Крупнова Ксения Владимировна
учитель русского языка и чтения
ГКОУ «Богородская школа №8»
Название предмета: литература.
Класс: 8
Уровень обучения: базовый.
Тема урока: А.С. Пушкин «19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных. «Туча». Разноплановость в содержании стихотворения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.
Цель урока: раскрыть идейно-художественное своеобразие стихотворений А.С.Пушкина «19 октября» и «Туча».
Задачи урока: развивать навыки анализа поэтического текста, умение определять способы создания образов с помощью средств художественной выразительности, навыки монологической речи, выразительного чтения, подготовки сообщения.
Планируемые результаты: уметь анализировать стихотворный текст, уметь находить средства художественной выразительности, определять основные мотивы каждой строфы, готовить сообщения и выступать с ними.
Содержание урока:
I.Организационный момент.
II.Актуализация знаний.
-Дайте характеристику лирике как роду литературы.
-Какие стихотворения А.С.Пушкина вы знаете?
III. Работа по теме урока.
1.Слово учителя:
Творчество Александра Сергеевича Пушкина проникнуто чувственностью, личными переживаниями. Сегодня мы с вами познакомимся со стихотворениями поэта «19 октября» и «Туча».
2.Выразительное чтение стихотворения «19 октября».
-К кому обращается поэт? Найдите обращения в тексте.(«Друзья мои!...»; «...пируйте, о друзья!» и др.)
-Какое впечатление оказало на вас стихотворение? Меняется ли настроение во время прочтения? (Начало звучит печально, конец-оптимистично).
3.Слово учителя:
Александр Сергеевич Пушкин входил в число первых выпускников Царскосельского лицея, который был открыт 19 октября 1811 года. С тех пор лицеисты встречались каждый год в день открытия этого учебного заведения. Но в 1825 году Пушкин за вольнодумство находился в ссылке в Михайловском. Он не был на встрече, но передал друзьям послание — стихотворение «19 октября», которое было прочитано перед присутствующими.
А.С.Пушкин придавал огромное значение дружбе. Он умел дружить, был очень верным и бескорыстным другом. Всю свою жизнь А.С.Пушкин был окружен такими же преданными друзьями, как он сам. Через всё творчество Пушкина проходит мотив дружбы. Стихотворение «19 октября» проникнуто любовью к тем, с кем поэт разделил свои лучшие лицейские годы. Здесь он прославляет лицейское братство, дружеский союз.
4.Работа в паре (анализ 1 строфы стихотворения)
Первая строфа стихотворения несёт в себе определенный смысл.
Задание: прочитайте выразительно 1 строфу стихотворения и заполните таблицу.
| Слова и словосочетания, выдающие эмоциональное состояние лирического героя | Средства художественной выразительности |
Примеры | Поневоле, скроется, увянувшее поле... | Инверсия: «Сребрит мороз...»; «Проглянет день как будто поневоле...»… Сравнение: «...как будто поневоле...» Обращение |
Значение | Подчеркивает настроение героя | Выразительное описание природы. Сравнение говорит об унылом, «подневольном» дне, таком же, как и сам поэт. Обращения подчеркивают одиночество героя. |
Вывод: в первой строфе стихотворения мы видим гармонию человека и природы. Поэт одинок, с ним только неодушевленные предметы.
Мотив одиночества звучит и во второй, и в третьей строфе:
Печален я: со мною друга нет…
Я пью один...
Далее в последующих строфах Пушкин рассказывает о друзьях-лицеистах: А.А.Дельвиге, И.И.Пущине, В.К.Кюхельбекере, А.М.Горчакове, Ф.Ф.Матюшкине. Вспоминает об ушедшем в мир иной Н.А.Корсакове.
5. Беседа по стихотворению
-Возникает ли с третьей строфы ощущение, что Пушкин не один? Почему? (Звучит много вопросов к друзьям, поэт как будто бы ожидает ответа).
-Кто из лицеистов тоже не смог побывать на встрече?
- В какой строфе мы видим, что настроение резко меняется? (В седьмой строфе звучит обращение к друзьям-лицеистам. Эти строки называют «манифестом дружбы»)
-Кто из друзей посетил Пушкина в Михайловском?
-Как сложилась судьба бывших лицеистов?
-О чём говорит поэт в 15 строфе? («Промчится год, и с вами снова я...»)
-Как после этого меняется настроение героя?
-За кого звучат тосты? (За наставников, за царя, за лицей).
-Почему Пушкин упоминает царя? («Он взял Париж, он основал лицей»)
-К кому обращается поэт в последней строфе стихотворения?(К «несчастному другу», которому суждено пережить всех друзей-лицеистов и праздновать одному день Лицея)
-Как поменялось настроение в конце стихотворения?
-Так что же для А.С.Пушкина значила дружба?
-Можно ли стихотворение «19 октября» назвать гимном дружбы?
6. Анализ стихотворения «Туча».
Следует обратить внимание учащихся на разноплановость стихотворения:
1. Зарисовка природы.
2.Отклик на десятилетие восстания декабристов.
7. Групповая работа
Задание: пользуясь справочными материалами, дать определения средствам художественной выразительности и найти их в стихотворении.
Группа 1
Средство художественной выразительности | Определение | Пример |
Эпитет | Образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным | "Последняя туча»,«рассеянной бури»,«ясной лазури», «унылую тень», «ликующий день», «таинственный гром», «алчную землю», «с успокоенных небес» |
Группа 2
Средство художественной выразительности | Определение | Пример |
Олицетворение | Перенесение человеческих черт на неодушевлённые предметы и явления. | «ты несешься», «ты наводишь», «ты печалишь», «молния...обвивала», «ты издавала… поила», «ветер… гонит», «земля освежилась», «пора миновалась» |
Группа 3
Средство художественной выразительности | Определение | Пример |
Аллитерация | Повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность | «Последняя туча рассеянной бури! Одна ты несешься по ясной лазури...» |
IV. Закрепление изученного материала.
Обсуждение вопросов учебника
V. Подведение итогов
-Почему стихотворение «19 октября» называют «гимном дружбы»?
-Какую роль в жизни А.С.Пушкина играли друзья и дружба?
-Назовите темы стихотворения «Туча».
VI. Домашнее задание
1. сделать краткий конспект биографии поэта.
2. Выучить наизусть стихотворение «Туча».