вместе, сложили. Это сложное предложение. В сложном предложении несколько грамматических основ.

Физкультминутка


Целеполагание

и построение проекта выхода из за- труднения

Итак, наша цель:

- понять, чем отличаются простые сложные предложения от простых, каковы особенности сложных предложений (формулируют).


Внимание на слайд

(слайд № 4) Объяснение правила.


Поиграем в игру «Простое-сложное». (4 минуты на работу, 3-4 минуты на ответ) = 7-8 минут.


(слайд № 5)

1, 2-я группы – выписываем только простые предложения, записать по одному в тетрадь, доказываем, что они простые.

3, 4-я группы – выписываем только сложные предложения, доказываем, что они сложные.

1) Бесконечная дорога убегает лентой вдаль.

2) Не обгорят рябиновые кисти, от желтизны не пропадёт трава.

3) Я покинул родимый дом, голубую оставил Русь.

4) Я сегодня увидел в пуще след широких колёс на лугу.

5) Дрогнули листочки, закачались клены, с золотистых веток полетела пыль.

6) Плачет у окошка пасмурная буря, понагнулись ветлы к мутному стеклу.

7) Снег падает, мелькает, вьется, ложится белой пеленой.

8) Вот солнце в облаках мигает, и иней на снегу сверкает.


Твор-ческая практическая
деятельность

по реализации по- строен-ного проекта

Слайд 6. Прочитайте предложения.

– Чем отделяется одно предложение от другого?
(Запятой.)

Слайд 7. Главное правило, которого мы должны придерживаться при использовании сложных предложений в письменной речи – необходимость постановки запятой на границе простых предложений. Внимание на слайд. Проанализируем те предложения, которые уже записали. Какой пунктуационный знак есть в каждом из них? (запятая) Отметим для себя границы простых предложений.

– Что их соединяет в одно целое? (Союз.)

– Обведите союзы кружочком, чтобы легче было запомнить, что же соединяет простые предложения
в сложное.

– Перечитайте последнее предложение. Чем соединяются простые предложения в составе сложного? При помощи чего? (Интонации.)

– Как можно назвать предложения, которые связываются при помощи союзов? (Союзные.)

– А при помощи интонации, без союзов? (Бессоюзные.)


Первичное закрепление

с комментирова-

нием

Какую задачу мы сейчас решили? (Выяснили, что бывают союзные сложные и бессоюзные сложные предложения)

Слайд 8. Типы сложных предложений.

Слайд 9. Творческая работа в группах. Составьте рассказ, в котором будут 4-5 сложных предложений с описанием природы с готовым началом. Подчеркните грамматические основы. (7-8 минут)

1 группа – союзные сложные предложения. Начало: «Улыбнулось солнышко из-за тучи…»

2 группа – бессоюзные предложения. Начало: «Бежит весёлый ручей…».

Самостоятельная работа с само-проверкой по эталону

– Анализируя изученный на уроке материал, сделайте обобщение на тему «Сложное предложение».

Слайд 9. Выполняем работу по вариантам. Запишите предложения, расставляя в них недостающие знаки препинания. Обозначьте грамматические основы. Укажите границы простых предложений. Составьте схемы (5-6 минут).

Слайд 10. Проверьте себя по эталону. Поставьте себе оценку за работу (карандашом)

«5» - нет ошибок

1 ошибка- «4»

2-4 ошибок – «3»

5 и более ошибок – «2»

  • I вариант

  • 1) Ветер разбежался, и 2) липа выдохнула из себя миллион золотых листиков.

  • [- =], и [- =].

  • 1) Туча брызнула, и 2) на землю посыпались золотые дождинки. [- =], и [- =].

  • 1) Луна оделась тучами, 2) поднялся туман. [- =],[- =].

  • II вариант

  • 1) Кончился дождь, и 2) высохли капельки воды на листьях. [- =], и [- =].

  • 1) Низкие тучи бежали по небу, 1) дул сильный ветер. [- =], [- =].

  • 1) Но вот конюшня опустела, 2) деревья тоже разошлись. [- =], и [- =].


Включение в систему знаний

На доске записывается фраза: «Сложные предложения». Учащиеся дополняют её , составляя схему записи теории в блокнот для правил.

Учитель суммирует все ответы.

Справились ли мы с поставленными задачами? Изменилось ли ваше настроение на момент окончания урока?

Спасибо за внимание!

Домашнее задание: