СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок психологии в 5 классе "Виды памяти"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок  "Виды памяти" помогает выбрать учащимся удобный для себя вид запоминания.

 

Просмотр содержимого документа
«Урок психологии в 5 классе "Виды памяти"»


Урок психологии в 5 классе.

Тема: «Виды памяти.»

Цель:

Показать разные способы запоминания.

Мотивировать детей на тренировку своей памяти.

Задачи:

Дать представления о видах памяти.

Показать связь различных видов память с органами чувств.

Научить различным способам запоминания

Оборудование:

Наглядные пособия (предметы в мешке для определения тактильной памяти, плакаты для развития зрительной памяти, для проведения физминутки)


Ход урока:

Фронтальный опрос:


- Что такое память?

-Чем память помогает человеку и чем мешает?

-Что тебе недавно пришлось запоминать? Как ты это делал?

Объявление темы урока:

Правильно, память – это одна из психических функций, предназначенная для сохранения, накопления, воспроизведения и забывание информации.

Для нас память является важным навыком, который жизненно необходим для каждого человека. Без него мы бы никогда небыли сами собой, не умели бы разговаривать и вообще не смогли бы мыслить.

Сегодня на уроке мы узнаем, что память бывает разных видов. Научимся выбирать разные способы запоминания.


Беседа:

Можешь ли ты вспомнить, как выглядят первые весенние цветы? Какая на ощупь шерсть у кошки? Как пахнут твои любимые конфеты и какие они на вкус?

Наверное , тебе легко удалось вспомнить это. Ведь тебе не раз приходилось видеть цветы, гладить кошку и есть конфеты.

Ну а помогла тебе в этом образная память.

  • Образная память- это память на образы, которые возникают у человека при восприятии окружающего мира.

Когда вам говорят Новый год вы вспоминаете про (….Елку?)

Предъявляется 10 предметных картинок для запоминания. Одновременно зачитываются 10 слов, каждое из которых связано по смыслу с одной из картинок. Детям необходимо соотнести изобра­жения и слова, объяснить свое решение.

Изображения на картинке

Слова

Корова, курица, книга, пылесос, карандаш, яблоко, пирог, наушники, рыба

Молоко, цыпленок, читать, уборка, острый, сад, вкусный, музыка, река



Когда мы говорим о зрительной памяти, то речь идёт о запоминании (Чего?) правильно, того,что мы видим.

Давайте проверим , какая у вас зрительная память. Раздается табличка.

Практическая работа:





















А теперь посмотри в течении 10 сек на такую же , но заполненную таблицу.Постараёся запомнить какой предмет в какой клетке изображён.


Посчитай свой результат. За каждый правильный рисунок ты получаешь 1 балл.

Не расстраивайся, если ты набрал меньше баллов, чем кто- то из из твоих друзей. Зрительную, как и другие виды памяти, можно развивать. Для этого, например, можно представить себе, как каждый предмет из таблички оживает.

А вот какие способы запоминания использовали знаменитые люди.

В детстве Линкольн посещал сельскую школу, пол которой был сделан из расколотых бревен, а стеклами в окнах служили вырванные из тетрадей и смазанных жиром, листки бумаги. В школе имелся только один экземпляр учебника и учитель читал его вслух, а ученики хором повторяли за ним урок. Стоял постоянный гул, и соседние жители называли эту школу “гудящий улей”. В этом “гудящем улье” Линкольн приобрел привычку, которая сохранилась у него на всю жизнь; он всегда читал вслух то, что хотел запомнить. Каждое утро, явившись в свою адвокатскую контору, он растягивался на диване и читал вслух газеты. “Он надоел мне ужасно, - говорил его компаньон. – Однажды я спросил его, почему он читает именно так. Он объяснил: “Когда я читаю вслух, то смысл воспринимается двумя органами чувств: во- первых, я вижу то, что читаю, во- вторых, я слышу это, и поэтому я лучше запоминаю. “ Его память была необыкновенно цепкой. “Мой ум,- говорил он,- подобен куску стали. Очень трудно выцарапать в нем что- либо, но уже почти невозможно стереть однажды написанное.”



