СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок Пушкин А.С.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок Пушкин А.С.»

Крупнова Ксения Владимировна

учитель русского языка и чтения

ГКОУ «Богородская школа №8»


Название предмета: литература.

Класс: 8

Уровень обучения: базовый.

Тема урока: А.С. Пушкин «19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных. «Туча». Разноплановость в содержании стихотворения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.

Цель урока: раскрыть идейно-художественное своеобразие стихотворений А.С.Пушкина «19 октября» и «Туча».

Задачи урока: развивать навыки анализа поэтического текста, умение определять способы создания образов с помощью средств художественной выразительности, навыки монологической речи, выразительного чтения, подготовки сообщения.

Планируемые результаты: уметь анализировать стихотворный текст, уметь находить средства художественной выразительности, определять основные мотивы каждой строфы, готовить сообщения и выступать с ними.


Содержание урока:


I.Организационный момент.


II.Актуализация знаний.

-Дайте характеристику лирике как роду литературы.

-Какие стихотворения А.С.Пушкина вы знаете?


III. Работа по теме урока.


1.Слово учителя:

Творчество Александра Сергеевича Пушкина проникнуто чувственностью, личными переживаниями. Сегодня мы с вами познакомимся со стихотворениями поэта «19 октября» и «Туча».


2.Выразительное чтение стихотворения «19 октября».

-К кому обращается поэт? Найдите обращения в тексте.(«Друзья мои!...»; «...пируйте, о друзья!» и др.)

-Какое впечатление оказало на вас стихотворение? Меняется ли настроение во время прочтения? (Начало звучит печально, конец-оптимистично).



3.Слово учителя:

Александр Сергеевич Пушкин входил в число первых выпускников Царскосельского лицея, который был открыт 19 октября 1811 года. С тех пор лицеисты встречались каждый год в день открытия этого учебного заведения. Но в 1825 году Пушкин за вольнодумство находился в ссылке в Михайловском. Он не был на встрече, но передал друзьям послание — стихотворение «19 октября», которое было прочитано перед присутствующими.

А.С.Пушкин придавал огромное значение дружбе. Он умел дружить, был очень верным и бескорыстным другом. Всю свою жизнь А.С.Пушкин был окружен такими же преданными друзьями, как он сам. Через всё творчество Пушкина проходит мотив дружбы. Стихотворение «19 октября» проникнуто любовью к тем, с кем поэт разделил свои лучшие лицейские годы. Здесь он прославляет лицейское братство, дружеский союз.


4.Работа в паре (анализ 1 строфы стихотворения)

Первая строфа стихотворения несёт в себе определенный смысл.

Задание: прочитайте выразительно 1 строфу стихотворения и заполните таблицу.



Слова и словосочетания, выдающие эмоциональное состояние лирического героя

Средства художественной выразительности

Примеры

Поневоле, скроется, увянувшее поле...

Инверсия: «Сребрит мороз...»; «Проглянет день как будто поневоле...»…

Сравнение: «...как будто поневоле...»

Обращение

Значение

Подчеркивает настроение героя

Выразительное описание природы.

Сравнение говорит об унылом, «подневольном» дне, таком же, как и сам поэт.

Обращения подчеркивают одиночество героя.


Вывод: в первой строфе стихотворения мы видим гармонию человека и природы. Поэт одинок, с ним только неодушевленные предметы.

Мотив одиночества звучит и во второй, и в третьей строфе:

Печален я: со мною друга нет…

Я пью один...


Далее в последующих строфах Пушкин рассказывает о друзьях-лицеистах: А.А.Дельвиге, И.И.Пущине, В.К.Кюхельбекере, А.М.Горчакове, Ф.Ф.Матюшкине. Вспоминает об ушедшем в мир иной Н.А.Корсакове.



5. Беседа по стихотворению

-Возникает ли с третьей строфы ощущение, что Пушкин не один? Почему? (Звучит много вопросов к друзьям, поэт как будто бы ожидает ответа).

-Кто из лицеистов тоже не смог побывать на встрече?

- В какой строфе мы видим, что настроение резко меняется? (В седьмой строфе звучит обращение к друзьям-лицеистам. Эти строки называют «манифестом дружбы»)

-Кто из друзей посетил Пушкина в Михайловском?

-Как сложилась судьба бывших лицеистов?

-О чём говорит поэт в 15 строфе? («Промчится год, и с вами снова я...»)

-Как после этого меняется настроение героя?

-За кого звучат тосты? (За наставников, за царя, за лицей).

-Почему Пушкин упоминает царя? («Он взял Париж, он основал лицей»)

-К кому обращается поэт в последней строфе стихотворения?(К «несчастному другу», которому суждено пережить всех друзей-лицеистов и праздновать одному день Лицея)

-Как поменялось настроение в конце стихотворения?

-Так что же для А.С.Пушкина значила дружба?

-Можно ли стихотворение «19 октября» назвать гимном дружбы?


6. Анализ стихотворения «Туча».

Следует обратить внимание учащихся на разноплановость стихотворения:

1. Зарисовка природы.

2.Отклик на десятилетие восстания декабристов.


7. Групповая работа

Задание: пользуясь справочными материалами, дать определения средствам художественной выразительности и найти их в стихотворении.



Группа 1

Средство художественной выразительности

Определение

Пример

Эпитет

Образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным

"Последняя туча»,«рассеянной бури»,«ясной лазури»,

«унылую тень», «ликующий день», «таинственный гром», «алчную землю», «с успокоенных небес»



Группа 2

Средство художественной выразительности

Определение

Пример

Олицетворение

Перенесение человеческих черт на неодушевлённые предметы и явления.

«ты несешься», «ты наводишь», «ты печалишь», «молния...обвивала»,

«ты издавала… поила», «ветер… гонит», «земля освежилась»,

«пора миновалась»



Группа 3

Средство художественной выразительности

Определение

Пример

Аллитерация

Повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность

«Последняя туча рассеянной бури!

Одна ты несешься по ясной лазури...»


IV. Закрепление изученного материала.

Обсуждение вопросов учебника


V. Подведение итогов

-Почему стихотворение «19 октября» называют «гимном дружбы»?

-Какую роль в жизни А.С.Пушкина играли друзья и дружба?

-Назовите темы стихотворения «Туча».


VI. Домашнее задание

1. сделать краткий конспект биографии поэта.

2. Выучить наизусть стихотворение «Туча».