согласно древним хроникам, великие полководцы Александр Македонский и Юлий Цезарь знали в лицо и по имени каждого своего воина . А ведь их было до тридцати тысяч в войске.

- Хранитель ватиканской библиотеки кардинал Джузеппе Меццофанти, по рассказам, владел 57 иностранными языками.

- А итальянский пианист, дирижер и композитор Ферруччи Бузони с одного раза запоминал и позже мог воспроизвести любую из услышанных когда-либо мелодий.

- Знаменитый шахматист Александр Алехин мог играть вслепую на 40 досках.

Наполеон читал со скоростью 2 тысячи слов в минуту. Для сравнения: большинство образованных современных жителей планеты – лишь 180-220. При этом уровень запоминания и понимания текста при быстром чтении выше.

До такой памяти нам еще далеко, но если пользоваться заповедями МНЕМОЗИНЫ / греческой богини памяти/, то кто знает….

  1. Приступая к запоминанию, поставьте перед собой цель - запомнить ненадолго, надолго, навсегда.

  2. Лучше два раза прочесть и два раза воспроизвести, чем пять раз читать без воспроизведения. (Читаем рассказы и пересказываем бабушкам)

  3. Учитывайте “правило края”: обычно лучше запоминается начало и конец информации, а середина “ выпадает”.

  4. Следующее правило - повторение! Но это лекарство нужно принимать с умом! Передозировка тут ни к чему! Да, как это ни странно, психологи заметили, что лучше повторить материал 2 раза с перерывом в 5-10 минут, чем повторять 6 раз подряд!

  5. И конечне внимание, внимание и еще раз внимание.



Давайте сейчас проверим на сколько вы внимательны:

На столе под салфеткой лежат десять предметов. В течение пяти секунд вы внимательно смотрите, вам надо успеть “сфотографировать” предметы взглядом. Старайтесь не переводить взгляд с предмета на предмет, стремитесь схватить взглядом все сразу. И потом воспроизведите, что запомнили. Чем больше предметов назовете, тем лучше. А теперь усложним задачу. Представьте если я потяну скатерть, то какие предметы упадут первые и какие упадут следом.


А что такое слуховая память? Вы правильно догадались, что слуховая память связана с органами слуха( ушами).

Я прочитаю вам слова, а вы запишите их, после того, как я вам их прочту.


Дом, речка, кукла, лес, собака, мотоцикл, пирог, цветок, снег, воробей, дорога, чайник.

За каждое правильное слово получаешь 1 балл.


Комментарий: Если вы записал по памяти от 1 до 5 слов, то вам необходимо уделить значительное внимание развитию памяти.
Если вам удалось воспроизвести 6 и более слов, то ваша память в полном порядке.



Физминутка

Посмотрите на этих человечков, запомните их движения, повторите по памяти.





А теперь поговорим об осязательной памяти.


Это способность запоминать ощущения от прикосновения к разным предметам. В твоей памяти хранится множество информации о том, какие на ощупь те или иные предметы. Гладкие или шершавые, тёплые или холодные, мягкие или жёсткие ит.д.


Попробуй закрыть глаза и исследовать руками предметы, которые лежат у меня в мешке. Попытайся отгадать, до чего дотрагиваешься.

Получилось? Молодец! Если ты не смог отгадать предмет, то нарисуй его у себя в тетради . Потом напиши рядом, какой он на ощупь. Тогда в следующий раз тебе будет легче узнать его.

Итоги урока:

О чем мы сегодня с вами говорили?

Какие виды памяти ты знаешь? С какими органами чувств они связаны?

Подумай, в каких ситуациях для человека бывает очень важна зрительная память?

В каких слуховая?

В каких ситуациях- осязательная, обонятельная, вкусовая память?

Итак, теперь вы знаете: у кого какой вид памяти развит лучше; как улучшить свою память, с помощью каких упражнений. И в заключении я хочу раздать памятки “ Как развивать память” и упражнения для тренировки. Через месяц мы с вами встретимся и вы продемонстрируете свои успехи.



2